Шпаргалки по Основам экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 16:09, реферат

Краткое описание

1. Предмет и метод экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика.
Предметом экономической теории является ситема производственных отношений в единстве с богатством и ограниченностью ресурсов, а также их эффективным использованием.
Методы исследования:
Дедукция – движение от общего в честному, то итоговых теоретических положений – к частынм аспектам; от теоретических обобщений – в реальным фактам (приводимым в порядке иллюстарции и подтверждения теоретических выводов)
Индукция – движений от частного в обобщению, построение теоретической концепции на сонове использования более частных теоретичсеких элементов; построение теории на основе анализа конкретных фактов.
Логический – построение экономической умозаключений на основе последовательного, обоснованного рассуждения. Использование законов логики.
Эмперический – построение экономических умозаключений на основе сбора и систематизации совокупности наблюдений за конкретными фактами.

Вложенные файлы: 1 файл

oet.docx

— 843.51 Кб (Скачать файл)

Необходимо учитывать  два относительно самостоятельных  эффекта, влияющих на выбор потребителя  при изменении цен:

Эффект дохода

Возникает вследствие того, что при снижении цены одного из благ потребительской корзины покупатель может предъявить возросший спрос  при прежней величине дохода, а  при повышении цены на товар вынужден будет снизить спрос при прежнем  доходе. Как правило, при повышении  цены товара потребитель в силу эффекта  дохода приобретает больше относительно дешевых товаров-заменителей и  меньше – дорогих.

Эффект замещения

Указывает на то, что при  изменении соотношения цен товаров  потребитель замещает относительно подешевевшим товаром другие блага, которые относительно подорожали. При  этом цена одного из товаров потребительской  корзины может оставаться неизменной: если дорожает первый товар, второй относительно дешевеет, если первый товар абсолютно  дешевеет, второй относительно дорожает.

Общий эффект, определяющий решение потребителя при изменении  цены одного из товаров потребительской  корзины – сумма эффектов дохода и эффекта замещения.

32. Бюджетная линия

Бюджетная линия- прямая, показывающая все возможные комбинации товаров, которые могут быть преобретены потребителем при данном выделенном для их покупки доходе и данных ценах.

Если потребитель полностью  расходует свой доход на товары Q1 Q2 то мы получаем равенство:

P1Q1 + P2Q2 = R

Преобразовав данное равенство, получаем уравнение бюджетной линии, имеющее вид: Q2=R/P2-P1/P2*Q1

Бюджетная линия показывает набор комбинаций товаров Q1 и Q2, которые  может приобрести потребитель, расходуя весь свой денежный доход. Наклон бюджетной  линии определяется отношением P1/P2.

В многотоварной экономике  и при условии учета сбережений потребителя, уравнение бюджетной  линии можно в общем виде записать следующим образом:

P1Q1 + P2Q2 + ... +PnQn + сбережения = R

Смещение бюджетной линии

Изменение бюджетной области  может происходить под воздействием двух основных факторов: изменение  дохода и изменение цен на товары.

Увеличение денежного  дохода с R1 до R2 при неизменных ценах  позволит потребителю приобрести большее  количество как одного, так и другого  товара. Угол наклона бюджетной линии  не изменится, поскольку цены остаются прежними, но сама линия сместится  вверх и вправо параллельно самой  себе. При понижении дохода линия  сместится ниже и левее.

Изменение цены на один из товаров  при неизменном доходе и цене другого  товара изменит наклон бюджетной  линии, равный отношению цен. Так, например, при сокращении цены P1 на товар Q1 максимальное количество товара, приобретаемое при  данном доходе, увеличивается с R/P11 до R/P12. Соответственно уменьшается  угол наклона бюджетной линии

Из уравнения бюджетной  линии вытекают также следующие  свойства бюджетных ограничений  потребителя:

при одновременном увеличении в n раз и цен P1, P2, и дохода R положение  бюджетной прямой не меняется, и следовательно, область бюджетных ограничений останется прежней.

увеличение цен в n раз  равносильно сокращению дохода потребителя  в то же количество раз.

Кривые безразличия

Кривые безразличия —  представляют собой совокупность точек  на координатной плоскости, каждая из которых является потребительским  набором, обеспечивающим потребителю  одинаковый уровень удовлетворения его потребностей (или если пользоваться терминологией кардиналистского направления, одинаковую полезность).

