Экономическая теория: содержание, функции и цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:21, курсовая работа

Краткое описание

Предшественница современной России – Россия советская - была страной парадоксов: вместо экономики – экономическая политика, вместо экономической теории – политическая экономия, вместо торговли – распределение по карточкам, вместо спроса и предложения товаров – государственное распределение экономических ресурсов… Нет рыночной экономики – нет и её теоретического обоснования, теории рыночного хозяйства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………3
ТЕОРИЯ КАК СИСТЕМА НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ ……………………………………4
1.Теория и ее структурные элементы.
2. Законы, закономерности и их функциив системе экономического теоретического знания.
3.Категории как определенности понятий в экономической теории.
4.Цель экономической теории.
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ……………………….11
1.Экономическая система как объект экономической теории.
2.Предмет экономической теории и проблема его определения.
3. Определение предмета экономической теории в различных экономических концепциях.
4.Предмет современной экономической теории.
СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ …………17 1.Классификация как важнейший инструмент структурирования научной теории.
2. Принципы и их роль в классификации научных знаний.
3.Систематизация научного знания.
4. Абстрактный объект как основной элемент структуры теоретического знания.
5.Критерии структурирования экономической теории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………….34 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 756.12 Кб (Скачать файл)

      Объект,    предмет    и   метод    исследования     составляют    неразрывную  овокупность  существенных  элементов каждой  теории.  Именно  они являются опознавательными        маяками,     позволяющими        исследователю      двигаться  избранным курсом, не натыкаясь на рифы «тирании слов и понятий», по мысли  П. Самуэльсона.

      Структурирование  экономической  теории  по  предмету  исследования  и  историческому критерию были рассмотрены в предыдущих параграфах, в связи  с   чем   в   данном   параграфе   мы   остановимся   на  других   не   менее   важных  критериях   структурирования   экономической   теории:   уровень   исследования  (иерархия) и ценностное наполнение.  

       В  соответствии     со   структурой     первого   учебника     по   современной  экономической теории, опубликованного в России, –  учебника «экономикс» П. Сэмуэльсона,     по   уровню,    или   месту   в иерархии,    рассмотрения     объекта исследования    экономическая  теория,  как  мы  уже упоминали,  делится на  две основные     части:  микро-    и макроэкономику.      Нижний     уровень    составляет  микроэкономика, верхний – макроэкономика.

    Микроэкономика      представляет       собой   часть   экономической   теории,  которая рассматривает поведение отдельных экономических агентов, таких как  домохозяйства,      фирмы     (предприятия),     правительство      и   их   выбор    по  определению   наиболее  эффективного   способа  использования   ограниченных  ресурсов.    Понятие    «микро»    подразумевает      малые    величины.    В   понятие  «домохозяйства»  обычно  включают  отдельно  живущего  человека,  неполную  семью,  полную  семью,  несколько  семей,  ведущих  общее  хозяйство,  группу  совместно    живущих   людей.      Микроэкономика       исследует   также    поведение  отдельных     фирм,   организаций     и  их   небольших     объединений        (картели,  синдикаты,  тресты  и  т.п.);  отдельные  рынки  (естественной  монополии,  рынок  хлебо-булочных       изделий,     велосипедов     и    т.п.);  поведение     отдельных  правительственных        агентов,    регулирующих         экономические       процессы,  происходящие        на    микроуровне       (Министерство        внешней      торговли,  государственное   предприятие,  Министерство  социальной  защиты).    Иными словами,    микроэкономика        изучает    неагрегированный       реальный     сектор,  разбитый на множество теоретически почти не связанных между собой рынков  отдельных товаров и услуг.  Но    сами   по   себе   «малые»    величины     (подобъекты)     не   являются  существенной характеристикой данного раздела экономической теории, так как  могут  изучаться  и  в  других  направлениях  экономического  знания.  Например,  потребители    и   их  выбор    изучаются    в  курсе   «Маркетинг»,     предприятия  выступают  в  роли  объекта  в  «Экономике  предприятия»,  правительственные  агенты и их выбор по регулированию рынков – в «Экономике государственного  регулирования» и «Экономике общественного сектора» и т.д.

     Также  существует  версия,  представленная  российскими   экономистами  Л.С.   Тарасевичем,   П.И.   Гребенниковым   и   А.И.   Леусским,   в   учебнике   по  микроэкономике, которая основана на том, что предметом исследования данной  науки    являются    процессы     рыночного     ценообразования      и   его  роль    в национальном      хозяйстве.    В    соответствии     с   данной    версией     можно предположить,      что   структурными       элементами     микроэкономики       также выступают различные механизмы и методы ценообразования.

     Существенной       характеристикой      микроэкономики       выступает    метод  исследования.   Имея   дело   главным   образом   с   предельными   показателями,  современная     микроэкономика      опирается    прежде   всего   на  маржинальный  (предельный)   анализ,   анализ   «приростных   величин».    Изучая   «идеальные» составляющие,   то   есть  те   состояния,   к   которым   стремятся  экономические  субъекты      или    должны      стремиться      при    рациональном       поведении,  микроэкономика    активно  использует  методы  моделирования  и  графического  анализа.

      Традиционный       курс   микроэкономики      включает    следующие      теории:  спроса  и  предложения,  потребительского  поведения,  производства,  издержек  производства,  рынков  совершенной  и  несовершенной  конкуренции,  «фиаско»  рыночного     механизма,     общего    равновесия     и  пр.   Так   как   эта   часть  экономической теории сформировалась значительно раньше, чем остальные, ее  труктура является относительно сформировавшейся и упорядоченной.

      Макроэкономика       представляет     собой   часть   экономической      теории,  которая  исследует  крупномасштабные  экономические  явления  во-первых,              в рамках   страны,   государства,   в  международных      отношениях,    такие   как цикличность экономического развития, инфляция, безработица, экономический  рост  и   т.п.;  а  во-вторых,  выбор     наиболее   рациональных    методов   их  регулирования.    В   определении    понятия    «макроэкономика»      есть  некая  историчность. Понятие «макро»  означает большой, длинный. Применительно к экономической теории слово «большой» может использоваться  к определению  экономической системы в целом. 

     В   момент    возникновения    макроэкономики        как науки   процессы  интеграции  и  глобализации  были  настолько  слабы,  что  не  имело  большого  смысла  говорить  о  мировой  экономике  как  единой  экономической  системе,  в  вязи  с чем данные  вопросы в макроэкономике  рассматриваются с позиции конкретного национального хозяйства, его внешнеэкономической политики.  

     Принято  считать,  что  макроэкономика  изучает   национальное  хозяйство,  взятое  в  целом,   т.е.  агрегированную   систему,  включающую      в себя  как реальный, так и финансовый секторы. Являясь теоретической наукой, она, как и  микроэкономика,   анализирует   «идеальные»   условия   на   основе   разработки  моделей и установления причинно – следственных связей.

     Первую    часть   макроэкономики,     как   правило,   составляют    модели  закрытой  экономики  (автаркии).  Это  упрощенные  модели,  абстрагируемые  от  взаимосвязей    стран  с  внешним     миром   и   дающие    относительно    ясные  представления   об   особенностях   функционирования   закрытой   национальной  системы и взаимосвязях ее элементов, то есть рассматриваются явления как бы  «при прочих равных условиях». Такие модели очень редко отражают реальную  действительность.    Примером     такой   модели   может    быть   традиционная  экономическая  система,  в  анализе  которой  можно  пренебречь  межстрановым взаимодействием. 

     Поскольку  в   современных  условиях  в   индустриально-развитых  странах  существует  смешанная  экономическая  система,  интегрированная в мировое  хозяйство,   возникает    необходимость     рассмотрения     моделей    открытой  экономики.  Это  более  сложные  модели,  которые  строятся  на  базе  моделей закрытой  экономики  посредством  введения  в  них  дополнительных  условий,  таких  как  наличие  импорта,  экспорта,  вывоза  капитала,  мобильности  рабочей  силы и т.п.

      Макроэкономический   анализ   абстрагируется   от   индивидуальных   черт  происходящих   процессов,   выявляя   лишь   существенные   общие   тенденции,  характерные  для  всех  элементов  экономической  системы  одновременно.  При этом   большое    внимание    уделяется   государству    как   основному    органу  регулирования    экономических     процессов.   Можно     даже   утверждать,   что макроэкономика   изучает   экономическую   политику   государства   на   уровне  национального     хозяйства,    то   есть   выбор   методов    и    инструментов  государственной экономической политики. В реальных условиях данный выбор  определяется  конкретными  историческими  условиями,  целями  правительства,  его добросовестностью и грамотностью.      В свою  очередь государственная политика  изучается  и  в  других,  более  конкретных      направлениях      экономических       знаний:     регионоведение,  государственное       регулирование,      внешнеэкономическая        деятельность  государства и т.п.

      В   макроэкономике   используется   множество   теоретических   подходов,  часто по-разному объясняющих одни и те же экономические явления и дающих различные  рецепты  регулирования  экономической системы.  При этом  каждая  из   моделей    базируется    на   различных    исходных     предпосылках.     Так,  классическая    экономическая    школа    исследовала    равновесие   в  условиях  достижения     полной    занятости,   в  то   время   как   кейнсианская    школа предположила  возможность  существования  экономического  роста  в  условиях  инфляции и безработицы.

      Специфическим        методом      макроэкономики        выступает      метод  агрегирования,   подразумевающий   рассмотрение  совокупных   показателей   в масштабах  национального  хозяйства.  Показатели  макроэкономики  образуют  систему   национального   счетоводства   и   используются   для   характеристики  национальной        экономики,       государственного        планирования,        проведения экономической и социальной политики государства и т.п. 

       Имея      дело    с       крупными        массивами      экономических        данных,  макроэкномика  не только  использует  статистическую  информацию,  но  и  сами  методы статистического анализа, создавая для статистики, а затем заимствуя из  нее методику расчета необходимых статистических показателей, проверяя свои  гипотезы на основе сбора статистической информации. Как и микроэкономика,  макроэкономика  использует  методы  моделирования  и  графического  анализа,  метод предельного анализа, правда, в ограниченном варианте.

       Традиционный        курс    макроэкономики        включает      следующие       теории:  теорию национального счетоводства, теорию рыночного равновесия в моделях  AD-AS(27 ) и IS-LM(28),  денежно-кредитной политики,  инвестиций  и сбережений,  инфляции,      безработицы,       экономического        роста,    циклического       развития  экономической        системы     и   пр.   Поскольку,      по  общепринятому         мнению, макроэкономика  как  отдельная  часть  экономической  теории  сформировалась  несколько позже микроэкономики, ее структура является менее устойчивой, а в  учебной  литературе   «периферические»  концепции  часто  игнорируются  или  излагаются описательным образом.

      В  отличие   от  микроэкономики,  учебный   курс  макроэкономики  не  имеет  строгой,    общепринятой        и  четко    выраженной       структуры      изложения.     Это  объясняется  в  основном  тем,  что  современная  макроэкономика  развивается преимущественно  не  в  «ширь»,  а  в  «глубь».  В  XX  в.  в течение нескольких  десятилетий         макроэкономика,   по        существу,   сводилась   к   кейнсианству.  Начиная      с   70-х   гг.   XX     в.  составной      частью     макроэкономики         стала  монетаристская концепция.

     Существует       тесная    функциональная        взаимосвязь      между     микро-     и макроэкономикой.           Макроэкономика,          занимаясь        макроэкономическими обоснованиями,  является  по  своей сути  продолжением  микроэкономики.  А    Модель  AD-AS  – модель  совместного равновесия  агрегированного (или совокупного)  спроса  и

агрегированного (или совокупного) предложения.   Модель  IS-LM – модель   совместного равновесия  на  рынке   благ  и денег.  Разработана   американским  экономистом Дж. Хиксом. микроэкономика,  в  свою  очередь,  вынуждена  учитывать макроэкономические  показатели и анализировать воздействие макроявлений на микроуровне. 

      Попытки     развития    экономической     теории    в вертикальном     разрезе привели  к  массе  гипотез  «расчленения»  экономической  теории.  Все  ее  части  значительно   различаются   по   степени   изученности   и   разработанности.   На  сегодняшний   день   можно   выстроить   следующею   иерархию:   нано-,   мини-, микро-, макро-, мезо-, международная, мегаэкономика.

      По  одной  из  гипотез  самым  «элементарным  уровнем»  экономической  теории должна стать наноэкономика (считается, что термин впервые появился в  работе  К.  Эрроу  «Размышление  над эссе» в   1987)  как теория,  изучающая  поведение  индивидуальных  экономических  агентов,  в том  числе  и работников  предприятия.    Иными     словами,    сторонники    данной    гипотезы    предлагают   включить  в  экономическую  теорию  кадровый  менеджмент  с  применением  к  нему маржинального анализа.

    Не менее интересной  версией является идея включения  в экономическую  теорию    миниэкономики,     как   направления,    изучающего     взаимодействие     и  развитие   подразделений   предприятия   (Е.   Попов,     А.   Татаркин.).  Частично  некоторые      вопросы     из    предполагаемой       темы     рассматриваются       в  микроэкономике.  Например,  эффективность  в  распределении  выпуска  между  смежными     цехами    предприятия     или   максимизация     прибыли    в  условиях  вертикально       интегрированной        компании       и     т.п.    Использование микроэкономических инструментов для характеристики более низкого уровня - цеха, подразделения и т.п. - представляется весьма интересным. 

     Как  и  наноэкономика,  миниэкономика  является  наименее разработанной  частью экономической теории, поэтому на сегодняшний день сложно судить  о  ее составляющих.

      Очевидно,      рост   конкуренции      на    товарных     рынках,     процессы  концентрации  и  монополизации  подвигли  исследователей  к  выделению  еще  одного уровня экономической теории - мезоэкономики, т.е. теории, изучающей  взаимодействие и развитие отраслей, регионов, производственных комплексов,  а   также     конкурентные        рыночные       стратегии     фирм      и   государственную  промышленную           политику.        Действительно,        данный       раздел      является  продолжением   или   углублением   микроэкономики   и   в   некоторых   версиях читается   в   учебных  заведениях   в   качестве   учебного   курса   под   названием  «Микроэкономика          2»   или    «Экономика       отраслевых      рынков»,     в   западной  интерпретации        –   «индастриал       экономикс».       В  отличие      от   «экономики  отрасли»,(29) данное      направление        использует       маржинальные          методы  исследования. 

Информация о работе Экономическая теория: содержание, функции и цели