Шпаргалка по "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 15:55, шпаргалка

Краткое описание

На разных исторических этапах в центре внимания экономической теории находились различные аспекты функционирования экономических систем. Вначале это были проблемы сущности отдельных экономических явлений и законов их развития, затем на первый план вышли отношения, складывающиеся в общественном хозяйстве между отдельными социальными группами и классами. В настоящее время под экономической наукой чаще всего понимают науку, изучающую принципы выбора путей использования ограниченных ресурсов в условиях рыночного хозяйства, основанного на разных формах собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

ek_teoria_1k.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

Можно сделать три важных вывода.

Первый вывод. Чистая монополия способна увеличить свои продажи, только снижая цену, что напрямую следует из нисходящей формы кривой. Это является причиной того, что предельный доход фирмы МR становится меньше, чем цена Р для каждого выпуска, кроме первого, а значит, предельный доход – доход от одной дополнительной единицы продукции – будет меньше цены.

Второй вывод. Монополист одновременно выбирает цену и объем производства, но он не может повысить цену без понижения объема производства и понизить цену без повышения объема производства.

Третий вывод. Он касается ценовой эластичности спроса. Вспомним, что спрос будет эластичным по цене, если при ее снижении происходит рост величины спроса и валового дохода. Если в результате падения цены валовой доход уменьшается, то спрос будет неэластичным. Это означает, что графически эластичный участок кривой спроса D соответствует растущему участку кривой валового дохода ТR (рис.9.1) стр.144. Следовательно, монополист, стремящийся максимизировать прибыль, будет стремиться производить такое количество продукции и по такой цене, которые соответствуют эластичному участку кривой спроса D, и избегать таких комбинаций «цена – количество», которые соответствуют неэластичному участку кривой спроса.

Стремящийся к максимизации прибыли монополист в краткосрочном периоде будет следовать той же логике, что и владелец конкурентной фирмы, - производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек, т.е. фирма-монополист будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам: MR = MC (рис.9.2) стр.145.

Если монополист назначит цену выше Рm, то точка спроса сдвигается влево по кривой D, а объем продаж будет ниже максимизирующего прибыль уровня. Если монополист назначит цену ниже Рm, то  спрос сдвинется вправо, а объем продаж будет выше максимизирующего прибыль уровня.

На графике совокупная прибыль, получаемая монополистом, равна площади четырехугольника АРmВС. Отрезок АРm отражает прибыль на единицу продукции. Совокупную прибыль можно получить умножением прибыли на единицу продукции на максимизирующий прибыль объем производства.

Поскольку фирма-монополист представляет собой отрасль, то равновесие в краткосрочном периоде останется равновесием и в долгосрочном периоде. Фирма будет до тех пор максимизировать прибыль, пока она остается монополистом, т.е. сумеет поставить надежные барьеры на пути вхождения в данную отрасль других фирм.

 

 

34. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ  И ЕЕ ПРИЗНАКИ.

 

Монополистическая конкуренция представляет собой смешение монополии и конкуренции.

Для монополистической конкуренции как рыночной структуры характерно относительно большое число небольших производителей, которые предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Дифференциация продукта может осуществляться в различных формах, к примеру, в зависимости от: качества продукта; территориального размещения фирмы – маленький магазин, расположенный вблизи от покупателей, может успешно конкурировать с крупным, но расположенным вдалеке от оживленного места; методов стимулирования сбыта – реклама путем использования имени кинозвезды, которая потребляет товар, или путем убеждения в исключительности потребительских свойств товара.

К отраслям, где господствует монополистическая конкуренция, относятся розничная торговля, производство парфюмерии, бытовой техники и электроники, верхней одежды и пр.

Рассмотрим кривую спроса на продукцию монополистического конкурента. Очевидно, что она эластична, но до определенных пределов. Она более эластична, чем при чистой монополии, поскольку монополистический конкурент соседствует с другими производителями аналогичного товара. И если, например, цена на его продукцию упадет, то скорее всего огромное количество покупателей будет ее покупать. Таким образом, степень эластичности спроса зависит в данном случает от числа конкурентов и уровня дифференциации продукта (числа субститутов). Чем больше число конкурентов и меньше дифференциация продукта, тем эластичнее кривая спроса каждого продавца, тем больше ситуация будет походить на чистую конкуренцию.

Если фирмы в условиях монополистической конкуренции получают экономические прибыли, то это будет побуждать новые фирмы вступать в отрасль. Если фирмы терпят убытки, то это вызовет отток из отрасли (рис.9.8) стр.153

В долгосрочном периоде в отрасли с монополистической конкуренцией (рис.9.7) стр.152, как правило, устанавливается равновесие при объеме производства, для которого МR=МС, и цене, покрывающей средние издержки производства Р=АС. В некоторых случаях равновесие нарушается и в долгосрочном аспекте, и фирмы получают экономическую прибыль. Если, например, одна из фирм займет более выгодное местоположение по отношению к потребителю или получит патент, то это даст более или менее долговременное преимущество перед конкурентом.

В условиях монополистической конкуренции не достигается ни эффективное распределение ресурсов, ни производственная эффективность. Для достижения экономической и производственной эффективности необходимо выполнение равенств:

Р=АТС и Р=МС.

Цена, покрывающая средние общие издержки Р=АТС, означает высокую производственную эффективность – потребители получают наибольший объем продукции по самой низкой цене, которую допускают существующие издержки.

Цена на уровне предельных издержек Р=МС означает эффективное распределение ресурсов.

Из условия максимизации прибыли или минимизации убытков при монополистической конкуренции следует, что цена превышает как средние общие, так и предельные издержки. Если цена превышает минимальные средние общие издержки Р>minАТС, то это означает, что потребители получают продукт не по минимально возможной цене, которую допускали бы издержки (т.е.не достигнута производственная эффективность), а если цена превышает предельные издержки Р>МС, то это означает недораспределение ресурсов на производство данного продукта.

 

35. ОЛИГОПОЛИЯ  И ЕЕ МЕСТО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют несколько (примерно от трех до пяти) продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Господство относительно малого числа фирм на рынке – главный признак олигополии.

Основная причина существования олигополистической структуры – значительный эффект масштаба, т.е. эффективность требует, чтобы производственная мощность фирмы занимала большую долю совокупного рынка. Следовательно, доступ к такому производству затруднен, поскольку для организации крупного предприятия необходимы большие инвестиции. Это является основным барьером для вступления в олигополистическую отрасль. Другими барьерами могут быть, например, патент или лицензия на какую-либо технологию или владение территорией, на которой находится сырьевое месторождение.

Что касается дифференциации продукта, то в олигополистической отрасли могут производиться как дифференцированные, так и стандартизированные продукты. Поэтому рынок олигополии подразделяют на два типа: олигополия первого вида – отрасли с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий; олигополия второго вида – наличие нескольких продавцов дифференцированных товаров. Классические примеры олигополии – автомобильная промышленность, производство стали, пива, электрооборудования, компьютерное производство, где несколько фирм господствуют на национальном рынке.

Важнейшим признаком олигополии является взаимозависимость фирм-участников: действия одного немедленно отражаются на положении другого. При этом следует различать олигополию, основанную на открытом соглашении, и олигополию, основанную на неявном сговоре.

Модель наиболее простой олигополистической структуры – дуополии – представил впервые французский экономист О.Курно в 1838 г. Дуополия – это отрасль, состоящая всего из двух фирм, которые производят однородный товар и одновременно принимают свои производственные решения на основании того, что цена и объем выпуска у фирмы-конкурента будут постоянными. Объем производства фирмы, позволяющий ей максимизировать прибыль, будет изменяться в зависимости от изменений объема выпуска конкурента. График объема производства фирмы, зависящего от объема производства конкурента, называется кривой реакции. Кривые реакции Фирмы 1 и Фирмы 2 : Каждая точка на кривых Q1 и  Q2 показывает зависимость объема производства одной фирмы от объема производства, который, по ее мнению, будет осуществлять другая фирма.

Кривая реакции содержит информацию о том, сколько продукции будет производить каждая фирма при том или ином предполагаемом объеме производства своего конкурента. Равновесный уровень объема производства находится в точке пересечения двух кривых реакции. Равновесие объемов производства Q1 =  Q2

называется равновесием Курно.

Модель Курно статична. Она имеет смысл только тогда, когда две фирмы выбирают свои объемы производства только однажды и не меняют их впоследствии. При равновесии Курно у фирмы нет стимула менять объем производства. Однако на практике объем производства ни одной фирмы не является постоянным и подлежит регулированию. Следовательно, модель Курно является недостаточной для понимания динамического регулирования объема производства.

Важный вклад в теорию олигополии внесли английские экономисты Р.Л.Холл, К.И.Китч и американский экономист П.М.Суизи, которые через сто лет после О.Курно примерно в одно и то же время разработали теорию «изгибающейся кривой спроса». Эта теория описывает рыночное поведение конкурирующих олигополистов, каждый из которых сталкивается с наклонной кривой спроса на свою продукцию и реагирует снижением своей цены на снижение цены конкурентом. При этом, однако, повышение цен одним из них не приводит к повышению цен другими. Следовательно, каждая фирма исходит из того, что если он снизит цены, то это выгоднее сделать и остальным конкурентам, чтобы расширить продажи. И наоборот, если цена повышается, то остальным лучше не следовать за данной фирмой.

Графически кривая спроса фирмы-олигополиста будет иметь оригинальный характер «изгибающейся кривой спроса» Изогнутой кривой спроса соответствует прерывающаяся кривая предельного дохода МR. Верхняя часть кривой предельного дохода фирмы соответствует более эластичной части кривой спроса, нижняя часть кривой предельного дохода соответствует менее эластичной части кривой предельного дохода. Как видно на рисунке, предельные издержки фирмы МС могут меняться, не вызывая изменения цены.

Стабильность цен в условиях олигополии связана с существующей проблемой согласованности рыночной политики нескольких фирм в отрасли, поскольку в данном случае у фирм возникает дополнительная цель – максимизация совокупной прибыли в масштабах олигополии: в результате согласованного поведения группа в целом и каждый ее участник в отдельности могут получить больше, чем при независимых действиях. Вот почему олигополисты ограничивают конкуренцию и исключают такие рискованные формы борьбы, как открытая ценовая конкуренция. 

Фирмы в условиях олигополистической конкуренции часто оказываются на месте заключенных в дилемме. Они решают, следует ли им агрессивно конкурировать, пытаясь захватить большую долю рынка за счет конкурентов, или конкурировать, сотрудничая, может быть, даже тайно сговариваясь с соперником.

В целом, если фирмы встают на путь пассивной конкуренции, то они получают не менее высокие прибыли, чем при агрессивном рыночном поведении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Общественное регулирование (контроль) монополии имеет форму антимонопольного и антитрестовского законодательства. Такое законодательство предназначено для сдерживания или предотвращения развития монополии.

Антимонопольное законодательство развивается уже более 100 лет. Впервые оно появилось в 1890 г. в США, когда был принят Антитрестовский Закон Шермана. Этот закон признал незаконным создание монополии или сговор с целью монополии либо ограничения свободы торговли, что подразумевает соглашение о фиксированных ценах. Закон Шермана направлен против так называемой незаконной монополии. Она существует в том случае, когда только одна фирма поставляет продукты и услуги не потому, что они высшего качества, а потому, что конкуренция каким-либо образом подавлена. Нарушения Закона Шермана рассматриваются как преступные действия. Владельцы индивидуальных предприятий могут наказываться штрафом до 250 тыс.долларов и тюремным заключением сроком до трех лет. На корпорации может быть наложен штраф до 1 млн.долл.

В 1950 г. Закон Целлера-Кефовера, направленный против слияния компаний, ужесточил и расширил действия Закона Шермана. Существует еще несколько известных законов в истории антимонопольного законодательства США. Закон Клейтона (1914) запрещает ценовую дискриминацию, если это уменьшает конкуренцию и ведет к созданию незаконной монополии. Одна из статей этого закона позволяет людям, понесшим убытки от деятельности незаконной монополии, требовать в федеральном суде возмещения своих потерь в трехкратном размере. Закон о Правительственной торговой комиссии (1914) защищает от ложной или вводящей в заблуждение рекламы.

Существование антитрестовского законодательства прежде всего оправдывается утверждением об эффективности конкуренции, т.е. стимулированием улучшения качества товаров при снижении цены на них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37. РЫНКИ  ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

Рынок факторов производства (или рынок ресурсов) отличается тем, что на нем производители, которые раньше были продавцами товаров, выступают как покупатели, обеспечивая производственный процесс необходимыми ресурсами. Расходы производителей в данном случае становятся доходами для продавцов ресурсов, поэтому уровень доходов в обществе зависит от уровня развития производства, от его потребностей в ресурсах, от их рационального распределения между отдельными производителями.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическая теория"