Шпаргалки по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:56, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Содержание

1.Экономическая теория как наука. Роль экономической теории в системе экономических знаний.
Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике.
Понятие экономической системы. Типы и модели экономических систем.
Собственность как экономическая категория.
Рынок как экономическая категория: понятие, функции, возникновение.
Понятие рыночного механизма. Основные элементы рыночного механизма.
Спрос. Функция спроса. Закон спроса. Детерминанты спроса.
Предложение. Функция предложения. Закон предложения. Факторы,
влияющие на изменение предложения.
Равновесный анализ в экономической теории. Понятие рыночного
равновесия.
10. Основы теории эластичности спроса и предложения. Коэффициенты
эластичности спроса и предложения.
11. Основы теории потребления. Экономическое содержание кривых
безразличия, бюджетных ограничений, оптимум потребителя.
Предприятие (фирма) как субъект хозяйствования.
Организационно-правовые формы субъектов хозяйствования. Роль малого
бизнеса в экономике РБ.
Понятие бизнеса и предпринимательства.
15. Издержки как экономическая категория: понятие, классификация,
необходимость и возможности снижения.
Графический анализ издержек производства.
Доходы и прибыли фирмы. Виды прибыли. Точка безубыточности.
Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели,
входящие в СНС.
ВВП: понятие, методы исчисления (производственный, по доходам, по
расходам).
Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен. Дефлятор ВВП.
Циклический характер развития экономики. Причины и последствия
экономического кризиса.
Безработица: понятие, типы, уровни. Государственное регулирование рынка труда в РБ.
Инфляция: определение, формы, измерение, причины и последствия.
Особенности современной инфляции. Взаимосвязь инфляции и безработицы.
Деньги: сущность, экономическое содержание. Современные деньги.
Денежная система, элементы денежной системы. Денежная масса, денежные агрегаты (М0, М1, М2, МЗ).
Денежно-кредитная система: формирование и функционирование,
особенности в РБ.
Кредит: понятие, принципы, формы.
Национальный банк, его функции. Коммерческие банки, их функции.
Финансовая система: структура, функции. Понятие финансов.
Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг.
Налогообложение: сущность, принципы, особенности в РБ.
Налог как экономическая категория (сущность, виды, объекты, источники,
ставки, льготы, санкции). Реформирование налоговой системы РБ.
Экономический рост и его противоречия. Типы экономического роста.
35.Мировой рынок и формы международных экономических отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 578.00 Кб (Скачать файл)

Финансы хозяйствующих  субъектов (предприятий, организаций, учреждений и т.д.) являются основой финансовой системы, так как они обслуживают основное звено экономической системы, где создаются товары и услуги, здесь формируется основная масса финансовых ресурсов страны. Задача финансов хозяйствующих субъектов заключается в обеспечении воспроизводственного процесса на микроуровне. Кроме того, они служат основным источником денежных средств для государства. Финансы предприятий, учреждений децентрализованы, т.е. хозяйствующие субъекты самостоятельно формируют и используют свои денежные фонды.

Финансы хозяйствующих  субъектов включают финансы коммерческих и некоммерческих организаций. В зависимости от формы собственности выделяют финансы государственных и негосударственных (частных, совместных и т.д.) предприятий, организаций, учреждений. Наряду с обычными чертами, которые им присущи, есть и специфические, связанные с порядком формирования и использования денежных фондов. Доля финансов государственных предприятий зависит от особенности экономической системы. В развитых странах она сравнительно невелика. В странах с переходной экономикой финансы государственных предприятий еще занимают значительное место

 

31.Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг.

Государственный бюджет – это основной финансовый план доходов и расходов государства на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке.

Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством на осуществление своих функций.

Построение бюджета  основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале XX в.

Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации.

Принцип полноты – учет всех затрат и всех поступлений по каждой статье бюджета.

Принцип реальности – правдивое отражение доходов и расходов государства.

Принцип гласности – обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

Бюджет выполняет следующие  функции:

  • распределительную (через бюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода);
  • контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать);
  • регулирующую (изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции, т.е. сбалансировать экономику).

