Шпаргалки по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:56, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Содержание

1.Экономическая теория как наука. Роль экономической теории в системе экономических знаний.
Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике.
Понятие экономической системы. Типы и модели экономических систем.
Собственность как экономическая категория.
Рынок как экономическая категория: понятие, функции, возникновение.
Понятие рыночного механизма. Основные элементы рыночного механизма.
Спрос. Функция спроса. Закон спроса. Детерминанты спроса.
Предложение. Функция предложения. Закон предложения. Факторы,
влияющие на изменение предложения.
Равновесный анализ в экономической теории. Понятие рыночного
равновесия.
10. Основы теории эластичности спроса и предложения. Коэффициенты
эластичности спроса и предложения.
11. Основы теории потребления. Экономическое содержание кривых
безразличия, бюджетных ограничений, оптимум потребителя.
Предприятие (фирма) как субъект хозяйствования.
Организационно-правовые формы субъектов хозяйствования. Роль малого
бизнеса в экономике РБ.
Понятие бизнеса и предпринимательства.
15. Издержки как экономическая категория: понятие, классификация,
необходимость и возможности снижения.
Графический анализ издержек производства.
Доходы и прибыли фирмы. Виды прибыли. Точка безубыточности.
Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели,
входящие в СНС.
ВВП: понятие, методы исчисления (производственный, по доходам, по
расходам).
Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен. Дефлятор ВВП.
Циклический характер развития экономики. Причины и последствия
экономического кризиса.
Безработица: понятие, типы, уровни. Государственное регулирование рынка труда в РБ.
Инфляция: определение, формы, измерение, причины и последствия.
Особенности современной инфляции. Взаимосвязь инфляции и безработицы.
Деньги: сущность, экономическое содержание. Современные деньги.
Денежная система, элементы денежной системы. Денежная масса, денежные агрегаты (М0, М1, М2, МЗ).
Денежно-кредитная система: формирование и функционирование,
особенности в РБ.
Кредит: понятие, принципы, формы.
Национальный банк, его функции. Коммерческие банки, их функции.
Финансовая система: структура, функции. Понятие финансов.
Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг.
Налогообложение: сущность, принципы, особенности в РБ.
Налог как экономическая категория (сущность, виды, объекты, источники,
ставки, льготы, санкции). Реформирование налоговой системы РБ.
Экономический рост и его противоречия. Типы экономического роста.
35.Мировой рынок и формы международных экономических отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 578.00 Кб (Скачать файл)

Существует 2 подхода  к оценке полезности: 1) кардиналистский, т.е. пытаются количественно измерить полезность. 2)ординалистский: определяют относительную полезность различных наборов благ и выявляют те, которые обладают наибольшей полезностью. Осн. инструментами этой теории явл. кривые безразличия и бюджетные ограничения.

Кривые безразличия IC – показывают различные комбинации двух экономических благ, которые имеют одинаковую полезность для потребителя. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь одну кривую безразличия.Двигаясь по кривой безразличия вниз, потребитель отказывается от определенного количества одного товара в пользу большего количества другого товара. Для количественного измерения этого используется понятие «предельная норма замещения».

 

Рис. 1. Кривые и карта  безразличия

Кривые безразличия  позволяют выявить потребительские предпочтения, показывают возможность замены одного блага другим, однако не учитывают цены товаров и доход потребителя, т.е. не определяют, какой именно набор товаров  потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает бюджетное ограничение. Если потребитель располагает в единицу времени некоторым доходом М, то в течении данного периода он не может расходовать денежных единиц больше чем М, тогда потребитель может приобрести любой набор товаров Х, который удовлетворяет условию: Р1·х1+ Р2·х2+…+ Рn·хn= M -это выражение наз. бюджетное ограничение потребителя. Бюджетная линия имеет отрицательный наклон, т.е. наборы товаров находится на бюджетной линии, имеют одинаковую стоимость и увеличение закупок объема одного товара возможно только за счёт сокращения потребления другого товара. Потребитель стремится максимизировать полученную им полезность при имеющихся доходах представим. Чтобы найти оптимум потребителя на графике, необходимо бюджетную линию наложить на карту безразличия.

