Экономическая теория рынков несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: краткий обзор, изучение и описание рынков несовершенной конкуренции, их видов и возможностей их использования в условиях современной экономики.
Задачи: рассмотреть общие черты и особенности рынков несовершенной конкуренции; рассмотреть ситуацию на рынке несовершенной конкуренции в современной действительности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции……………………………………...5
1.1. Подходы к определению конкуренции в экономической теории……5
1.2. Понятие и условия возникновения конкуренции……………………..7
1.3. Функции конкуренции………………………………………………….8
1.4. Виды конкуренции……………………………………………………..10
Глава 2. Модели рынков несовершенной конкуренции………………………13
2.1. Анализ процесса монополизации экономики представителями марксизма…………………………………………………………………….…..13
2.2. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина………….14
2.3. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон.……………………………………………………………………...….15
2.4. Основные формы современной несовершенной конкуренции……..17
2.4.1. Чистая монополия………………………………………………...18
2.4.2. Монопсония…………………………………………………….…21
2.4.3. Олигополия………………………………………………………..23
2.4.4. Дуополия…………………………………………….…………....25
2.4.5. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта……………………………………………………………………….….27
Глава 3. Конкурентность рынков в России…………………………….…....…30
Заключение………………………………………………………………….……34
Библиографический список……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория рынков несовершенной конкуренции.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

     1) рынок, где господствуют две крупные торгово-промышленные компании, между которыми имеется секретное соглашение, обеспечивающее получение максимальной прибыли посредством неэквивалентного обмена. Такое положение типично для начала 20 в.

     2) рынок современных отраслей массового производства, на котором также господствуют две компании. Между ними обычно существует молчаливое соглашение о монопольных ценах и ведётся неценовая конкуренция.

     3) рынок, на котором имеются два поставщика, но между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения. Это возможно в двух ситуациях: либо как временное состояние рынка в начальный период производства нового товара и «пробы сил» двух поставщиков, либо как состояние ожесточённой конкуренции при переходе от более простых к более развитым формам монополии.

     Статистический  анализ взаимоотношений фирм в условиях дуополии был предложен А.О.Курно в 1838г. В дальнейшем модель равновесия конкурирующих фирм-дуополистов получила название «модель Курно».

     

 
 
 
 

2.4.5. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта 

     Монополистическая конкуренция - это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества. Это самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.

     По  существу монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция  плюс дифференциация продукции. Рынок  характеризуется дифференциацией  продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые.

     Дифференциация  товаров может быть основана на:

     1) физических характеристиках товара;

     2) месторасположении;

     3) "мнимых" различиях, связанных  с упаковкой, торговой маркой, имиджем фирмы, рекламированием.

     Кроме того, иногда делят дифференциацию на горизонтальную и вертикальную:

  • вертикальная основана на делении товаров по качеству или какому другому схожему критерию, условно на "плохие" и "хорошие"(выбор телевизора — "Темп" или "Panasonic");
  • горизонтальная предполагает, что при примерно равных ценах покупатель делит товары не на плохие-хорошие, а на соответствующие и не соответствующие его вкусу (выбор автомобиля — Volvo или Alfa-Romeo).

     Создавая  свой собственный вариант продукта, каждая фирма приобретает как бы ограниченную монополию. Существует только один производитель бутербродов «Биг Мак», только один производитель зубной пасты «Аквафреш», только один издатель журнала «Экономическая школа» и т.д. Тем не менее, они все сталкиваются с конкуренцией со стороны компаний, предлагающих товары-заменители, т.е. действуют в условиях монополистической конкуренции.

     Дифференциация  товаров создает возможность ограниченного влияния на рыночные цены, так как многие потребители сохраняют приверженность к конкретной марке и фирме даже при некотором повышении цен. Однако данное влияние будет относительно небольшим из-за схожести товаров конкурирующих фирм. Перекрестная эластичность по спросу между товарами монополистических конкурентов является достаточно высокой. Кривая спроса имеет небольшой отрицательный наклон (в отличие от горизонтальной кривой спроса при совершенной конкуренции) и также характеризуется высокой эластичностью спроса по цене.

     Монополистическая конкуренция свойственна реально  существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство.

