Экономические функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:25, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня проблема вмешательства государства в экономическую деятельность страны особенно актуальна для Республики Беларусь и обусловливается проводимыми в Республике Беларусь преобразованиями. В переходной экономике по сравнению с административно-командной системой происходит коренное изменение роли государства. Отказ от прежнего всевластия государства сопровождается превращением его в одного из участников хозяйственной деятельности. В то же время, поскольку рынок еще не стал целостной системой, а стихийное действие рыночных механизмов не всегда приводит к повышению экономической эффективности, в переходный период существенную роль в проведении преобразований играет экономическая политика государства.

Содержание

Введение.
1. Экономические функции государства, формы и методы вмешательства государства в экономику.
1.1. Экономические функции государства и инструменты проведения экономической политики.
1.1.1. Антимонопольное регулирование.
1.1.2. Макроэкономическая стабилизация.
1.1.3. Размещение ресурсов.
1.2. Формы и методы вмешательства государства в экономику.
1.2.1. Методы государственного экономического регулирования.
1.2.2. Формы вмешательства государства в экономику.
1.2.2.1. Фискальная политика.
1.2.2.2. Кредитно-денежная политика.
2. Основные объекты государственного регулирования
в Республике Беларусь и характеристика целей государственного регулирования в каждом случае.
2.1. Социальная политика и занятость населения.
2.2. Условия конкуренции и антимонопольная политика.
2.3. Политика ценообразования.
2.4. Внешнеэкономическая политика.
2.5. Научно-техническая и инновационная политика.
2.6. Экологическая политика.
3. Основные отличия государственного регулирования в странах с различными типами экономических систем.
3.1. Традиционная экономическая система.
3.2. Командно-административная система.
3.3. Рыночная система.
3.4. Смешанная экономика.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ люда.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

Принципиальным направлением совершенствования ценообразования является создание гибкой и прозрачной системы ценообразования, базирующейся на использовании сбалансированных административных и экономических методов и инструментов. Важнейшим принципом ценового регулирования должно стать обеспечение действенного контроля со стороны государства за уровнем цен в монопольных отраслях, создание условий добросовестной конкуренции, обеспечение соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплатой труда, недопущение опережающего роста цен без принятия соответствующих мер по социальной защите населения, обеспечение межотраслевых ценовых пропорций.

2.4. Внешнеэкономическая политика.

Ни одна страна мира не может претендовать на полноценное  развитие, если она не входит в орбиту мирохозяйственный связей. Межстрановая экономическая интеграция представляет собой процесс хозяйственно-политического объединения отдельных стран на основе рационального межгосударственного разделения труда и формирования устойчивых всесторонних связей на различных уровнях и в различных формах [32;759].

Как отмечал 19 апреля 2005 года в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Президент  страны для Республики Беларусь, которая  входит в СНГ и непосредственно  граничит со станами Европейского союза, проведение многовекторной внешнеэкономической политики и всестороннего сотрудничества с соседними странами имеет приоритетное значение для устойчивого развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Основными направлениями в сфере  внешнеэкономической деятельности являются: совершенствование государственной внешнеэкономической политики, создание благоприятных условий для участия белорусских товаров в международном торгово-экономическом обороте и обеспечение условий роста экспорта обеспечение доступа к источникам сырья и товарам, производство которых невозможно либо неэффективно в Республике Беларусь (приложение 6: диаграмма 4).

Развитие национальной экономики республики во многом определяется интеграционными процессами в рамках Содружества Независимых Государств. Однако в СНГ весьма низкий уровень экономической интегрированности. Если  в бывшем СССР доля межреспубликанского товарооборота в суммарном объёме внешнеторгового оборота союзных республик  достигала 69 %, а в ЕС удельный вес в обороте между странами в общем внешнеторговом обороте составляет 62 %, то в СНГ соответствующий показатель равен 28 %. [32;776]

Во внешнеторговом обороте  Беларуси (товарами) доля стран СНГ  снизилась с 64,7 % в 1995 году до 62,7 % в 2003 году, в том числе в экспорте – с 63,0 до 54,7 %, а в импорте повысилась с 66,1 % в 1995 году до 70,2 % в 2003 году. Со странами СНГ республика имеет отрицательное сальдо внешней торговли товарами, которое постоянно увеличивается – со 652 млн. дол. США в 1995 году до 2553 млн. дол. США в 2003 году.

В торговле услугами со странами СНГ у Республики Беларусь положительное  сальдо, однако оно постоянно уменьшается  с 327,7 млн. дол. США в 1995 году  до 121,5 млн. дол. США в 2003 году. В результате общее торговое сальдо товарами и  услугами не только остаётся отрицательным, но и постоянно увеличивается (приложение 6: таблица 8).