Форма кривой безразличия  отдельного потребителя определяется исключительно его вкусами и  предпочтениями и не зависит от доходов  или цен на потребляемые товары. Совокупность кривых безразличия, описывающих  поведение одного потребителя, составляет его карту безразличия.

Исходные аксиомы анализа

Построение и анализ этих кривых основывается на следующих допущениях, или аксиомах:

Аксиома рациональности потребителя  как экономического субъекта

Аксиома непрерывности 
Все товары можно непрерывно разбить на всё более мелкие единицы, так что размеры единиц, в которых продается товар, не сдерживают потребителей.

Аксиома возможности выбора 
Предполагает способность человека однозначно ответить на вопрос, какой из предложенных потребительских наборов, А или В, является для него более предпочтительным. При этом обязательным будет выбор одного из трех вариантов ответа: либо набор А предпочтительней набора В (А > B), либо набор B предпочтительней набора A (A < B), либо наборы A и B имеют одинаковую полезность для потребителя (A=B).

Аксиома транзитивности 
Согласно этой аксиоме для любых трех потребительских корзин (наборов) А, В и С, если потребитель предпочитает набор A в большей степени, чем набор B, и набор B в большей степени чем набор C, то он однозначно предпочитает потребительских набор A в большей степени, чем набор C. То есть если A > B и B > C значит A >C. 
То же самое справедливо и для правила: если A = B и B = C, то A = C.

Аксиома ненасыщенности 
Для любого набора A всегда существует набор B, более предпочтительный для потребителя. Это означает, что у потребителя нет порога насыщения и он всегда предпочитает иметь большее количество товаров меньшему. При этом, если количество хотя бы одного из товаров, входящих в потребительскую корзину возрастет, уровень его удовлетворения увеличится.

33. Принцип «невидимой руки» рынка.  Сущность и роль конкуренции  в экономике.

Каждая личность независимо от воли и сознания, направляется к  достижению экономической выгоды для  всего общества. Таким образом, невидимая рука рынка направлена на получение пользы для людей. Каждый производитель, к примеру, стремится к собственной выгоде, но путь к ней лежит через удовлетворение потребностей ряда людей. В этом вся сущность принципа невидимой руки рынка: совокупность разных производителей, будто движимая невидимой силой, эффективно, добровольно, активно реализует интересы всего общества.

Прибыль выполняет в механизме  невидимой руки рынка сигнальную функцию и обеспечивает грамотное  и гармоничное распределение  всех ресурсов, то есть уравновешивает предложение и спрос. Так, если производство будет убыточным, то количество задействованных  ресурсов будет сокращаться. Вскоре такое производство исчезнет, ведь на него будет давить среда конкурентов. Главный принцип невидимой руки рынка заключается в том, чтобы  ресурсы расходовались на прибыльные производства.

Конкуренция, с одной стороны, — это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в  области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны — элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. По форме конкуренция представляет систему норм и правил организации, директив и рыночных методов функционирования структурных государственных и частных подразделений.

Чаще всего выделяют две  основные формы конкурентной борьбы: ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция- это своеобразное соревнование цен: продавцы стремятся предложить свой товар дешевле, чем конкурент, привлекают покупателей различными скидками, премиями, распродажами.

Неценовая конкуренция это, в частности, обнспечение технического превосходства, высокого качества и надежности изделий.

Оценивая конкуренцию, Альфред  Маршалл замечает, что от нее «отдает  слишком большим привкусом зла», проявлениями эгоизма и безразличия  к благополучию других людей. Это  верно, примитивные капиталисты-хищники  ведут конкуренцию жесткими методами. Но, во-первых, по мере того как цевелизуется общество, число этих диких людей сокращается. А во-вторых, нормальная конкуренция- это могучая животворная сила рыночной экономики, играющая в ней многогранную позитивную роль.

Конкуренция способствует:

-расширению и рационализации  производства;

-внедрению прогрессивных  новшеств;

-экономии ресурсных затрат;

<p class="List_0020Paragraph" style=" margin-bottom: 0pt; margin-left: 0pt; text-align: justify;

Информация о работе Шпаргалки по Основам экономической теории