Человеческий капитал в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрыть сущность человеческого капитала, его значимость для экономического развития России. Цель раскрывается решением задач:
Определить сущность понятия «человеческий капитал», его структуру и классификацию.
Выделить направления инвестиций в человеческий капитал.
Определить основные характеристики человеческого капитала в России, тенденции его развития
Выявить основные проблемы развития человеческого капитала

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность человеческого капитала в экономической теории 5
1.1. Понятие человеческого капитала в теории 5
1.2. Структура и виды человеческого капитала 7
1.3. Механизм формирования человеческого капитала 10
Глава 2. Человеческий капитал и его роль в современной экономике 15
2.1. Влияние человеческого капитала на экономическое развитие 15
2.2. Показатели влияния человеческого капитала на экономику 16
Заключение 25
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

К..doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

Доля занятых  мужчин составляет 67,7 %, доля занятых  женщин – 58,8%. Доля занятых мужчин превышает долю занятых женщин на 8,9 %.

Таблица 3.

Уровни  безработицы по полу и образованию, 2007 г, %

 

Все

Муж.

Жен.

Высшее

2,7

2,6

2,8

Неполное высшее

10,9

10,5

11,3

Начальное профессиональное с аттестатом о полном среднем

4,3

4,4

4,2

Начальное профессиональное

6,2

6,1

6,3

Полное среднее  общее

9,5

9,4

9,7

Основное общее

13

13,3

12,5

Начальное и  ниже

14,7

17,3

11,0

Все

6,1

6,4

5,8


На основе данных об уровне безработицы по полу и  образованию можно сделать вывод  о том, что безработными являются 2,7 % людей, имеющих высшее образование. Среди людей, имеющих неполное высшее, безработными являются 10,9 %. Среди людей, имеющих начальное профессиональное образование с аттестатом о полном среднем, безработными являются 4,3 %. Среди людей, имеющих начальное профессиональное образование, - 6,2 %. Среди людей, имеющих полное среднее общее образование, безработными являются 9,5 %. Среди людей, имеющих основное общее образование, - 13 %. Среди людей, имеющих начальное образование и ниже, - 14,7 %.

На основе этих данных можно сделать вывод о  том, что наибольшее количество безработных  среди людей, имеющих начальное  образование и ниже. За ними идут люди с основным общем образованием. На 3 месте - люди с неполным высшим образованием. Затем, люди с полным средним общим образованием. На 5 месте – люди с начальным профессиональным образованием. На 6 месте – люди с начальным профессиональным образованием с аттестатом о полном среднем. И на последнем месте по уровню безработицы – люди с высшим образованием.

Среди безработных  больше всего доля мужчин. Она составляет 6,4 %. Доля безработных мужчин превышает  долю безработных женщин на 0,6 %.

На основании  предыдущих таблиц можно сделать  вывод о том, что люди, получившие высшее образование, имеют наибольшую возможность быть занятыми и наименьшую возможность оказаться безработными. Совершенно иная ситуация среди людей, получивших начальное образование и ниже. У них наибольший риск стать безработными и наименьшая возможность быть занятыми. Что касается дифференциации населения по полу, то доля занятых мужчин в возрасте от 15 до 72 лет больше доли занятых женщин в таком же возрасте. Доля экономически активных мужчин в возрасте от 15-72 лет также превышает долю экономически активных женщин в этом возрасте.

 

 

 

Таблица 4.

 Среднемесячная заработная плата по образованию, 2007 г., РМЭЗ, тыс.руб.

 

Все

Муж.

Жен.

