Экономические функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:25, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня проблема вмешательства государства в экономическую деятельность страны особенно актуальна для Республики Беларусь и обусловливается проводимыми в Республике Беларусь преобразованиями. В переходной экономике по сравнению с административно-командной системой происходит коренное изменение роли государства. Отказ от прежнего всевластия государства сопровождается превращением его в одного из участников хозяйственной деятельности. В то же время, поскольку рынок еще не стал целостной системой, а стихийное действие рыночных механизмов не всегда приводит к повышению экономической эффективности, в переходный период существенную роль в проведении преобразований играет экономическая политика государства.

Содержание

Введение.
1. Экономические функции государства, формы и методы вмешательства государства в экономику.
1.1. Экономические функции государства и инструменты проведения экономической политики.
1.1.1. Антимонопольное регулирование.
1.1.2. Макроэкономическая стабилизация.
1.1.3. Размещение ресурсов.
1.2. Формы и методы вмешательства государства в экономику.
1.2.1. Методы государственного экономического регулирования.
1.2.2. Формы вмешательства государства в экономику.
1.2.2.1. Фискальная политика.
1.2.2.2. Кредитно-денежная политика.
2. Основные объекты государственного регулирования
в Республике Беларусь и характеристика целей государственного регулирования в каждом случае.
2.1. Социальная политика и занятость населения.
2.2. Условия конкуренции и антимонопольная политика.
2.3. Политика ценообразования.
2.4. Внешнеэкономическая политика.
2.5. Научно-техническая и инновационная политика.
2.6. Экологическая политика.
3. Основные отличия государственного регулирования в странах с различными типами экономических систем.
3.1. Традиционная экономическая система.
3.2. Командно-административная система.
3.3. Рыночная система.
3.4. Смешанная экономика.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ люда.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

В связи со сложившимися экономическими условиями и ограниченностью  ресурсов социальная защита предусматривает  поддержку преимущественно нетрудоспособных и малообеспеченных граждан. Особенностью современной ситуации Беларуси является то, что из-за кризисных явлений к малообеспеченным относятся многие категории работающих граждан. В соответствии с Законом «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» от 01.01.1999, бюджет прожиточного минимума является основным критерием признания граждан бедными. В последние годы доля бедного населения, получившего социальные льготы и дотации, составила 61-65% (приложение 1: таблица 1).

В республике выплачивается 10 видов различных социальных пособий. Реализуются государственные программы социальной помощи ветеранам, одиноким пожилым людям, инвалидам.

Борьба с  бедностью является важнейшим приоритетом  социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности, и Президент Республики Беларусь на третьем Всебелорусском народном собрании указал на необходимость снижения к 2010 году уровня малообеспеченности в 2 раза. Реализация этой задачи возможна на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения (приложение 1: диаграмма 1). [32;749]

Немаловажной составляющей социальной политики нашего государства  является регулирование занятости: поддержание нормального, с точки  зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребностям экономики в квалифицированных работниках, но не приводить к чрезмерному росту заработной платы и резкому снижению занятости [32;503].

Политика занятости населения на макроуровне включает методы и инструменты воздействия государства, направленные на эффективное использование рабочей силы, повышение качества рабочих мест, рост профессионального уровня наёмной рабочей силы и обеспечение правовых и социальных гарантий занятости в сфере труда. Не менее важно проводить эффективную политику в области оплаты труда, трудовой миграции населения в направлении поощрения территориальной и отраслевой мобильности рабочей силы (приложение 2: таблицы 2,3)

Анализ процессов происходящих на рынке труда, существующих тенденций  и динамики их развития, основных факторов, определяющих положение в сфере  занятости, даёт основание полагать, что в ближайшей перспективе  конъюнктура рынка труда будет  по-прежнему трудоизбыточной и напряжённость на нём будет возрастать (приложение 3: таблица 4). Однако в республике предполагается активная реструктуризация экономики, выведение из хозяйственного оборота бесперспективных и нерентабельных производств, расширение форм деятельности  граждан в домашнем хозяйстве, что в целом позволит поддерживать уровень официально регистрируемой безработицы до 2% экономически активного населения (приложение 3: таблица 5; приложение 4: диаграмма 2, таблица 6).  

Социальная политика Беларуси в ближайшие годы должна быть направлена прежде всего на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность страны. Государство должно обеспечить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить своё благосостояние и благосостояние своей семьи, полностью выполнить социальное обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и другими малообеспеченными слоями населения.

Поскольку проблема бедности в Беларуси имеет системный характер, то для повышения уровня жизни, эффективности политики доходов и занятости потребуются дальнейшие преобразования в социальной и экономической сферах. Важную роль в них призваны сыграть меры по совершенствованию социальной политики в целом и её основных направлениях в частности.

2.2. Условия конкуренции  и антимонопольная политика.

Сегодня в Республике Беларусь создана  правовая база антимонопольного регулирования, предотвращающая создание новых  монополий, в том числе в процессе реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений, проводится постоянный мониторинг отдельных товарных рынков, вырабатываются оперативные меры по улучшению конкурентной ситуации на них[32;565].

Беларусь приступила к реализации антимонопольных мер после принятия в 1992 году Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Регулярно стал составляться Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики.

Цели, основные задачи, принципы и  подходы к демонополизации были определены в Комплексной программе  демонополизации народного хозяйства  Республики Беларусь на 1993 год, программах демонополизации экономики Беларуси на 1996–1997 годы и 1998–1999 годы. Предусматривалось изменение монопольной структуры рынков и создание правовых и экономических условий для развития конкуренции.

Основные цели антимонопольной  политики государства заключаются в регулировании общественных отношений возникающих в сферах деятельности субъектов на рынках республики, ликвидации возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, достижении баланса интересов потребителей и производителей.

