Вегетарианство как нравственная ценность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:18, доклад

Краткое описание

В общественном сознании сосуществуют два вида жестокости. Жестокость первого вида — по отношению к человеку — осознается и порицается, другая же — по отношению к природе — узаконена, приобрела силу привычки, не подпадает под моральный анализ и, естественно, осуждение. Она получила «права гражданства» на заре человеческой цивилизации с благословения суровых законов борьбы за выживание. Но все больше и больше появляется людей, которые стремятся расширить рамки гуманности, становясь, в частности, на путь вегетарианства.
В древние времена жестокость заявляла о себе и в суровых межчеловеческих отношениях (апогей которых — каннибализм), и в безжалостном отношении к природе. По мере исторического процесса нравы межличностных отношений смягчались, в то время как бездушие по отношению к природе сохранялось и усугублялось. И в современном цивилизованном обществе по сравнению с прошлым, значительно более гуманным, царит грубейшее, архаичнейшее варварство по отношению к природе. Причем эта «реликтовая» жестокость тщательно укрывается и обществом, и каждым отдельным человеком от суда совести. Только экологические трудности поставили в полной мере перед широкой общественностью проблему правомерности, и более того, острейшей необходимости распространения ответственности человека с исключительно межличностных отношений на мир в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

ВЕГЕТАРИАНСТВО КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ.docx

— 165.74 Кб (Скачать файл)

Каковы  же нравственные и философские основы ненасилия в индуизме. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться непосредственно  к анализу проблем ненасилия, который дается в замечательном  памятнике индийской литературы, философии, религии - «Бхагават-гите».

Содержание  книги, входящей в качестве составной  части в «Махабхарату», составляет разговор между Арджуной и Кришной, принявшим облик принца одной  из царских династий перед началом  сражения. В этом разговоре излагаются основы мироздания, религии, роль и  назначение человека и его путь к  спасению.

Диалог  начинается с того, что Арджуна  высказывает сомнение Кришне, взявшему на себя роль возничего колесницы  прославленного лучника принца Арджуны, о целесообразности войны, т.е. совершения насилия, сомневается также в  том, имеет ли он моральное право  на войну, тем более что на противоположной  стороне находятся его родственники. На что Кришна отвечает, что со смертью  человек не исчезает, а затем раскрывает смысл идеи о переселении душ  и учения о предопределении. Основная задача человека, в том числе и  в этом конкретном случае, - не выходить из равновесия, сохранить твердость  духа и в счастье, и в несчастье. Душа же не претерпевает изменений, она  бессмертна.

Таким образом, в приведенном отрывке  ненасилие не признается ценностью. Поскольку душа человека вечна, то в  принципе жизнь и смерть не имеют  значения, что делает возможным оправдать  насилие. Однако дальнейший ход мысли  показывает, что все гораздо сложнее. Оправдывается, как в приведенной  ситуации, только насилие во имя  определенных принципов. Во имя религиозных  принципов, например, оправдывается  жертвоприношение. Кришна утверждает, что сражение предопределено свыше, как предопределен и его исход, а задача Арджуна как в этом, так и в другом деле исполнять  свой долг, главное состоит в том, чтобы делать свое дело (любое), не привязываясь к результатам, к продуктам деятельности. Отказ же от долга, предначертанного свыше, есть религиозный грех.

В «Бхагават-гите»  неоднократно подчеркивается, что самое  важное для человека - это отрешенность от мира, от чувственных удовольствий, материального богатства. Плоды  деятельности не принадлежат человеку. Рассуждения заканчиваются призывом: «Сражайся! Отбрось все сомнения». Тем самым как бы оправдывается  насилие, но только то, которое предначертано  свыше; во всех иных случаях утверждается принцип ахимсы как один из основополагающих нравственных принципов. Отмечается, что  все качества, в том числе и  отказ от насилия, сотворены Верховным  Брахмой. Ахимса как отказ от насилия  означает, что не следует совершать  поступков, причиняющих страдания  или беспокойство другим. Ахимса означает также, что людей необходимо обучать  таким образом, чтобы можно было достичь полной реализации возможностей человеческого тела, которое предназначено для духовного самосознания, поэтому любое движение или поступок, не ведущие к этой цели, есть насилие над собой. То, что приближает духовное счастье всех людей, называется отказом от насилия.

