Вегетарианство как нравственная ценность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:18, доклад

Краткое описание

В общественном сознании сосуществуют два вида жестокости. Жестокость первого вида — по отношению к человеку — осознается и порицается, другая же — по отношению к природе — узаконена, приобрела силу привычки, не подпадает под моральный анализ и, естественно, осуждение. Она получила «права гражданства» на заре человеческой цивилизации с благословения суровых законов борьбы за выживание. Но все больше и больше появляется людей, которые стремятся расширить рамки гуманности, становясь, в частности, на путь вегетарианства.
В древние времена жестокость заявляла о себе и в суровых межчеловеческих отношениях (апогей которых — каннибализм), и в безжалостном отношении к природе. По мере исторического процесса нравы межличностных отношений смягчались, в то время как бездушие по отношению к природе сохранялось и усугублялось. И в современном цивилизованном обществе по сравнению с прошлым, значительно более гуманным, царит грубейшее, архаичнейшее варварство по отношению к природе. Причем эта «реликтовая» жестокость тщательно укрывается и обществом, и каждым отдельным человеком от суда совести. Только экологические трудности поставили в полной мере перед широкой общественностью проблему правомерности, и более того, острейшей необходимости распространения ответственности человека с исключительно межличностных отношений на мир в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

ВЕГЕТАРИАНСТВО КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ.docx

— 165.74 Кб (Скачать файл)

Сильно  сказано, что не помешало Марксу и  Энгельсу создать одну из самых влиятельных  идеологий в мире. Впрочем, мы разрешим возникшее противоречие, если вспомним, что в философской системе  Гегеля, ставшей основой марксистской идеологии, «ложный» означает «частично  истинный» — для данного времени  и места. Рассуждая с позиций  горизонта Абсолютной Идеи, идеология  как система взглядов, выражающая интересы класса, нации и т. д., не может не быть ложной, так как ограничена определенными потребностями и запросами. 
С другой стороны, отдельный человек как целостная личность должен уметь сам формулировать свои личные взгляды и интересы, преодолевая классовые, национальные и другие ограничения.

Это в идеале, когда каждая кухарка  сможет управлять государством , и  оно вообще отомрет за ненадобностью. А в данный момент в сложившихся  условиях существования нынешнего  человека? К чему, скажем, может привести ослабление или ликвидация государства? Только к жестокой схватке соперничающих  мафиозных группировок, подавлять  которые придется войскам соседних стран. К чему может привести объявление деидеологизации вплоть до названия идеологии как таковой ложной и устаревшей? Только к тому, что  развернется жестокая, порой невидимая  борьба между различными идеологиями, которые будут стремиться занять освободившееся место.

Да, в идеале каждый человек должен быть сознательным гражданином, и такому государство скорее мешает. В идеале каждый сам создает себе свою идеологию, которая ему больше подходит в  соответствии с его желаниями  и совестью. Но на практике необходимо и то, и другое. Как государство  необходимо не только для закабаления  масс господствующим классом, но и для  борьбы с преступниками внутри страны и агрессорами вне ее; как религия  необходима не только как «опиум для  народа», но и как совместный поиск  путей перехода из этого мира в  мир иной; так и идеология не только ложное сознание, но и духовный посох для совместной жизни в  этом мире, система взглядов, помогающая людям объединяться во имя общих  посюсторонних целей.

Как бы ни проповедовали деидеологизацию, идеологии реально существуют, и  в этих условиях лучше, если каждый человек будет способен ориентироваться  в том, какие идеологии присутствуют и борются в настоящее время, чтобы сделать сознательный выбор, а не играть на руку силам, которые, не провозглашая открыто своих целей, пытаются перетянуть на свою сторону  и заставить служить себе доверчивых обывателей.

Какие же типы идеологий реально существуют в настоящее время и что  собой представляет экологическая  идеология?

Идеология как массовая система взглядов основана на совокупности идей, способствующих объединению всего общества или  части. Среди второго типа в зависимости  от того, кто с кем объединяется, можно выделить идеологии классовой  солидарности — социалистическую, коммунистическую; идеологии национальной солидарности — фашистскую, нацистскую; и идеологии религиозной солидарности — индуизм, ислам, католичество, православие. Впрочем, религия обращается к родовому в человеке, претендует на общечеловеческий характер своих ценностей и превращается в идеологию только тогда, когда  разделяет всех людей по отношению  к принятию ее догм на «верных» и  «неверных»:

Что касается идеологий первого типа, которые слишком «мягки», чтобы  дойти до противопоставления людей  и остаются на базе общечеловеческих интересов, то их условно можно разделить  на две разновидности: потребительские  — обращающиеся к «животу» как  общечеловеческой ценности и нравственные — обращающиеся к общечеловеческим ценностям разума, духа, совести. К последним относятся учения Конфуция, Сократа, Платона и т. п.