Если расходы правительства  равны его доходам, то бюджет называется сбалансированным. Однако это достигается не всегда.

Дефицит государственного бюджета – величина, на которую расходы государственного бюджета превышают его доходы. Соответственно величина, на которую доходы государственного бюджета превышают его расходы, называется профицитом. Как правило, он идет на покрытие государственного долга.

В современных условиях бюджеты большинства стран сводятся с дефицитом. Бюджетный дефицит  возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада производства, низкой производительности труда, снижения эффективности производства.

Причина дефицита бюджета  кроется также в безудержном  росте расходов без учета финансовых возможностей, в недостаточной их целесообразности и эффективности. Высокие расходы на содержание армии, административного аппарата, покрытие убытков предприятий приводят к проеданию бюджетных средств. Отрицательное воздействие на сбалансированность бюджета имеет инфляция, нерациональная налоговая и инвестиционная политика.

Еще одна проблема, порождаемая  бюджетным дефицитом, – это государственный  долг.

Государственный долг – это общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков. Или, другими словами, государственный долг – эта сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска правительственных займов. В развитых странах правительственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Владельцами облигаций могут быть фонды социального страхования, центральные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, население. К безоблигационным займам относят займы правительства у сбербанка и внешние межправительственные займы.

Одной из причин, порождающих  государственный долг, являются спады в производстве. Другой причиной образования государственного долга является милитаризация экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих). Поскольку военный сектор является не производственным, а только потребляющим, правительство изыскивает средства для его финансирования. В зависимости от рынка размещения валюты, на котором выпущены и размещены займы и другие платежные средства, различают внутренний и внешний долг; в зависимости от срока погашения – капитальный и текущий долги.Внутренний долг – это задолженность государства физическим и юридическим лицам данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.Внешний государственный долг – это задолженность страны государствам, физическим и юридическим лицам других стран. Он отличается от «иностранного долга» тем, что внешний долг – это сумма, которую государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит платежного баланса. Наличие внешнего долга ведет к потере части национального продукта и падению престижа страны.

Бюджет (от франц. budget – кожаная сумка, мешок) – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города, отдельной организации или домохозяйства и составляется на определенный период времени. Государственный бюджет предоставляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики. Поэтому он рассматривается как основной финансовый план страны, централизованный фонд финансовых ресурсов государства, инструмент государственного регулирования, наконец, – как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений. Совокупность входящих в госбюджет организационных структур образует бюджетную систему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32.Налогообложение: сущность, принципы, особенности в РБ.

Совокупность взимаемых  в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения и взимания образует налоговую систему. С изменением форм государственного устройства меняется и налоговая система, которая может быть двух- или трехзвенная. Например, в Германии и США она действует на государственном, региональном и местном уровнях.

Принципы, которым должна отвечать налоговая система по А. Смиту, включают нейтральность, справедливость и простоту расчета. (А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов). Эти принципы не утратили своей значимости до настоящего времени. Нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для налоговых плательщиков. К сожалению, в странах с переходной экономикой этой нейтральности практически не существует. Широкая дифференциация налогов, разнообразие льгот отраслям и фирмам дискредитируют общество и подрывают экономическую стабильность.

Принцип справедливости предусматривает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляя интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивая достаточными средствами бюджетную систему.

Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с использованием набора таких функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, которые понятны и налогосборщикам, и налогоплательщикам.

В странах с федеральным  устройством при формировании налоговой  системы широко используется принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам федерации.

Методы построения и взимания налогов, их элементы определяются соответствующими законодательными актами. Среди элементов налогообложения выделяют:

  • субъект налога – это плательщик налога, юридическое или физическое лицо, на которое законодательно возложена обязанность платить налог;
  • носитель налога – лицо, фактически уплачивающее налог. Выделение этого элемента объясняется тем, что налоговое бремя иногда фактически перекладывается с субъекта налога на потребителя продукции через механизм цен (при уплате налога на добавленную стоимость, акциза и др.). Часто субъект и носитель налога совпадают;
  • объект налога – это доход или имущество, <span class="dash041e_0431_044b_0447_04

Информация о работе Шпаргалки по "Экономической теории"