Экономическая теория рынков несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: краткий обзор, изучение и описание рынков несовершенной конкуренции, их видов и возможностей их использования в условиях современной экономики.
Задачи: рассмотреть общие черты и особенности рынков несовершенной конкуренции; рассмотреть ситуацию на рынке несовершенной конкуренции в современной действительности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции……………………………………...5
1.1. Подходы к определению конкуренции в экономической теории……5
1.2. Понятие и условия возникновения конкуренции……………………..7
1.3. Функции конкуренции………………………………………………….8
1.4. Виды конкуренции……………………………………………………..10
Глава 2. Модели рынков несовершенной конкуренции………………………13
2.1. Анализ процесса монополизации экономики представителями марксизма…………………………………………………………………….…..13
2.2. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина………….14
2.3. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон.……………………………………………………………………...….15
2.4. Основные формы современной несовершенной конкуренции……..17
2.4.1. Чистая монополия………………………………………………...18
2.4.2. Монопсония…………………………………………………….…21
2.4.3. Олигополия………………………………………………………..23
2.4.4. Дуополия…………………………………………….…………....25
2.4.5. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта……………………………………………………………………….….27
Глава 3. Конкурентность рынков в России…………………………….…....…30
Заключение………………………………………………………………….……34
Библиографический список……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория рынков несовершенной конкуренции.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

      Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации 

ФГОУ  ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия»

      Экономический факультет

      Кафедра экономической теории 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

      по  экономической теории 
 
 

      «Экономическая  теория рынков несовершенной конкуренции» 
 
 

                    Выполнила: Вострикова К. Н.

                    Специальность: финансы и кредит

                    Группа: ЭЭб-120 
               

                    Дата регистрации  работы ________

                    Регистрационный номер  ________ 
               

                    Руководитель: Чекалкина  В. Я. 
               

      Киров 2012

Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции……………………………………...5

    1.1. Подходы к определению конкуренции  в экономической теории……5

    1.2. Понятие и условия возникновения конкуренции……………………..7

    1.3. Функции конкуренции………………………………………………….8

    1.4. Виды конкуренции……………………………………………………..10

Глава 2. Модели рынков несовершенной конкуренции………………………13

    2.1. Анализ процесса монополизации экономики представителями марксизма…………………………………………………………………….…..13

    2.2. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина………….14

    2.3. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон.……………………………………………………………………...….15

    2.4. Основные формы современной несовершенной конкуренции……..17

       2.4.1. Чистая монополия………………………………………………...18

       2.4.2. Монопсония…………………………………………………….…21

       2.4.3. Олигополия………………………………………………………..23

       2.4.4. Дуополия…………………………………………….…………....25

       2.4.5. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта……………………………………………………………………….….27

Глава 3. Конкурентность рынков в России…………………………….…....…30

Заключение………………………………………………………………….……34

Библиографический список……………………………………………………..37 
 
 
 
 
 

Введение 

     Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

     При рассмотрении структурной организации  рынка определяющее значение имеет  количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

     Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Конкуренция служит лучшему обеспечению рынка товарами.

     Рыночный  характер экономических отношений  означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует  через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства.

     Поддержание конкурентной среды во всех странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. Поэтому, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей статье.

     Целями  данной работы является всестороннее рассмотрение категории «конкуренция», обзор видов конкуренции, а также  рассмотрение конкуренции в условиях России.

     Поэтому, в данной курсовой работе будет рассматриваться  тема «Рынки несовершенной конкуренции».

     Цель  работы: краткий обзор, изучение и  описание рынков несовершенной конкуренции, их видов и возможностей их использования  в условиях современной экономики.

     Задачи: рассмотреть общие черты и особенности рынков несовершенной конкуренции; рассмотреть ситуацию на рынке несовершенной конкуренции в современной действительности.

     Объект: рынки несовершенной конкуренции.

     Предмет: поведение предприятий в условиях рынка несовершенной конкуренции.

     Методы: теоретические.

     Данная тема достаточно актуальна для современной экономики, т.к. конкуренция - это один из важнейших признаков рыночного хозяйства, определяющий его сущность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции 

1.1. Подходы  к определению конкуренции в  экономической теории 

     Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.

     Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали  конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также  за деньги потребителей, на которые  их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.

     Наряду  с поведенческой трактовкой начиная  с конца ХIХ века в экономическую  теорию стала проникать другая, структурная  концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.

     Таким образом, при структурном подходе  акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры  рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю. Юданов, «в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае — об одной из разновидностей конкуренции несовершенной».

     Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается от ее определения  в классической теории, не проводившей  различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведениии-соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.

     Позднее спектр рыночных структур, анализируемых  экономистами, был расширен, и появилась необходимость в четком разграничении понятий «конкуренция» и «соперничество». В современном понимании термин «соперничество» относится к действительному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание лидирующего (отличного от других) положения на рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка. Термин «конкуренция» в свою очередь, используется для характеристики модели, строения рынка.

     Кроме поведенческой и структурной  трактовки конкуренции, в экономической  теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также  характеристика конкуренции как  «процедуры открытия».

     Функциональный  подход к определению конкуренции  связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й. Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели — организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать «созидающим разрушителем». Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию.

     Другой  австрийский экономист и политический философ — Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая  ее как «процедуру открытия». По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только «процедура» конкуренции «открывает», какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.  

1.2. Понятие и условия возникновения  конкуренции 

     Конкуренция - это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами - производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.

     Конкурентная  борьба способствует эффективному использованию  ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль.

     Конкуренция принуждает производителей учитывать  интересы потребителя, а значит, и  интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить?

     При наличии конкуренции на рынке  производители постоянно стремятся  снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. 

1.3. Функции конкуренции 

     Конкуренция направляет ограниченные ресурсы в  те отрасли и виды деятельности, на продукцию и услуги которых имеется спрос. Это называется функцией размещения (аллокационная).

     Инновационная функция конкуренции заключается в стимулировании внедрения достижений науки и техники, новых технологий, выпуска новых видов продукции и услуг, повышения качества продукции и услуг, и т.д.

Информация о работе Экономическая теория рынков несовершенной конкуренции