Данные цели реализуются  в следующих направлениях: 

  • формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий;
  • разукрупнение концернов, производственных и других объединений, препятствующих развитию конкуренции;
  • государственное регулирование деятельности монополий;
  • контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, приобретением акций.

В результате процессов  реформирования собственности, демонополизации  экономики в республике в основном сформировались товарные рынки с  конкурентной структурой. Вместе с  тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными.

В Беларуси число предприятий промышленности, занимающих доминирующее положение  на товарных рынках республики, в последние  годы заметно сократилось (приложение 5: таблица 7).

Наибольшее количество предприятий-монополистов в республике – в машиностроении и металлообработке, а по удельному весу в выпускаемой продукции предприятиями-монополистами лидируют химическая и нефтехимическая, стекольная и фарфорово-фаянсовая промышленность, чёрная металлургия.

Регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.

В тех сферах, в которых по объективным технологическим  причинам сохраняется состояние  естественной монополии, а возможная  конкуренция носит разрушительный характер, вводятся специальные жесткие  регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.

Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение  контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Настоящий этап развития экономики  Беларуси по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при  создании хозяйственных и финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений  хозяйствующих субъектов. Государственная  антимонопольная политика способствует таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем, чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке [9;6].

Важным и  актуальным направлением регулирования  отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего  построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.

В процессе проведения государственной конкурентной политики должны быть обеспечены: равенство  условий деятельности юридических  лиц всех форм собственности, защита интересов отечественных производителей, повышение конкурентоспособности производимых ими товаров.

2.3. Политика ценообразования.

Государственную политику в области  ценообразования в соответствии со статьей 84 Конституции Республики Беларусь определяет Президент Республики Беларусь. Правовые основы ценообразования  определены Законом Республики Беларусь от 10 мая 1999 года «О ценообразовании». Совет Министров Республики Беларусь осуществляет регулирование цен и тарифов на важнейшие социально значимые услуги для населения и товары, имеющие стратегическое значение для страны.

Целями ценовой политики в республике является формирование механизма ценообразования, создание системы условий стимулирующих динамичное развитие экономики, обеспечивающих расширенное воспроизводство, повышения эффективности использования ресурсов, конкурентоспособности продукции, реализации мероприятий антиинфляционной политики, повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и рост жизненного уровня населения [9;1].

Вопросы ценообразования и проведения эффективной политики в республике по-прежнему остаются приоритетными.

Ценообразующая политика, проводимая в Республике Беларусь позволила значительно снизить темпы роста потребительских цен (с 351% в 1999 году до 114,4% в 2004 году), укрепить белорусский рубль. В 2005 году удалось добиться самых низких темпов роста потребительских цен за последние годы. Среднемесячный прирост индекса потребительских цен в 2005 году составил 0,6%, что является наименьшим показателем за последние 15 лет.

Под особым контролем государства  цены на продукты питания, потребительские  товары, тарифы в отраслях жилищно-коммунального хозяйства и транспорта.

Проведение эффективной ценовой  политики и стабилизация валютного  курса в республике позволило  существенно снизить рост цен  производителей промышленной продукции. Так, если в 1995 году индекс цен производителей промышленной продукции составлял 221,8%, в 2000 году – 268%, в 2004 году – 118,8%, то 2005 году – 110,2%(приложение 6:диаграмма 3).

Вместе с тем в сфере ценообразования  имеется ряд проблемных вопросов:

  • достаточно высоким остается уровень инфляции (в 2004 году самый высокий среди стран СНГ);
  • высокий уровень субсидирования жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта;
  • наличие меж- и внутриотраслевых перекосов в ценах на отдельные товары и услуги;
  • высокий уровень налоговой нагрузки.

Тем не менее, проводимая в республике политика государственного ценового регулирования является достаточно обоснованной и соответствует данному этапу трансформации экономики.

Немаловажным фактором обеспечения  устойчивого экономического роста  является снижение уровня инфляции. В последние годы в республике сохраняется позитивная тенденция замедления инфляционных процессов. Важнейшей задачей в ближайшей и долгосрочной перспективе по-прежнему остается выполнение установленных целевых параметров инфляции, что будет обеспечиваться инструментами ценового и макроэкономического регулирования.

С 2000 года в республике стала проводиться  достаточно жесткая денежно-кредитная  и сбалансированная валютная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и устранение множественности валютных курсов, относительная стабилизация обменного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке.

В концептуальном плане важно, чтобы  денежно-кредитная и валютная политика, проводимая Национальным банком, не ухудшала ценовые условия воспроизводства  белорусских товаропроизводителей, способствовала повышению конкурентоспособности их продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Устранение неоправданного инфляционного воздействия на экономику  республики со стороны налоговой  системы предполагает снижение налоговой  нагрузки и упрощения системы  налогообложения.

Анализ налогово-бюджетной системы свидетельствует, что в республике высока доля централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете, достаточно высокая общая нагрузка на реальный сектор экономики (45,2 % к ВВП), неравномерна налоговая нагрузка по отраслям экономики. В последние годы последовательно проводится курс на снижение налоговой нагрузки на экономику, что уменьшает давление на цены. В 2004 году с 20 % до 18 % снижена ставка налога на добавленную стоимость, уменьшена совокупная ставка оборотных налогов и сборов: с 4,5 процента в 2003 году до 4,15 процента в 2004 году и до 3,9 процента – в 2005 году. С 2005 года отменены отчисления в фонд пожарной безопасности, с 4% до 3 % снижена ставка чрезвычайного налога, взимаемого с фонда оплаты труда.

Информация о работе Экономические функции государства