Отказ от насилия в «Бхагават-гите» - это  этический принцип и знание, выступающее  в противовес невежеству.

В других текстах этой книги ненасилие  рассматривается и как качество, присущее праведным людям, наделенным божественной природой, наряду с очищением  своего существования, развитием духовного  знания, благотворительностью и др. В то же время особо подчеркивается ценность древнего, первоначального  значения термина «ахимса», именно как «непрерывание чьей-либо жизни»; например, если животное убивают преждевременно, то ему снова придется возвращаться в эту форму жизни, чтобы завершить  положенный срок существования в  ней, и лишь затем перейти в  следующую форму. Ненасилие выступает  и в качестве особой формы аскетизма.

Таким образом, ненасилие по отношению  к человеку и всему живому на Земле  выступает, с одной стороны, как  некоторая ценность, выражающаяся одновременно и как этический принцип, и  как знание, и как божественное качество, и как форма аскетизма. По своему содержанию это: а) непрерывание чьей-либо жизни, так как человек  не вправе нарушить произвольно цепь перевоплощений; б) отказ от поступков, причиняющих страдания и беспокойство другим; в) ненасилие - это также все  то, что способствует духовному счастью  всех людей. С другой стороны, не само по себе ненасилие самоценно, а лишь в связи с обращенностью каждого  человека к Верховному Божественному  Началу - Брахме. Насилие недопустимо, если оно совершается человеком  по личному произволу. От такого насилия  нужно отказываться, преодолевая  в себе наклонности к принуждению, не говоря о самом факте насилия, в то же время оно допустимо, если совершается по высшему божественному  предначертанию, когда человек выполняет  свой долг и не может в силу определенных законов поступить иначе.

Даосизм. Основателем даосизма считается древнекитайский философ Лао-цзы, написавший трактат «Дао-дэ-цзин». В центре даосской концепции учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао находится везде и во всем, его никто не создал, все происходит от него, оно всему дает начало, форму и имя. Познать Дао, «путь», слиться с ним, следовать ему - в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется Дао через Дэ, и если Дао все порождает, то Дэ все вскармливает. Так же, как и в других религиозных концепциях Востока, постичь Дао можно через самоотречение, уход от страстей и суетности жизни. Достигается это при помощи специальных процедур, получивших название даосской йоги.

С точки  зрения анализа проблемы ненасилия  даосизм интересен тем, что он выступил против всякого манипулирования  личностью, которое признавалось конфуцианством. Даосизм утверждает принцип ненасилия  прежде всего для каждого человека, ставшего на путь познания великого Дао. Этот процесс познания нельзя ускорить или замедлить, нельзя навязать, каждый индивид в соответствии со своей  духовной природой проходит свой путь сам. Для этого необходимо забыть все нормы и условности, а вместе с этим свое « Я ».

В качестве универсального принципа и одновременно метода достижения Дао является принцип  «не-деяния» («у-вэй»), который в контексте  обсуждаемой проблемы имеет большое  значение для понимания сути ненасилия. Принцип «не-деяния» означает не неделание, а отстранение от своих  дел, своих мыслей, переживаний, страстей, т.е. умение встать по отношению к  себе как бы в позицию стороннего наблюдателя, приобрести то, что мы сегодня называем эмоциональной  устойчивостью. Если в негативном смысле «не-деяние» характеризуется как  «ненарушение естественного хода вещей», «отказ от насильственного вмешательства  в природу человека», то в позитивном как «деяние-через-не-деяние». Такого рода «не-деяние» давало возможность  преодолеть свой страх перед угрозой  нападения, смертельной опасностью, с одной стороны, закладывало  основу для побед, например, в единоборствах - с другой. Такой подход стал условием для так называемого ненасильственного  сопротивления и нашел в последующем  развитие в ненасильственном взаимодействии и с людьми, и с природой.

