Экономическая теория: содержание, функции и цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:21, курсовая работа

Краткое описание

Предшественница современной России – Россия советская - была страной парадоксов: вместо экономики – экономическая политика, вместо экономической теории – политическая экономия, вместо торговли – распределение по карточкам, вместо спроса и предложения товаров – государственное распределение экономических ресурсов… Нет рыночной экономики – нет и её теоретического обоснования, теории рыночного хозяйства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………3
ТЕОРИЯ КАК СИСТЕМА НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ ……………………………………4
1.Теория и ее структурные элементы.
2. Законы, закономерности и их функциив системе экономического теоретического знания.
3.Категории как определенности понятий в экономической теории.
4.Цель экономической теории.
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ……………………….11
1.Экономическая система как объект экономической теории.
2.Предмет экономической теории и проблема его определения.
3. Определение предмета экономической теории в различных экономических концепциях.
4.Предмет современной экономической теории.
СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ …………17 1.Классификация как важнейший инструмент структурирования научной теории.
2. Принципы и их роль в классификации научных знаний.
3.Систематизация научного знания.
4. Абстрактный объект как основной элемент структуры теоретического знания.
5.Критерии структурирования экономической теории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………….34 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 756.12 Кб (Скачать файл)

Так,  в  90-е  гг.  XXв.  в российскую  экономическую литературу  с боем  пробивали себе  дорогу  некоторые «западные словечки». Было время, когда на защитах диссертаций по  экономике       члены     диссертационной          комиссии      приходили       в   негодование:  «диссертант путается в понятиях!» - безоговорочно заявляли  они.  «Он

 

 говорит  о полной занятости, анализируя безработицу! Где логика?»  - восклицали они с  осуждением.        Сегодня     же   любой   российский          школьник,      изучающий        курс  экономики,        знает,    что     полная      занятость       не    противоречит         наличию  естественного          уровня        безработицы(3) ,          включающего           фрикционную(4) , структурную(5)   и институциональную   безработицу(6).  Каламбуры хороши лишь  в художественной          литературе.       Использование         же     категорий      в    научном исследовании требует внимательного отношения.

  Так,   например,   экономические   категории   «потребность»,   «ресурсы»,  «выгода» и т.п.  являются достаточно разработанными  и могут быть применимы в любой экономической теории.  В то же время понятие  «ресурсы», т.е. все то,  что  может  быть  использовано  для  удовлетворения  потребностей,  в  теории  производства  рассматриваются  и  как  факторы  производства,  и  как  продукт  производства;  в  теории  потребительского  поведения  –  как  блага;  в  теории  конкурентных   рыночных   структур   –   как   товар.     Экономические   категории  «издержки»,   «расходы»,   «затраты»    часто  рассматриваются   как   синонимы.  Однако    в  экономической     теории,   в  соответствии    с  теорией   факторов  производства,  в  понятие  «издержки»  включается  нормальная  прибыль,  тогда,  как  в прикладной экономике  прибыль  строго  определяется как разница между  доходом  и  расходом.  В  то  же  время  в  экономической  теории  нормальная  прибыль    определяется    как   доход   предпринимателя.      Принято    говорить  «издержки на факторы производства», тогда как, говоря о ресурсах, используют  понятие  «затраты».  Одно  и то  же  понятие, рассматриваемое  на разном уровне  экономической теории, может иметь различный смысл. Так, понятие «спрос» на  микроуровне  соотносится  с  понятиями  «индивидуальный  спрос»  или  «спрос  фирмы»,    а   на  макроуровне     -  с   понятием    «совокупный     спрос»   или  «агрегированный спрос».

 

     Экономическая   теория   относится   к   фундаментальным   теоретическим  конструктам,     изучающим      хозяйственную     жизнь     общества    с   целью   формирования       системы    представлений    о   закономерностях    развития    и  функционирования экономических систем.

     Близким по смыслу  понятию «теория» выступает понятие «теоретическая  модель»,    которое    означает   определенный      образец,   эталон,   стандарт,  теоретический     конструкт,   выраженный      в   форме     системы    категорий.  Экономическая     теория,  рассматривающая      ситуации   идеальные,    т.е.  «при  прочих  равных  условиях»  и  «опуская  не  интересующее»,  представляет  собой  совокупность различного рода моделей, относящихся к тому или иному уровню  экономического анализа. На микроуровне рассматриваются  модели равновесия  спроса  и  предложения,  модели  потребительского  поведения,  модели  рынков  совершенной и несовершенной конкуренции; на макроуровне – модели AD-AS(совокупного спроса – совокупного предложения), IS-LM (равновесия на рынке благ и денег) и т.п.

      «Специалист-практик»,  не  владеющий  теорией,  похож   на  камнетеса  в  эпоху   космических  технологий.  Он  зажмуривает  глаза  в   попытке  пройти  по  опасному  спуску.  На  ощупь  он  может   распознать  мышь, но  слон  предстает перед  ним  слишком  фрагментарно.  Но    и  теория,  не  имеющая практического выхода, больна нарциссизмом. 

