Экономическая теория рынков несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: краткий обзор, изучение и описание рынков несовершенной конкуренции, их видов и возможностей их использования в условиях современной экономики.
Задачи: рассмотреть общие черты и особенности рынков несовершенной конкуренции; рассмотреть ситуацию на рынке несовершенной конкуренции в современной действительности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции……………………………………...5
1.1. Подходы к определению конкуренции в экономической теории……5
1.2. Понятие и условия возникновения конкуренции……………………..7
1.3. Функции конкуренции………………………………………………….8
1.4. Виды конкуренции……………………………………………………..10
Глава 2. Модели рынков несовершенной конкуренции………………………13
2.1. Анализ процесса монополизации экономики представителями марксизма…………………………………………………………………….…..13
2.2. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина………….14
2.3. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон.……………………………………………………………………...….15
2.4. Основные формы современной несовершенной конкуренции……..17
2.4.1. Чистая монополия………………………………………………...18
2.4.2. Монопсония…………………………………………………….…21
2.4.3. Олигополия………………………………………………………..23
2.4.4. Дуополия…………………………………………….…………....25
2.4.5. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта……………………………………………………………………….….27
Глава 3. Конкурентность рынков в России…………………………….…....…30
Заключение………………………………………………………………….……34
Библиографический список……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория рынков несовершенной конкуренции.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

     Функция конкуренции, заключающаяся в создании условий для получения доходов  и прибыли наиболее успешными  предприятиями и приводящая к  банкротству предприятия, чья продукция  и услуги не востребованы потребителем, называется распределительной.

     Конкуренция является инструментом (средством), которое  препятствует возникновению и существованию  устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить  цену. Но конкуренция предоставляет  покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. То есть конкуренция обладает контролирующей функцией.

     Конкуренция способствует установлению равновесной  цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями.

     Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара, т.е., когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства.

     Макконнелл  отмечает, что «в условиях чистой конкуренции  руководствующиеся мотивом прибыли  предприниматели будут производить  каждый товар до той точки, в которой  цена и предельные издержки уравниваются». Из этого следует вывод, что в  условиях конкуренции ресурсы распределяются эффективно.

     Конкуренция стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности  производства. Так как конкуренция  служит «уравнительницей» цен, то можно  сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать  тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии.

     Следовательно, конкуренция играет важную роль в  рыночных отношениях. Она стимулирует  развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса. 

1.4. Виды  конкуренции 

     Конкуренцию можно разделить по трем признакам:

     1) по методам осуществления,

     2) по отраслевой принадлежности,

     3) по степени свободы.

     По  методам осуществления конкуренцию  можно подразделить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция: стремление добиться успеха за счет снижения цен, должна базироваться на снижении себестоимости продукции; искусственное снижение цен с целью вытеснения и разорения конкурента и завоевания монопольного положения на рынке, то есть демпинг, не допускается, предложение цены на свои товары, более низкой, чем цена на аналогичную продукцию других товаропроизводителей. Для достижения этой цели предприятие должно снизить издержки производства, либо сознательно пойти на потерю прибыли, чтобы удерживать за собой большую долю рынка. Понижение цены - обычно вынужденное, экономически невыгодное для товаропроизводителя мероприятие, так как, в конечном счете, оно приводит к снижению прибыли, конкуренция, которая предполагает продажу товаров и услуг по ценам ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли. Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству, использование любых законных средств, кроме снижения цен, с целью привлечения новых потребителей. К методам неценовой конкуренции относятся реклама, маркетинг и инновации (обновление) продукта, конкуренция, при которой товаропроизводитель улучшает потребительские свойства товара, оставляя цену неизменной. Здесь эпицентром борьбы между товаропроизводителями становятся такие неценовые параметры продукции, как ее новизна, качество, надежность, перспективность, соответствие международным стандартам, дизайн, удобство обслуживания и др., конкуренция, которая осуществляется посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи (сбыта). Неценовая конкуренция осуществляется по разным направлениям: совершенствование технической стороны товара и улучшение приспосабливаемости товара к нуждам потребителей.

     По  отраслевой принадлежности различают внутри - и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

     По  степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

     Итак, мы видим, что образуется видовое  многообразие в понятии конкуренция  вследствие существования различных  моделей рынка и от условий  классификации.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Модели рынков несовершенной конкуренции 

2.1. Анализ  процесса монополизации экономики представителями марксизма 

     На  процесс усиления монополизации  экономики в последней трети  девятнадцатого века первыми обратили внимание представители немецкой исторической школы, и это не случайно, поскольку  именно они в своих исследованиях  сделали акцент на описание отдельных экономических процессов, собирании фактического материала. Эту стадию развития капитализма они назвали империализмом. Марксисты также проводили анализ процесса монополизации экономики.