Товарооборот республики среди стран СНГ увеличился только с Российской Федерацией (в 2,4 раза), Туркменистаном (в 9,3 раза) и Арменией (в 2,5 раза).

Беларусь имеет наиболее тесные интеграционные связи с Российской Федерацией, доля которой в суммарном внешнеторговом обороте нашей страны со странами СНГ увеличилась с 77 % в 1995 году до 89 % в 2000 году и  92,6 %  в 2003 году, тогда как доля Украины уменьшилась соответственно с 17,5 % до 8,6 % и 5,2 %.

Развитие интеграционных процессов в СНГ связано с  образованием субрегиональных образований  и заключением двухсторонних  соглашений. Так в 1999 году между Россией  и Республикой Беларусь подписан Договор об образовании Союзного государства. В октябре 2000 года подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. В 2003 году подписано Соглашение о создании Единого экономического пространства на территории Беларуси, России, Казахстана и Украины. Эти государства намерены создать в пределах своих территорий единое экономическое пространство для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Одним из основополагающих условий формирования Единого экономического пространства является учёт принципов и правил Всемирной торговой организации. Соглашением предусмотрено, что в случае вступления одного из государств-участников в ВТО ранее остальных оно должно содействовать скорейшему присоединению к ВТО других стран-участниц, а также воздерживаться от выдвижения требований к другим государствам-участникам в рамках переговоров по присоединению к ВТО.

Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь направлена на укрепление роли страны в мировом сообществе, расширение и закрепление перспективных  рынков для отечественных товаров и услуг. Создана развитая договорно-правовая база международного сотрудничества: Беларусь является участницей около 2700 международных договоров. В 2003 году правовое регулирование  внешнеэкономических связей республики обеспечили 76 соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве, 49 инвестиционных договоров, с 48 странами дальнего зарубежья установлен внешнеторговый режим наибольшего благоприятствования. Беларусь осуществляет внешнеторговое сотрудничество более чем с 140 станами мира. [32;800]

Общий объём товарооборота  Беларуси со странами, не входящими  в СНГ, в 2003 году составлял свыше 8 млрд. дол. США и увеличился с 1995 года в 2,2 раза. Наша страна имеет общее  положительное сальдо со станами  вне СНГ в торговле как товарами, так и услугами, которое в последние годы увеличивается (приложение 7: таблица 9).

Беларусь активно сотрудничает в экономической сфере со странами Европейского союза. В 2003 году товарооборот составил 4056 млн. дол. США и увеличился с 1995 года в 2,7 раза.

Расширению интеграционных связей нашей страны с ЕС препятствуют применяемые им импортные квоты  и антидемпинговые меры в отношении  текстильной, химической и металлургической промышленности.

Важными торговыми партнёрами республики являются страны Азии, прежде всего Китай и Индия, на долю которых в 2003 году приходилось соответственно 2,1 и 0,8 % общего товарооборота Беларуси со странами, не входящими в СНГ.

На Американском континенте основными торговыми партнёрами Беларуси являются США и Бразилия, на долю которых в 2003 году приходилось соответственно 3,2 и 2,5 % общего товарооборота республики со странами не входящими в СНГ (приложение 7: таблица 10).

Важнейшим направлением внешнеэкономической деятельности нашей страны является привлечение  иностранных инвестиций, прежде всего прямых, в перспективные высокотехнологические экспортоориентированные и импортозамещающие производства. Важную роль в этом призваны сыграть свободные экономические зоны созданные во всех областных центрах республики. В настоящее время нВ территории республики функционируют 6 свободных экономических зон. По состоянию на 1 октября 2005 года в качестве резидентов СЭЗ осуществляют свою деятельность 262 организации, из них 74% созданы с участием иностранного капитала.

Интеграция Беларуси в систему мирохозяйственных связей будет способствовать её вступлению во Всемирную торговую организацию, но не любой ценой, а с учётом интересов национальной экономики. Это позволит развить внешнеторговые отношения с другими странами  на долговременной стабильной основе, отстаивать и защищать национальные интересы в торгово-экономических отношениях с партнёрами на общепринятых в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях.  

2.5. Научно-техническая  и инновационная политика.

Получение новых знаний и технологий, их эффективное применение в социально-экономическом развитии в решающей мере определяет роль и место страны в мировом сообществе, уровень жизни народа и обеспечения национальной безопасности. В промышленно развитых странах 80-95% прироста ВВП приходится на долю новых знаний, выполненных в технике и технологиях. Этот переход на инновационный путь стал возможен благодаря созданию национальных инновационных систем. [23;66]

В решение задач социально-экономического развития Беларуси всё более важную роль призвана играть научная и инновационная политика государства. Одной из важнейших социально-экономических задач страны в настоящее время является повышение эффективности использования научных разработок в производстве, выпуск продукции, способной конкурировать на мировых рынках.

