Вегетарианство как нравственная ценность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:18, доклад

Краткое описание

В общественном сознании сосуществуют два вида жестокости. Жестокость первого вида — по отношению к человеку — осознается и порицается, другая же — по отношению к природе — узаконена, приобрела силу привычки, не подпадает под моральный анализ и, естественно, осуждение. Она получила «права гражданства» на заре человеческой цивилизации с благословения суровых законов борьбы за выживание. Но все больше и больше появляется людей, которые стремятся расширить рамки гуманности, становясь, в частности, на путь вегетарианства.
В древние времена жестокость заявляла о себе и в суровых межчеловеческих отношениях (апогей которых — каннибализм), и в безжалостном отношении к природе. По мере исторического процесса нравы межличностных отношений смягчались, в то время как бездушие по отношению к природе сохранялось и усугублялось. И в современном цивилизованном обществе по сравнению с прошлым, значительно более гуманным, царит грубейшее, архаичнейшее варварство по отношению к природе. Причем эта «реликтовая» жестокость тщательно укрывается и обществом, и каждым отдельным человеком от суда совести. Только экологические трудности поставили в полной мере перед широкой общественностью проблему правомерности, и более того, острейшей необходимости распространения ответственности человека с исключительно межличностных отношений на мир в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

ВЕГЕТАРИАНСТВО КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ.docx

— 165.74 Кб (Скачать файл)

Наряду  с ответственностью, стержнем экологической  этики является любовь к природе. Часто любовь к природе считают  чем-то несерьезным, чуть ли не выдумкой писателей. Как можно любить всю  природу, в которой есть приносящие вред человеку виды? На самом же деле, как справедливо отметил В. Вундт, чувство скорее ведет к альтруизму, чем рассудок. «Чистый, не обоснованный на эгоизме альтруизм естественно  мог развиться только при переходе от рассудочной морали к морали чувства, при допущении, что непосредственные чувства симпатии и любви являются основами альтруистического поступка. 
Рассудку трудно бывает побороть соображения собственной выгоды, а для чувства любви, жалости, сострадания достаточно бывает мгновения. Поэтому к экологической этике ближе путь через чувство любви, чем расчет, через благоговение перед природой, чем принятие экологического законодательства, которое еще надо приучиться исполнять. Здесь, как в отношениях между людьми, лучше, если все будет основываться, как предлагал Конфуций, на нравственности, а не на принуждении. В связи с этим большое внимание в экологической литературе уделяется понятию экологической чувствительности, под которой понимается более тонкое проникновение с помощью чувств человека в мир природы.

Необходимость более любовного и ответственного отношения к природе обосновывается и в мистике XX века. В главе 3 «Розы  мира» «Отношение к животному  царству» Д. Андреев пишет: «Ценность  материальная или духовная какого-либо объекта, материального или духовного, возрастает вместе с суммой усилий, затраченных на то, чтобы он стал таким, каков он есть». Из этого следует, что «ценность инфузории меньше ценности насекомого, ценность насекомого меньше ценности млекопитающего, ценность этого последнего еще далека от ценности человека». Но в противовес принципу духовной ценности существует принцип  нравственного долга, который можно  сформулировать так: 
«Начиная со ступени человека, долг существа по отношению к нижестоящим возрастает по мере восхождения его по дальнейшим ступеням». Таким образом, экологическая этика возможна даже если мы оставим в стороне дискуссионный вопрос о равноценности всего живого в силу несопоставимой внутренней ценности каждого существа.

«На первобытного человека уже возлагался долг по отношению к прирученным  животным. И не в том он состоял, что человек должен был их кормить  и охранять... Этический же долг первобытного человека заключался в том, что он должен был то животное, которое  приручал и которым пользовался, любить» (Там же). В настоящее время, когда человек может уничтожить все живое на Земле, этого уже  мало. «Разве мы не в состоянии любить и тех животных, от которых не получаем непосредственной пользы —  диких животных, по крайней мере тех из них, которые не приносят нам  вреда?».

Не  только живая, но и неживая природа  может быть объектом любви. Здесь  мы переходим от экологической этики  к этике глобальной, в соответствии с которой человек ответственен за всю природу. В Древней Греции человек рассматривался как «микрокосм», который заключает в себе как  в части всю 
Вселенную как «макрокосм». Эти представления переняли древнеримские стоики; известны они и в русской философии. Что необходимо ныне для человека — не только ощущать себя частью Универсума, но и чувствовать ответственность за все окружающее его. В этом суть экологической и глобальной этики.

Шаги  гуманизма

Толстой и Ганди не злоупотребляли терминам «гуманизм», но они занимались тем, что находится в ядре гуманизма  — проблемой ненасилия. Если же говорить о собственно гуманизме, то первой его  исторической формой был нравственно-ритуальный гуманизм Конфуция.