     Положение фирмы в данной рыночной ситуации отличается и от чистой монополии, и  от олигополии, и от совершенной  конкуренции.

     В отличие от полной монополии такая фирма, не будучи единственным производителем данного вида продукции, находится под воздействием конкуренции других фирм, производящих данную группу товаров субститутов.

     Фирма, находящаяся в ситуации монополистической  конкуренции, может не учитывать ответную реакцию конкурентов на свои действия, так как каждый из них оказывает ничтожное воздействие на общие условия реализации продукта. Этим монополистическая конкуренция отличается от олигополии.

     И наконец, в отличие от совершенной конкуренции, при монополистической конкуренции объем сбыта ограничен и определяется такими факторами, как рыночная цена, особенности продукта и величина расходов на рекламу.

     В состоянии монополистической конкуренции  могут находиться предприятия розничной торговли, парикмахерские, видеосалоны и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Конкурентность рынков в России 

     В годы плановой экономики в нашей  стране конкуренция не играла той  роли, которая ей отводится при  рыночных методах хозяйствования. С  точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса и кризисов перепроизводства. Благодаря этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В конечном счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

     С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в  экономической жизни общества значительно возросла. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

     Специфика российских монополий сказалась  и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю

     Сейчас  в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий  и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется монополизм, который выражается в нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов.

     Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства, она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам.

     Но  уровень развития конкуренции в  нашей стране явно недостаточен. Называются несколько причин:

     1. Приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;

     2. Принудительная реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;

     3. Малый бизнес так и не получил должного развития. Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации. Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью. Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же всё это остаётся благим пожеланием из-за скудности государственного бюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.

     Таким образом, конкурентоспособность предстает  как чрезвычайно сложное, многофакторное, системное понятие. Как на уровне страны, так и на уровне отдельной  фирмы достижение конкурентоспособности  является результатом всесторонне продуманной, постоянно обновляемой целенаправленной политики.

     Для демонополизации экономики и  развития конкуренции необходимо:

  • Наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд;
  • Ввести жёсткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;
  • Совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;
  • Адаптировать конкурентную политику к международным принципам и правилам.

     Чтобы оценить сложившуюся ситуацию на российском рынке, хорошо было бы сравнить ее с зарубежным. Однако прямого аналога за рубежом мы просто не найдем. Нужно реагировать на ту ситуацию, которая складывается у нас. А у нас, если говорить о причинах инфляции в контексте теории несовершенной конкуренции, достаточно большой вклад в ускорение инфляции несет та часть экономики, которую можно охарактеризовать как монополии.

     О том, как влияет несовершенная конкуренция  на качество товаров и услуг, мы можем убедиться на примере бензина. Существует картельное соглашение с нефтяниками, по которому стороны договорились держать отпускные цены на бензин на неизменном уровне. К сожалению, все сразу ощутили изменения качества бензина на наших заправках. Весь настоящий 95-й бензин у нас идет на экспорт, а то, что продается на заправках под этой маркой, - бензин, октановое число которого поднято с помощью различных добавок. Вот это замечательный пример негативного влияния института несовершенной конкуренции, создаваемого государством, на качество потребления, без всякого воздействия на инфляцию.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Итак, мы изучили виды несовершенной конкуренции, и получили, что перечисленные рыночные структуры имеют разную степень распространения на рынке. Принято считать, что наиболее распространенными рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия. Чистая же монополия представляет собой крайне редкое явление, особенно в масштабах всей страны. Что же касается совершенной конкуренции, то она на данный момент является скорее научной абстракцией, чем фактическим состоянием современного рынка.

     За  последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она  отсутствовала во многих странах  и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них  были четко определены. В современных условиях свободное рыночное соперничество стало редким явлением. Например, в западных странах это явление можно наблюдать на рынке ценных бумаг и на рынке сельскохозяйственной продукции. Монополизация явилась закономерным следствием развития процессов концентрации (т.е. укрупнения производства за счет дополнительно вовлекаемого капитала) и централизации (т.е. слияния мелких и средних предприятий в единое крупное) промышленного производства под воздействием научно-технического прогресса.

Информация о работе Экономическая теория рынков несовершенной конкуренции