Экономическая теория рынков несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: краткий обзор, изучение и описание рынков несовершенной конкуренции, их видов и возможностей их использования в условиях современной экономики.
Задачи: рассмотреть общие черты и особенности рынков несовершенной конкуренции; рассмотреть ситуацию на рынке несовершенной конкуренции в современной действительности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции……………………………………...5
1.1. Подходы к определению конкуренции в экономической теории……5
1.2. Понятие и условия возникновения конкуренции……………………..7
1.3. Функции конкуренции………………………………………………….8
1.4. Виды конкуренции……………………………………………………..10
Глава 2. Модели рынков несовершенной конкуренции………………………13
2.1. Анализ процесса монополизации экономики представителями марксизма…………………………………………………………………….…..13
2.2. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина………….14
2.3. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон.……………………………………………………………………...….15
2.4. Основные формы современной несовершенной конкуренции……..17
2.4.1. Чистая монополия………………………………………………...18
2.4.2. Монопсония…………………………………………………….…21
2.4.3. Олигополия………………………………………………………..23
2.4.4. Дуополия…………………………………………….…………....25
2.4.5. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта……………………………………………………………………….….27
Глава 3. Конкурентность рынков в России…………………………….…....…30
Заключение………………………………………………………………….……34
Библиографический список……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория рынков несовершенной конкуренции.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

     Взаимодействие  между продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов  и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка.

     Моделям рынка с несовершенной конкуренцией присущи следующие признаки:

  • много (но не множество), несколько или одна фирма;
  • наличие барьеров вступления в отрасль;
  • возможность в определенных пределах влиять на рыночную цену и объем производства;
  • использование неценовых методов конкурентной борьбы (дифференциация продукта, реклама, послепродажное обслуживание и т.п.);
  • сочетание рыночной саморегуляции и планового регулирования  как государственного, так и внутри- и межфирменного.

2.4.1. Чистая монополия 

     Абсолютная (чистая) монополия - это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом.

     Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой - либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы - монополиста.

     

     Понятие «монополия» имеет двоякий смысл: под монополией понимают, во-первых, крупное предприятие, занимающее ведущее положение в определенной отрасли; во-вторых, положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой.

     Цель  монополии - получение сверхприбыли посредством контроля над ценой и объемом производства на монополизированном рынке.

     Различают несколько типов монополий:

     1. Экономические (искусственные)  монополии. Под этим условным названием понимают объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде различных монополистических отношений.

     2. Естественная монополия. Ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновляемые элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.).

     Основные  правила регулирования естественных монополий заключаются в следующем:

  • Цены должны устанавливаться на уровне, максимально близком к предельным издержкам;
  • Прибыль не должна превышать нормальной прибыли на вложенный капитал;
  • Государственное регулирование должно обеспечивать эффективность производства.

     3. Административная (государственная)  монополия. Возникает тогда, когда государство закрепляет за собой какой-либо вид деятельности и не допускает в эту отрасль частные компании. Такая монополия основана на государственной собственности, защищается государством и является закрытой. Рыночные законы в этой ситуации могут не действовать, например, фирма является убыточной и должна закрыться, но ее убытки покрываются государством, и фирма продолжает работать. 

Ценовая дискриминация 

     Ценовая дискриминация – продажа одного и того же товара разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены в издержках производства.

     При ценовой дискриминации первой степени, или совершенной ценовой дискриминации монополист продает каждую единицу товара каждому покупателю по его резервированной цене, т.е. той максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить за данную единицу товара. Это означает, что весь излишек потребителя присваивается монополистом, а кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса на его продукцию.

     

     Ценовая дискриминация второй степени – это ценовая политика, суть которой заключается в установлении различных цен в зависимости от количества покупаемой продукции.

     Ценовая дискриминация третьей  степени – это ситуация, когда монополист продает товары разным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене. 

Антимонопольное регулирование 

     Способы регулирования экономических монополий:

     1) структурный подход состоит в том, что ограничивается доля одного предприятия на рынке определенного товара, и при превышении фирмой этой доли государство автоматически вмешивается, накладывая ограничения на деятельность крупных предприятий. Такие ограничения могут состоять в контроле над ценами, включения предприятия в реестр монополистов, в контроле над слияниями и поглощениями. Это более простой способ, но предприятие может быть наказано просто за большие размеры независимо от своего поведения;

     2) поведенческий подход состоит в том, что ограничивается деятельность предприятий или применяются санкции, если фирмы начинают злоупотреблять своим положением и предпринимать действия, ограничивающие конкуренцию (картельный сговор, недобросовестная конкуренция, незаконная ценовая дискриминация, монопольно высокая цена, создание искусственного дефицита товара). В этом случае меры со стороны государства применяются только после доказательства злоупотребления монопольной властью, что очень часто бывает сложно доказать.

     В России данные подходы и способы  регулирования экономических монополий  реализуются в ФЗ "О защите конкуренции" (2006).

