Экономические функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:25, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня проблема вмешательства государства в экономическую деятельность страны особенно актуальна для Республики Беларусь и обусловливается проводимыми в Республике Беларусь преобразованиями. В переходной экономике по сравнению с административно-командной системой происходит коренное изменение роли государства. Отказ от прежнего всевластия государства сопровождается превращением его в одного из участников хозяйственной деятельности. В то же время, поскольку рынок еще не стал целостной системой, а стихийное действие рыночных механизмов не всегда приводит к повышению экономической эффективности, в переходный период существенную роль в проведении преобразований играет экономическая политика государства.

Содержание

Введение.
1. Экономические функции государства, формы и методы вмешательства государства в экономику.
1.1. Экономические функции государства и инструменты проведения экономической политики.
1.1.1. Антимонопольное регулирование.
1.1.2. Макроэкономическая стабилизация.
1.1.3. Размещение ресурсов.
1.2. Формы и методы вмешательства государства в экономику.
1.2.1. Методы государственного экономического регулирования.
1.2.2. Формы вмешательства государства в экономику.
1.2.2.1. Фискальная политика.
1.2.2.2. Кредитно-денежная политика.
2. Основные объекты государственного регулирования
в Республике Беларусь и характеристика целей государственного регулирования в каждом случае.
2.1. Социальная политика и занятость населения.
2.2. Условия конкуренции и антимонопольная политика.
2.3. Политика ценообразования.
2.4. Внешнеэкономическая политика.
2.5. Научно-техническая и инновационная политика.
2.6. Экологическая политика.
3. Основные отличия государственного регулирования в странах с различными типами экономических систем.
3.1. Традиционная экономическая система.
3.2. Командно-административная система.
3.3. Рыночная система.
3.4. Смешанная экономика.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ люда.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

На втором этапе (2008–2010 годы) планируется  реализация мероприятий по внедрению  новых и высоких технологий в  промышленных организациях республики, их техническое переоснащение современным  оборудованием в целях организации и освоения производства наукоемкой продукции.

На втором этапе предполагается дополнить Государственную программу  новыми заданиями в целях создания непрерывного процесса инновационной  деятельности.

Президентом страны поставлена задача практической реализации перспективной идеи создания Парка высоких технологий. Это позволит максимально использовать огромный творческий потенциал наших учёных.

2005 год стал важным этапом  утверждения целевых ориентиров  развития белорусской науки: повышение  эффективности научных исследований и разработок, расширения сферы приложения их результатов, интенсификации инновационной деятельности, разработки новейших прогрессивных технологий.

Переход к постиндустриальному  обществу предполагает превращение  научной, научно-технической и инновационной политики из комплекса мер по управлению наукой и технологиями как отдельно взятым объектом в один из стержневых элементов всей системы государственного регулирования. В связи с этим необходима взаимоувязка научно-технической стратегии с другими составляющими  государственного регулирования – промышленной, социальной, информационной и экологической политикой. [32;115]

2.6. Экологическая политика.

Охрана окружающей среды  – одна из основных функций государства, является неотъемлемым условием обеспечения экологической безопасности, устойчивого экономического и социального развития общества.

Природные ресурсы являются компонентами природной среды, подлежат охране и находятся, в основном, в  собственности государства.

Проводя экологическую  политику, государство стремится реализовать следующие цели:

  • обеспечение благоприятной окружающей среды и улучшение её качества,
  • регулирование отношений в области охраны природных ресурсов, их использования и воспроизводства,
  • предотвращение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности,
  • обеспечение рационального использования природных ресурсов.

Особенности географического положения  Беларуси обусловили преобладание западных потоков воздушных масс, в результате чего она является одной из наиболее загрязняемых стран Европы за счёт трансграничного переноса: ежегодно на её территорию осаждается 180-190 тыс. т. серы, 60-70 тыс.т. окисленного азота, 150-170 тыс. т. восстановленного азота, более 400 т. свинца, около 5 т. ртути. В Беларуси 40-50% колодцев не отвечают действующим стандартам, порядка 14% заборных скважин не обеспечено водоохранными зонами строгого режима, около 80 % коммунальных водопроводов не имеют необходимого комплекса очистных сооружений. Чернобыльская катастрофа привела к радиоактивному загрязнению 25 % лесных площадей Беларуси. В стране функционирует более 500 химически опасных объектов, большая часть которых расположена в крупных городах, использование на них устаревших технологий и высокой степени износа оборудования создают реальную угрозу возникновения аварийных ситуаций. Продолжается накопление отходов производства на территории страны и на конец 2002 года составил 743,7 млн. тонн, в том числе около 22,9 млн. тонн токсичных.

Проводимая в настоящее время  экологическая политика предусматривает снижение негативного воздействия на окружающую среду и улучшение её качественного состояния на основе последовательного осуществления структурной перестройки экономики, совершенствования технологического уровня производства, включающего ресурсосбережение, применение малоотходных технологий и производств, сокращение объёмов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утилизацию и переработку отходов, а также сохранение биоразнообразия.

В целях обеспечения  взаимодействия систем наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, получения и предоставления полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее ведётся Национальная система мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (приложение 9: таблица 12).

Национальной стратегией устойчивого  социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года одним  из направлений «экологизации экономики» является внедрение экологического аудита и страхования, предусматривается реализация принципа платности природопользования и возмещения вреда, причинённого в результате вредного воздействия на окружающую среду.