Высшее

12,6

14,8

11,1

ССУЗ

9,4

12,3

7,8

Полное среднее  общее

9,3

11,3

6,8

ПТУ на базе неполного  среднего

9,0

10,2

6,5

Основное общее  и ниже

6,6

7,8

4,7

Все

10,1

12,0

8,4


 

На основании  данных о среднемесячной заработной плате по образованию можно сделать  вывод о том, что среднемесячная заработная плата людей, имеющих  высшее образование, является наибольшей и составляет 12 600 рублей. На втором месте по размерам среднемесячной заработной платы находятся люди, закончившие ССУЗ. Их среднемесячная заработная плата составляет 9 400 рублей. Далее идут люди с полным средним общим образованием. Их среднемесячная заработная плата составляет 9 300 рублей. На четвертом месте по размерам среднемесячной заработной платы находятся люди, закончившие ПТУ на базе неполного среднего образования. Их среднемесячная заработная плата составляет 9 000 рублей. На последнем месте по уровню среднемесячной заработной платы находятся люди, имеющие основное общее образование и ниже. Их среднемесячная заработная плата составляет 6 600 рублей.

На основании  этой таблицы также можно сделать  вывод о том, что среднемесячная заработная плата мужчин, имеющих  высшее образование, превышает среднемесячную заработную плату женщин, имеющих такое же образование, на 3 700 рублей. Среднемесячная заработная плата мужчин, закончивших ССУЗ, превышает среднемесячную заработную плату женщин, имеющих такое же образование, на 4 500 рублей. Среднемесячная заработная плата мужчин, имеющих полное среднее общее образование, превышает среднемесячную заработную плату женщин, имеющих такое же образование, на 4 500 рублей. Среднемесячная заработная плата мужчин, закончивших ПТУ на базе неполного среднего образования, превышает среднемесячную заработную плату женщин, имеющих такое же образование, на 3 700 рублей. Среднемесячная заработная плата мужчин, имеющих основное общее образование и ниже, превышает среднемесячную заработную плату женщин. Имеющих такое же образование, на 3 100 рублей.

На основании  этих данных можно сделать вывод  о том, что мужчины являются наиболее высокооплачиваемыми работниками  по сравнению с женщинами по всем уровням образования. Среднемесячная заработная плата мужчин составляет 12 000 рублей, женщин – 8 400 рублей. Среднемесячная заработная плата по всем категориям образования составляет 10 100 рублей.

Мера стоимости  рабочей силы, определяемая характером ее соединения со средствами производства, определяется не только потребительной стоимостью рабочей силы, то есть способностью создавать добавленную стоимость, но и мерой доступа к сфере распределения этой стоимости, определяемой позицией работника в системе общественных экономических отношений.

Основными тенденциями, определяющими стоимость рабочей силы, являются:

- рост производительности  труда, снижающий стоимость товаров  и услуг, а следовательно, и  стоимость рабочей силы;

- научно-технический  прогресс, повышающий требования  к профессионально-личностной подготовке  работника;

- уровнем инвестиций в человеческий капитал, вызывающим рост стоимости рабочей силы на рынке труда;

- увеличением  доли роста национального богатства  за счет более квалифицированной  рабочей силы.

Необходимо  отметить взаимоисключающий, противоречивый характер воздействия отмеченных тенденций на динамику величины стоимости рабочей силы, а также то, что иногда в стоимость рабочей силы включают оценку предполагаемого объема услуг, ожидаемых от работника в организации, соотнесенную с оценкой вероятности того, что работник остается работать в этой организации. Потребительная стоимость товара "рабочая сила" состоит в том, что работник в процессе труда создает стоимость большую, чем стоимость рабочей силы. И в этом качестве товар "рабочая сила" привлекателен для нанимателя, так как позволяет реализовать его цель - получение прибыли.

В результате исследования можно сказать, что трудовые ресурсы в совокупности с материальными ресурсами характеризуют потенциальные возможности товарного производства страны или региона. Иными словами, человеческий капитал- это трудоспособная, работающая или неработающая часть населения определенной территории, способная к производству продуктов и услуг.

В России человеческий капитал определяется как трудовые ресурсы, то есть население обоих полов в трудоспособном возрасте (для мужчин - в возрасте от 16 до 59 лет, для женщин - от 16 до 54 лет включительно, за исключением неработающих инвалидов войны и труда I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лица в нетрудоспособном возрасте (подростки и население старше трудоспособного возраста), занятые в экономике8.

 

Заключение

Формирование  человеческого капитала требует  предварительных затрат от самого человека, работодателя и общества в целом. Производственный, финансовый и другие составные части потенциала экономической системы также требуют предварительных инвестиций. Человеческий капитал, выступая активным компонентом производственной системы, не только способен увеличивать уровень собственной капитализации, именно он выступает основным фактором, обеспечивающим сохранение, эффективное использование и увеличение уровня капитализации всей системы - на уровне самого человека как личности, домохозяйства, предприятия, отрасли, региона, страны.

Человеческий  капитал является основополагающим фактором экономического роста на макро - и микроуровнях, а также выступает основой роста экономического благосостояния человека, приобретения и повышения им определенного социального статуса, условием и основным фактором самореализации.

Если инвестиции в материальные формы капитала приносят при прочих равных условиях равный доход, то отдача от человеческого труда определяется не только инвестициями в образование и производственное обучение, но и личными качествами человека, далеко не всегда обусловленными экономическими факторами. Необходимым условием реализации способности человеческого капитала к созданию добавленной стоимости является мотивация работника к творческому производительному труду. Структура мотивации к эффективной деятельности по созданию продуктов и услуг, знаний и новых способов деятельности, собственных компетенции и конкурентоспособности организации включает не только материальные, но нематериальные, внеэкономические мотивы. В основе таких мотивов могут лежать потребность в творчестве, в социальном признании, долг по отношению к близким, религиозные, патриотические и иные чувства, а также стереотипы, традиции, механизмы подражания и заражения.

В современной экономике  человеческий капитал приобретает  определяющую роль, являясь важнейшим фактором экономического роста и благосостояния общества. В связи с этим в большинстве компаний уделяется особое внимание его накоплению как самому ценному из всех видов капитала. И чтобы увеличить человеческий капитал, необходимо обращать внимание на каждую его составляющую.

 

Список литературы

  1. Авраамова Е.М. Направления вертикальной мобильности молодых специалистов// Общественные науки и современность. 2009. № 6. С. 77-79
  2. Гудков Л. Условия воспроизводства «советского человека»// Вестник общественного мнения. 2009. № 2. С. 120-126
  3. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: "Инфра-М", 2006. - 352 с.
  4. Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность. 2005. N 4. С. 13 - 25.
  5. Зубаревич Н.В. Города как центры модернизации экономики и человеческого капитала // Общественные науки и современность. 2010. № 5.С. 65-67
  6. Капелюшников Р.И. Записки об отечественном человеческом капитале. М., Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. – 374 с.
  7. Корчагин Ю. А. Современная экономика России. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 423 с.
  8. Крутий И. Транснациональное взаимодействие и качество человеческого капитала // Вестник общественного мнения.  2008.  № 1 (январь–февраль).  С. 77–85.
  9. Соболева И.В. Парадоксы измерения человеческого капитала. М., Институт экономики РАН, 2009. – 388 с.
  10. Стюарт Томас А. Интеллектуальный капитал. М.: Поколение, 2006. – 321 с.
  11. Тихонова Н.Е. Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа. М., Институт социологии РАН, 2009. – 210 с.
  12. Управление персоналом / Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 465 с.
  13. Чижова Л. Развитие трудового потенциала: обоснование стратегии // Человек и труд. 2006. N 1. С. 24-29
  14. Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки. // Мировая экономика и международные отношения, 2007, № 12. С. 42-49.
  15. Шкаратан О.И. и коллектив. Социально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России. М., «ОЛМА Медиа Групп», 2009. – 520 с.
  16. Экономика труда: экономическая теория труда. Учебное пособие, - М.:ИНФРА – М, 2009. - 400с.

Информация о работе Человеческий капитал в современной экономике