Экономические проблемы местного самоуправления и развития территории (Напримере Каныш–Кыя а/о

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:02, доклад

Краткое описание

Цель исследования заключается в рассмотрении теоретических подходов в изучении местного самоуправления и развития территорий.
Из вышеназванной цели вытекают задачи исследования:
Дать характеристику сущности и понятия местного самоуправления;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический подход к изучению местного самоуправления и развития территории
1.1 Сущность и понятие о местном самоуправлении
Местное самоуправление как объект экономического исследования
1.2 Становление и развитие местного самоуправления в Кыргызстане
1.3 Зарубежный опыт организации местного самоуправления

Глава 2 Экономические проблемы местного самоуправление и развитие территории
2.1 Прозрачность бюджета местного самоуправления как основа деятельности
2.2 Проблема эффективности использования муниципальной собственности
Заключение
Список использованной литературы

Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

НИР МИРБЕК.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Иначе говоря, местное  самоуправление является властью, но властью производной от государственной, действующей с позволения государства и в рамках, четко обозначенных государством в Законе.

Из сказанного следует, что система местного самоуправления занимает особое место в государстве  в силу своей социальной природы. Она осуществляет, главным образом, связь между государством и населением, а также между государством и различными собственниками по решению местных социально-экономических задач.

Именно местное самоуправление, будучи наиболее приближенной к гражданам, решает их повседневные проблемы, создает достаточные условия для нормальной жизнедеятельности местных сообществ, их органов и укрепляет основы народовластия.

Как показывает анализ учебной  и научной литературы, впервые  термин «самоуправление» был введен германским ученым Р. Гнейст применительно к действительности этой страны XVII века. Однако, понятие «самоуправление» фактически появилось в Англии в конце XVII века после Английской революции и означало такое состояние, когда английский народ управлялся с помощью парламента и представительных местных органов, не знающих административной опеки со стороны правительственного аппарата  и его чиновников1.

Становление системы  местного самоуправления в Англии было связано с развитием парламентского правления, и как его следствие сегодня в Великобритании практически отсутствуют государственные органы, осуществляющие административный надзор за местным самоуправлением. С тех пор английская нация стала управлять собой самостоятельно: власть короны, как самостоятельная и независимая от нации исчезла, монарх стал высшим должностным лицом в системе парламентского правления.

В последующем понятие  «местное самоуправление» в различных  странах трактовалось по-разному, в  соответствии с тактикой внедрения  его принципов, но суть оставалась общей и неизменной. Прежде всего, местное самоуправление рассматривается в западных демократиях как один из важнейших принципов государственного устройства, обеспечивающих связь граждан с государством и возможность их прямого участия в управлении. В этих условиях для каждого отдельного гражданина государство в большей части предстает как некий абстрактный институт, существование которого они ощущают лишь при выплате налогов или судебных разбирательствах.

Если заинтересовать отдельного гражданина в участии и решении вопросов местного значения и создавать для этого необходимые условия, то между ним и государством устанавливается связь через общину, союз или территориальную общность. Эта деятельность осуществляется с учетом местной специфики и в соответствии с местными потребностями. Они наиболее известны местному жителю, а не чиновникам вышестоящих инстанций. Этим самым нормально функционирующее местное самоуправление обеспечивает и развитие личной инициативы.

Как показывает практика, в западных демократиях существует два принципиально разных подхода к понятию «местное самоуправление». Первый предполагает полную свободу местному самоуправлению, его органов, самостоятельное, под свою ответственность, регулирование всех проблем местного сообщества. Второй  обуславливает выполнение общинами только тех задач, которые переданы им государством, через систему делегирования полномочий и поручений. Данная система исходит из того, что общины обязаны принимать для исполнения только те задания от государства, которые выполнимы  ими самостоятельно.

В данном случае речь идет о создании оптимального и эффективного соотношения между государственным  управлением и системой местного самоуправления.  По своей сути государственное  управление – это способ взаимодействия и воздействия управляющей системы (государственные органы) на управляемую (субъекты хозяйствования).

