Экономические основы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 14:47, реферат

Краткое описание

Актуальность темы работы связана с тем, что изменения экономических отношений осуществляемых в Российской Федерации привели к осознанию необходимости реформирования системы государственного управления и передаче значительной части функций по обеспечению жизнедеятельности населения местным органам, наделив их соответствующим статусом, компетенцией, материальными и финансовыми ресурсами.
Целью работы является исследование основ организации экономической деятельности муниципальных образований.

Вложенные файлы: 1 файл

Муниципальное право - реферат.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Московский  Гуманитарно-Экономический Институт

Северо-Западный Филиал

 

Факультет заочного обучения

 

 

 

Реферат по курсу  «Муниципальное право России»

на  тему: «Экономические основы местного самоуправления»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент  группы Ю-4-12

Гуреев А.А.

Преподаватель:  Бабалич А.А.

 

 

 

 

Мурманск 

2013

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

 

Актуальность  темы работы связана с тем, что  изменения экономических отношений осуществляемых в Российской Федерации привели к осознанию необходимости реформирования системы государственного управления и передаче значительной части функций по обеспечению жизнедеятельности населения местным органам, наделив их соответствующим статусом, компетенцией, материальными и финансовыми ресурсами.

Целью работы является исследование основ организации  экономической деятельности муниципальных  образований.

При написании  данной работы были использованы следующие  общепринятые методы исследования: логический, сравнительно-исторический, статистический, формализации, анализ и синтез, прогнозирования.

1.         Понятие  и принципы экономической основы  местного самоуправления

 

Согласно Конституции  РФ, органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения, создавать условия для обеспечения повседневных потребностей населения – это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина, гарантируемых демократическими государствами – права на достойную жизнь. Таким образом, местное самоуправление не только оппонент, но и соратник государственной власти, а развитое, местное самоуправление освобождает органы государственной власти от «текучки», позволяет сконцентрироваться на решении общегосударственных проблем, способствует оптимизации государственного управления.

Однако важно  понимать, что органы местного самоуправления должны иметь право на достаточную  для осуществления своих функций  и полномочий экономическую и  финансовую базу. Как отмечают Ю.А. Тихомиров  и Г.Н. Шахназаров: «в процессе становления местного самоуправления важное значение имеет обеспечение его деятельности соответствующими материальными предпосылками. Реально самоуправление только тогда, когда оно обеспечено экономикой, ибо «корни самоуправления в экономике». Из этого следует, что признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает определенные обязательства со стороны государства по созданию необходимых экономических, финансовых и правовых условий и предпосылок для развития местного самоуправления.

Само понятие  «экономическая основа местного самоуправления»  представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные  с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. установил, что экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, средства местных бюджетов, имущество, находящиеся в государственной собственности и переданные в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования. Часто встречается и понятие «финансовые ресурсы муниципального образования», под которыми понимается совокупность финансовых средств, состоящих из средств местного бюджета, внебюджетных фондов, финансовых ресурсов муниципальных предприятий, ссуд, займов, средств от продажи муниципальной собственности, ценных бумаг.В законе о местном самоуправлении 1995 г. глава посвященная экономической основе, называлась «финансово-экономическая основа местного самоуправления» Однако, понятие финансовой основы несколько уже, чем экономической, так как первая является составной частью второй, что отразилось на действие законодателя, который в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» 2003 г. сменил название главы на «экономическая основа местного самоуправления».К источникам муниципального права России относится Европейская хартия местного самоуправления. В статье 9 Хартии сформулированы следующие основные требования к финансовым ресурсам местного самоуправления:

·          достаточность собственных финансовых средств и их соразмерность предоставленным  полномочиям;

·          свобода распоряжения этими средствами при осуществлении своих функций;

·          поступление хотя бы части финансовых средств местного самоуправления за счет местных сборов и налогов;

·          защита более слабых органов местного самоуправления за счет процедур финансового  выравнивания;

·          предоставление субсидий не должно идти в ущерб выбора политики органов местного самоуправления.

Эти положения  Европейской Хартии о местном  самоуправлении, которую Россия ратифицировала в 1998 году, можно рассматривать в  качестве общих принципов, которые  должны определять экономическую и  финансово-налоговую политику демократического государства применительно к местным органам власти, получая отражение в законодательстве данной страны. Не случайно в Европейской хартии самая большая по объему статья посвящена характеристике источников финансирования органов местное самоуправление.