Сюда  же попадает экологическая идеология. Ее новизна и специфика в том, что она преодолевает не только классовые, национальные и религиозные разногласия, но и свойственный всем существующим идеологиям антропоцентризм, ориентируясь не только на общечеловеческие, но и, так  сказать, обще жизненные ценности, единые для человека и природы. 
Экологическая идеология —это идеология жизни, солидарности человека и природы. Из идеологий первого типа она, несомненно, ближе к нравственной, чём потребительской разновидности, поскольку солидаризировавшемуся с природой человеку приходится отказаться от доминанты частных потребностей.

В свое время Маркс и Энгельс различали  социализм христианский, консервативный и т. п. Так бывает в период зарождения идеологии. И сейчас можно насчитать  несколько экологизмов — этический, тоталитарный и т. д. И все же можно  выделить общие источники и составные  части экологической идеологии.

Это философия, которая в лице экзистенциализма, прежде всего 
Хайдеггера, призвавшего отказаться от присущего новоевропейской мысли разделения сущего на субъект и объект и выдвинувшего в качестве главенствующей задачу «вопрошания бытия», подошла в XX веке к пониманию важнейшего значения природной среды для существования и развития человечества. Выход Хайдеггера к бытию — философская основа экологической идеологии.

Не  только традиционные философские направления  испытали воздействие экологической  ситуации. В рамках широкого понимания  философии как любви к мудрости одним из основоположников экологической  идеологии может быть назван А. Швейцер  с его концепцией «благоговения  перед жизнью».

Можно говорить и собственно об экологической  философии как направлении исследований с характеризующим его понятием «глубинной экологии». 
Предлагаются термины экософия, ноософия, витософия и др.; исходя из философских оснований пытаются сформулировать некие «правила жизни» как совокупность экологических заповедей.

В конкретных науках, экологическое значение которых  двойственно — они помогают загрязнять и даже уничтожать природную среду  и дают средства для предотвращения и ликвидации последствий отрицательного воздействия человека на природную  среду — не только развиваются  собственно экологические направления  в рамках экологии как науки о  взаимоотношении организмов со средой (раздела биологии), но происходит переориентация всего методологического арсенала естествознания. Новые методологические инструменты, возникшие в XX веке, такие, как системный подход, демонстрируют  важность целостного видения мира, в котором все оказывается  взаимосвязанным и необходимым  для функционирования Универсума. Системное  видение мира привело к формированию таких содержательных концепций, как  синергетика и учение о биосфере Вернадского, являющееся естественнонаучной базой экологического движения.

Последнее представляет собой реакцию общественности на обострение противоречий между человеком  и природой в XX веке, характеризуя сдвиг  сознания в сторону учета интересов  и обеспечения сохранности природной  среды. Возникнув стихийно под впечатлением экологического кризиса, экологическое  движение постепенно расширялось, оформляясь в виде организаций и «зеленых»  партий, ставших в некоторых странах  заметной политической силой. Не только новые — как «Гринпис» и  «Вахта мира», но и традиционные объединения, вроде вегетарианских обществ, возникшие  задолго до экологического кризиса, ручейками вливались в широкий  поток «зеленого движения».

Идеология представляет собой сочетание рациональных и иррациональных моментов и в  этом смысле является как бы переходной от философии, в которой рациональный момент явно преобладает, к религии, в которой он может быть оттеснен на второй план. Рациональность науки  смешивается в экологической  идеологии с мистикой типа «Розы  мира» Д. Андреева и иными менее  рафинированно интеллектуальными  течениями вроде системы П. К. Иванова, имеющей много последователей в нашей стране.

Привлечение понятий восточной философии, таких, как «ахимса» — ненасилие и  непричинение вреда живому, и «дао»  — естественный путь развития, сообщают экологической идеологии глубокое историческое измерение. 
От древних систем мысли до недавнего всплеска контркультуры прослеживаются исторические корни экологической идеологии, которая все же в целом — продукт XX века и ответ на вызов опасной ситуации во взаимодействии человека со средой его обитания, которую сам человек сотворил.

Попытаемся  сформулировать принципы экологической  идеологии. Прежде всего это учет во всех сферах человеческой деятельности реакции природной среды на вносимые в нее изменения, деятельность не вместо природы, ломающая ее кругообороты веществ, трофические уровни и уничтожающая ее составные части, а деятельность вместе с природой, учитывающая ее возможности и законы функционирования.

Этот  принцип деятельности получает свое юридическое продолжение в концепции  прав природы, которая интенсивно обсуждается  в настоящее время. В основе ее лежит представление о равноценности  всех форм жизни, не взирая на очевидные  различия в сложности строения и  уровнях организации. Человек из 
«венца природы», которым он почитался с эпохи Возрождения, превращается в один из видов, не имеющих ценностных преимуществ перед другими. На смену антропоцентризму идет эксцентризм.

Юридический принцип равноправия находит  нравственное обоснование и завершение в экологической этике, позволяющей  сформулировать то, что можно назвать  «золотым правилом» экологии.

