Шпаргалки по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:56, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Содержание

1.Экономическая теория как наука. Роль экономической теории в системе экономических знаний.
Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике.
Понятие экономической системы. Типы и модели экономических систем.
Собственность как экономическая категория.
Рынок как экономическая категория: понятие, функции, возникновение.
Понятие рыночного механизма. Основные элементы рыночного механизма.
Спрос. Функция спроса. Закон спроса. Детерминанты спроса.
Предложение. Функция предложения. Закон предложения. Факторы,
влияющие на изменение предложения.
Равновесный анализ в экономической теории. Понятие рыночного
равновесия.
10. Основы теории эластичности спроса и предложения. Коэффициенты
эластичности спроса и предложения.
11. Основы теории потребления. Экономическое содержание кривых
безразличия, бюджетных ограничений, оптимум потребителя.
Предприятие (фирма) как субъект хозяйствования.
Организационно-правовые формы субъектов хозяйствования. Роль малого
бизнеса в экономике РБ.
Понятие бизнеса и предпринимательства.
15. Издержки как экономическая категория: понятие, классификация,
необходимость и возможности снижения.
Графический анализ издержек производства.
Доходы и прибыли фирмы. Виды прибыли. Точка безубыточности.
Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели,
входящие в СНС.
ВВП: понятие, методы исчисления (производственный, по доходам, по
расходам).
Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен. Дефлятор ВВП.
Циклический характер развития экономики. Причины и последствия
экономического кризиса.
Безработица: понятие, типы, уровни. Государственное регулирование рынка труда в РБ.
Инфляция: определение, формы, измерение, причины и последствия.
Особенности современной инфляции. Взаимосвязь инфляции и безработицы.
Деньги: сущность, экономическое содержание. Современные деньги.
Денежная система, элементы денежной системы. Денежная масса, денежные агрегаты (М0, М1, М2, МЗ).
Денежно-кредитная система: формирование и функционирование,
особенности в РБ.
Кредит: понятие, принципы, формы.
Национальный банк, его функции. Коммерческие банки, их функции.
Финансовая система: структура, функции. Понятие финансов.
Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг.
Налогообложение: сущность, принципы, особенности в РБ.
Налог как экономическая категория (сущность, виды, объекты, источники,
ставки, льготы, санкции). Реформирование налоговой системы РБ.
Экономический рост и его противоречия. Типы экономического роста.
35.Мировой рынок и формы международных экономических отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 578.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Рынок как  экономическая категория: понятие,  функции, возникновение.

Основные причины возникновения  рынка: -развитие общественного разделения труда,-эконом-ая обособленность производителей. В социально-экономическом плане рынок – это совокупность экономических отношений между покупателями и продавцами, в результате взаимодействия которых формируется спрос, предложение и цена товара. В организационно – экономическом плане рынок –это хозяйственнаядеят-ть определенным образом организованная и направленная на реализацию товара. Существенными признаками рынка являются: 1)свобода поведения на рынке продавцов и покупателей; 2)свободное колебание цен;

3) ориентация на потребителя.

Объектами рынка являются товары и деньги. Субъектами рынка являются продавцы и покупатели, в качестве которых выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство.

Рынок выполняет след.функции: регулирующая; ценообразующая; стимулирующая; распределительная;информационная; посредническая; санирующая. ) Информационная. Через меняющиеся цены, ставки рынок дает участникам производства информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг.

2) Посредническая. Рынок позволяет продавцу и покупателю найти друг друга.

3) Ценообразующая. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их оплатит покупатель.

4) Регулирующая. действует ч\з закон стоимости,ч\з колебание цен. Рынок дает ответ на вопросы: что производить? Для кого? Как производить?

Рынок немыслим без конкуренции (внутриотраслевой и  межотраслевой).

5) Санирующая. В процессе проз-ванекторые предприятия разоряются-высока индивид.стоимость.

6) Стимулирующая. Стимулирует технич. прогресс.Дляувелич.стимости-увелич.производит.труда.

Преимущества  рынка: эффективное распределение ресурсов, гибкая приспособляемость к изменениям конъектуры, восприимчивость достижений научно-технического процесса

Основные недостатки: не сохраняет окруж. среду и не воспроизводимые ресурсы; не создает коллективных товаров и услуг; не обеспечивает фундаментальных исследований;рынок удовлетворяет запросы тех, у кого есть деньги; рынок подвержен нестабильности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Понятие рыночного  механизма. Основные элементы  рыночного механизма.