Таким образом, хотя в даосизме специально и не решалась проблема ненасилия, однако разрабатывались ее принципиальные положения, которые в дальнейшем развивались другими религиозными и философско-этическими концепциями. Это положения даосизма о недопустимости насилия над природой человека, о  следовании естественности окружающего  мира в целом; т.е. индивид самостоятельно, в соответствии со своими наклонностями  и способностями должен вступить на путь единения с Дао, а также  фундаментальный принцип недеяния как условие приобретения эмоционального равновесия, что является предпосылкой отказа от насилия.

Ислам. Догматика ислама сводится к следующим положениям: вера в Бога, предполагающая внутреннюю убежденность, исповедание веры словом и совершением добрых дел; исповедание, что Мухаммед - пророк Аллаха; признание существования ангелов и злых духов; ожидание Страшного Суда; убеждение, что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяние за свои дела: кто праведники- блаженство в раю, а грешники - мучения в аду; признание существования божественного предопределения, поскольку Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.

В соответствии с догматикой строятся практические и обрядовые заповеди, к которым  относятся: пятикратная ежедневная молитва; обязательное омовение перед  молитвой и в других специально оговоренных  случаях, налог в пользу бедных, ежегодный  пост и паломничество (хадж) в Мекку.

Рассмотрим  теперь, каким образом ставится проблема ненасилия в мусульманстве. В  отличие от других религий в исламе полностью оправдывается насилие  по отношению к неверным, особенно к последователям тех религий, которые  не имеют Писания. Коран содержит воинственные призывы к борьбе с  многобожниками; вина же за убийство неверных здесь снимается.

Достаточно  жесткая система наказаний предусматривается  в Коране за различного рода нарушения  этических и правовых норм. Все  действия людей разбиты на пять категорий: 1) обязанность или необходимое  действие; сюда вошли действия, совершение которых вознаграждается, а несовершение влечет наказание; 2) рекомендуемое  действие, за которое полагается награда, но несовершение которого не наказывается; 3) дозволенное действие или безразличное действие; 4) предосудительное действие, но ненаказуемое; 5) запрещенное действие и наказуемое. В Коране в полной мере нашел отражение так называемый «закон уравновешивания» в его исходной первоначальной формуле: «око за око, зуб за зуб», что выражает понимание о справедливости через признание мести. Суть же справедливости состоит в том, что отвечать (мстить) нужно однородным действием. Однако такого рода предписание допускает в отличие от некоторых языческих религий отсрочку наказания и уплату денежного штрафа, но только за первое убийство. Вообще же в Коране убийство осуждается, хотя и делается исключение для убийств в ходе священной войны - джихада. Делаются здесь различия в убийстве предумышленном и убийстве случайном. Во втором случае месть не применима и заменяется выкупом. Следует указать и на факт строгого наказания за воровство, которое предусматривает отсечение кисти руки вору или воровке. Предусматривается система наказаний и за нанесение морального ущерба, например ростовщичество запрещено многими стихами Корана. В ряде положений Корана принижаются права женщин, оправдывается ограничение их свободы, дискриминация, а узаконивается принуждение. Однако отношение к женщине в исламе определяется ее обязанностями матери и жены, данными ей Аллахом. В то же время в Коране определяются имущественные и социальные права женщин, что способствовало упрочению статуса женщины в семье и обществе.