Социальный  кризис в Китае за 6 веков до нашей  эры создал Конфуций, который принял вызов времени. Помогло ему, как  ни странно, отсутствие в 
Китае пантеона богов, который подсказал бы мифологический ответ. Конфуцию пришлось обратиться к человеческой личности, т. е. использовать средства, которые и необходимы для выработки гуманистического учения. Мистически- религиозная направленность мышления древних индийцев и рационально- философская направленность мышления древних греков препятствовали зарождению гуманизма в Индии и Греции, да и социальный кризис у этих народов в условиях функционирования небольших государств был, по-видимому, не столь острым. Так или иначе, выбор пал на Китай.

Главный довод Конфуция: в человеческом общении  — не только на уровне семьи, но и  государства — важнее всего мораль. Главное слово для Конфуция —  взаимность. Эта отправная точка  отличала Конфуция и от религии, и  от философии, для которых основными  понятиями были вера и разум.

Идеалом государственного устройства, по Конфуцию, является семья. 
Правители должны относиться к подданным, как хорошие отцы, а те — почитать их. Высшие чиновники должны быть благородными мужами и показывать низшим пример человеколюбия, действуя в соответствии с «золотым правилом» этики.

Мораль  несовместима с насилием над человеком. На вопрос: «Как вы смотрите на убийство людей, лишенных принципов, во имя приближения  к этим принципам?" Кун-цзы ответил: «Зачем, управляя государством, убивать  людей? 
Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым».

На  вопрос: «Правильно ли отвечать добром на зло?» Учитель ответил: «Как можно  отвечать добром? На зло отвечают справедливостью». Хотя это не доходит до христианского  «возлюбите врагов ваших», но не свидетельствует, что в ответ на зло следует  применять насилие. Справедливым будет  ненасильственное сопротивление.

Человеколюбием  Конфуций называл сдерживание себя в соответствии с требованиями ритуала. Для Конфуция ритуал жертвоприношения выше жалости к животным. В этом доэкологический характер его гуманизма. Основой гуманизма 
Конфуция выступает почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям. Но ныне на первый план выходит забота о «братьях наших меньших». 
Это новое и в то же время старое.

В конечном счете, христианство победило древний  мир не насилием, а силой духа и жертвенностью. Заповеди Христа вполне допускают распространение на природу. Так, пятая евангельская заповедь, которую 
Толстой считает относящейся ко всем чужим народам, вполне может быть расширена до «возлюбите природу».

Но  победив и создав могущественную церковь, христианство повернуло от мученичества праведников к мучительству инквизиции. К власти приходили люди, для которых главным была власть, а не христианские идеалы, и они-то дискредитировали веру в христианство, способствуя обращению взоров подданных  к древности. Пришла эпоха Возрождения  с новым пониманием гуманизма.

Новоевропейский гуманизм — это радость расцвета творческой индивидуальности, которая  с самого начала была омрачена стремлением  к покорению. Это подтачивало  творчески-индивидуалистический западный гуманизм и вело к постепенной  утрате доверия к нему.

Ж.-П. Сартр дает два определения гуманизма, которые, с его точки зрения, совершенно различны. «Под гуманизмом можно понимать теорию, которая рассматривает человека как цель и высшую ценность». Такой  гуманизм, по 
Сартру, ведет к фашизму. Добавим — к экологическому кризису. Тот, кто ставит себе задачу владычества над миром, тот становится рабом — и мира, и техники, с помощью которой покоряется мир.

Второе  понимание гуманизма, по Сартру, заключается  том, что человек находится постоянно  в мире, реализуя себя в поиске цели, которой может быть освобождение или иное конкретное самоосуществление. Конечно, в таком гуманизме тоже не много гуманности.

Объявление  Сартром экзистенциализма — модного  философского течения XX века, учреждающего приоритет индивидуального человеческого  существования, — гуманизмом вызвало  «Письмо о гуманизме» М. Хайдеггера, в котором он подверг уничижительной критике понятие гуманизма в  западной культуре Нового времени.

Пройти  путь от «человек — это звучит гордо» до «человек ответственен за самого себя»  и посчитать это этапами гуманизма  — значит расписаться в его  неудаче. Такой гуманизм сродни чувству  вины за все, что человек натворил. 
Вряд ли говоря «человек — это звучит гордо», горьковский герой имел в виду способность человека к самообличению, которое так коррелирует со способностью к самообману.

Глубокий  мыслитель Хайдеггер повял, что  разрешить человеку делать все, что  он хочет, — еще не гуманизм, потому что не гарантирует гуманности поведения. Это условие гуманизма, но не больше.

Отвечая на вопрос: «Каким образом можно  возвратить какой-то смысл слову 
«гуманизм», Хайдеггер определяет гуманизм как «раздумье и забота о том, как бы человек был человечным, а не бесчеловечным, «негуманным», то есть отпавшим от своей сущности». Но что такое сущность человека, вопрошает 
Хайдеггер, и возвращается к греко-римскому «культивированию человека».

По  Хайдеггеру, «высшие гуманистические  определения человеческого существа еще не достигают подлинного достоинства  человека». В философии 
Нового времени под гуманизмом, по существу, понимался антропоцентризм, который в своем самоутверждении дошел до отрицания всего, что вне его.

