Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:01, шпаргалка

Краткое описание

1) Основные проблемы и задачи экономики.
2) Экономические учения меркантилистов.
3) Классическая политическая экономия.
...
23/48)Денежно-кредитная политика ЦБ.

Вложенные файлы: 1 файл

0433459_34805_kratkie_otvety_na_voprosy_po_ekonomicheskoy_teorii.docx

— 75.49 Кб (Скачать файл)

Общая долевая: 1)образуется путем объединения частных вкладов, которые вносят все участники в общее имущество; 2)используется в общих интересах под общим управлением и контролем; 3)конечные результаты деятельности распределяются между участниками пропорционально их видам. (вкладам?)

Формы общей долевой собственности: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, хозяйственные ассоциации, производственные кооперативы, совместные предприятия.

Общая совместная собственность: 1)все объединенные в единый коллектив физические и юридические лица относятся к собственности как к совместной и нераздельной им принадлежащей; 2)изначально определяется доля каждого собственника в общем имуществе; 3)доход от реализации собственности распределяется с учетом трудового вклада каждого или в равных долях.

Конкретные формы  различаются по размерам и историческим особенностям: первобытнообщинные, государственные, муниципальные, фермерское хозяйство; семейное имущество.

   

10) Рыночная экономическая  система.

Любое общество решает 3 основных задачи: что, как и для  кого производить. Из множества способов производства выделяют 2 основных способа  общественного производства и соответственно 2 типа системы: централизованная и  рыночная.

Рыночная экономика  - это хозяйственная система, основанная на прямых связях между производителями и потребителями через свободную куплю-продажу товаров. 

Характерные черты: 1)частная собственность на средства производства; 2)свобода предпринимательства; 3)свобода выбора экономических партнеров; 4)личная выгода участников экономических связей; 5) саморегулирование экономики рыночными факторами; 6) минимум вмешательства государства.

Преимущества: 1)стимулирует высокую предприимчивость и эффективность; 2) отторгает неэффективное и ненужное производство; 3) в основном справедливое распределение доходов по труду; 4)больше прав и возможностей у потребителей; 5)не требует большого аппарата управленца.

Недостатки: 1)усиливает неравенство в обществе; 2)нестабильность в экономике; 3)система не заботится о создании необходимых обществу, но бесприбыльных благ; 4)безразлична ущербу, который наносит производство человеку и природе.

Современная экономика  развитых стран гибко сочетает рыночную эффективность с государственным  регулированием. Здесь действует  модель смешанной экономики. Правительство  и рыночная система взаимодействует  с целью эффективного решения  основных вопросов экономики. Правительство  участвует в финансировании производства, осуществляет ряд социальных программ, не распределяя при этом уход в  частном секторе экономики.

Основными функциями  правительства являются: 1)обеспечение  правовой инфраструктуры для эффективного функционирования рыночной системы; 2) защита конкуренции; 3)перераспределение  дохода в обществе; 4)производство общественных благ и услуг; 5)стабилизация экономики.

 

11)Централизованная экономическая  система

Любое общество решает 3 основных задачи: что, как и для  кого производить. Из множества способов производства выделяют 2 основных способа  общественного производства и соответственно 2 типа системы: централизованная и  рыночная.

Централизованная  система. Суть централизованной системы заключается в государственном монополизме. При этом государство владеет всеми средствами производства.

Характерные черты: 1) Государственная собственность на средства производства; 2)Государственное планирование всей экономики; 3)Административные методы управления экономикой; 4)Отсутствие эффективных методов материального стимулирования.

Преимущества централизованной системы: 1)более устойчивая экономика; 2)больше уверенности в будущем; 3)минимум жизнеобеспечения гарантированно всем; 4)минимум неравенства в обществе; 5)нет проблем трудоустройства.

Недостатки централизованной системы: 1)неэффективность экономики; 2)система воспитывает безъинициативных и безответственных работников; 3)отсутствие стимулов к эффективной работе; 4)низкий уровень жизни народа.    

 

12)Стоимость,  ее виды и формы

Натуральное производство – производящееся для внутреннего потребления, для себя.

Товарное  производство – это организация натурального хозяйства, в условиях которой продукты, производящиеся отдельными производителями, каждый из которых специализируется на производстве одного из них. Базовой категорией товарного производства является товар – это продукт труда, произведенный для обмена и способный удовлетворять конкретные потребности. Товар имеет стоимость и потребительную (-скую) стоимость.

