Шпаргалка по "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 15:55, шпаргалка

Краткое описание

На разных исторических этапах в центре внимания экономической теории находились различные аспекты функционирования экономических систем. Вначале это были проблемы сущности отдельных экономических явлений и законов их развития, затем на первый план вышли отношения, складывающиеся в общественном хозяйстве между отдельными социальными группами и классами. В настоящее время под экономической наукой чаще всего понимают науку, изучающую принципы выбора путей использования ограниченных ресурсов в условиях рыночного хозяйства, основанного на разных формах собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

ek_teoria_1k.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

Исторический опыт доказывает, что чрезмерное вторжение государства в экономику не приводит к желаемому экономическому прогрессу, а толкает страну на экстенсивный путь развития, тормозит экономический рост.

 

 

 

 

 

 

 

 

15. СПРОС  И ВЕЛИЧИНА СПРОСА. ЗАКОН СПРОСА

Спрос – это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары.

Спрос характеризуется шкалой, показывающей количество товара, приобретаемого потребителями по разным возможным ценам при неизменности остальных факторов (т.е. при прочих равных условиях).

Спрос и его динамику в зависимости от цены товара можно проиллюстрировать с помощью таблицы и графика.

Например, у нас есть товар (тульский пряник), спрос, на который меняется вместе с изменением его цены.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: во-первых, снижение цен увеличивает число покупателей; во-вторых, снижение цен расширяет покупательную способность потребителей; в-третьих, насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукта (закон убывающей предельной полезности). Поэтому покупатели готовы приобретать дополнительную единицу товара только по более низким ценам.

Факторы, влияющие на спрос, можно делить на ценовые и неценовые. Ценовый фактор мы практически рассмотрели.

Рассмотрим подробнее некоторые неценовые факторов, воздействующие на спрос.

  1. Доходы населения (потребителей). Как правило, при росте доходов увеличивается спрос на более дорогие, качественные товары.
  2. Спрос и цены на сопряженные (взаимодополняемые и взаимозаменяемые) товары. Взаимодополняемые товары дополняют друг друга или сопутствуют друг другу в процессе потребления или использования. В этом случае изменение спроса на один товар вызывает также изменение спроса на другой.
  3. Размер рынка. Чем в большем объеме предлагается товар, тем меньше его цена (сказывается конкуренция производителей) и, следовательно, тем больше спрос на него.
  4. Число покупателей. Чем больше на рынке потребителей, тем выше спрос, и, наоборот, уменьшение числа потребителей означает сокращение спроса.
  5. Вкусы, предпочтения, национальные особенности. Учитывая национальные особенности, надо исходить из того, что спрос не изменится или изменится незначительно, если вырастет цена на товар, являющийся предметом повседневного спроса у людей , живущих на данной территории (рис – для китайцев, картофель – для русских).
  6. Ожидания. Потребительские ожидания связаны с изменением цен на товары и услуги или с изменением доходов. Ожидания высоких цен в будущем заставляют больше покупать товара сегодня. То же можно сказать относительно будущих доходов: если ожидается их рост, то люди не экономят, а больше тратят на текущие потребности, увеличивая спрос, и наоборот

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И  ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Зависимость объема предложения от цен фиксируется законом предложения. Чем выше цена, тем больше (при прочих равных условиях) объем предложения, а чем ниже цена, тем объем предложения меньше. Это – закон предложения.

Прямая связь предложения и уровня цен объясняется действием закона убывающей производительности факторов производства. Изменение цен приводит к изменению величины предложения.

Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара по высокой цене, чем по низкой. Для продавца цена – побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителей цена – сдерживающий фактор, т.к. высокая цена вынуждает покупать небольшое количество товара.

На предложение влияют также и неценовые факторы, они приводят к изменению предложения.

Проанализируем эти факторы.

  1. Стоимость ресурсов. Цены на ресурсы определяют издержки производства. Чем больше издержки, тем меньше предложение, и наоборот. Например, снизились цены на сырье, материалы, топливо и другие факторы производства. Это означает, что производитель при тех же затратах приобретает больше ресурсов, а значит, может увеличить масштабы своего производства.
  2. Технология. Применение более совершенной технологии удешевляет производство. При данных ценах на ресурсы снижаются производственные издержки, а следовательно, увеличивается предложение.
  3. Налоги и дотации. Повышение налогов сокращает возможности производителей, уменьшает объемы производства. Со снижением налогов картина меняется на противоположную. Дотации – это субсидии государства, помощь тем или иным производителям. В результате наблюдается рост производства и предложения.
  4. Цены на другие товары также отражаются на объеме производства. Например, если растут цены на мясо птицы, то производители мяса начинают увеличивать производство птицы, а производство говядины может сократиться.

Из вышесказанного ясно, что факторы, влияющие на кривую предложения, находятся в плоскости мотивации деятельности человека в экономике. Товаропроизводители занимаются коммерческой и хозяйственной деятельностью ради прибыли. Если цены на выпускаемую продукцию растут, значит, общество нуждается в товарах данного рода, «сообщая» товаропроизводителям об этом покупкой товара по данной цене. Если такой уровень цен возмещается затраты товаропроизводителей, то это служит критерием целесообразности производства и соответствия его спросу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. РАВНОВЕСИЕ РЫНКА. РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА. НАРУШЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ

 

Взаимодействие спроса и предложения. Их координация осуществляются на основе ценового механизма и конкуренции. Это взаимодействие приводит к формированию равновесной цены, при которой величина спроса и величина предложения сбалансированы.

Равновесие означает такое состояние рынка, которое характеризуется равенством спроса и предложения при данной цене. Понижение цены вызовет превышение спроса над предложением, а рост цены – превышение предложения над спросом.

Пример. При цене 7 руб. будет куплено только 10 тыс.пряников (хотя предложено 70 тыс.), при цене 6 руб. – 20 тыс.шт. и т.д. И только при цене 4 руб. будет куплено 40 тыс.пряников, ровно столько, сколько было предложено. Прослеживается следующая закономерность: высокая цена заставляет производителей увеличивать производство пряников, но эта же цена отбивает у потребителей желание приобретать предлагаемое количество товара. При такой цене лишь небольшое количество покупателей может позволить себе покупку, поэтому и реализовано будет лишь меньшая часть изготовленного товара. Остальная часть пряников становится избытком. Избыток есть превышение предложения над спросом. В условиях конкуренции наличие избытка приводит к снижению цены. Реализация увеличится, но не на весь запас товара. Цены будут продолжать уменьшаться, что приведет, с одной стороны, к сокращению производства, а с другой – к постепенному увеличению спроса, что в конечном счете уравновесит спрос и предложение.

При цене в 1 руб. окажется, что спрос превышает предложение и будет удовлетворен, т.к. желающих купить пряник окажется значительно больше, чем предложено товара. В этом случае образуется избыточный спрос, или дефицит. Основными признаками дефицита являются сокращение товарных запасов и появление очередей покупателей в отраслях, не имеющих товарных запасов (сфера услуг).

 

 

18. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Термин «эластичность» используется для обозначения меры реагирования одной переменной величины на изменение другой.

Эластичность предложения по цене показывает связь между изменениями в ценах на товар и объемах его предложения. Решающую роль в типе эластичности предложения играет фактор времени. Чем протяженнее временной отрезок, которым располагает товаропроизводитель, тем больше возможности его приспособления к изменению цены и тем эластичнее предложение.

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цены товара. Поэтому в работе производителей различают текущий (или мгновенный) период, в течение которого производители не имеют возможности приспособиться к изменению уровня цен. Краткосрочный период – период, недостаточный для изменения производственных мощностей, но в котором другие изменения возможны. Долгосрочный период достаточен для того, чтобы производители полностью приспособились к изменению цен и изменили производственные мощности.

Долгосрочный период достаточно продолжителен, чтобы предприятие успело принять все меры по приспособлению к изменившейся ситуации. Фирмы расширяют свои производственные мощности, если цена на продукт падает. Повышенный спрос и цена заставят производителя приобретать дополнительное оборудование и сырье для производства товара, поэтому предложение будет расти. Зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой (положительной).  Кривая предложения представляет восходящую линию, поэтому независимо от степени эластичности цена и суммарный доход фирмы всегда изменяются в одном и том же направлении.

В хозяйственной практике анализ эластичности позволяет: определять размеры производства отдельных товаров и услуг; изучать поведение потребителей; планировать ценовую политику фирмы; формировать стратегию фирм в краткосрочном и долгосрочном периоде для максимизации прибыли и минимизации убытков; прогнозировать изменения в расходах потребителей и в доходах производителей в связи с изменением цен на товары и услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. ПОЛЕЗНОСТЬ: ОБЩАЯ И ПРЕДЕЛЬНАЯ. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ

Полезность – это показатель степени удовлетворения, вызванная потреблением какого-либо набора товаров и услуг или каким-либо отдельным товаром.

С точки зрения экономической теории потребителя интересуют две оценки полезности – общая полезность и предельная полезность. Общая полезность является мерой общего удовлетворения потребности, получаемого от потребления всех наборов или отдельного товара. Предельная полезность товара или услуги оценивает изменение в удовлетворении потребности, вызванное потреблением большего или меньшего количества того или иного товара либо услуги.

Рассмотрим основные свойства общей и предельной полезности в табличной и графических формах.

Таблица 6.1 и графики на рис.6.1а и 6.1б иллюстрируют связи между общей и предельной полезностью, в данном случае получаемой от посещений кинотеатра растет от 1 до 3,  общая полезность увеличивается от 10 до 16,  затем до 19 и т.д. Предельная полезность посещения кино увеличивает общую полезность, если количество посещений растет на единицу.

  На данном шаге анализа табл6.1 и рис.61а и 6.1б уже можно дать  более строгое определение понятиям общей полезности и предельной полезности.

Общая полезность – мера общего удовлетворения от потребления товара или набора товаров и услуг за данный период.

Предельная полезность – изменение общей полезности, вызванное изменением в потреблении данного товара или услуги на единицу при условии, что потребление других товаров остается неизменным.

В экономической литературе принято обозначать предельную полезность как МU, общую полезность – как ТU.  Алгебраическое выражение предельной полезности товара Х будет выглядеть как

ΔTUx

МUx=  --------- ,

ΔQx

 

Где ΔTUx – приращение общей полезности;

       ΔQx – малое (единичное) приращение количества товара Х.

Заканчивая анализ табл.6.1 и графиков рис.6.1а и 6.1б важно подчеркнуть, что кривая предельной полезности (график 6.1б) или наклон кривой общей полезности (график 6.1а) «падают» по мере роста количества посещений кинотеатра. Увеличение общей полезности по мере роста потребления стабильно сопровождается падением темпов прироста полезности. Данное «падение» получило название уменьшающейся предельной полезности.

Тенденцию к уменьшению предельной полезности нельзя вывести из принципа рационального поведения покупателя. Опыт и здравый смысл свидетельствуют, что, например, первая единица любого товара приносит больше удовлетворения, чем вторая и т.д.

Экономисты назвали падение предельной полезности законом уменьшающейся предельной полезности, который можно сформулировать следующим образом: если потребление всех других товаров остается фиксированным, то предельная полезность данного товара будет уменьшаться по мере увеличения его потребления.

Устойчивая тенденция падения предельной полезности помогает глубже познать закон спроса. Поскольку предельная полезность падает, то следующий рост покупок приносит потребителю соответственно все меньше и меньше дополнительного удовлетворения. А отсюда потребитель будет желать платить все меньше и меньше последовательно за вторую, затем за третью и т.д. единицы любого товара или услуги. Для реализации большего количества товара цены на них должны понижаться так, чтобы соответствовать падению прироста удовлетворения потребности потребителя.

 

 

20. РАВНОВЕСИЕ  ПОТРЕБИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ БЮДЖЕТНЫХ  ОГРАНИЧЕНИЙ. КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ

рассмотрим вопрос выбора в условиях бюджетного ограничения на примере двух товаров – Х и У, имеющих соответственно цены Рх и Ру. Отсюда затраты на приобретение Х единиц составят РхХ,  а У единиц – РуУ. Общая сумма расходов будет равняться РхХ + РуУ.  Поскольку общая сумма расходов не должна превышать денежный доход, то бюджетные ограничения можно выразить формулой РхХ + Ру ≤  М. Где М означает денежный доход потребителя, получаемый им из всех источников. Если бюджетное ограничение представить в виде уравнения прямой РхХ + РуУ=М, то данную прямую можно назвать бюджетной линией. Бюджетная линия потребителя представляет собой совокупность всех комбинаций или набора товаров Х и У, которые покупатель может приобрести при данных уровне дохода и ценах на указанные товары. Бюджетное ограничение определяют доступный потребительский ассортимент или все имеющиеся в наличии наборы товаров. Иначе, любой набор товаров Х и У доступен, если они имеются в наличии.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическая теория"