Экономическая мысль Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:09, доклад

Краткое описание

Рабство, которое имело место в Древней Греции и Древнем Риме в первом тысячелетии до эры, называют классическим, или античным. Причем лучшими достижениями экономической мысли античного рабства в период конца V—IV вв. до н.э. явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Поэтому далее речь пойдет о видении «достоинств» натурального хозяйства и «естественном» характере рабовладения только на примере названных авторов.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая мысль Древней Греции.docx

— 16.43 Кб (Скачать файл)

Министерство  науки и образования РФ

ФГБОУ ВПО  «Пензенский государственный университет  »

Кафедра «Экономическая кибернетика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

по дисциплине: «История экономических учений»

на тему: «Экономические мысли Древней Греции»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 студентка группы 12 ээ3 :

Мордвинкина М.М.

Проверила:

Гришина Е.А.

Пенза,2013

Экономическая мысль Древней Греции

 

Рабство, которое имело  место в Древней Греции и Древнем  Риме в первом тысячелетии до эры, называют классическим, или античным. Причем лучшими достижениями экономической  мысли античного рабства в  период конца V—IV вв. до н.э. явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Поэтому далее речь пойдет о видении «достоинств» натурального хозяйства и «естественном» характере рабовладения только на примере названных авторов.

Ксенофонт (430—354 до н.э.). Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение в его трактате «Домострой», в котором приводятся следующие положения:

- разделение труда на умственный и физический, а людей — на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;

- природному предначертанию  отвечает преимущественное развитие  земледелия по сравнению с  ремеслом и торговлей; производительно  может выполняться «наиболее  простая работа»; степень разделения  труда обусловлена, как правило,  размерами рынка сбыта;

- всякому товару присущи  полезные свойства (потребительная  стоимость) и способность обмениваться  на другой товар (меновая стоимость);

- деньги изобретены  людьми для того, чтобы с их  помощью осуществлялось товарное  обращение и накопление богатства,  но не ростовщическое обогащение.

Платон (428—347 до н.э.). Этот философ, предвосхитивший ряд элементов возникшей впоследствии так называемой коммунистической модели социально-экономического устройства, отстаивал прежде всего натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что нашло отражение в характеристике двух проектов идеального государства в его произведениях «Государство» и «Законы».

В первом сочинении речь идет об особо важной, с точки  зрения Платона, роли, которую совместно  призваны выполнять аристократическое  сословие (философы) и сословие воинов (армия) в обеспечении общественных интересов. Эти сословия, олицетворяя  аппарат управления идеального государства, не должны, по мысли ученого, обладать собственностью и обременять себя хозяйством, так как их материальное

обеспечение (по уравнительному принципу) должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена в проекте к обладающему и  распоряжающемуся собственностью третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы), и  к рабам, приравненным к собственности  свободных граждан.

Во втором произведении философ выдвигает обновленную  модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргументацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве  земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внимание при  этом вновь уделено аппарату управления обществом, т.е. гражданам высших сословий, которые, в частности, будут наделены правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Кроме того, проектом оговаривается возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требование, чтобы ценность общего имущества граждан не разнилась более чем в четыре раза.

Аристотель (384—322 до н.э.). Проект идеального государства этого философа изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика» и др. В них он, подобно Ксенофонту и Платону, настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно «законами природы» и указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли. Но свою приверженность принципам натурального хозяйства ученый особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной концепции об экономике и хрематистике.

Эта концепция носит  как бы классификационный характер, о чем свидетельствует то, что  все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли, он соотносит с одной из двух сфер — естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Вторая же зиждется на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой — искусство наживать состояние, т.е. все большее «обладание деньгами».

Таким образом, по рассматриваемой  концепции Аристотеля, все, что могло  бы подорвать основы натурально-хозяйственных  отношений (а это прежде всего обусловленное разделением труда движение торгового и денежного капитала), относится к «издержкам» хрематистики. А последние, на его взгляд, обусловлены непониманием того, что «в действительности вещи столь различные не могут стать соизмеримыми», ибо возникшие в результате соглашения между людьми деньги, по мысли философа, представляют собой не более чем «удобный в обиходе» товар и «в нашей власти», чтобы они (деньги) стали неупотребительными». Поэтому он решительно осуждает использование денег не по истинному назначению, т.е. с целью обеспечения удобств в обиходе «ради меновой торговли», и откровенно признается в том, что ростовщичество у него «вызывает ненависть».




 

 

 



Информация о работе Экономическая мысль Древней Греции