Стоимость – это количество общественнонеобходимого труда затраченного на производство товаров. На рынке она выступает в виде менной  стоимости. Менная стоимость – это пропорции, в которых один товар обменивается на другой. Потребительская стоимость – это способность продукта удовлетворить потребности благодаря своим свойствам. В условиях товарного производства потребительская стоимость выступает носителем менновой стоимости.

В историческом развитии формы стоимости прошли следующие стадии: 1)Простая, единичная форма.   2)Полная или развернутая, при этом  товары меняются в определенной пропорции (1мешок хлеба на 1 мешок картошки). Схема обмена Т – Т.   3)Всеобщая форма, при которой отдельные товары выступают в роли товара посредника. Схема обмена Т - Тп – Т (Товар-Товар посредник -Товар).   4)Денежная форма стоимости. При ней роль товара посредника, в качестве всеобщего эквивалента, закрепилась за благородными металлами, из которых в последствии стали делать деньги. С появлением денег весь товарный мир разделился на товар и деньги. Схема обмена Т- Д –Т.

 

13)Рынок:  сущность, классификация.

Рынок – это совокупность отношений между продавцами и покупателями. Множество существующих рынков можно сгруппировать по разным признакам: 1) С точки зрения соответствия законодательства????? рынки подразделяются на легальные и не легальные.

2)По экономическому назначению объектов рыночных отношений различают потребительский рынок, рынок информации, труда, капитала и т. д.   3)По пространственному признаку различают: местный (охватывает местных покупателей напр. Московский рынок), национальный (напр. Российский рынок), международно – региональный и мировой рынки. 

4)По специфике функционирования рыночного механизма различают: а) неразвитый рынок (здесь рыночные отношения носят ограниченный характер); б) совершенный или свободный рынок (здесь количество участников неограниченно, существует свободная конкуренция, свободная информация). Участники рынка не могут влиять на цены; в) регулируемый рынок (здесь наряду с рыночным механизмом регулирующую функцию выполняет государство).

5)Деформированный рынок - это разновидность рынка представлена в условиях централизованной экономической системы. 

 

14)Функции  рынка.

Современный рынок выполняет 6 взаимосвязанных  функций: 1)Посредническая. Она заключается в соединении напрямую производителя и потребителя.  2)Ценообразующая состоит в том, что на рынке в результате свободной игры рыночных сил формируются рыночные цены.  3)Информирующая состоит в информировании о состоянии экономики.  4)Регулирующая заключается в обеспечении перетекания капитала из менее прибыльных в более прибыльные отрасли.  5)Стимулирующая заключается в том, что большую прибыль получает предприниматель, имеющий более совершенное производство, высокую производительность труда, низкие издержки. 6)Оздоравливающая или санирующая состоит в том, что рынок очищает экономику от ненужного и неэффективного производства.

 

15)Конкуренция:  понятия, виды.

Механизм  рыночного саморегулирования включает в себя 3 взаимосвязанных фактора: 1)рыночные цены; 2)спрос и предложение; 3)конкуренция.

Конкуренция – это соперничество за лучшие условия на рынке между участниками личных отношений. Выделяют 3 уровня конкурентных отношений: 1)микроуровень – объектами конкуренции являются виды продукции и цены. Субъекты отдельные фирмы;   2)мезоуровень – объекты сферы наиболее выгодного вложения капитала. Субъекты отдельные отрасли; 3)макроуровень – объект в состоянии экономической системы. Субъект народнохозяйственные отрасли (комплексы). Выделяют 2 группы методов (видов) конкуренции: 1)Ценовая  - это соперничество на основе снижения цен без изменения ассортимента и качества. 2)Неценовая конкуренция – это соперничество на основе создания различий в товаре. Улучшение его технических характеристик, функциональных возможностей, лучшее обслуживание, реклама и т.д.

 

16)Рынок  совершенной конкуренции.

В зависимости от наличия  или отсутствия у участников рыночной власти, т.е. возможности влиять на цену различают рынки с совершенной и несовершенной конкуренцией.

Рынки совершенной конкуренции. При совершенной конкуренции влияние каждого участника экономического процесса настолько мало, что им можно принебреч. Выделяют следующие признаки совершенной конкуренции: 1)Множество продавцов мелких фирм, доля которых на рынке ничтожна мала (менее 1%). 2)Свободный, незатрудненный вход предприятий в отрасль и областная мобильность производственных ресурсов. 3)Полная однородность выпускаемого товара. 4)Отсутствие возможностей покупателя и продавцов влиять на цену. 5)Наличие у каждого участника рыночных отношений исчерпывающей информации о текущем состоянии рынка.

Совершенная конкуренция очищена от любых  ограничений, поэтому ее называют – чистой.