     Способы регулирования естественных монополий:

     1) регулирование путем установления  или ограничения роста цены  на товар или услугу монополиста;

     2) определение потребителей, подлежащих обязательному снабжению или установлению минимального уровня их обеспечения в товаре или услуге монополиста:

     3) перспективным, но пока не реализуемым  является институциональный подход, заключающийся в создании таких условий для монополиста, когда ему будет выгодно самоограничивать негативные последствия и более эффективно использовать ресурсы (право управления монополией в течение определенного срока частному инвестору).

     В России деятельность естественных монополий  регулируется ФЗ "О естественных монополиях" (1995). 

2.4.2. Монопсония 

     Монопсония (от греч. один и закупка) — монополия покупателя, ситуация на рынке товаров и услуг, когда имеется только один покупатель и много продавцов. В широком смысле слова термин "монопсония" относят ко всем рынкам, где определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели, потребители товаров и услуг.

     Примером  монопсонии является рынок труда, на котором существует множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы.

     Монопсония  возникает при следующих условиях:

     1) на рынке труда взаимодействуют,  с одной стороны, значительное  количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой — либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда;

     2) данная фирма (группа фирм) нанимает  основную часть из суммарного  количества специалистов какой-то профессии;

     3) этот вид труда не имеет  высокой мобильности (например, из-за  социальных условий, географической  разобщенности, необходимости приобрести  новую специальность и т. п.);

     4) фирма-монопсонист сама устанавливает  ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.

     Рынок труда с элементами монопсонии не является редкостью. Особенно часто  подобные ситуации складываются в небольших  городах, где действует только одна крупная фирма — наниматель труда.

     

  

2.4.3. Олигополия 

     Олигополия - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену. Характерная особенность олигополистического рынка - взаимосвязь фирм: любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.

     В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно менее эффективны. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, то другие вынуждены адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли.

     Поскольку продукцию производят крупные предприятия, затраты на производство за счет эффекта  масштаба снижаются. В условиях олигополии неценовые методы конкуренции - от рекламы  до экономического шпионажа - оказываются  эффективнее, поэтому используются чаще. Вступление в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капитальные вложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок. При олигополистической конкуренции фирма в состоянии контролировать два основных параметра своей деятельности - цену и объем выпуска продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и в большей степени завысить цену.

Разновидности олигополии 

     Тайный  сговор (картель). Фирмы-олигополисты могут ограничить конкуренцию между собой, а также предотвратить вступление в отрасль новых фирм, заключив тайное соглашение. Предметом соглашения может стать выравнивание или фиксация цен, либо закрепления долей поставок продукции на рынок. Яркий пример международного картелирования – соглашение стран-членов ОПЕК, которым неоднократно удавалось поднять цены на нефть посредством относительно небольшого ограничения выпуска.

     При картельном сговоре каждая фирма  получает свою квоту выпуска продукции, которую она, согласно условиям договора, не должна превышать, чтобы не подорвать монопольную цену Pn.

     

 

     Лидерство в ценах. В данной модели олигополисты координируют свое поведение посредством молчаливого согласия следовать за лидером. Такая модель поведения олигополистов в станах с развитой рыночной экономикой распространена в обрабатывающей промышленности. Самая крупная и технически передовая фирма отрасли устанавливает цену, а другие, менее весомые фирмы, придерживаются этой цены. Следуя и за повышением, и понижением цены лидера, ведомые фирмы являются «ценополучателями». Фирма-лидер меняет цены редко и осторожно, учитывая возможности более мелких фирм, идущих в его фарватере. Примером такой модели может быть лидер сигаретной промышленности «Рейнольдс» в США.

     Ценообразование по принципу «издержки полюс». Модель ценового поведения «издержки полюс» используется как в случае раздела рынка несколькими крупными производителями, так и при наличии олигополиста-лидера. Ее привлекательность заключается в простоте и универсальности.

     Данная модель связана с планированием выпуска и прибыли. Цена на продукцию устанавливается по принципу: средние издержки плюс прибыль, исчисленная как процент от уровня средних издержек. Фирмы планируют средний объем выпуска, например, 75-80% от полной загрузки производственных мощностей. «Плюс», или надбавка, планируется как минимальная экономическая прибыль, исходя из средней нормы прибыли отрасли последних лет. Формула «издержки плюс» составляет основу стандартного ценообразования, вокруг которой, в зависимости от текущей конъюнктуры, цена может колебаться. Используя такую модель, олигополисты с почти одинаковыми средними издержками, смогут автоматически выравнивать цены и максимизировать совместную (общую) прибыль. 

2.4.4. Дуополия 

     Дуополия (от лат. два и греч. продавец) – частный случай олигополии, который чаще встречается в теоретических моделях, чем в реальной жизни. Это термин, применяемый для обозначения рыночной структуры отрасли хозяйства в развитых капиталистических странах, при которой существуют только два поставщика определённого товара и между ними нет монополистических соглашений о ценах, рынках сбыта, квотах производства и т.д.  

     Дуополия  отражает различные формы рыночной организации:

Информация о работе Экономическая теория рынков несовершенной конкуренции