Шпаргалки по Основам экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 16:09, реферат

Краткое описание

1. Предмет и метод экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика.
Предметом экономической теории является ситема производственных отношений в единстве с богатством и ограниченностью ресурсов, а также их эффективным использованием.
Методы исследования:
Дедукция – движение от общего в честному, то итоговых теоретических положений – к частынм аспектам; от теоретических обобщений – в реальным фактам (приводимым в порядке иллюстарции и подтверждения теоретических выводов)
Индукция – движений от частного в обобщению, построение теоретической концепции на сонове использования более частных теоретичсеких элементов; построение теории на основе анализа конкретных фактов.
Логический – построение экономической умозаключений на основе последовательного, обоснованного рассуждения. Использование законов логики.
Эмперический – построение экономических умозаключений на основе сбора и систематизации совокупности наблюдений за конкретными фактами.

Вложенные файлы: 1 файл

oet.docx

— 843.51 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет и метод экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика.

Предметом экономической  теории является ситема производственных отношений в единстве с богатством и ограниченностью ресурсов,  а также их эффективным использованием.

Методы исследования:

Дедукция – движение от общего в честному, то итоговых теоретических положений – к частынм аспектам; от теоретических обобщений – в реальным фактам (приводимым в порядке иллюстарции и подтверждения теоретических выводов)

Индукция – движений от частного в обобщению, построение теоретической концепции на сонове использования более частных теоретичсеких элементов; построение теории на основе анализа конкретных фактов.

Логический – построение экономической умозаключений на основе последовательного, обоснованного рассуждения. Использование законов логики.

Эмперический – построение экономических умозаключений на основе сбора и систематизации совокупности наблюдений за конкретными фактами.

Анализ – рачленение сложного вления (комплексной проблемы) на ряд более частных составляющих элементов. Автономное рассмотрение этих элементов.

Синтез – соединение результатов анализа отдельных частей рассматриваемого явления в единое целое, в комплексное понятие.

Метод научной  абстракции – исключение из экономического анализа не относящихся к делу экономических и внешнеэкономических фактов.

Факторный анализ – исследование экономического явления путем рассмотрения поочередного воздействия на него все большего количества влияющих обстоятельств (т. е. факторов).

Метод экономико  – математического моделирования – формализованное описание различных экономичсеких явлений с помощью математического аппарата. Цель метода:

  • Придать экономическим рассуждениям четкость и однозначность трактовки
  • Обеспечить использование количественных параметров в ходе анализа экономики
  • Создать модели, с помощью которых можно априори исследовать экономическую реальность.

Статистический  метод  - опора в исследовании на обобщения статистичсекой информации.

Компаративный анализ – метод, потсроенный на использовании  сравнения нахлждения аналогий между различными экономическими данными, понятиями, явлениями.

Допущение при  прочих равных условиях – метод, согласно которому все факторы, за исключением анализируемых, условно принимаются на обстоятельства, не влияющие на рассматриваемое явление.

Микроэкономика исследует поведение и процесс принятия экономчисеких решений на уровне отдельных субъектов хозяйствования. В центре ее анализа цены отдельных товаров, издерджки и механизмы функционирования фирмы, ценообразование и конкуренция на отдельных рынках, поведение потребителей и мотивация труда.

Макроэкономика рассматривает экономические процессы на уровне национальной экономической систмемы. Объектом ее изучения являются агрегированные показатели: национальный объем производства, национальный доход, общий уровень цен, инфляция, занятость.

  1. Функции экономической теории: познавательная, методологическая, практическая

Познавательная – заключается в изучении и объяснении явлений и процессов экономичсекой жизни.

Практическая предполагает разработку принципов и методов рационального хозяйствования, умение видеть неиспользованные пути и ресурсы, оценивать успези и просчеты, экономическую перспективу.

Методологическая функция заключается в способности экономической теории выступать в качестве теоретической основы конкретных отраслевых наук.

  1. Первые представления об экономике. Основные положения меркантилистов.

Первые представления  об экономике мы находим в трудах Ксенофонта, Платона, Аристотеля и других мыслителей древности. Первая школа  экономической теории охватывает период времени с 14 по 18 век. Главные теоретики  меркантелизма – это Антуан де Монкрешьен и Томас Мен. Основные принципы меркантелистов:

  • Накопление денежного богатства в стране происходит в форме золота  и серебра
  • Внешняя торговля регулируется в целях обеспечения притоков в страну золота и серебра.
  • Деньги находящиеся в обороте приносят доход
  • Промышленность  нужно поддерживать путем импорта дешевого сырья
  • Государство должгл способствовать обогащению народа
  • Государство должно поошрять экспорт готовой продукции
  • Для поддрежания низкого уровня заработной платы необходимо увеличение численности населения.
  1. Школа физиократов, английская классическая школа.

