Экономические функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:25, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня проблема вмешательства государства в экономическую деятельность страны особенно актуальна для Республики Беларусь и обусловливается проводимыми в Республике Беларусь преобразованиями. В переходной экономике по сравнению с административно-командной системой происходит коренное изменение роли государства. Отказ от прежнего всевластия государства сопровождается превращением его в одного из участников хозяйственной деятельности. В то же время, поскольку рынок еще не стал целостной системой, а стихийное действие рыночных механизмов не всегда приводит к повышению экономической эффективности, в переходный период существенную роль в проведении преобразований играет экономическая политика государства.

Содержание

Введение.
1. Экономические функции государства, формы и методы вмешательства государства в экономику.
1.1. Экономические функции государства и инструменты проведения экономической политики.
1.1.1. Антимонопольное регулирование.
1.1.2. Макроэкономическая стабилизация.
1.1.3. Размещение ресурсов.
1.2. Формы и методы вмешательства государства в экономику.
1.2.1. Методы государственного экономического регулирования.
1.2.2. Формы вмешательства государства в экономику.
1.2.2.1. Фискальная политика.
1.2.2.2. Кредитно-денежная политика.
2. Основные объекты государственного регулирования
в Республике Беларусь и характеристика целей государственного регулирования в каждом случае.
2.1. Социальная политика и занятость населения.
2.2. Условия конкуренции и антимонопольная политика.
2.3. Политика ценообразования.
2.4. Внешнеэкономическая политика.
2.5. Научно-техническая и инновационная политика.
2.6. Экологическая политика.
3. Основные отличия государственного регулирования в странах с различными типами экономических систем.
3.1. Традиционная экономическая система.
3.2. Командно-административная система.
3.3. Рыночная система.
3.4. Смешанная экономика.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ люда.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные  расходы и уменьшать налоги для  стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.

1.1.3. Размещение ресурсов.

Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного  воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы.

Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и  сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование.

Так, через систему  налогов и субсидий государство  может воздействовать на производство общественных благ и услуг. В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования. Оно может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ.

В случае побочных, или  внешних, эффектов, связанных с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения воздуха, земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже не являющихся непосредственными потребителями данных товаров, т.е. в цене данной продукции неучтенными оказываются социальные издержки производства. Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, не регулируемых рынком.

Правительственный запрет или ограничения на такие загрязнения, установление стандартов безопасности (например, предельно допустимых норм концентрации вредных и токсичных веществ) заставляют производителей нести дополнительные расходы на оборудование, предотвращающее вредные выбросы. Дополнительные издержки ведут к сокращению объемов производства до более оптимального уровня. В результате уменьшается чрезмерное потребление ресурсов данным производством. Переложить на производителей издержки, связанные с побочными эффектами, можно через особые налоги, отражающие ущерб от загрязнения. Во многих случаях, связанных с экологией стоит проблема достоверной информации, бывает сложно установить источник загрязнения, характер ущерба. [15;352]

Внешние эффекты могут  иметь и положительные результаты для общества, но приводить к чрезмерным издержкам у производителей. В  подобных вариантах возникает необходимость в государственной поддержке. Осуществляется она чаще всего с помощью субсидий.

Для решения задач, стоящих  перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства  имеется ряд инструментов, к важнейшим  из которых относятся: фискальная и денежная политика, социальная политика и политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика.

Функцию перераспределения  доходов государство выполняет  через государственную налоговую  систему, а также через различные  социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины.

Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности, также является одним из важнейших  инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы – оказывать влияние на экспорт и импорт.

Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной  сфере необходимо учитывать их влияние  на другие. Так, изменения в государственных  расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.

1.2. Формы и методы вмешательства государства в экономику.

1.2.1. Методы государственного экономического регулирования.

Методы государственного регулирования экономики делятся  на: правовые, административные и экономические.

Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирования предприятий всех форм собственности и рыночных структур (бирж, банков, акционерных обществ), антимонопольном регулировании, защите прав покупателей и интересов общества, посредничестве между предпринимателями и наемными работниками и т.д. Система законодательства определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей. [18;361]

Административное  регулирование экономики реализуется посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для отдельных сфер экономической деятельности или категорий населения и включает в себя меры по регулированию, лицензированию, квотированию и т.д. С помощью системы административных мер осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учётной ставкой, валютным курсом.

Административное регулирование является формой прямого регулирования экономики. Прямые методы регулирования заключаются в административном воздействии на функционирование и результативность деятельность хозяйствующих субъектов. Среди методов прямого государственного регулирования экономики преобладают различные формы целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия, а также льготных кредитов.