С 1990 года по 2003 численность работников, выполнявших НИОКР в республике сократилась в 3,4 раза, т.е. ежегодно этот показатель уменьшался на 500-700 человек. За этот период в три с лишним раза сократился объём работ, выполненных научными организациями Беларуси (приложение 8: диаграмма 5, таблица 11). Ситуация усугублялась ещё и тем, что несмотря на достаточное количество проводимых в Республике Беларусь исследований и разработок научно-технической продукции, их эффективность практически не увеличивается из-за низких объемов создания на их основе продукции и производств, отвечающих мировому уровню. Однако благодаря принятым государством мерам ситуация стабилизировалась, но на уровне весьма далёком от высокоразвитых в техническом отношении государств.

Институционально-правовую базу функционирования науки в стране составляют законы «Об основах государственной  научно-технической политики» (1993 год), «О научной деятельности» (1996 год), «О национальной академии наук Беларуси» (1998 год) а также Указы Президента Республики Беларусь и другие нормативные акты в этой сфере.

Наряду с созданием законодательной  базы в стране была образована организационная  система научной деятельности, а  также система органов государственного управления, обеспечивающих реализацию научно-технической политики: Государственный комитет по науке и технологиям, Национальная академия наук и Высшая аттестационная комиссия.

Для успешного решения задач, стоящих  перед научным и производственным комплексом страны, развития новых и высоких технологий необходимо осуществить мероприятия по укреплению и техническому переоснащению основных производителей наукоемкой продукции, созданию оптимального механизма реализации новых и высоких технологий.

Целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики и реализацию важнейших социально-экономических задач. 

Инновационная политика республики предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям с учетом приоритетных направлений создания и развития новых и высоких технологий, требований нормативных документов, реальной экономической ситуации в республике и состояния научно-технического и промышленного потенциала страны.

На основании  утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 6.07.2005 № 315 приоритетных направлений научно-технической  деятельности в стране на 2006-2010 годы и программы социально-экономического развития страны разработана Государственная программа освоения в производстве новых и высоких технологий на 2006-2010 годы.

Результаты выполнения Государственной  программы освоения в производстве новых и высоких технологий на 2003–2005 годы свидетельствуют о высокой степени эффективности ее для развития высокотехнологических производств в республике. Так, на один рубль вложенных в финансирование указанной программы средств получено более 11 рублей прибыли за счет выпуска освоенной продукции и технологий. [13]

К основным причинам, замедляющим  процесс освоения в народном хозяйстве  новых и высоких технологий, следует  отнести:

сложность решения вопросов интеграции науки и производства из-за несовершенства инновационного процесса;

низкую эффективность системы  выбора и реализации технологических  приоритетов в рамках системы  государственного финансирования;

сравнительно небольшое количество научно-производственных объединений  по важнейшим отраслям народного  хозяйства, объединяющих исследовательские, конструкторские и производственные структуры, работающие в одном направлении;

устаревшее оборудование многих организаций, не позволяющее реализовать в производстве результаты научно-исследовательских работ;

отсутствие стимулов у организаций  рисковать и менять устоявшиеся  годами и устаревшие производственные технологические циклы;

недостаточное развитие и переориентацию на работу в новых экономических условиях опытно-конструкторских и научных организаций;

недостаточную материальную мотивацию  участников инновационной деятельности.

Как показывает мировой опыт, модернизация и технологическое обновление производства страны может осуществляться  в прогнозном периоде двумя основными способами:

  • с использованием результатов собственной науки, т.е. путём коммерциализации отечественных технологий (внутренний трансфер);
  • с помощью механизма международного трансфера, т.е. покупки технологии за рубежом.

Для эффективной модернизации экономики  республики и обеспечения экономического роста в стране целесообразно  использовать оба подхода. Поскольку  Беларусь пока ещё сохраняет значительный научно-технический потенциал и  имеет возможности для обеспечения его развития. [16;39]

До 2010 года в стране предполагается поэтапное решение проблемы внедрения  новых и высоких технологий в  промышленных организациях страны. При  этом планируется создание устойчивых интеграционных связей, совершенствование материально-технической базы, научного и кадрового обеспечения для реализации целей и задач Государственной программы.

На первом этапе (2006–2008 годы) предусматривается  разработка и создание новых и  высоких технологий, перспективных  образцов наукоемкой продукции различного назначения.

Информация о работе Экономические функции государства