В рыночном механизме  нет индивидов или организаций, которые, как в командной системе, занимая место между производителями  и потребителями, решали бы экономические проблемы: что производить? как производить? для кого производить? Рынок непосредственно соединяет производителей и потребителей товаров и услуг, которые общаются на языке цен. Рыночная экономика выступает относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности и представляет собой сложную многоуровневую систему взаимодействия производителей и потребителей

Цены, спрос, предложение и конкуренция - элементы рыночного механизма.

Цена- есть денежное выражение стоимости  товара. Под воздействием спроса и  предложения, с учетом полезности товара каждый раз устанавливается новое  соотношение цен на рынке. Цена в рыночной экономике служит сигналом и ориентиром для производителей при определении объемов производства товаров и услуг и определяющим фактором для тех, кто при данном уровне дохода будет покупать эти товары и услуги.

Второй элемент рыночного механизма- спрос. Основное свойство спроса заключается в его увеличении с понижением цены ( при прочих равных условиях рынка) и наоборот, - уменьшении с повышением цены. К факторам, изменяющим динамику спроса, относятся следующие: потребительские вкусы, доходы потребителей, цены на сопряженные материалы или товары- заменители, число покупателей, потребительские ожидания.

Предложение- 3-й элемент рыночного  механизма. Предложение характеризует  рыночную ситуацию со стороны производителей (продавцов). Предложение- это объем предложенного и реально проданного товара. Кроме цены на предложение влияют и неценовые факторы: технологии производства, цены на факторы производства, цены на другие товары, потребительские ожидания. Окончательно цена товара определяется только в результате согласованного взаимодействия спроса и предложения. Именно такая цена является орудием регулирования рынка.

Важнейшим элементом рыночного  механизма и условием существования  рынка является конкуренция. Она  представляет собой соперничество  между субъектами рыночного хозяйства за лучшие условия производства и обмена товаров, взаимодействие этих экономических субъектов и образуют то, что мы называем рынком. Цель каждого предпринимателя — максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштаба хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

В целом необходимо подчеркнуть  следующее. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального  функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.

 

7. Спрос. Функция спроса. Закон спроса. Детерминанты спроса.

Спрос(D) – это представленная на рынке потребность в товаре, обеспеченная деньгами. Объем спроса(QD) – это кол-во товара, кот.покупатели в данный период времени по заданной цене могут приобрести на рынке. Цена спроса PD- это максимальная цена, которую покупатели готовы платить. Каждому значению цены товара соответствует определенное значение объема спроса. Эта зависимость  носит название функции спроса от цены: QD=f(P). Кривая спроса. Если спрос растет, кривая спроса сдвигается вправо, если спрос снижается- влево. Отклонения есть, при снижении цены спрос снижается. Цена явл. не единственным фактором, формирующим спрос. Кнеценовым факторам (детерминантам сроса) относится: изменение доходов, цены на сопряженные товары, потребительские предпочтения, ожидание покупателей, число покупателей. Обратная завис-сть м-ду ценой товара и его кол-вом, кот.покупатели хотят и могут приобрести, получила название закона спроса. Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода – расширение покупат-ной способ-тиден-го дохода потреб-ля, т.е. возм-сть купить больше товаров и услуг. Эффект замещения – стремление покуп-ля приобретать более дешевый товар по сравн. с относ-но дорогими аналогичными товарами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Предложение. Функция  предложения. Закон предложения.  Факторы, влияющие на изменение  предложения.

Предложение (S)– это готовность продавца продать определенное количество товара в определенный период времени. По мере роста цены увелич-ся объем предложения. Объем предложения(QS) –кол-во товара, кот.продавцы в опр-ный период времени поставляют на рынок при данном уровне цен. Цена предложения-это минимальная цена, при которой продавец согласен продать определенное количество товара.QS=f(P). Прямая связь между ценой товара и объемом предлож-я при прочих равных усл-ях носит название закона предложения.Если объем пред-я увелич-я, то происходит сдвиг S вправо, сокр-я- влево, цена уменьшается.

Основные неценновые факторы, влияющие на предложение: цены на ресурсы, уровень технологии, динамика цен на другие товары, деятельность госуд-а, численнлсть производителейи структура рынка.

 

9.Равновесный анализ в экономической теории. Понятие рыночногоравновесия.