1. учение о чистом продукте  – суть данного учения в  том, что только в сельском  хозяйстве произведенная продукция  превышает ее потребление;  
2. теория кругооборота доходов – суть этой теории состоит в разделении общества на 3 класса:  
а) производительный класс (земледельцы);  
б) класс собственников (государство, духовенство, землевладельцы);  
в) бесплодный класс (представители индустрии, торговли, ремесленники).  
Все три класса взаимодействуют между собой и используют деньги как средство обращения.  
Представители физиократического направления сформулировали либеральную доктрину. Сущностьданной доктрины заключается в том, что признается выгодность свободного личного интереса не только для одного человека, но и для в сего общества в целом.  
Следующим направлением в развитии экономической теории стала классическая политическая экономика. Эта школа сформировалась к последней трети XVIII в., и главными ее сторонниками являются Адам Смит, Давид Риккардо и Джон Стюарт Милль.  
По мнению данных ученых, основным объектом исследования выступает производство, а не обращение независимо от его отраслевых признаков и распределения благ. 

Развитие рынка и форсирование материально-технической базы капитализма  предопределили возниконовение классической экономической школы в лице А. Смита и Д. Рикардо.

А. Смит исходил из принципа трудовой теории стоимости, в соответсвии  с которой стоимость товара определяется трудом, затраченным на создание товара. Производительным труд может быть в  любой сфере деятельности. Смит остаивал законы свободного рыночного хозяйства  и принцип свободной конкуренции, связывая с ними возможность эффективного использования ресурсов в обществе. В основу построения экономичсекой  системы капитализма он заложил  психологию индивидуального хозяйтсвенного поведения – эгоизм экономического человека. Оказывая услуги другим людям, предлагая свой труд и продукты труда, человек преследует свои интересы, и это естественное желание удоволетворить потребности и улчшить свое материальное положение есть сильнеший стимул в действию, который в условиях экономического либерализма способен привести общество в благостостоянию.

Трудовую теорию стоимости  развил Д. Рикардо, установивший, что  закон стоимости является всеобщим экономическим законом  ине меняется в развитием общества. В центре внимания Рикардо находится сфера  распределения, он разрабатывает теорию ренты, количественную теорию денег  и ряд других положений, активно  применяемых в экономической  теории и по сей день. Рикардо  исследовал классовую структуру  и противоречия внутри капиталистического общества. Теория распределения и  вся экономичсеяка наука должны, по мнению Рикардо, объяснить причины  социального неравенства и противоречия общества.

  1. Учения К. Маркса. Маржинализм.

Особого внимания заслуживает  изучение экономичсекого наследия К. Маркса. Масштабность противоречий и социальных проблем капиталистического общества стали для марксизма предпосылкой критического пересмотра теоретического наследия классической политической экономии и обоснования коммунизма. По Марксу, сущность экономических отношений  отражает форму собственности на факторы производства. Политическая экономия как наука стала изучать  производственные отношений последовательно  сменяющих друг друга экономических  формаций.

Основы оптимизации рационального  использования ограниченных ресурсов были заложены представителями математического  направления австрийсклй школы  А. Курно, У. Джевонс, Л. Вальрас, В. Парето, Особую роль в развитии этого направления  сыграл предельный аналих маржинализма – учения о предельной полезности благ, согласно которому их ценность определяется ограниченностью, редкостью и пользой, которую может принести последний  экземпляр товаров той или  иной группы. По мере того как увеличивается количесвта блага, его дополнительные единицы обладают все меньшей способностью удоволетворять потребности. Маржиналисты К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер применяли в исследовании экономических процессов субъективно-психологический подход в экономическим процессам.

  1. Различия основных современных концепций экономической теории: неоклассической, неокейнсианской, монетаристской, институционально-социологической и неолиберализма.

Вся совокупность течений, школ западной экономической мысли, развивающихся  в этот период, условно подразделяется на 1) неоклассическую экономическую  теорию; 2) институционально-социологическое  направление, или институционализм; 3) кейнсианство, а неоклассическое  направление — на монетаризм и  неолиберализм.