Гуманизм  Хайдеггера мыслит «человечность человека из близости к бытию. 
Но это вместе и гуманизм, в котором во главу угла поставлен не человек, а историческое существо человека с его истоком в истине бытия». К позиции 
Хайдеггера близок Бердяев. Повторяется та парадоксальная истина, что человек себя приобретает и себя утверждает, если он подчиняет себя высшему сверхчеловеческому началу и находит сверхчеловеческую святыню как содержание своей жизни». «Гуманизм и индивидуализм не могли решить судьбы человеческого общества, они должны были разложиться».

В гуманизме  Нового времени произошла подмена, и он ушел в индивидуализм, а затем  в потребительство с реакциями  социалистической и националистической. Нигилизм и самоотрицание ведут  к торжеству агрессивно- потребительских  ценностей.

Насилие создает стены — зримые и незримые, которые необходимо разрушить. Но разрушить  их можно отказом от самого фундамента, т. е. насилия как такового. Гуманизм не может спасти ритуал и индивидуализм. Обе исторические формы гуманизма  были несовершенны потому, что в  них не было сердцевины гуманности — ненасилия. В гуманизме Конфуция ритуал был выше жалости к животным, в гуманизме Возрождения творчество ориентировалось на господство над  природой.

Для гуманизма индивидуальность важна, потому что без личного осознания  действие не имеет смысла. Гуманизм Конфуция заключил себя в ритуале, и  необходимо стало обращение к  личности, которая сама для себя решает, что ей нужно. Но в этом обращении  новоевропейский гуманизм отринул  окружающее бытие.

Освобождение  от сковывающих ритуалов благотворно, но без ущерба для нравственности, от которой в своей агрессивно-потребительской  вседозволенности гуманизм Нового времени  все дальше отходил. Западный гуманизм — антитезис конфуцианскому, но вместе с подчиненностью личности общественным порядкам, он выплеснул гуманность. Произошла подмена гуманизма  под влиянием развития западной материальной цивилизации, которая заменила гуманистическое  желание «быть» агрессивно-потребительским  желанием «иметь».

Хайдеггер прав в том, что европейский гуманизм исчерпал себя в индивидуализме и  агрессивности. Но гуманиизм — не только западное детище. 
Возможны иные пути развития цивилизации. Их пролагают и проповедуют 
Толстой, Ганди, Швейцер, Фромм. Хайдеггер понял, что гуманизм Нового времени неприемлем, но то, что он предложил вместо него, и то, что Швейцар сформулировал как «благоговение перед жизнью», тоже гуманизм в смысле человечности, уходящей корнями в древнюю гуманность.

Принципы  экологического гуманизма

Как только в цивилизованных странах  в результате достижений науки и  техники стало снижаться насилие  над человеком, так благодаря  им же возросло насилие человека над  природой. Эксплуатация природы как  бы частично заменила эксплуатацию человека. Поэтому стал нужен гуманизм, распространенный на природную среду.

Необходима  концепция, которая могла бы ответить на вызов столетия, на все нынешние кризисы вместе взятые — экологические, социальные, внутриличностные. Таким  ответом и призван стать экологический  гуманизм, главная идея которого —  отказ от насилия над природой и человеком.

Современная цивилизация не учит умению жить вместе с людьми и природой. 
Агрессивно-потребительская ориентация с ее стремлением взять у природы все, что хочется человеку, привела к экологическому кризису. Современная экологическая ситуация, дает импульс к новому типу цивилизации.

Традиционное  понимание гуманизма, по Хайдеггеру, метафизично. Но бытие может дарить себя, а человек — относиться к нему с благоговением, что сближает подход Хайдеггера и Швейцера. Природа  входит в сферу морали как следствие  возросшего научно-технического могущества человека.

Беда  западной цивилизации, по Швейцеру, в  том, что она пыталась удовлетвориться  культурой, оторванной от этики. Но конечной целью должно быть духовное и нравственное совершенство индивида. Новоевропейская  культура посчитала, что духовность придет с ростом материального благосостояния, а этого не случилось.

Возрождая древний принцип ахимсы, Швейцер  писал: «Для истинно нравственного  человека всякая жизнь священна, даже та, которая с нашей человеческой точки зрения кажется нижестоящей» за Толстым и Ганди, которые говорили о законе любви, Швейцер пишет  о воле к любви, которая стремится  устранить самораздвоенность воли к жизни.

Хайдеггер выявил недостаточность гуманизма  эпохи Возрождения в наше время. Критикуя современный гуманизм, Хайдеггер  вел, по существу, к необходимости  синтеза гуманизма Конфуция с  новоевропейским гуманизмом. Этот синтез не будет простым соединением  того и другого, а качественно  новым образованием, соответствующим  нашему времени. Синтез западного и  восточного гуманизма должен соединить  следование нравственным максимам с  творением нового.

Информация о работе Вегетарианство как нравственная ценность