     Значительное  внимание рассмотрению империализма было дано в марксистской экономической литературе. Наиболее известной является работа В. И. Ульянова (Ленина) «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1916). Используя положение марксизма, что основой развития общества (как бизнеса, так и надстройки) является развитие производственных сил, Ленин показал, что основой процесса монополизации явилась серия крупных развитий последней трети девятнадцатого века, который привели к изменению структуры народного хозяйства:

     1) основой экономики стала тяжелая промышленность, в которой концентрация производства капитала выше, чем в легкой;

     2) производство сосредоточивается  на нескольких крупных предприятиях, и возникают возможности договора  между ним;

     3) процесс концентрации идет в  банковской сфере, возникают банковские монополии;

     4) образуются финансовый капитал  и финансовая олигархия (результат  сращивания банковского и промышленного  капитала), которые стремятся к  мировому господству, отсюда борьба  за передел мира. Изменения, которые  произошли в экономической и политической сфере, Ленин выводит из процесса монополизации экономики.

     Монополизация – результат концентрации производства, которая дает возможность получать монопольно высокую прибыль на основе монопольно высоких цен.

     Исследованию  процессов ценообразования в условиях монополизированной экономики послужили две одновременно вышедшие работы – «Теория монополистической конкуренции» (1933 г.) Э. Чемберлина и «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933 г.) Дж. Робинсон. 

2.2. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина 

     Одно  из основных положений теории Э. Чемберлина состоит в том, что главным  условием овладения рынка или  сутью монополии является контроль над предложением, а значит, и ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. «дифференциацией продукта».

     Монополия по дифференциации продукта предполагает ситуацию, когда, производя определенный продукт, отличный от продукции других фирм, фирма обладает частичной властью  на рынке. Это означает, что увеличение цен на ее продукцию не обязательно приведет к потере всех покупателей (что было бы верным в теоретическом плане в условиях совершенной конкуренции).

     Продукт дифференцируется не только по различным  свойствам продукта, но и по условиям реализации, а также услугами, сопутствующими продаже, и пространственному нахождению. Если так трактовать монополию, то можно признать, что монополия существует во всей системе рыночных цен.

     Другими словами, там, где продукт дифференцирован, продавец одновременно является и конкурентом, и монополистом. Пределы власти этой группы монополистов ограничены, поскольку контроль над предложением товаров частичный вследствие существования товаров-заменителей.

     Чемберлин характеризует новый подход по цене и стоимости. Его модель подразумевает поиск оптимального объема производства и, соответственно, уровня цены, обеспечивающих фирме максимальную прибыль. Чемберлин допускает, что в условиях монополистической конкуренции фирмы максимизируют прибыль при объеме производства меньшем, нежели тот, который обеспечивал бы наивысшую технологическую эффективность. Это объясняется тем, что для сбыта дополнительной продукции фирме придется либо снизить цену, либо увеличить расходы по стимулированию продаж. 

2.3. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон 

     Главная идея экономической теории Дж. Робинсон заключается в выявлении рыночных аспектов функционирования монополий, конкуренция в условиях существования которых и между которыми в связи с нарушением равновесия в экономике является, на ее взгляд, несовершенной ( а по терминологии Э. Чемберлина – монополистической).

     Прежде  всего, как и Э. Чемберлин, Дж. Робинсон ставит перед собой исходную задачу – выяснить механизм установления цен в ситуации, когда производитель выступает монопольным обладателем собственной продукции, т. е. почему цена имеет именно эту величину и почему покупатель соглашается купить товар по установленной продавцом цене, приносящей ему монопольную прибыль.

     Но  дальнейшие рассуждения автора во многом расходятся с логическими построениями Э. Чемберлина. В частности, Дж. Робинсон, говоря о несовершенной конкуренции, видела в ней прежде всего нарушение и потерю нормального равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы и даже «эксплуатацию» наемного труда.

     Сущность монополии рассматривается негативно как фактор, дестабилизирующий социально-экономические отношения рыночной среды. Поэтому можно выделить следующие основные положения теории:

     1) в условиях совершенной конкуренции  предприниматели меньше заинтересованы в монополизации производства, чем в условиях несовершенного рынка, в котором отдельные фирмы не могут достичь оптимальных размеров, функционируют неэффективно, и «поэтому монополист имеет возможность не только повысить цены на свою продукцию, ограничивая выпуск, но также снизить издержки производства путем совершенствования организации производства в отрасли»;

     2) кроме того, что монополия требует  заметной обособленности продукции  от «товаров-субститутов» или,  иными словами, дифференциации, необходимо  и дополнительное условие, в соответствии с которым «фирма-монополист должна характеризоваться размерами, превышающими оптимальные»;

     3) на монополизированном рынке  с его несовершенной конкуренцией  возможна ситуация, требующая выяснения,  «каким будет количество покупаемой продукции, если рассматривать рынок, состоящий не из бесконечно большого числа конкурирующих между собой покупателей, а из единичного объединения покупателей». Эту ситуацию концентрации спроса, когда на рынке действуют масса мелких продавцов и один-единственный покупатель, она назвала монопсонией, т. е. монополией покупателей.

     4) преобладание в действительном  мире условий несовершенной конкуренции  способствует возникновению тенденции  к эксплуатации факторов производства  и усиливается благодаря образованию крупных объединений. 

2.4. Основные формы современной несовершенной конкуренции 

Информация о работе Экономическая теория рынков несовершенной конкуренции