Неоклассическая экономическая теория. В последней трети XIX в. с развитием внутренних экономических и социальных противоречий капитализма начинается стадия, характеризующаяся возникновением монополий и активным вмешательством государства в развитие экономики, ее огосударствлением.  Объект исследования неоклассической экономической теории — поведение Homo

economicus — «человека экономического»,  который в качестве продавца  рабочей силы, потребителя или  предпринимателя пытается максимизировать  свой доход, свести к минимуму  затраты (или усилия). Эта теория  возникла в 70-е гг. XIX в. Ее  основатели — известные экономисты, представители австрийской школы  К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк, а также У. Джевонс, Л. Вальрас  и др. Основной категорией анализа  сторонники неоклассической экономической  теории считают предельную полезность, противопоставляя ее теории трудовой  стоимости. Стоимость товара они  определяют полезностью последнего, наименее необходимого предмета  потребления, то есть предельной  полезностью.  Дальнейшее развитие  неоклассическая теория получила  в трудах английских экономистов  А. Маршалла и А. Пигу. А. Маршалл, в частности, дал определение «эластичности спроса» и «цены равновесия», развил теорию цены, согласно которой стоимость определяется затратами различных факторов, прежде всего, земли, труда и капитала.

Монетаризм (от англ. money —  деньги) — экономическая теория, согласно которой денежная масса  в обращении играет определяющую роль в формировании экономической  конъюнктуры и установлении причинноследственных связей между изменением количества денег и величиной валового национального  продукта, а также в развитии производства. Монетаризм возник в середине 50-х  гг. XX в. в США. Его лидер — руководитель чикагской школы политической экономии М. Фридмен — выступает против активного и широкомасштабного  вмешательства государства в  экономику, против государственных  мер стимулирования спроса, выдвигая при этом лозунг «Назад, к Смиту». Рыночное хозяйство он считает наиболее рациональным, а возникающие в  нем диспропорции — следствием внешнего (государственного) вмешательства. Он, в частности, выступает против налогового и бюджетного регулирования. Поскольку  государственное регулирование  экономики, как утверждает М. Фридмен, малоэффективно, а между динамиками денежной массы и национального  дохода имеется тесная корреляционная связь.

Неолиберализм. В целом взгляды неоклассической школы политической экономии с различными течениями и направлениями получили в литературе название «либерализм» (от лат. «liberalis» — свободный). В экономической науке либерализм — это совокупность взглядов, основным содержанием которых является отрицание необходимости вмешательства государства в экономическую жизнь и

понимание механизма саморегулирующегося  рынка как единственного эффективного регулятора хозяйственных процессов. За государством остается функция охраны существующей системы. Идеи экономического либерализма основательно разработал А. Смит, выступавший за отмену остатков регламентации промышленности и  торговли государством. Положительной  стораной либерализма была его направленность против феодальных порядков, чрезмерной цеховой регламентации.

Идеи неолиберализма были положены в основу теории социально  ориентированного рыночного хозяйства, одним из авторов которой был  известный немецкий экономист и  государственный деятель Л. Эрхард. Данная теория провозглашает необходимость  свободной конкуренции, свободных  цен и т. п., гарантирование государством данных условий наряду с социальной направленностью их развития. В то же время допускается использование  государственных рычагов регулирования  экономики (государственного распределения  ресурсов и контроля над ними), которые  значительно ослабляются после  достижения поставленной цели. Некоторые  отечественные экономисты-«реформаторы»  активно поддерживают идею воплощения модели социально ориентированной  рыночной экономики. Однако

нечеткое понимание сути теории социальной рыночной экономики  и некомпетентная реализация их рекомендаций привели к развалу государственного управления экономикой и нанесли народному хозяйству огромный ущерб.

     Институционализм (от лат. «institutum» — учреждение) — одно из направлений западной экономической мысли, которое возникло в конце XIX — в начале XX в. К институтам представители данного направления относят конкуренцию, профсоюзы, налоги, государство, монополии (корпорации), устойчивый образ мышления, юридические нормы и др. Экономику они рассматривают как систему отношений между хозяйствующими субъектами, которые формируются под влиянием экономических и неэкономических факторов. Широкий социологический подход к предмету экономической теории сближает их с исторической школой. Институционализм отрицает обусловленность развития человеческого общества Производственными отношениями (отношениями собственности), движущей силой общественного развития считает психологические, политические, социально-правовые факторы.

Информация о работе Шпаргалки по Основам экономической теории