Что же касается сути местного самоуправления, то здесь налицо способ воздействия управляющей системы  самой себя. Именно поэтому степень  развития самоуправления зависит от степени развития демократии в обществе, чем демократичнее общество, тем и больше развито  самоуправление.

В этом смысле местное  самоуправление – это способ, средство оптимизации взаимоотношения государственного управления в целом, представительных и исполнительных органов местного сообщества.  При этом не имеют значения, как возникали институты местного самоуправления в различных странах – путем самосохранения изначально существовавших территориальных областей, объединившихся в централизованные государства (США, Англия, Швейцария) и делегирования центральными органами этих государств часть своих полномочий, или путем делегирования «сверху» местным органам «самоуправленческих» функций (Франция, Германия, Россия, Кыргызстан) либо комбинированным способом с использованием обоих указанных (Испания, Мексика, Аргентина). В любом случае современное демократическое государство не может обеспечить оптимальное управление экономическими и социальными процессами, если не гарантирует существование местного самоуправления. Не могут быть решены вопросы общественного развития в центре из-за своего многообразия и сложности. Децентрализация решений – вот важнейший способ повышения эффективности управленческой деятельности на всех уровнях и в оптимальных пределах. Децентрализация управления и демократизация общественного развития – это основы гражданского и правового государства, суть существования системы местного самоуправления.

Местное самоуправление является частью государственного управления и государственной структуры, поскольку принцип автономности и самостоятельности органов местного самоуправления  ограничен своими пределами, хотя бы тем, что территория или площадь той или иной системы местного самоуправления принадлежит определенному государству.  К тому же представительные органы местного самоуправления,  как правило, не имеют законодательной и законотворческой инициативы за исключением местного значения, а исполняют и подчиняются законам и нормативным актам, принятым в общегосударственном масштабе. Компетенция органов местного самоуправления ограничена отведенными государством полномочиями.

С другой стороны, система  местного самоуправления необходима как  одна из форм осуществления политических прав и свобод граждан. Европейская  хартия о местном самоуправлении считает, что право граждан участвовать в управлении государственными делами относится к демократическим принципам и исходит из убеждения в том, что это право непосредственно может быть осуществлено именно на местном уровне2.

Понятно, что данное положение не исключает реализации прав граждан на управление на всех уровнях государственного устройства. Однако наибольшего по масштабам участия в управлении граждан реально можно добиться там, где управление приближенно к  населению. В этом смысле местное самоуправление представляет собой особый институт народовластия, обеспечивающий гражданам реальные возможности участвовать в делах местного значения непосредственно и через выборные органы, в рамках закона, но без вмешательства государственных органов власти. В этом и заключается сущностное содержание понятия «местное самоуправление».

Эталонное определение  местного самоуправления для современного демократического государства дано в той же Европейской хартии. В  статье 2 под  местным самоуправлением  понимается «право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами.  Это положение не исключает обращение к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого  участия граждан там, где это допускается по закону»3.

Из этого определения  следует, что органам местного самоуправления предоставляется право самостоятельно принимать решения по реализации части государственных дел, имеющих местное значение и под свою ответственность. При этом предпочтение в принятии решений отдается органам местного самоуправления, а не населению, проживающему на данной территории. Население участвует в делах местного самоуправления опосредованно, через выборы своих представителей в Советы или собрания. Однако данное положение нисколько не умаляет значение местного самоуправления как атрибута демократического государства, поскольку местное население, так или иначе, участвует в делах местного значения путем выбора органов местного самоуправления.

Применительно к современному Кыргызстану,  самоуправление нашло  свое конституционное закрепление, а также в других законодательно-правовых актах и характеризуется как  один  из важнейших элементов  государственного устройства и организации общественного производства.

