Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:55, реферат

Краткое описание

Задачи данного реферата:
· указать особенности развития экономической мысли Древней Греции и Древнего Рима;
· проанализировать значимость экономической мысли времен античности.

Содержание

Введение2
1.Экономическая мысль Древней Греции3
1.1. Условия формирования экономических взглядов древнегреческих мыслителей3
1.2. Социально-экономические воззрения Платона5
1.3. Экономическая мысль Аристотеля9
2. Экономическая мысль Древнего Рима12
2.1. Экономические воззрения Катона Старшего12
2.2. Экономические воззрения Марка Тёрренция Варрона15
2.3. Экономическая мысль Юния Модерата Колумелла 18
2.4. Труды Гая Плиния Старшего 21
2.5. Цицерон и Сенека о рабовладельческом строе
а) Марк Туллия Цицерон 22
b) Луций Анней Сенека 25
2.6. Экономическая политика римских императоров
а) Октавиан Август 27
b) Диоклетиан 27
c) Константин 28
Заключение32
Список используемой литературы33

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по экономическим учениям.docx

— 82.54 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение2

1.Экономическая мысль  Древней Греции3

1.1. Условия формирования экономических  взглядов древнегреческих мыслителей3

        1.2. Социально-экономические  воззрения Платона5

   1.3. Экономическая мысль Аристотеля9

2. Экономическая мысль  Древнего Рима12

2.1. Экономические воззрения Катона Старшего12

2.2. Экономические воззрения Марка  Тёрренция Варрона15

    2.3. Экономическая мысль Юния Модерата Колумелла 18

        2.4. Труды Гая Плиния Старшего 21

           2.5. Цицерон и Сенека о рабовладельческом  строе

                  а) Марк Туллия Цицерон 22

                  b) Луций Анней Сенека 25

            2.6. Экономическая политика римских императоров

                  а) Октавиан Август 27

                  b) Диоклетиан 27

                  c) Константин 28

Заключение32

Список используемой литературы33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Когда мы говорим об экономической мысли античности,  мы подразумеваем мнения философов Древней Греции и Древнего Рима. Поэтому в данном реферате мы рассмотрим мнения самых значительных и видных философов того времени.

Экономическая наука как  таковая, в то время не существовала. Само слово экономика произошло от греческого слова «Ойкос» - «дом». Поэтому правомерно утверждать, что изначально экономическая наука вышла из домоведения и искать экономическую проблематику в социально-политических произведениях античных философов.

         

       Задачи данного реферата:

· указать особенности  развития экономической мысли Древней  Греции и Древнего Рима;

· проанализировать значимость экономической мысли времен античности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Экономическая мысль Древней Греции

1.1. Условия формирования экономических взглядов древнегреческих мыслителей.

Социальная структура  полисов1 предполагала существование трех основных классов: класса рабовладельцев, свободных мелких производителей и рабов самых разных категорий. Одной из важнейших особенностей социальной структуры в греческих полисах было существование такой социальной категории, как гражданский коллектив, т.е.  совокупность  полноправных граждан данного полиса. К гражданам полиса принадлежали коренные жители, проживающие в данной местности несколько поколений, владеющие наследственным земельным участком, принимающие участие в деятельности народных собраний и имеющие место в фаланге тяжеловооруженных гоплитов.

Владение земельным участком рассматривалось как полноценная  гарантия выполнения гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всем гражданским коллективом.

В Греции середины V в. до н.э. сформировалось экономическая система, которая без особых изменений  просуществовало до конца IV в. до н.э. и которую можно определить как  классическую рабовладельческую экономику.

Греческая экономика в  целом не была однородной. Среди  многочисленных греческих полисов  можно выделить два основных хозяйственных  типа, отличающихся по своей структуре.

Для первого типа полиса (аграрного) — было характерно абсолютное преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремесла и торговли.

Другой тип полиса можно  условно определить как торгово-ремесленный, в структуре которого роль ремесленного производства и торговли была значительно  выше, чем в полисах первого типа.

Именно в полисах второго  типа была создана, ставшая классической, рабовладельческая экономика, которая имела довольно сложную и динамичную структуру, а производительные силы развивались особенно быстро (примером таких полисов были Афины, Коринф, Родос и др.)2. Полисы этого типа задавали тон экономическому развитию, были ведущими хозяйственными центрами Греции V - IV вв. до н.э.