С принятием в 1992 году Закона «Об охране окружающей среды» в республике стала развиваться самостоятельная отрасль законодательства – законодательство об охране окружающей среды. В настоящее время действуют более 15 законодательных актов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды. Постепенно идет и экологизация законодательства, регулирующего экономические и иные сферы общественных отношений. [10;2]

Названный Закон, по сути, является основным законодательным актом в области  охраны окружающей среды, но имеет меньшую юридическую силу, чем природоресурсные кодексы. Он во многом декларативен, его правовые предписания реализуются, как правило, не через нормы прямого действия, а преимущественно посредством многочисленных отсылок на акты Правительства или республиканских органов государственного управления. Это создает определенные трудности, снижает эффективность правового регулирования экологических правоотношений.

Анализ законодательства, в том числе международных  договоров Республики Беларусь, относящегося к экологической политике свидетельствует о необходимости систематизации законодательства в этой области. Наличие коллизий, пробелов и противоречий в законодательстве об охране окружающей среды, устаревших либо недостаточно эффективно действующих норм вызывает необходимость кодификации основных законодательных актов. Сегодня в Беларуси утверждена Советом Министров  Концепция проекта Экологического кодекса Республики, и в дальнейшем ожидается приведение в соответствие других актов законодательства с нормами Экологического кодекса. В систематизации нуждаются многочисленные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы мониторинга окружающей среды, государственных кадастров природных ресурсов, осуществление контроля в области охраны окружающей среды, другие институты экологического права.

Кодификация законодательства в области  охраны окружающей среды является наиболее рациональным способом устранения дублирования и множественности правовых предписаний  по одним и тем же вопросам, других недостатков правового регулирования соответствующих общественных отношений. [10;3]

В настоящее время разрабатывается  проект концепции модельного Экологического кодекса для государств-участников СНГ, что позволит, в рамках Содружества  Государств, гармонизировать положения  и требования в области охраны окружающей среды.

Проводимые в стране меры по сохранению и улучшению окружающей среды  создают предпосылки для реализации прав нынешних поколений и будущих  поколений на благоприятную окружающую среду и экологически безопасные условия проживания.

 

3. Основные  отличия государственного регулирования  в странах с различными типами  экономических систем.

Экономическая система – сложная, упорядоченная совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества, осуществляющаяся в формах определенных производственных и социальных отношений и социальных институтов, целью которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах.[33;29]

Одним из признаков деления  экономики на типы может служить ее открытость или закрытость. Если национальная экономика и ее звенья активно включаются в систему международных экономических связей, такая экономическая система считается открытой. Если система замкнута на внутренних ресурсах производства и ограничивается внутренним потреблением, если она не доступна для новых фирм, то она является закрытой системой.

Другим признаком деления экономической  системы на типы является форма собственности. Она может быть частной или  государственной, а в традиционном обществе – общинной. Господствующая форма собственности определяет формы производства и распределения. [34;55]

Еще одним признаком деления  системы на типы являются формы регулирования  экономической жизни. Ими могут  быть традиции, команда (планирование) и рынок. Соответственно экономическая система может быть традиционной, рыночной и командной. В экономике могут сочетаться различные элементы систем, тогда можно говорить о смешенной экономике.

3.1. Традиционная экономическая система.

Традиционная экономическая система – самая древняя система, она существует в экономически слаборазвитых странах. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Огромное значение в  странных с этим типом экономической системы имеет мелкотоварное производство, основанное на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. Мелкотоварное производство представлено доминирующими в экономике многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами.

Для траниционной экономической  системы характерна исключительно высокая роль государства и силовых структур в экономике и политике этих стран. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения. [26;101]

Конечно, традиции со временем тоже меняются, но очень медленно и  лишь в силу существенных изменений  внешних условий жизни племени  или народности. При стабильности этих условий традиции хозяйственной жизни могут сохраняться очень долго.

Сегодня элементы традиционной экономической системы ушли на задний план и сохранились лишь в форме  разнообразных традиций и обычаев, имеющих второстепенное значение.

 

3.2. Командно - административная система.

Основными характерными чертами командно-административной системы является государственная  собственность практически на все  экономические ресурсы, коллективное принятие хозяйственных решений  путем централизации планирования экономической деятельности, централизованное фондирование предприятий ресурсами для  выполнения государственных планов, отсутствие какой-либо конкуренции, так как планом предусматривается производство ровно такого количества продукции, которое необходимо для удовлетворения потребностей и отсутствие рыночной системы стимулирования и мотивации производителей. [26;100]    

Хозяйственный механизм командно-административной системы  имеет ряд особенностей и предполагает:

1. непосредственное управление  всеми предприятиями из единого центра, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов;

2. государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами;

3. государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок  техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

Централизованное распределение  материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществляется без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными целями и критериями, на основе централизованного планирования.

Значительная часть  ресурсов в соответствии с господствующими  идеологическими установками направляется на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной  продукции между участниками  производства жестко регламентируется центральными органами, что ведёт  к преобладанию уравнительного подхода  к оплате труда.

Отличительной особенностью распределения продукции в командно-административной системе является привилегированное положение партийно-государственной элиты.

3.3 Рыночная система.

Рынок – сложная экономическая  система общественных взаимоотношений  в сере экономического воспроизводства. Хотя рыночная экономика и многозначное понятие, главный её признак это принцип свободы хозяйственной деятельности.

Естественно экономическая  свобода  ограничена общественно  устанавливаемыми пределами, не позволяющими ей вылиться в анархию, превратиться в средство необузданного  экономического производства. Но в то же время наличие ограничений не свидетельствует, о том, что в условиях их действия свобода заключена в заранее заданные рамки. Весь вопрос в том, каков уровень этих ограничений. Сужая ограничения, можно свести зону экономический свободы к нулю, а, расширяя свободное экономическое пространство, можно сделать его, и при наличии ограничений, не сковывающим хозяйственную деятельность. [31;37]

Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.

Государственное регулирование  экономики в рыночном хозяйстве – это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Информация о работе Экономические функции государства