Прямо воздействовать на экономику государство может  и через инвестиции в определённые отрасли хозяйства. Инвестирование может идти по двум направлениям:

  1. Развитие государственного предпринимательства – осуществляется в капиталоёмких и малорентабельных отраслях, например, таких как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс, а также проведение научных исследований и подготовку квалифицированных кадров;
  2. Субсидирование предприятий негосударственного сектора, предоставление им товаров, услуг по низким ценам.

 Административные  средства регулирования в развитых  странах с рыночной экономикой  используются в незначительных  масштабах. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения. Однако в критических ситуациях их контроль значительно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. Экономические методы относятся к методам косвенного регулирования и включают: финансовую политику, денежно-кредитную политику, прогнозирование и планирование. [18;362]

В странах, где уровень  экономического развития высок, необходимая степень регулирования рынка может быть достигнута только экономическими средствами, и, прежде всего косвенными формами регулирования. И, наоборот, там, где степень развитости экономической системы невысока, существуют искажения в рыночной системе, без административного вмешательства государства в рыночные отношения не обойтись.

1.2.2. Формы вмешательства государства в экономику.

Одной из форм государственного регулирования экономики является планирование и прогнозирование. Их применение связано с усложнение хозяйственных связей и необходимостью использования комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей.

Экономическое прогнозирование  представляет собой систему научных  исследований о возможных направлениях будущего развития экономики и её отдельных сфер. В макроэкономическом планировании оно играет особую роль – даёт возможность вероятностного видения исследуемого объекта в будущем. Научное прогнозирование выступает формой научного предвидения. Оно, как правило, предшествует разработке социально-экономических и научно-технических программ и планов. [34;349]

В  зависимости от сферы  применения прогнозирование бывает социально-экономическим и научно-техническим. В зависимости от уровня управления – народнохозяйственное и отраслевое (региональное). По степени обоснованности прогнозирование делится на поисковое и нормативное.

После второй мировой  войны концепция планомерности  нашла широкий отклик в мире и  сегодня планирование национальной экономики осуществляется практически во всех странах.

Выделяют следующие  типы макроэкономического планирования:

  • директивное (административно-командное) планирование, которое, как правило, свойственно социалистической системе. Его развитию способствовал государственный монополизм, охвативший как внутренние экономические процессы, так и внешнеэкономические связи, а также дополняемый властью политической структуры. В таких условиях директивное планирование не только исключало возможность использования  в экономике свободных рыночных рычагов развития народного хозяйства, но и получало право на макроуровне выносить чуть ли не все макроэкономическое решения;
  • индирективное планирование базируется на ведущем месте государственной собственности на средства производства. Государственное управление реализует в планах свою стратегию и приоритеты. В качестве экономических регуляторов используются цены, ставки процента, налоги, кредиты и валютные курсы. На этот тип планирования распространяются недостатки, свойственные  директивному планированию;
  • регулятивное планирование характерно для смешанной экономики. На хозяйственной арене, в данном случае, выступают два главных субъекта: государство и частный сектор экономики. В такой системе взаимодействуют план и рынок, при этом государственный сектор спланирован централизовано, а частный – индивидуально. Между планом  и рынком формируется разделение труда, в рамках которого и план и рынок способны компенсировать ошибки друг друга;
  • индикативное планирование характерно для смешанного типа экономики. Плановые нормативы содержать здесь лишь общие контуры государственного прогноза, но могут включать более чёткие  ориентиры в области государственных расходов  и капиталовложений, поэтому главной задачей индикативных планов выступает координация использования  государственных ресурсов без вмешательства в оперативные действия предпринимателей. Макроэкономические показатели рассчитываются для того, чтобы  они ориентировали частный сектор на достижение возможного объёма производства, установление уровня цен на продукцию, давали возможность учитывать объём спроса на продукцию. План, таким образом, выполняет здесь весьма скромную роль по отношению к рынку. [34;348]

Экономическая политика включает также два взаимосвязанных направления деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

 

 

1.2.2.1. Фискальная политика.

Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач.

Изменяя условия налогообложения, вводя одни налоги и отменяя другие, применяя систему налоговых ставок, льгот, штрафов, государство способствует решению важнейших социально-экономических проблем, перераспределяет национальный доход (аккумулированный в госбюджете) в пользу тех или иных групп населения. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Основным рычагом фискальной политики государства является изменение  налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики – прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств. Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. [34;427]

Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения  и государственных расходов с  целью воздействовать на реальный объем  национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.

В период спада стимулирующая  дискреционная фискальная политика складывается из: увеличения государственных  расходов, снижения налогов, сочетания  роста государственных расходов со снижением налогов.

Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

В условиях инфляции, вызванной  избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из: уменьшения государственных расходов, увеличения налогов, сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

Такая фискальная политика ориентируется на положительное  сальдо бюджета.

Под автоматическим, или  встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства [17;232].

Информация о работе Экономические функции государства