Линия спроса показывает максимальную цену, при которой потребители  готовы купить данное количество благ. Линия предложения - это множество  минимальных цен, по которым продавцы согласны продать данное количество благ. Линия спроса рассекает рыночное пространство на зоны: покупателю выгодно совершать сделки только в левой нижней. В правой верхней зоне цены и объемы для покупателей недоступны. Линия предложения рассекает на 2 иные зоны: продавцу выгодно продавать в левой верхней зоне, а в правой нижней продавать товар убыточно для продавца. Рынок стремится к равновесной цене. И покупателю, и продавцу одновременно выгодно совершать сделки лишь в зоне АВЕ. Любая точка, к-ая принадлежит данному пространству, может выражать сделку. Куплю-продажу при этом все точки, кроме одной характеризует неоптимальные условия обмена.

Цена равновесия и  отклонения от нее.

т. Е наз. точкой равновесия. РЕ - равновесная цена, QE - равновесный объем. В состоянии равновесия спрос равен предложению, рынок сбалансирован. Если цена на товар превысит равновесную, то на рынке наблюдается излишек товаров. Если цена ниже равновесной, то на рынке дефицит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Основы теории эластичности спроса и предложения. Коэффициенты 
эластичности спроса и предложения.

Эластичность  спроса по цене – это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар. Она показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при изменении цены на данный товар на один процент.Его формула имеет следующий вид: Еd= ;

Варианты эластичности спроса

1.Эластичный спрос имеет место, когда приобретаемое количество товара увеличивается больше, чем на 1 % на каждый процент снижения цены (сильная реакция), т.е. Ed> 1.

2.Неэластичный спрос имеет место, когда приобретаемое количество товара увеличивается меньше, чем на 1 % на каждый процент снижения цены этого товара (слабая реакция), т.е. Ed< 1.

3.Единичная эластичность имеет место, когда покупаемое количество товара вырастает на 1 % при снижении цены также на 1 %, т.е. Ed= 1.

4. Абсолютно эластичный спрос имеет место, когда при неизменной цене или ее крайне незначительных изменениях спрос уменьшается или увеличивается до предела покупательских возможностей, т.е. Ed= ∞.Это бывает на совершенно конкурентном рынке в условиях инфляции.Абсолютно неэластичный спрос имеет место, если любое изменение цены не влечет за собой никакого изменения количества требуемой продукции, т.е. Ed= 0. На эластичность спроса по цене оказывают влияние следующие факторы: заменимость товара, удельный вес товара в потребительском бюджете, фактор времени, степень насыщения потребностей, доступность товара.

Кроме показателя эластичности спроса по цене используют показатель эластичности спроса по доходу, показывающий, на сколько процентов изменится спрос на товар при изменении дохода на 1 %: .Коэффициент Еу может быть меньше 1, больше или равным.Под эластичностью предложения по цене понимается степень чувствительности изменения предложения товара в зависимости от изменения его цены, показывающая, на сколько процентов увеличится (уменьшится) предложение при изменении цены на один процент. Эластичность предложения показывает, на сколько процентов изменится количество предлагаемых для продажи товаров при изменении цены на 1 %. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (ES): В зависимости от полученного значения коэффициента эластичности предложения по цене, как и в случае эластичности спроса, могут быть следующие виды эластичности: если Es>1 –предложение эластично;

если Es<1 –предложение неэластично;если Es= 1 – эластичность единичная;если Es= 0 – совершенно неэластичное предложение;если Es= ∞ – совершенно эластичное предложение.Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично (ЕPS = 0). Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения. В условиях короткого периода предложение более эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом.В условиях длительного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.

 

11.Основы теории потребления. Экономическое содержание кривых 
безразличия, бюджетных ограничений, оптимум потребителя.

Основные принципы теории: 1) суверенитет потребителя, т.е. потребитель  имеет возможность влиять на объем и структуру производства путем формирования спроса на конкретные товары. Необходимым условием сувер-та потребителя является свобода потребительского выбора. 2) принцип рациональности потребителя. При заданных ценах и доходе потребитель стремится распределить свои денежные средства так, чтобы получить максимальную полезность.

Полезность  блага - это его способность удовлетворить 1 или несколько челов-х потребностей. Различают общую и предельную полезности. Полезность, которую потребитель извлекает из каждой дополнительной единицы блага, называют предельной. Сумма предельных полезностей составляет общую полезность. Была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя (закон уменьшения предельной полезности).

Информация о работе Шпаргалки по "Экономической теории"