Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"
1.Экономическая теория как наука. Роль экономической теории в системе экономических знаний.
Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике.
Понятие экономической системы. Типы и модели экономических систем.
Собственность как экономическая категория.
Рынок как экономическая категория: понятие, функции, возникновение.
Понятие рыночного механизма. Основные элементы рыночного механизма.
Спрос. Функция спроса. Закон спроса. Детерминанты спроса.
Предложение. Функция предложения. Закон предложения. Факторы,
влияющие на изменение предложения.
Равновесный анализ в экономической теории. Понятие рыночного
равновесия.
10. Основы теории эластичности спроса и предложения. Коэффициенты
эластичности спроса и предложения.
11. Основы теории потребления. Экономическое содержание кривых
безразличия, бюджетных ограничений, оптимум потребителя.
Предприятие (фирма) как субъект хозяйствования.
Организационно-правовые формы субъектов хозяйствования. Роль малого
бизнеса в экономике РБ.
Понятие бизнеса и предпринимательства.
15. Издержки как экономическая категория: понятие, классификация,
необходимость и возможности снижения.
Графический анализ издержек производства.
Доходы и прибыли фирмы. Виды прибыли. Точка безубыточности.
Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели,
входящие в СНС.
ВВП: понятие, методы исчисления (производственный, по доходам, по
расходам).
Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен. Дефлятор ВВП.
Циклический характер развития экономики. Причины и последствия
экономического кризиса.
Безработица: понятие, типы, уровни. Государственное регулирование рынка труда в РБ.
Инфляция: определение, формы, измерение, причины и последствия.
Особенности современной инфляции. Взаимосвязь инфляции и безработицы.
Деньги: сущность, экономическое содержание. Современные деньги.
Денежная система, элементы денежной системы. Денежная масса, денежные агрегаты (М0, М1, М2, МЗ).
Денежно-кредитная система: формирование и функционирование,
особенности в РБ.
Кредит: понятие, принципы, формы.
Национальный банк, его функции. Коммерческие банки, их функции.
Финансовая система: структура, функции. Понятие финансов.
Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг.
Налогообложение: сущность, принципы, особенности в РБ.
Налог как экономическая категория (сущность, виды, объекты, источники,
ставки, льготы, санкции). Реформирование налоговой системы РБ.
Экономический рост и его противоречия. Типы экономического роста.
35.Мировой рынок и формы международных экономических отношений.
Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений и т.д.) являются основой финансовой системы, так как они обслуживают основное звено экономической системы, где создаются товары и услуги, здесь формируется основная масса финансовых ресурсов страны. Задача финансов хозяйствующих субъектов заключается в обеспечении воспроизводственного процесса на микроуровне. Кроме того, они служат основным источником денежных средств для государства. Финансы предприятий, учреждений децентрализованы, т.е. хозяйствующие субъекты самостоятельно формируют и используют свои денежные фонды.
Финансы хозяйствующих субъектов включают финансы коммерческих и некоммерческих организаций. В зависимости от формы собственности выделяют финансы государственных и негосударственных (частных, совместных и т.д.) предприятий, организаций, учреждений. Наряду с обычными чертами, которые им присущи, есть и специфические, связанные с порядком формирования и использования денежных фондов. Доля финансов государственных предприятий зависит от особенности экономической системы. В развитых странах она сравнительно невелика. В странах с переходной экономикой финансы государственных предприятий еще занимают значительное место
31.Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг.
Государственный бюджет – это основной финансовый план доходов и расходов государства на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке.
Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством на осуществление своих функций.
Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале XX в.
Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации.
Принцип полноты – учет всех затрат и всех поступлений по каждой статье бюджета.
Принцип реальности – правдивое отражение доходов и расходов государства.
Принцип гласности – обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.
Бюджет выполняет следующие функции:
Если расходы правительства равны его доходам, то бюджет называется сбалансированным. Однако это достигается не всегда.
Дефицит государственного бюджета – величина, на которую расходы государственного бюджета превышают его доходы. Соответственно величина, на которую доходы государственного бюджета превышают его расходы, называется профицитом. Как правило, он идет на покрытие государственного долга.
В современных условиях
бюджеты большинства стран
Причина дефицита бюджета кроется также в безудержном росте расходов без учета финансовых возможностей, в недостаточной их целесообразности и эффективности. Высокие расходы на содержание армии, административного аппарата, покрытие убытков предприятий приводят к проеданию бюджетных средств. Отрицательное воздействие на сбалансированность бюджета имеет инфляция, нерациональная налоговая и инвестиционная политика.
Еще одна проблема, порождаемая бюджетным дефицитом, – это государственный долг.
Государственный долг – это общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков. Или, другими словами, государственный долг – эта сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска правительственных займов. В развитых странах правительственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Владельцами облигаций могут быть фонды социального страхования, центральные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, население. К безоблигационным займам относят займы правительства у сбербанка и внешние межправительственные займы.
Одной из причин, порождающих государственный долг, являются спады в производстве. Другой причиной образования государственного долга является милитаризация экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих). Поскольку военный сектор является не производственным, а только потребляющим, правительство изыскивает средства для его финансирования. В зависимости от рынка размещения валюты, на котором выпущены и размещены займы и другие платежные средства, различают внутренний и внешний долг; в зависимости от срока погашения – капитальный и текущий долги.Внутренний долг – это задолженность государства физическим и юридическим лицам данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.Внешний государственный долг – это задолженность страны государствам, физическим и юридическим лицам других стран. Он отличается от «иностранного долга» тем, что внешний долг – это сумма, которую государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит платежного баланса. Наличие внешнего долга ведет к потере части национального продукта и падению престижа страны.
Бюджет (от франц. budget – кожаная сумка, мешок) – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города, отдельной организации или домохозяйства и составляется на определенный период времени. Государственный бюджет предоставляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики. Поэтому он рассматривается как основной финансовый план страны, централизованный фонд финансовых ресурсов государства, инструмент государственного регулирования, наконец, – как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений. Совокупность входящих в госбюджет организационных структур образует бюджетную систему.
32.Налогообложение: сущность, принципы, особенности в РБ.
Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения и взимания образует налоговую систему. С изменением форм государственного устройства меняется и налоговая система, которая может быть двух- или трехзвенная. Например, в Германии и США она действует на государственном, региональном и местном уровнях.
Принципы, которым должна отвечать налоговая система по А. Смиту, включают нейтральность, справедливость и простоту расчета. (А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов). Эти принципы не утратили своей значимости до настоящего времени. Нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для налоговых плательщиков. К сожалению, в странах с переходной экономикой этой нейтральности практически не существует. Широкая дифференциация налогов, разнообразие льгот отраслям и фирмам дискредитируют общество и подрывают экономическую стабильность.
Принцип справедливости предусматривает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляя интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивая достаточными средствами бюджетную систему.
Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с использованием набора таких функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, которые понятны и налогосборщикам, и налогоплательщикам.
В странах с федеральным устройством при формировании налоговой системы широко используется принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам федерации.
Методы построения и взимания налогов, их элементы определяются соответствующими законодательными актами. Среди элементов налогообложения выделяют: