Шпаргалка по "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 15:55, шпаргалка

Краткое описание

На разных исторических этапах в центре внимания экономической теории находились различные аспекты функционирования экономических систем. Вначале это были проблемы сущности отдельных экономических явлений и законов их развития, затем на первый план вышли отношения, складывающиеся в общественном хозяйстве между отдельными социальными группами и классами. В настоящее время под экономической наукой чаще всего понимают науку, изучающую принципы выбора путей использования ограниченных ресурсов в условиях рыночного хозяйства, основанного на разных формах собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

ek_teoria_1k.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

Цена, выплачиваемая за использование рабочей силы, называется заработной платой. Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата – это то количество денег, которое работник получает за результаты своего труда; реальная заработная плата есть количество товаров и услуг, которые работник может купить на свою заработную плату. В анализе часто используется такое понятие, как средняя заработная плата. Уровень заработной платы, т.е. цена труда, зависит прежде всего от уровня его производительности. И чем больше спрос, тем выше цена на данный ресурс. Как правило, реальная заработная плата растет вместе с производительностью труда, и наоборот.

Анализ спроса и предложения на рынке труда позволит выяснить, как определяются конкретные ставки заработной платы.  Конкурентный рынок труда предполагает наличие большого числа фирм – покупателей конкретного вида труда, многочисленных квалифицированных рабочих, способных работать на этих фирмах, и полная независимость цены (заработной платы) от той и другой стороны. Рыночный спрос на данном рынке определяется совокупным спросом всех фирм, а предложение – совокупным предложением всех рабочих, ищущих работу. Кривая предложения конкретного вида труда будет труда будет плавно подниматься, так как фирмам придется увеличивать заработную плату, если они хотят нанять большее число работников и если в данный момент нет безработицы. По сути рассматриваемая кривая является кривой издержек упущенных возможностей. Привлечь работников из других отраслей, других регионов или из других фирм можно прежде всего большей оплатой труда. На пересечении кривых предложения и спроса на труд определяются равновесная ставка заработной платы и равновесный уровень  занятости. (рис.10.1) стр.168.

В случае если на рынке есть один покупатель рабочей силы, мы имеем дело с монопсонией (с монополией покупателя), при которой количество занятых на данной фирме составляет основную часть занятых конкретным видом труда. Этот вид труда относительно немобилен, и фирма диктует заработную плату.

Если рассматривать размеры заработной платы у различных людей, занятых в разных фирмах, то окажется, что у вех она различается. При однородном составе предлагаемой рабочей силы, одинаковой привлекательности рабочих мест и абсолютно конкурентных рынках труда все нанятые работники получили бы одинаковую заработную плату. Но так как все работники отличаются друг от друга по уровню образования, квалификации, способностям и здоровью, все виды работ различны по привлекательности, и рынки труда могут действовать в условиях несовершенной конкуренции, на практике ставки заработной платы у различных работников существенно различаются.

Все предложения рабочей силы на рынке труда можно объединить в так называемые неконкурирующие группы. Различия в профессии, специальности, квалификации, уровне образования разделяют людей на группы, и в поисках работы эти группы практически не конкурируют. Оплата труда каждой группы различна в зависимости от способностей и возможностей человека, от той работы, которую он способен выполнить. Фактически происходит дифференциация оплаты труда в зависимости от качества рабочей силы. Различия в оплате согласно теории человеческого капитала связаны с инвестициями в человеческий капитал. По сути это любые вложения или действия, повышающие и развивающие способности человека, его квалификацию, а в итоге – повышающие и производительность его труда.

Инвестиции в человеческий капитал включают расходы на: образование, здравоохранение, мобильность. Они выгодны как обществу, так и отдельному человеку.

 

 

30. РЫНОК КАПИТАЛОВ И ЕГО РАВНОВЕСИЕ

Ни одно дело нельзя начать, не имея в своем распоряжении определенного капитала. Если нет собственного капитала, то можно купить на рынке право пользования денежным капиталом в течение определенного времени. Цена, уплачиваемая за использование взятых в долг денег, называется ссудным процентом.  Сами деньги, не являются производительным ресурсом, но, используя их, можно купить оборудование, материалы, энергию, труд и другие ресурсы, необходимые для производственного процесса. Поэтому, бея в пользование денежные ресурсы, предприниматель обеспечивает себе условия развития производства. Ставка ссудного процента показывает, какой процент от взятой в кредит суммы будет уплачиваться за пользование ею. По сути это доход, который получает собственник временно свободных денежных средств, позволяя пользоваться ими другому лицу.

Уровень ставки ссудного процента зависит прежде всего от спроса на кредит, однако под воздействием множества факторов он дифференцируется. Важное значение имеет степень риска: чем он больше, тем выше ссудный процент. На уровень процента влияют также: срок ссуды, количество ссужаемых денег, конкуренция на рынке капиталов.

В ставке процента различают номинальную и реальную ставку. Номинальная ставка – это процентная ставка, определенная при получении кредита; реальная ставка - номинальная ставка с поправкой на инфляцию. Она равна номинальной ставке минус уровень инфляции. При принятии решения о взятии ссуды предприниматель ориентируется прежде всего на реальную ставку.

Взятый в ссуду капитал вкладывается в производства и должен принести доход в виде прибыли. Но это возможно только в том случае, если данный капитал соединится со специфическим фактором производства – предпринимательской деятельностью.

Предприниматель вкладывает в дело (бизнес) свои особые способности, выполняет специфическую работу, которая состоит в следующем. Предприниматель берет на себя инициативу при соединении факторов производства в наиболее их оптимальном сочетании.

Доход от своей деятельности предприниматель получает в форме предпринимательского дохода.

Предпринимательский доход выступает как денежная реализация экономического интереса предпринимателя. Денежная оценка способности предпринимателя осуществляется на основе получаемой им выручки в сравнении с тем, что он мог бы иметь, применяя свои силы другим образом, например, в другом регионе, в иной отрасли, т.е. по сути оцениваются упущенные возможности.

Работа предпринимателя в определенной сфере его деятельности приносит ему доход о форме нормальной прибыли. Она представляет собой сумму оплаты за деятельность в данной сфере, фирме. Величина ее удерживает предпринимателя именно в этой фирме и сфере деятельности.

После изъятия нормальной прибыли на предприятии остается экономическая, или чистая, прибыль. На нее тоже претендует предприниматель, так как для него – это плата за риск, которому подвергался его собственный капитал.

Часть прибыли, полученная от удачных вложений в развитие производства, носит временный характер, да и вообще ее получение весьма проблематично, она носит характер неопределенности, на нее нельзя ориентироваться. Монополия, наоборот, вследствие того, что может контролировать рынок, имеет возможность стабилизировать получаемую прибыль.

Прибыль предпринимателя является важнейшим стимулом в развитии и совершенствовании производства.

 

 

31. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ  ДОХОД И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Доход от своей деятельности предприниматель получает в форме предпринимательского дохода.

Предпринимательский доход выступает как денежная реализация экономического интереса предпринимателя. Использование данного ресурса оценивается как внутренние затраты (издержки) предприятия. Денежная оценка способности предпринимателя осуществляется на основе получаемой им выручки в сравнении с тем, что он мог бы иметь, применяя свои силы другим образом, например, в другом регионе, в иной отрасли, т.е. по сути оцениваются упущенные возможности.

Работа предпринимателя в определенной сфере его деятельности приносит ему доход в форме нормальной прибыли. Она представляет собой сумму оплаты за деятельность в данной сфере, фирме. Величина ее удерживает предпринимателя именно в этой фирме и сфере деятельности. Прибыль предпринимателя является важнейшим стимулом в развитии и совершенствовании производства.

Для характеристики поведения фирмы, предприятия важны понятия валового, среднего, предельного доходов.

Валовой доход, или валовая выручка (ТR) (total revenue), - общая сумма поступлений от продажи определенного количества товара. ТR=P · Q, где Р – цена проданного товара, Q – объем продаж.

Средний доход или средняя выручка АR (average revenue), определяется как доход, приходящийся на единицу проданного блага (АR = TR/Q).

Предельный доход (выручка) – МR (marginal revenue) – приращение дохода, возникающее за счет дополнительного увеличения выпуска продукции (MR = ΔTR/ΔQ). Обычно ΔQ принимают равным 1.

Из приведенных определений вытекает ряд следствий.

Следствие 1. Валовая выручка продавцов в условиях чистой конкуренции прямо пропорциональна количеству проданного товара 

Следствие 2. средняя выручка продавца в условиях чистой конкуренции есть цена товара АR = TR/Q = PQ/Q = P.

Следствие 3. Предельная выручка (MR) у продавца в условиях чистой конкуренции есть цена товара.

MR = ΔTR/ΔQ = ΔPQ/ΔQ = PΔQ/Q = P.

 

Таким образом, кривая спроса для отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции выражается кривой как среднего, так и предельного дохода. Это существенно для определения экономического поведения фирмы, выбирающей объем производства и приспосабливающейся к заданной цене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. РЫНКИ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ: ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ, МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Элементы свободного рынка имеют место в реально функционирующих рыночных структурах, однако экономические системы современных развитых стран действуют главным образом в условиях несовершенной конкуренции. Это такое состояние рыночной структуры, когда отдельные продавцы или покупатели либо и те, и другие могут существенно влиять на цену товара, а следовательно, определять цены с целью извлечения прибыли.

Термин «монополия» происходит о греческого «monos» - «единственный». Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей.  У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на рынке, поэтому фирма-монополист имеет возможность очень сильно влиять на цену.

Чистая монополия и совершенная конкуренция – две крайние и противоположные формы рыночной структуры. Чистая монополия – это теоретическая абстракция, т.к. во-первых, найдется немного продуктов, у которых нет заменителей, а во-вторых, даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом.

Однако анализ чистой монополии необходим в силу двух причин. Первая состоит в том, что значительный объем экономической деятельности осуществляется в условиях, близких к чистой монополии. Чистая монополия чаще характерна для местных рынков, чем для общенациональных.  Мы сталкиваемся с местными монополиями в небольших городах и поселках на каждом шагу: единственная телефонная компания, единственный терапевт или зубной врач и т.п.

Вторая причина заключается в том, что изучение чистой монополии дает возможность лучше понять другие реальные рыночные структуры, в которых существует несовершенная конкуренция, когда рыночная власть отдельных фирм позволяет влиять на цену и ограничивать объем производства и сбыта с целью повышения экономической прибыли. К таким структурам относятся монополистическая конкуренция и олигополия.

Монополистическая конкуренция представляет собой смешение монополии и конкуренции.

Для монополистической конкуренции как рыночной структуры характерно относительно большое число небольших производителей, которые предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Дифференциация продукта может осуществляться в различных формах, к примеру, в зависимости от: качества продукта; территориального размещения фирмы – маленький магазин, расположенный вблизи от покупателей, может успешно конкурировать с крупным, но расположенным вдалеке от оживленного места; методов стимулирования сбыта – реклама путем использования имени кинозвезды, которая потребляет товар, или путем убеждения в исключительности потребительских свойств товара.

К отраслям, где господствует монополистическая конкуренция, относятся розничная торговля, производство парфюмерии, бытовой техники и электроники, верхней одежды и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. ПРИЗНАКИ  ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ. МАКСИМИЗАЦИЯ  ПРИБЫЛИ

  Чистая монополия и совершенная конкуренция – две крайние и противоположные формы рыночной структуры. Чистая монополия – это теоретическая абстракция, т.к. во-первых, найдется немного продуктов, у которых нет заменителей, а во-вторых, даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом.

Однако анализ чистой монополии необходим в силу двух причин. Первая состоит в том, что значительный объем экономической деятельности осуществляется в условиях, близких к чистой монополии. Чистая монополия чаще характерна для местных рынков, чем для общенациональных.  Мы сталкиваемся с местными монополиями в небольших городах и поселках на каждом шагу: единственная телефонная компания, единственный терапевт или зубной врач и т.п.

Вторая причина заключается в том, что изучение чистой монополии дает возможность лучше понять другие реальные рыночные структуры, в которых существует несовершенная конкуренция, когда рыночная власть отдельных фирм позволяет влиять на цену и ограничивать объем производства и сбыта с целью повышения экономической прибыли.

Если кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы горизонтальна (каждая дополнительная единица продукции добавляет к валовому доходу фирмы постоянную величину, равную ее цене), то кривая спроса на продукцию монополиста иная. Поскольку чистый монополист представляет собой всю отрасль (он единственный в отрасли), то его кривая спроса есть одновременно кривая отраслевого спроса, имеющая нисходящий вид.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическая теория"