Оптимум потребителя характеризует точка касания бюджетной линии и кривой безразличия. Любое отклонение от нее либо снижает уровень потребления, либо недоступно по средствам. С ростом дохода бюджетная линия сдвигается вправо. Потребитель может перейти на более высокую кривую безразличия, т. е. он получает возможность увеличить потребление обоих товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предприятие (фирма) как субъект хозяйствования.

Одним из основных элементов  рыночного хозяйства является фирма. Фирмами наз. хозяйствующие субъекты, которые преобразуют факторы производства в конечный продукт. Основные цели фирмы: максимизация прибыли, рост фирмы, защитные цели, позитивные цели, демонстрация стабильности, технический прогресс.Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли. Основными формами деловых предприятий являются: 1)частнопредпринимательская фирма – это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам. Достоинства:простота организации ,свобода действий, сильный экономический стимул. Недостатки: ограниченность финансовых и материальных ресурсов; отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций; существование неограниченной ответственности (когда собственник в случае банкротства рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей своей личной собственностью).2) Партнерство – это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием. Основные права здесь принадлежат всем партнерам.Недостатки: скудность финансовых средств, неограниченная ответственность, разделение функций, угроза потенциального распада партнерства.3) основным видом делового предприятия является современная (открытая) корпорация. Корпорация – это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. Держатели акций получают часть дохода (дивиденд) и рискуют только той суммой, которую они заплатили при покупке акций (облигаций). Другим крупным недостатком деятельности современной корпорации является двойное налогообложение. 4)Неприбыльные (некоммерческие) организации – широко распространенная форма в условиях современной рыночной экономики. К ним относятся профсоюзы, клубы, церкви, госпитали, колледжи, общества милосердия и другие организации, которые не стремятся к получению прибыли. Однако это специфический вид корпораций. Это корпорации без акционеров. Обычно они управляются советом попечителей, выбранным или сформированным в соответствии с уставом данной организации. Если в результате деятельности такой организации появляется прибыль, то она обычно вкладывается в дело.

5)Кооперативы образуются  путем объединения части ресурсов  своих членов с целью извлечения взаимной выгоды. Кооперативы могут быть потребительскими или сбытовыми. В первом случае покупатели приобретают возможность получать товары по оптовым ценам, во втором – контролировать продажу произведенной ими продукции. Прибыль обычно не является самоцелью деятельности таких организаций, хотя появление ее не исключено.  Фирма- покупатель факторов производства; организация, ведущая бизнес под определенным именем. Фирма контролирует использ.земли, трудовых ресурсов и капитала. Она сама принимает решение относит.дизайна, способа пр-ва и продажи продукции. Фирму следует отличать от произв-ной единицы, например фабрики, фермы или шахты, т.к. она единица управления. Одна фирма может иметь, либо контролировать несколько производственных единиц.Организуя пр-во, она приобретает труд, капитал, оборудование и т.д. Фирма использ.приобретённыефакторы пр-ва для изготовл.благ и выступает в качестве продавца своих товаров и услуг. Стремясь получить макс.прибыль, фирма принимает самостоят.решения, связанные с производством. Виды фирм: 1)по форме собственности: частные,государственныеые,общественные; 2)по размеру - малые, средние и крупные. Малые и средние предприятия образуются в форме индивидуального предпринимателя или товарищества, крупные - в виде АО.

 

13.Организационно-правовые  формы субъектов хозяйствования. Роль малого 
бизнеса в экономике РБ.

Основными формами бизнеса (предпринимательства) сегодня являются: индивидуальное предпринимательство; хозяйственные товарищества; хозяйственные  общества; производственные кооперативы; государственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия.

1. Частный предпр-ль. Владелец имеет матер.ресурсы и капит.оборудование, необходимое для производственной деят-ти, или приобретает их, а также лично контролирует деят-ть предприятия.

Преимущества:легко учредить, владелец может предоставлять клиенту персональные услуги, сильные стимул для эффективной работы.

Недостатки:финн.ресурсы единоличного предпринимателя недостаточны, чтобы фирма могла вырасти в крупное предприятие;  рискует своими личными активами.

2. Корпорация-  правовая форма бизнеса, отличающаяся и отделенная от конкретных лиц, ими владеющих. Преимущества:наиболее эффективная форма организации бизнеса в вопросах привлечения ден. капитала. Держатели акций получают часть дохода (дивиденд) и рискуют только той суммой, которую они заплатили при покупке акций (облигаций). Другим крупным недостатком деятельности современной корпорации является двойное налогообложение.