В целом сельское хозяйство  Греции V - IV вв. до н.э. имело следующие  особенности: многоотраслевой характер, преобладание трудоемких интенсивных  культур (виноградарство, маслиноводство), внедрение рабского труда как основы земледелия, товарная направленность рабовладельческого поместья как нового типа организации сельскохозяйственного производства.

Следует отметить, что описанная  структура крупного афинского землевладения  должна была переживать серьезный внутренний кризис по мере того, как укреплялось  правовое и имущественное положение  афинского гражданства, росло его  самосознание, увеличивалось богатство  афинского полиса, оказавшегося во главе обширного Морского союза. Также упрочивалась система афинской демократии с ее продуманной политикой  материального обеспечения бедных граждан, интенсивного развития городской  жизни и городского ремесла.

Экономическая система, сложившаяся  в торгово-ремесленных полисах  и в Греции V - IV вв. до н.э. в целом, не могла существовать без привлечения  к труду большой массы рабов, абсолютное количество и удельный вес  которых в греческом обществе V - IV вв. до н.э. непрерывно возрастал.

Система классического рабства  сформировалась в более или менее  законченном виде в развитых торгово-ремесленных  полисах (Афины), в то время как  в аграрных полисах (Спарта) социально-классовая  структура отличалась целым рядом  особенностей. Наиболее ярким примером является афинское общество, характеристика которого позволяет показать особенности  социально-классовой структуры торгово-ремесленных  полисов, играющих ведущую роль в  историческом развитии древней Греции V - IV вв. до н.э.

Таким образом, экономические  взгляды Платона и Аристотеля формировались в условиях кризиса  рабовладельческого полиса, обострения борьбы между аристократией, между  богатыми и бедными, между рабами и рабовладельцами, между демократической Афиной и олигархической Спартой. Это, конечно,  сильно отражалось в работах древнегреческих философов.

 

1.2. Социально-  экономические воззрения Платона

 ПЛАТОН (428\27 — 347 гг. до н.э.) — античный философ, основатель философской школы, получившей имя Академия, а также платонизма как философского, философско-религиозного и культурного течения.

Ключевое  место  концепции  Платона занимает учение об идеальном  государстве. Модель такого исправленного  и улучшенного человеческого  общества он строит в своем огромном сочинении «Государство». В этом произведении десять частей, или книг, множество действующих лиц. Главное  лицо сочинения – Сократ. Рядом  с ним родные братья Платона –  Адимант и Главкон, к которым постоянно обращается  Сократ и которые создают видимость беседы. Диалог между ними превращается в размышление Сократа об идеальном государстве.

Идеальное государство –  то, которое удовлетворяет требованию справедливости. Справедливость в данном случае состоит в том, что в  обществе созданы условия, которые  гарантируют процветание всего  государства и учитывают естественное неравенство людей в их природных  задатках. «Сейчас мы лепим в нашем  воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кто-то в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все  в целом» .

Есть люди, которые от природы наделены разумом, высокой  нравственностью, благоразумием, чувством справедливости. Это философы, которые  должны управлять государством, создавать  законы, править на основе данного  им глубокого понимания действительности.

Другим свойственны храбрость, стремление к военной славе, доблесть, бесстрашие. Это воины, призвание которых состоит в защите государства от внешних и внутренних врагов, поддержании порядка и спокойствия.

Третьи лишены всех этих качеств – они должны заниматься ремеслом, пахать землю. Внутри этого  низшего класса также существует четкое разделение труда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что главный  принцип устройства идеального государства  – разделение труда3, т.е. каждый должен заниматься своим делом. Торговля необходима только потому, что она обслуживает разделение труда внутри города и между городами.

Философы и воины не имеют никакой частной собственности  и беспощадно караются за хранение золота и серебра. Собственность  – привилегия крестьян и мастеровых, так как она сама по себе не мешает работать, но губительна для тех, кто  предан высоким размышлениям. В этом идеальном государстве нет единой, замкнутой семьи. «Здесь совместные браки, и дети воспитываются на общественный счет, зная, что их общий родитель – само государство, которому они  преданы с малых лет». По идее Платона, мужчины и женщины не должны вступать в брак по собственной  прихоти. Оказывается, браком тайно  управляют философы, совокупляя лучших с лучшими, а худших - с худшими. После родов дети отбираются, и отдаются матерям через некоторое время, причем никто не знает, чей ребенок ему достался, и все мужчины (в пределах касты) считаются отцами всех детей, а все женщины – общими женами всех мужчин.