     В  разделе  «Чем  не  является  экономическая  теория» автор знаменитого «Экономикса»   П.   Сэмуэльсон   писал:   «Экономическая   теория   не   является  экономикой     домоводства.   Чтобы    обучаться   искусству    выпечки    тортов   и  ведению    домашнего      счетоводства,   нужно    обратиться    в   другое   место.  Экономическая теория не является наукой об управлении предприятием. Она не  раскроет вам секретов успеха – как заработать миллион долларов, подготовить  годовой финансовый отчет, разработать наилучшую рекламную стратегию или  предвосхитить   курс   акций   на   бирже.   Экономическая   теория   не   является  технической наукой.  Ответ на  вопрос  о том, как построить  хорошую плотину,  получить пенициллин или опылить кукурузу, нужно искать в лабораториях и в  самой  жизни.  Тем  не  менее  экономическая теория,  как мы  увидим  дальше,  близко соприкасается со всеми этими проблемами».

      Целью   исследования   экономической   теории   выступает   объяснение   и  рациональное  понимание  поведения  экономических   субъектов,  особенностей  формирования       экономического      механизма      для    выявления      проблем хозяйствования и нахождения наиболее оптимальных путей их решения.

               

2.  ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

  

  Современная     экономическая    теория   носит  не   только  описательный  характер,   но   и  формирует     теоретическую     платформу    для   проведения  экономической   политики,   включая   ее   нормативно-правовое   оформление,   а  также  выступает  теоретической  основой  внедрения  эффективных  технологий  управления – как на микроуровне, так и на макроуровне, являясь одновременно  и фундаментом, и «философией» экономического знания.

       В   связи   со   сказанным,   объектом   экономической   теории   выступает хозяйственная         жизнь      общества,       ее    экономическая         система,       целью функционирования   которой  является  достижение   выгоды   как   конкретными экономическими   агентами,   их   группами,   так   и  всем   обществом   в   целом (общественной пользы или общественного благосостояния). 

       Если  объект  экономической теории  достаточно  очевиден, то  ее  предмет,  т.е.   наиболее   важное   для   исследования   в   объекте,   вызывал,   вызывает   и,  очевидно,      будет    вызывать      жаркие      споры     и   дискуссии. 

    Так,   например,рассматривая  экономическую теорию  как политическую  экономию,  одна  из  руководителей   социал-демократической   партии   в  Германии  Р.  Люксембург  (1871-1919)   отмечает,   что   «политическая   экономия   –   удивительная   наука.

 Трудности  и  разногласия  начинаются  с  первых  шагов  в  этой  области,  уже  с  элементарного        вопроса:    Каков     собственно      предмет     этой    науки?     Как   бы  правдоподобно         это   ни    звучало,     несомненно,       однако,     что    большинство  специалистов       по    политической       

экономии      весьма     туманно      представляют  действительный         предмет      своих     ученых      изысканий»(7). 

   Противоречие         в трактовке  предмета  «экономикса»,  т.е.  рыночной  экономики,  представленно концепциями         неоклассической          и    кейнсианской         школ.      Приверженцы институциональной          экономической        теории     пытаются       расширить       предмет  «экономикса», введя в него понятие «экономические институты» (8)      Попробуем           вкратце     описать      те проблемы,       которые      осложняют определение предмета современной экономической теории.

     Во-первых,   не   существует   единого   мнения   по   поводу   возможности   включения  политической  экономии  в  структуру  современной   экономической  теории.  Несмотря  на  то  что в целом российская  экономическая мысль давно научилась        отделять      «экономикс»         от     политической         экономии,        ряд  отечественных        экономистов       (Д.   Львов,     В.   Пугачев,     А.   Булатов     и   др.)  настаивают на том, что  политическую экономию необходимо синтезировать в  курс общей экономической теории. 

     Во-вторых,        современная         экономическая         теория       (экономикс)  действительно      ограничивается      изучением   развитого   рыночного          хозяйства,  основу которого составляют товарно-денежные отношения.       В-третьих,   современная   смешанная экономика,   в   которой   сочетаются  рынок и активное вмешательство государства в экономическую сферу, а также происходит рост нерыночных операций, выходит за рамки «экономикс». 

       В-четвертых,  цикличность  развития  экономической   системы  предстает  перед   глазами  исследователя   как   постоянная  смена  приоритетов   в  настройке  экономического  механизма. 

      

      В-пятых,  изменение   потребностей,  обусловленное  повышением  уровня  жизни, особенно в странах «золотого миллиарда»(под понятим “Золотой миллиард” в мировой экономике принято подразумевать группу ведущих стран мира,практически определяющих тенденции мирового экономического развития и получающих значительную часть доходов), рост нерыночных операций  в  связи  с  расширением  сферы  деятельности  транснациональных  корпораций,  актуализация маркетинговой деятельности в связи с обострением конкуренции  на региональных рынках сузили сферу применения «экономикса».

 

       В-шестых,      в    современном       мире     активно     происходят       процессы  глобализации       и   интеграции      экономики,      складывается       единая    мировая экономическая  система.  В  этих  условиях  экономические  интересы  нередко  уступают место политическим приоритетам.

       Экономическая теория,  как и любая теоретическая  наука,  исторически  конкретна,   поэтому      область    ее   исследования     соотносима      со   временем   и  пространством.   Например,   условия   обмена   и   производства   времен   короля  Генриха     IV   кардинально      отличаются      от   условий    эпохи    промышленных  переворотов.     С   изменением      условий     меняется   и   предмет    экономической теории. 

 

   Подобно   алхимикам,   занимавшимся   поиском   «философского   камня», экономисты всех эпох и народов искали источник богатства и власти (выгоды). Именно   этот   источник   и   становился   предметом   изучения   экономической теории.    Каждая   новая   школа   начиналась   с   критики предшественников,   а  значит, с критики устаревших догм и предпосылок.

 

 

  Меркантилисты  (13)   ,   отражавшие        интересы        нарождающейся           торговой  буржуазии,  занимались  исследованием  внешней  торговли,  полагая,  что  она  является      основным       источником        богатства      народов.      Под    богатством       они  подразумевали   ценные   металлы,   физический   прирост   которых   в   стране   в  результате проведения государством протекционистской политики должен был  обеспечить рост и процветание. Таким образом, мы можем предположить, что в рамках       меркантилистской             школы        изучался        выбор       государственной внешнеторговой          стратегии       эффективного         использования            ограниченных  ресурсов.     Физиократы (14) ,   отражавшие   интересы  нарождающейся   промышленной  буржуазии,   полагали,   что   богатство   создается   в   результате   производства.  Однако   в   то   время   производство   носило   аграрный   характер,   и   основным  фактором  производства  была  земля.  Таким  образом,  мы  видим,  что в рамках  физиократической             школы        изучался         выбор       условий         и     способов  сельскохозяйственного   производства   в   целях   эффективного   использования   ограниченных ресурсов.      Представители         школы      классической         политэкономии  (15)     , воспроизводя  некоторые идеи физиократов,  рассматривали экономическую теорию как науку  о богатстве, создающемся в процессе промышленногопроизводства. Так, «отец политической         экономии»       английский        экономист       Адам     Смит      (1723-1790) полагал,      что    предметом         экономической          науки     является      общественное  экономическое  развитие  и  рост  благосостояния  общества.  При  этом  развитие экономики,  с  его точки зрения,  опирается на материальные ресурсы  общества,  использование        которых      ведет       к   созданию      благ    и   богатства      народов. Представители  классической  школы  политэкономии  пытались  выявить  общие  закономерности развития       экономической           системы.       Иными        словами,  представители        классической       школы      политэкономии         изучали     выбор     форм  общественного  развития  в  целях  эффективного  использования    ограниченных  ресурсов.Представители           

 сформировавшейся   в   Германии   исторической   школы(16) полагали, что  каждая нация имеет  свой  особый путь развития,  обусловленный  азличными         историческими         периодами.

 Подобно       меркантилистам,         они рассматривали  роль  государства  в  регулировании  экономических  и  прежде  всего  внешнеторговых отношений,  выступая  за  протекционизм  во  внешней  торговле.  Подобно  представителям  классической  школы  политэкономии,  они  пытались   охватить  различные   сферы   проявления   экономической   жизни.   В  отличие   от   последних,   они   использовали   «исторический   метод»   познания.  Таким  образом,  мы  можем  предположить,  что  в  рамках  исторической  школы изучался  национальный   выбор   осуществления  государственной   политики   в целях эффективного использования  ограниченных ресурсов. 

 Представители        марксизма(17)   ,  акцентируя       внимание       на   антагонизме,  лежащем в основе движения истории, изучали выбор общественных отношений для  реализации  интересов  пролетариата  в  целях эффективного  использования   ограниченных ресурсов. 

Маржиналисты(18 )         занимались       изучением       проблем      выбора,    который  осуществляют  экономические  субъекты  в  целях  эффективного  использования Представители кейнсианской(19)     школы переключились на макроуровень и исследовали        методы       и    инструменты          государственного          регулирования экономических процессов.  Таким образом,    кейнсианцы  изучали методы  и инструменты          регулирования          государством          совокупного         спроса      для эффективного использования ограниченных ресурсов. регулирования          государством          совокупного         спроса      для  эффективного использования  ограниченных ресурсов.

 

       Но   кейнсианские   рецепты   имели   достаточно                ограниченную         область применения.   Монетаристы (20)   сосредоточили   свое   внимание   на   управлении  денежной  массой  как основном  средстве  выхода  из  экономического  кризиса  и  борьбы с высоким уровнем инфляции.  Они смогли, используя математический  аппарат,  показать,  как  количество  денег  в  обращении  оказывает  влияние  на  другие макроэкономические показатели. Таким образом, монетаристы изучали методы  и  инструменты  регулирования  государством  денежной  массы  в  целях эффективного использования  ограниченных ресурсов.

       В   рамках      институциональной(21 )  школы       традиции,      обычаи,      нормы  представляются  в  качестве  основных  факторов,  влияющих  на  экономические  процессы.  Иными  словами,  институциональная  теория  изучает  выбор  путей  использования         социальных       институтов       для    эффективного         использования   ограниченных ресурсов.

Информация о работе Экономическая теория: содержание, функции и цели