Три принципа — практический, юридический  и нравственный — не исчерпывая существа экологической идеологии, дают о ней ясное представление.

Понятие «экология», появившись в прошлом  веке для обозначения определенного  научного направления в биологии, ныне расширило свое значение, так  что говорят об экологии культуры, духа и т. д. Это естественный процесс, названный Гегелем «саморазвитием понятия».

Экологическая идеология не замыкается в рамках взаимодействия человека с природной  средой, а вбирает в себя все  основные проблемы человеческого существования. Не может быть мира и согласия в  душе без того, чтобы экологические  отношения не стали человечными  в высшем смысле слова, как не может  быть мира и согласия человека с  природой без согласия в обществе.

В программах «зеленых» партий находим ответ  на основные запросы населения, и  это естественно для идеологии, как и то, что подобное расширение предполагает интенсивную подпитку экологической идеологии со стороны  других более развитых идеологий. Будучи самостоятельной, экологическая идеология  берет некоторые общесоциальные принципы у других идеологических течений. В плане экономико-преобразовательном экологическая идеология тяготеет к социалистическим идеям свободного совместного труда, и здесь ее связь с левыми идеологическими  кругами несомненна. В плане политико-юридическом  экологическая идеология склоняется к формам прямой содержательной демократии—  участию населения в непосредственном принятии решений, а не к так называемой формальной демократии, ограничивающейся подачей голосов избирателей. Она  ближе к тому представлению о  демократии, которое было присуще  древним грекам, а на Руси известно как вече и казацкий круг. Наконец, экологическая идеология утверждает примат нравственности над формами  экономического и политического  устройства. «Три кита» общесоциальной части экологической идеологии - община, вече, нравственность.

Экологическая идеология рассматривает развитие общества как прошедшее две стадии: единства и гармонии человека с природой и разрыва между ними. 
Ныне перед человечеством настоятельная необходимость возвращения на новом уровне к гармонии человека с природой — созданию экологического общества. 
Идеал, к которому зовет экологическая идеология, — сформировавшееся на ее принципах экологическое общество — не может быть реализован автоматически. 
Но в любом случае будущее не может не включать экологическое измерение, поскольку научно-техническое могущество человека сделало человека настолько 
«большим», что он напоминает слона в посудной лавке и вынужден сообразовывать свое движение с «домом», в котором живет.

Литература

1. Леопольд  О. Календарь песчаного графства. — М., 1983.

Методологические  аспекты исследования биосферы. —  М.,1975.

2. Швейцер  А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992.

3. Природа  и человек в религиозных представлениях  народов сибири и

Севера. – М.:1976г.

4. Андреев  Д.А. Роза мира. – М.: 1991г.

5. Хайдеггер  М. Проблема человека в западной  философии. – М.:1988г.

 

 

 

Введение.

Глава I. Природа как объект теоретической  рефлексии в западноевропейской философии

1.1. Мир природы в философии и  религии.

1.2. Нравственные коллизии экологической этики.

Глава II. Природа как объект нравственного отношения в русской философии

2.1. Идея преображения человека и  природы в русской философии.

2.2. Природа в философии русского космизма.

Введение  диссертации (часть автореферата) кандидат философских наук Удалова, Надежда Егоровна, 2009 год, Воронеж

Актуальность  исследования. Данная тема диссертационного исследования мотивирована тем, что  реальной причиной существующего ныне экологического кризиса является безнравственное  отношение к природе, к миру окружающей действительности. Ключевыми понятиями  здесь являются понятия природа  и нравственность, которые требуют  особого философского осмысления.

Мы  живем в такое время, когда  экологические понятия, категории  и ценности, вообще экологический  стиль мышления далеко выходят за пределы экологии как науки и  становятся частью социальной жизни, в  более широком смысле - реальностью  повседневности. Литература по экологической  проблематике сегодня столь же обширна  и многообразна, сколь и тревожна. Однако, несмотря на усилившуюся тенденцию  гармонизации человека и природы  в последние десятилетия, все  же преобладает утилитаристский подход к окружающей среде, основанный преимущественно на биотехнологиях. Отношение к природе, в большей степени, мотивировано экономической выгодой и политическим интересом.

Сегодня экологическая проблематика — предмет  заботы не только профессиональных ученых, но проблематика, имеющая глубинное  духовно-нравственное измерение. Известный  американский ученый Иен Барбур очень точно выразил суть проблемы: «Где нам искать экологическую этику, которая поможет защитить окружающую среду от разрушительных особенностей технологии?»1

Действительно, многие исследователи усматривают  основную причину экологического кризиса  в отсутствии полноценной этической  основы, способной адекватно понять духовную глубину проблематики и  предложить реальные меры по улучшению  положения. В этом плане можно  согласиться с мнением известного специалиста И.К. Лисеева о том, что «этики,

Информация о работе Вегетарианство как нравственная ценность