В настоящее время рынки  совершенной (чистой) конкуренции являются редким случаем.

 

17)Рынок  несовершенной конкуренции.

 В зависимости от  наличия или отсутствия у участников  рыночной власти, т.е. возможности  влиять на цену различают рынки  с совершенной и несовершенной конкуренцией.

Рынки несовершенной конкуренции. Современные рынки выросли из совершенно конкурентного рынка, однако нынешние рыночные условия во многом отличаются от рынка совершенной конкуренции. Признаки: 1)Существует ограничение входа на рынок новых капиталов; 2)Препятствие мобильности экономических ресурсов; 3)Неполнота рыночной информации; 4)Выпуск разнообразной продукции; 5)Взаимозависимость участников конкуренции.

Рынки, на которых не выполняются  условия совершенной конкуренции  и участники могут влиять на цену, называются рынком  несовершенной  конкуренции.

 

18)Монополия:  разновидности, основные черты,  сложившиеся формы.

Монополии. Различают 4 варианта (разновидности) монопольного положения: 1)Монополия – господство одного продавца. 2)Олигополия –(oligo-немного, polio- продавец) господство нескольких продавцов. 3) Монопсония – (mono –один, psonio - закупка) господство одного покупателя. 4)Олигопсония – господство нескольких покупателей.

Основными признаками (чертами) монополизма являются: 1)Высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся форм (более 35% в одних руках.). 2)Господствующее положение этих фирм на рынке определенных товаров. 3)Установление монопольных цен и получения сверх прибыли.

По происхождению выделяют 2 вида монополии естественную и искусственную. Естественная монополия возникает и существует по объективным причинам: 1)В отраслях, где экономически оправдано  крупномасштабное производство (металлургия, машинная промышленность).

2)Там, где целесообразно иметь единый хозяйственный комплекс (метро, водоканал и т.д.).

3)При добыче редких ископаемых и при производстве редкой продукции. Искусственная монополия специально создается путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственной деятельности. При этом компании объединяются  в монополистические союзы для того, чтобы не конкурировать между собой, а совместно владеть рынком.

Исторически сложились 3 формы монополистического союза: 1)картель – организация совместного владения рынком, путем его раздела, установления производственных норм и уровня цен. 2)синдикат – организация совместного сбыта продукции и единые закупки сырья в определенном количестве и по определенным ценам. 3)трест – входящие в него предприятия полностью объединены под единым управлением.

 

19)Главные  модели современного рынка.

Различают: 1)Чистая конкуренция – эта модель представлена на рынке, где действует много независимых производителей  однородных товаров. Фирмы добиваются преимущества путем снижения цен. Неценовая конкуренция здесь отсутствует.

2)Чистая монополия – эта модель действует на рынке, где один производитель является единственным поставщиком данного товара. Монополист, маневрируя объемами предложений, устанавливает на свою продукцию высокую цену и получает сверхприбыли.

3)Монополистическая конкуренция. На этом рынке имеет место и монополия и конкуренция, но конкуренция значительно превышает монополию. На этом рынке много небольших производителей предлагают похожую, но не одинаковую продукцию. Здесь имеет место ценовая и неценовая конкуренция. Монопольное положение отдельных фирм достигается за счет предложений разнообразной продукции.

4)Олигополия – на этом рынке есть несколько крупных фирм, производящие определенные товары. Олигополисты оказываются взаимозависимыми, поэтому предпочитают не конкурировать между собой, а объединятся.

 

20)Спрос:  факторы спроса.

Механизм  рыночного саморегулирования включает в себя 3 взаимосвязанных фактора: 1)рыночные цены; 2)спрос и предложение; 3)конкуренция.

Спрос – это то количество товара, которое потребитель хочет и в состоянии приобрести по определенной цене, в определенный период времени. Основным определяющим фактором является цена товара. Закон спроса состоит в том, что с увеличением цены товара, спрос, как правило, снижается и наоборот.

На спрос, кроме цены влияет также и неценовые факторы: 1)изменение вкусов потребителей: 2)изменение числа потребителей; 3)изменение доходов потребителей (работает механизм: с увеличением доходов потребителей растет спрос на товары «высшей» категории и снижается спрос на товары «низшей» категории); 4)Изменяется цена на сопряженные товары. Сопряженные товары бывают 2-ух видов: взаимозаменяющие (автобус и маршрутка) и взаимодополняющие (фотоаппарат и пленка). Снижение цены на один товар снижает спрос на другой и наоборот. Рост цены на один товар вызывает снижение спроса на другой.?????

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"