Видимо, Платон считал, что  все бедствия  людей  происходят  из-за отсутствия общности, постоянных раздоров, отсутствия хорошего  начальства. Все это наблюдается во время  мира, напротив, во время войны существует и единство, и порядок, и общая  цель. Во время войны у людей  много общего, и они, благодаря  порядку, мудрым начальникам могут  добиться того, чего невозможно сделать,  живя, как заблагорассудится и занимаясь не своим делом. Так почему бы не устроить жизнь государства таким образом, чтобы люди всегда жили как бы на войне, но, естественно, не погибали?

Такой жизнь была в Спарте, которая иногда служила Платону  как образец для построения "идеального" государства. Все государство, безусловно, получит гораздо больше пользы, если плотник останется плотником, а  не начнет писать картины. Антииндивидуалистическое государство Платона можно описать следующей цитатой из "Законов", выражающей  суть тоталитаризма: "...никто никогда не должен оставаться без начальника - ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх  никто  не должен приучать себя  действовать  по  собственному  усмотрению:  нет, всегда – и на войне, и в мирное время – надо жить с постоянной  оглядкой на начальника и следовать его указаниям... Пусть человеческая  душа приобретает навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей, и даже не понимать, как это  возможно. Пусть жизнь всех  людей всегда будет возможно более сплоченной и  общей. Ибо нет и никогда не будет ничего лучшего... в деле достижения удачи, а также победы на войне. Упражняться в этом надо с самых малых лет...  Надо  начальствовать над другими и самому быть у них под началом.  А безначалие должно быть изъято из жизни всех людей, и даже животных,  подвластных людям".

«Законы» – произведение престарелого Платона, умудренного  и разочарованного жизнью. Перед  нами неторопливая беседа трех старцев, текущая медленно, с повторами, углублением  и оттачиванием мысли, строящей законодательство того общества, которое теоретически обосновано Платоном в «Государстве».

Проект наилучшего государства  в «Законах» более реалистичен. В нем Платон выступает от лица аристократических кругов античных рабовладельцев. В своем сочинении  Платон сформулировал принципы организации  новых городов. По его мнению, город  должен отстоять от морского побережья  на 80 стадий (16 км) и лучше, чтобы он располагался на гористой местности  подальше от соблазнов торговли. Стоимость  одного надела является пределом бедности и не может быть уменьшена. Наделы нельзя продавать, их можно только передавать по наследству, причем только одному сыну.  В центре всего государства должен стоять город, а вся территория разбивается  на 12 равноценных по своей экономической  значимости частей. «Надо следит за тем, чтобы наше государство было не слишком малым и не мнимо  большим – оно должно быть достаточным  и единым», - писал Платон.

Если в «Государстве»  почти не упоминались рабы, а земледельцы, ремесленники экономически были свободны, то в «Законах» рабство пронизывает все. Несмотря на то, что Платон уговаривает господ и рабов жить согласно между собой, не нарушая общих моральных устоев, сам факт рабства признается открыто. Без жесточайшего рабства Платон не мыслит своего идеального государства.

В «Законах» власть принадлежит  совету старейшин, в расположении которых  находятся огромные карательные  возможности вплоть до смертной власти. Человек должен полагаться только на них, а не на свою волю и страсти. Да и какая может быть воля у  человека, рассуждал Платон, если все  мы куклы, управляемые нитями, которые  приводит в движение божественная рука. Поэтому надо ограничить свои потребности, упразднить богатство и роскошь, подумать о пользе общества. Война, которая раньше исключалась Платоном как величайшее зло, теперь выдвигается  на первый план и неотделима от действия законов.

Такие строгие законы в  государстве нужны для регулирования  ремесла. Платон допускал существование  мелкой торговли, но свободнорожденные  землевладельцы заниматься ей не должны. Крупная торговля с целью наживы им осуждалась. Запрещался ввоз товаров, в которых нет необходимости, а также вывоз тех, которые  нужны государству. Все заказы должны выполняться в срок и добротно, изделия реализованы по действительной стоимости, которая исключает наживу для производителя товара.

Информация о работе Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима