Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:17, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы по эконом теории 2012.docx

— 640.63 Кб (Скачать файл)

Короткий период в деятельности фирм(когда нельзя изменить используемые ресурсы) лучше характеризуется моделью Л.Вальраса; длительный(при возможном изменении всех ресурсов)-моделью А.Маршалла.

32. Равновесие может быть устойчивым и неустойчивым, локальным и глобальным. Устойчивое равновесие бывает абсолютным и относительным.

Паутинообразная модель отражает формирование равновесия в отрасли с фиксированным  циклом производства, когда производители, приняв решение о производстве на основании существовавших в предыдущий год цен, уже не могут изменить его объем.

рис.Паутинообразная модель

Равновесие в паутинообразной  модели зависит от углов наклона  кривой спроса и кривой предложения. Равновесие устойчиво, если угол наклона  кривой предложения круче кривой спроса. Движение к общему равновесию проходит ряд циклов. Избыток предложения  толкает цены вниз, и в результате возникает избыток спроса,который поднимает цены вверх. Это приводит к новому избытку предложения и так далее до тех пор, пока не установится равновесие.  Колебания носят затухающий характер.

Движение может приобрести иное направление, если угол наклона кривой спроса круче угла наклона кривой предложения. В этом случае колебания  носят взрывной характер, и равновесие не наступает. Возможен и такой вариант, когда цена совершает регулярные колебательные движения вокруг положения  равновесия. Это происходит в том  случае, если углы наклона кривых спроса и предложения равны.

33.Эластичность в экономических моделях. Измерение эластичности. Эластичность - реакция одной переменной на изменение другой,выраженная как отношение их процентных изменений. Практическое значение теории эластичности: во-1,знание эл спроса на свой продукт помогает производителю принимать правильные решения относительно ценовой политики на те или иные производимые ими товары и получать прибыли;покупателям строить свое рац-е поведение при выборе наборов товаров,а гос-ву пополнять доходы гос-го бюджета введением косвенных налогов на товары неэластичного спроса. Во-2,концепция эластич-ти весьма важна для анализа и объяснения проблем аграрного сектора экономики. Спрос на с/х продукцию неэластичен,поэтому при увеличении объемов произв-ва снижаются не только цены,но исуммарная выручка производителей в агросекторе.След-но,сама специфика спроса на товары диктует необходимость госуд-го вмешательства в данную отрасль. В-3,эл спроса и предложения имеет важное значение для анализа и прогнозирования нек-х последствий налогооблажения.В-4,анализ эл спроса по доходу позволяет прогнозирвать будущий спрос и изменение отраслевой структуры экономики.По мере роста богатства страны отрасли,производящие низкие товары,сокращаются;отрасли,производящие предметы первой необходимости,растут темпами ниже среднего;отрасли, производящее предметы роскоши,растут темпами выше среднего.

34.Эластичность спроса. Виды и факторы эластичности. Характеристика товаров в зависимости от эластичности спроса. Кривые Энгеля.

Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов.

Различ-т эластичность спроса по цене,по доходу,перекрестную эластичность.

,где -коэф эластичн спроса по цене, -измен объем спроса, -изменение цены.

Ценовая эл-ть спроса-степень чувствительности спроса к изменению цены.

Эл-ть спроса по доходу(EDJ)-отношение процентного изменения объема спроса на товар и процентному изменению дохода,т.е.

EDJ= ÷ ,где-измененный доход.

Перекрёстная эластич-ть(EDAB)- отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы).

 

EDAB=

 

 Факторы, влияющие на эластичность спроса:1)Наличие заменителей (субститутов) для данного вида товара.Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.2)Удельный вес товара в бюджете потребителя. Чем выше удельный вес товара в бюджете, тем выше эластичность спроса по цене.3)Размер дохода. Чем выше доход потребителя - тем больше он может приобрести продукции. Соответственно меняется размер спроса и его эластичность.4)Качество товара. Товары могут классифицироваться с точки зрения их необходимости потребителю. Если рассматриваемый товар - предмет роскоши, то спрос на него будет, скорее всего, эластичным. А если предмет необходимости (например, хлеб), то, скорее всего, неэластичным.5)Размеры запаса. Чем больше величина запас, тем больше эластичность спроса.6)Ожидания потребителя.

Кривая Энгеля — график, иллюстрирующий зависимость между объемом потребления товаров или услуг и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях. Кривая Энгеля полезна при определении степени влияния на спрос дохода и изменений в относительных ценах.

Кривые Энгеля схожи с кривыми спроса, поскольку они изображают соотношение между важным фактором, влияющим на спрос, и количеством приобретаемых благ.

35.Эластичность предложения. Факторы эластичности предложения в мгновенном, краткосрочном и долговременном периодах.

Степень изменения объема предложения в зависимости от уведичения цены характеризует эл-ть предложения:

ES=,∆QS-измененная величина предложения.

Факторами эластичности предложения  являются: мобильность экономических  ресурсов, необходимых для организации  дополнительного выпуска товаров; внедрение технического прогресса; временные рамки, в пределах которых  изменяются условия производства. 

Если мы изучаем предложение  в краткосрочной перспективе, то оно будет совершенно неэластично (Esp = 0). Изменение спроса вызывает изменение (повышение или понижение) цен, но в краткосрочном периоде это  никак не влияет на величину предложения. Производители просто не успевают отреагировать  за короткий временной отрезок.

В среднесрочной перспективе  предложение будет более эластичным. Повышение спроса при среднесрочном  периоде вызовет не только рост цен, но и увеличение объема производства. Производители при среднесрочной  перспективе успеют отреагировать на изменение спроса, а значит, успевают изменить количество предлагаемого товара, и кривая предложения имеет совсем другой вид.

В долгосрочной перспективе  предложение наиболее эластично. Увеличение спроса приводит к значительному  росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении  цен. При длительном периоде на рынке  производитель успевает отреагировать  на любые изменения рыночного  спроса.

36.Полезность блага: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности. Основы теории потребительского выбора   Полезность блага – способность экономич блага удовлетворять человеч потребности. Общая полезность(TU) – мера общего удовлетворения,полученного от потребления определенного набора единиц блага за опред период времени.

Предельная полезность(MU)- дополнительная полезность, полученная от каждой последующей единицы потребительского блага. отдельных частей блага.

Закон убывающей предельной полезности: По мере увеличения блага предельн полезность каждой дополнит-й единицы одного и того же блага за относительно короткий промежуток времени будет уменьшаться.

Аксиомы потребительского поведения: 1)А.упорядоченности предпочтения; 2)А.транзитивности предпочтений; 3)А.о ненасыщаемости потребностей; 4)А.убывающей предельной полезности.

37. MUy/Py = MUx/Px =MUz/Pz ,где MU-пред полезность.

Правило максимизации полезности: доход  потребителя должен быть распределен  т.о.,чтобы последний рубль,потраченный на приобретение каждого вида благ приносил бы одинаковую предельн полезность.

38.Кривые безразличия. Бюджетное ограничение. Положение равновесия потребителя в ординалистской теории полезности. Ординалистская полезность - субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.

Согласно ординалистской теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Ординалистская (порядковая) теория полезности основана на нескольких аксиомах. Здесь мы выделим следующие аксиомы.

1)А.упорядоченности предпочтения; 2)А.транзитивности предпочтений; 3)А.о ненасыщаемости потребностей; 4)А.убывающей предельной полезности.

Кривая безразличия изображает совокупность наборов, между которыми потребитель не делает различий. Любой  набор на кривой обеспечит один и  тот же уровень удовлетворения. Иными  словами, кривая безразличия изображает альтернативные наборы благ, которые  доставляют одинаковый уровень полезности (рис.1).

 Рис.1. Кривая безразличия

 

Св-ва кр-х безр-ия:1)Кр б-я, расположенная справа и выше другой кривой, явл более предпочтительной для потребителя.2)Кр-ые без-я всегда имеют отрицательный наклон.3)Кривая б-я выпукла относительно начала координат. 4)Кр-е безразличия явл непрерывной ф-ей.5)Кр без-я никогда не пересекаются

Чтобы описать предпочтения человека по всем наборам продуктов питания  и одежды, можно изобразить семейство  кривых безразличия, которое называется картой кривых безразличия.Карта кривых безразличия - способ графического изображения функции полезности для некоторого конкретного потребителя (рис.2).Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, доставляют потребителю большую полезность, а поэтому предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых. На рис.2 U4>U3>U2>U1.

 

Рис. 2. Карта кривых безразличия Рис. 3. Равновесие потребителя

 

Бюджетная линия (линия бюджетного ограничения) - это прямая, точки  которой показывают наборы благ, при  покупке которых выделенный доход  тратится полностью. Бюджетная линия  пересекает оси координат в точках, показывающих максимально возможные  количества благ, которые можно приобрести на данный доход при определенных ценах. Для каждой бюджетной линии  можно построить кривую безразличия, которая будет иметь с бюджетной  линией точку касания.

Равновесие потребителя - точка, в  которой потребитель максимизирует  свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода.

Если кривая безразличия показывает, что потребитель хотел бы купить, а бюджетная линия - что потребитель  может купить, то в своем единстве они могут ответить на вопрос, как  обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете.

Условие равновесия потребителя можно  выразить следующим образом:

Pf / Pc= норма замещения = MUf / MUc

39. Смещение бюджетной линии приводит к новой точке равновесия, поскольку при каждом уровне дохода потребитель выбирает наиболее полезный набор благ. Связывая все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода, мы получаем кривую "доход-потребление", которая показывает, как потребительский набор изменяется в зависимости от дохода.

Кривая "доход-потребление" для  нормальных (полноценных), некачественных (неполноценных) и для нейтральных (независимых) благ имеет различный  наклон.

Кривая "доход-потребление" для  нормальных (полноценных) благ имеет  положительный наклон (рис1), поскольку с увеличением дохода увеличивается их потребление.

 

Р1. Кр "дох-потребление" качеств-го товара Р2. Кр "доход-потребление" некачеств-го тов

Т.о., кривая "доход-потребление" иллюстрирует, как объем блага X, потребляемого в неделю, изменяется в зависимости от изменения дохода.

Кривая "доход-потребление" изображает, как потребление блага X изменяется с увеличением дохода и то, что  потребление нормального (полноценного) блага неизменно растет.

Кривая "доход-потребление" для  некачественных (неполноценных) благ имеет  отрицательный наклон (рис2).

При рассмотрении потребителем некачественного  блага кривая "доход-потребление" поворачивает к вертикальной оси  координат. После достижения определенного  уровня дохода дальнейшее его увеличение приводит к сокращению потребления  блага. При достижении этого уровня дохода кривая "доход-потребление" принимает отрицательный наклон. Так, при увеличении доходов выше уровня I2 наступает сокращение потребления  блага X. При увеличении доходов выше определенного уровня потребители будут отказываться от потребления некачественных благ.

Кр "д-потреб" для нейтр-ых (независимых) благ имеет вертик-ый наклон (р3).

Нейтр-ые блага - это блага, кот не явл ни норм-ми, ни некачественными для потребителя. Это блага, потребление котх остается неизменным при всех уровнях дохода(соль, туалет бумагу и т. п). Это блага первой необходимости.

 Р3. Кр "доход-потребление"  на нейтр-ые товары

 

Кривая "доход-потребление" используется для построения кривой Энгеля.

Эффект дохода-изменение реального дохода потребителя вследствие изменения цены на потребляемые блага.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"