Общие начала финансовой деятельности органов местного самоуправления регулируются на уровне Конституции Российской Федерации, устанавливающей основные принципы организации и деятельности общества и государства и оказывающей существенное влияние на развитие российского законодательства. Так, в соответствии со статьей 132 Конституции РФ, при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства. Однако, как справедливо отмечает В.И. Васильев, содержание «общих принципов организации местного самоуправления» в Конституции не раскрыто. И, как неоднократно отмечалось и Конституционным Судом, и доктриной, может быть определено лишь текущим законодательством, причем по-разному в зависимости от политических, экономических и социальных условий». Подводя итог данной главы на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что экономическая основа, обеспечивает хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служит, прежде всего, удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. При этом принципы его экономической организации заложены не только в национальном законодательстве, но и в ратифицированной Россией Европейской хартии местного самоуправления.

2. Муниципальная собственность

 

Важное место  в составе экономической основы местного самоуправления занимает муниципальная  собственность. Развитие товарно-денежных отношений, юридическое закрепление  многообразия форм собственности, появление множества субъектов реальных рыночных отношений поставили перед местным самоуправлением задачу формирования собственной финансово-экономической базы на новых основах. Еще раз отметим, что одним из главных условий жизнедеятельности местного самоуправления является наличие у него материально-финансовой базы. Конституция Российской Федерации закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью. Необходимо рассмотреть понятие муниципальной собственности. В научных источниках дается определение муниципальной собственности как целого, состоящего из частей. Можно говорить, что муниципальная собственность включает муниципальные предприятия, объекты социально-культурного и бытового назначения, транспорт, местную промышленность, а также земли, недра, леса, растительный и животный мир. В юридической энциклопедии говорится, что муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям. Гражданский кодекс Российской Федерации под муниципальной собственностью понимает имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Ряд авторов считают, что муниципальную собственность нужно определять как отношения между субъектами экономической деятельности по поводу воспроизводства тех или иных объектов. Последнее определение дает наиболее полное представление об экономической деятельности местного самоуправления и раскрывает роль данной категории в системе общественного воспроизводства. В соответствии со ст. 50 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Закон не случайно дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности, так как реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей власти.

Формирование  муниципальной собственности осуществляется путем разграничения собственности, приватизации, создания новых объектов, передачи, приобретения в результате купли-продажи, дарения, наследства и т.д. Процесс формирования муниципальной собственности во многом зависит от решения проблемы разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в соответствии с законом. Органы местного самоуправления вправе:

·              передавать объекты муниципальной  собственности во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать  в аренду, отчуждать в установленном  порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов;

·           выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств. Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность;

·           определять порядок и условия  приватизации муниципальной собственности, за исключением случаев, когда она  осуществляется непосредственно населением, при этом доходы от приватизации поступают в полном объеме в местный бюджет;

·           в соответствии с законом создавать  предприятия, учреждения и организации  для осуществления хозяйственной  деятельности, решать вопросы их реорганизации  и ликвидации. Они сами определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством. По-другому определяются отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров. Однако органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. В то же время они не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, за исключением случаев, предусмотренных законами.

Из всего  сказанного выше можно констатировать, что отношения связанные с  муниципальной собственностью, являются приоритетными, а также охватывают и ставят в зависимость все  иные отношения в муниципальном  образовании.

3. Местный бюджет: понятие, структура, принципы формирования

 

Наиболее актуальным в контексте темы работы является вопрос о средствах местного бюджета. Важность четкого определения места  местного бюджета в бюджетной  системе, источников его формирования обусловлена, прежде всего, тем, что органы местного самоуправления обладают фактической властью лишь при наличии финансовых средств, которыми они могут самостоятельно распоряжаться.

В советский  период развития нашего государства  все действующие на территории Российской Федерации бюджеты, включая и местные бюджеты, объединялись в рамках единого государственного бюджета. В настоящее время местные бюджеты, являясь частью финансовой системы Российской Федерации, существуют как самостоятельные денежные фонды, предназначенные для решения вопросов местного значения, выполнения функций органов местного самоуправления. Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы РФ, а с разделением муниципальных образований на поселения, муниципальные районы и городские округа бюджетная система РФ становится четырехуровневой.

В соответствии со статьей 15 Бюджетного кодекса РФ местный бюджет предназначен для  исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование  органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. Местные бюджеты характеризуются:

·          широкой сферой влияния, так как  бюджетные отношения пронизывают  все стороны территориального воспроизводственного процесса;

·          высокой степенью действенности, обусловленной  перераспределительной природой данной экономической категории;

·          гибкостью, поскольку система бюджетных  методов управления формируется  не как заданная раз и навсегда, а как динамичная, постоянно развивающаяся в зависимости от целей и задач территориального развития.

Статья 132 Конституции  Российской Федерации закрепляет право  органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять  местный бюджет. Самостоятельность местного бюджета обеспечивается:

·          наличием собственных источников доходов;

·          правом определять направления использования  и расходования бюджетных средств;

·          правом использовать по своему усмотрению доходы местного бюджета, полученные дополнительно в ходе его исполнения;

Информация о работе Экономические основы местного самоуправления