 Достаточно четкое  определение местного самоуправления, отражающее действительное положение  дел в этой сфере общественного  процесса дано в Законе Кыргызской  Республики  «О  местном самоуправлении». «Местное самоуправление, – указывается в нем; - самостоятельная деятельность местного сообщества в своих интересах и под свою ответственность, н6аправленная на решения вопросов местного значения»4. При этом, местное самоуправление осуществляется местными сообществами через представительные и исполнительные органы, а также путем непосредственного участия граждан.

При этом, если представительное участие в сфере местного самоуправления реализуется через местные  кенеши, избираемые самим населением, то важнейшими формами непосредственного участия граждан являются обсуждение всех важнейших вопросов общественной и государственной жизни и реализации принятых решений путем курултаев, собраний, сходов граждан, выборов депутатов местных кенешей а также контроля деятельности органов местного самоуправления.  Причем население имеет право на нормотворческую инициативу в делах местного значения, и порядок реализации указанного права определяется уставом местного сообщества. Проекты правовых актов, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат рассмотрению с обязательным участием представителей населения соответствующей территории.

Таким образом, главным  содержанием современного развития местного самоуправления в Кыргызстане  является обеспечение прав граждан на осуществление управленческой деятельности, тогда как в трактовке Европейской хартии  местное самоуправление предусматривает преимущества органов самоуправления в принятии решений. В данном случае в Кыргызской модели развития местного самоуправления речь идет об осуществлении гражданами права на самоуправление как на общественных началах, так и на постоянной основе, то есть в качестве выборных должностных лиц, депутатов представительных органов, работника местного органа управления и т.д.

В целом, наиболее общими признаками, раскрывающими сущностное содержание местного самоуправления являются следующие:

  1. это право населения, как правило, компактно проживающего, самостоятельно решать вопросы местного значения;
  2. это право реализуется непосредственно и через создаваемые органы;
  3. эти органы действуют на основе законов, нормативно-правовых актов, принимаемых государством;
  4. государственное управление и  местное самоуправление не разделимы и призваны решать общезначимые дела и т.д.

Как и любое явление  общественной жизни и общественного развития местное самоуправление может нормально функционировать на основе определенных принципов и закономерностей его организации. Поэтому наиболее общие его принципы были разработаны Советом Европы в 1985 году и были рекомендованы как модельные, которые нашли отражение  в Хартии местного самоуправления.

  Хартия предусматривала  следующие принципиальные положения:

    • основные положения органов местного самоуправления должны найти свое место в  конституционном строе и  определяться Конституцией или Законом страны;
    • органы местного самоуправления в пределах, устанавливаемых законом, обладают полной свободой действий для осуществления своих инициатив и полномочий;
    • предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть полными и исключительными;
    • органы  местного самоуправления имеют право на обладание достаточными собственными финансовыми средствами и свободно ими распоряжаться для осуществления своих функций и реализации полномочий;
    • любой административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления должен быть предназначен только для обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов;
    • органы  местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных Конституцией и законодательством страны принципов  местного самоуправления.

Исходя, из основополагающих идей Хартии, институт местного самоуправления нашел  отражение в Конституции  Кыргызской Республики, новая редакция которой принята в июне 2010 года (раздел 8, ст. 110-113). В ней отмечается, что местное самоуправление в Кыргызской Республике осуществляется местными сообществами, гражданами непосредственно в своих интересах и под свою ответственность.

Закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», предусматривает следующие принципы организации системы местного самоуправления в Кыргызстане:

    • законности и социальной справедливости;
    • самообеспечения, самофинансирования и саморегулирования;
    • волеизъявления граждан через местные кенеши, их исполнительно-распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, иные органы, формируемые самим населением, а также собрания и сходы граждан;
    • защиты прав и охраняемых законом интересов местных сообществ;
    • демократии, гласности и учета общественного мнения;
    • коллегиальности, свободного обсуждения при решении соответствующих вопросов;
    • независимости местных кенешей в решении вопросов своей компетенции и другие.

Информация о работе Экономические проблемы местного самоуправления и развития территории (Напримере Каныш–Кыя а/о