Таким образом, видно, что в данной религиозной  системе идеи ненасилия найти  достаточно сложно. Но тем не менее  в силу того что ненасилие является действительно общечеловеческой ценностью, оно не могло быть не представлено в исламе, в частности в Коране. Во-первых, здесь звучат призывы  к кротости и доброте, обещается  награда для людей богобоязненных, сдерживающих гнев, прощающих ближних. Во-вторых, здесь встречаются призывы  к ненасилию: «Воздай добром за зло, и ты увидишь, как твой враг обратится  тебе в друга и покровителя. Но только человек настойчивый достигнет  такого совершенства; только тот достигнет  его, кому оказывается особое благорасположение».

Итак, в исламе, с одной стороны, провозглашается  закон «воздающей справедливости» - «за добро - добро», «за зло - зло»; во имя религиозных принципов  оправдывается насилие фактически во всех сферах жизнедеятельности и  в отношении человека, и в отношении  окружающей среды, но, с другой стороны, здесь приветствуется умеренность, способность сдерживать эмоции, стремление совершать добрые дела.

Христианство. Наиболее последовательно проблема ненасилия решается в христианстве. Основными идеями христианства являются такие, как идея греховности, идея спасения и искупления, идея богочеловека-спасителя. Из идеи греховности выросло, с одной стороны, учение о грехопадении как причине всех несчастий, обрушившихся на человечество, с другой - учение об избавлении, спасении. Таким избавителем и спасителем признается Иисус Христос, который принес себя в жертву человечеству, миру. Его добровольная жертва избавила человечество от греха. Поэтому вера в Иисуса Христа, следование его учению - путь личного спасения для каждого верующего. Эти положения способствовали образованию двух полюсов нравственности - добра и зла. Ни в какой другой религии проблема добра и зла не была поставлена так радикально, как в христианстве.

Мир создан Богом, который благ, всемогущ и добр, об этом же свидетельствует  концепция искупления; поэтому в  качестве центрального по сложности  ставится вопрос о происхождении  зла.

О природе  и происхождении зла, об отношении  зла к Богу (теодицея) в христианстве сложилась достаточно целостная  концепция. Отечественный историк  философии А.П.Скрипник, анализируя христианскую концепцию зла, раскрывает понимание зла в христианской теодицеи. Теодицея - это оправдание Бога за наличное в мире зло. Например, Августин Блаженный предлагал два  аргумента: метафизический и эстетический. Согласно первому зло произошло  не от Бога, а от небытия, из которого Бог создал мир. Согласно второму  зло как контраст добра, его тень, является таковым только для человеческого  восприятия, а в целом есть часть  всеобщего порядка и служит совершенству Вселенной. Греховность и порок, дурные сами по себе, укрепляют веру и добродетели. С этой целью Бог  и «допускает» их возникновение. Августин высказывает также идею о саморазрушении, самонаказании  зла, что фактически обосновывает идею непротивления.

А.П. Скрипкин излагает также христианское учение о грехе и природе зла  в свете мифа о первородном  грехе. В Новом Завете можно найти  достаточно подробную классификацию  греховных действий и качеств: ложь, блуд, лукавство, корыстолюбие, злоба, зависть, убийство, распри, обман, злонравие, злоречивость, клевета, богоненавистничество, обида, самохваление, гордыня, изобретательность  на зло, непослушание родителям, безрассудность, вероломство, нелюбовность, непримиримость, немилостивость и многое другое. Склонность к греху объясняется двойственностью  человека, обладающего телом и  душой. Добрые начала нередко заглушаются  чувственными побуждениями. Так появляется грех, а от него и зло. Первое греховное  деяние - грехопадение Адама и Евы. Первородный грех выражается в слабости воли, неспособности решиться на добро, в незнании Бога и добра, в активном стремлении к пороку. Отсюда, чтобы  прийти к спасению, необходимо приобщиться  к Богу, преодолеть в себе гордыню. Именно гордыня составляет основу греха  и зла. Таким образом, зло - это  извращенная, гипертрофированная форма  самоутверждения человека.

Информация о работе Вегетарианство как нравственная ценность