3. Малое предприятие Малое предприятие может быть создано и частным лицом, и предприятием, орга-низацией, как государственной, так и общественной К малым предприятиям относятся вновь создаваемые им дейст-вующие предприятия численностью работающих до 200 человек. Малые предприятия могут быть созданы в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации.  Предприятие самостоятельно осуществляет своюдеят-ть, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. 

4. Акционерное общество - добровольная организация юр.лиц и граждан (в том числе иностранных) для совместной деят-ти путем объединения их вкладов и выпуска акций на всю стоимость уставного фонда.

  Акционерные общества  обеспечивают три важные цели:1. Привлечение временно свободных капиталов для организации пр-ва, товаров и услуг. 2.Оформление такой структуры пр-ва, которая работает непосредственно на потребителя, обеспечивает «перелив» акционерных капиталов из отрасли и малоэффективных предприятий в более эффективные отрасли. 3.Усиление мотивации труда.

5. Общество  с ограниченной ответственностью--учреждённое одним или неск. лицами общество, уставной капитал которого разделён на доли, определенные учредительными документами; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах размеров внесенных ими вкладов. Данная правовая форма наиболее распространена среди мелких и средних предприятий..

Преимущества: возможность мобилизации больших финансовых ресурсов;возможность быстрого перелива финн.средств из одной отрасли в другую; право свободной передачи и продажи акций, обеспечивающее существование компании, независимо от изменения состава акционеров; ограниченная ответственность акционеров; разделение функций владения и управления.

6. Совместное  предприятие.Под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в предприятие с целью получения прибыли. Совместное предприятие может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью.

7. Кооперативы.  Рабочие кооперативы- добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деят-ти, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами. Рабочие кооперативы являются коммерческой организацией.  Число членов кооперативов не меньше 5. Не вправе выпускать акции.  Прибыль делиться между работниками в соответствии с установленным соглашением. Потребительские кооперативы-владельцами кооперативами этого типа является собственно потребители - те люди, которые покупают товары, а не производят их.

Значение малого бизнеса для экономики Беларуси очень велико. В основном малые предприятия в РБ работают в секторе торговли и общественного питания, также значительная доля малых предприятий относится к промышленности. Малый бизнес частично представлен в строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве. В региональном разрезе малые предприятия распределены очень неравномерно. Самый значительный вклад малые предприятия вносят во внешнеторговый оборот, где их доля достигает 23.9%. Это обусловлено высокой долей малых предприятий в импорте. В экспорте она значительно меньше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.Понятие бизнеса  и предпринимательства.

Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли.

Субъектами предпринимательства  могут быть как отдельные частные  лица, так и объединения партнеров. Частные лица как субъекты предпринимательства выступают в этом качестве, как правило, путем организации единоличного или семейного предприятия. Такие предприниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или использовать наемный труд.

Объединения партнеров  как субъекты предпринимательства  могут выступать в форме различных  товариществ, арендных коллективов, акционерных  обществ и др.

К важнейшим чертам предпринимательства следует отнести:-самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, но в рамках правовых норм;-экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства - получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получение высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса; - хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность и риск остаются.

Сущность предпринимательства - поиск и изучение новых экономических  возможностей. Чтобы выдержать конкуренцию, предприниматель непрерывно совершенствует технологию своего производства, корректирует цену товара, его качество в соответствии с изменениями, происходящими в рыночной среде.

Для формирования предпринимательства  необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и другие.

Экономические условия - это в первую очередь предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые они могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.

Вплотную к экономическим  примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах эти потребности могут меняться. Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды.

Социальные условия  влияют на отношение отдельного индивидуума  к работе, что в свою очередь  влияет на его отношение к величине заработной платы, к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

Любая предпринимательская  деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому  большое значение имеет создание необходимых правовых условий

Понятие бизнеса рассматривается в узком и широком смысле этого явления. В узком смысле бизнес связывают с условиями рыночной экономики, с действиями ее субъектов. В широком смысле бизнес-явление, присущее человеческому обществу. В рыночной экономике бизнес получает наиболее полное свое развитие, обусловленное эволюцией товарно-денежных отношений.

Информация о работе Шпаргалки по "Экономической теории"