Человеческий капитал в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрыть сущность человеческого капитала, его значимость для экономического развития России. Цель раскрывается решением задач:
Определить сущность понятия «человеческий капитал», его структуру и классификацию.
Выделить направления инвестиций в человеческий капитал.
Определить основные характеристики человеческого капитала в России, тенденции его развития
Выявить основные проблемы развития человеческого капитала

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность человеческого капитала в экономической теории 5
1.1. Понятие человеческого капитала в теории 5
1.2. Структура и виды человеческого капитала 7
1.3. Механизм формирования человеческого капитала 10
Глава 2. Человеческий капитал и его роль в современной экономике 15
2.1. Влияние человеческого капитала на экономическое развитие 15
2.2. Показатели влияния человеческого капитала на экономику 16
Заключение 25
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

К..doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

- расходы на здравоохранение, обеспечивающие физическое и умственное здоровье индивида (профилактика заболеваний, медицинское обслуживание);

- улучшение жилищных условий, способствующее восстановлению сил работника и усилению его умственной деятельности);

- соответствующее питание.

Перечисленные виды инвестиций создают условия  для качественной трудовой деятельности, способствующей использованию человеческого  капитала.

Особенностью  вложений в человеческий капитал  является то, что приумножение знаний и опыта индивидов способствует росту производительности капитала, воплощенного в людях, не сразу. Этот процесс, как правило, пролонгирован во времени. Общее и специальное образование улучшает качество, повышает уровень и запас знаний, но без полученных на производстве навыков и опыта, знания не являются человеческим капиталом, однако на настоящий момент — это важнейшая компонента вложений в человеческий капитал.

Инвестиции  в образование — единовременные затраты ресурсов, предполагающие повышение  производительности труда в будущем и, кроме того, они связаны с конкретным человеком. По сравнению с инвестициями в другие формы капитала, данный вид инвестиций является наиболее выгодным с точки зрения человека и общества в целом, поскольку приносит достаточно значимый по объему и продолжительный по времени экономический и социальный эффект. Для предприятия инвестиции в человеческий капитал также могут считаться значительными, но в то же время рискованными, именно потому, что они персонифицированы. С уходом человека на другую работу, где созданы более благоприятные условия, человеческий капитал «уходит» вместе с ним4.

Основными характеристиками человеческого капитала являются его особенности, отраженные на рисунке 1.

Рис. 1. Виды капитала и его характеристики

Накопление  научно-образовательного потенциала, лежащего в основе человеческого  капитала, имеет существенные отличия  от накопления материальных ресурсов. На начальном этапе функционирования человеческий капитал за счет постепенного накопления производственного опыта имеет низкую ценность, которая не уменьшается, а накапливается (в отличие от физического капитала). Процесс повышения ценности интеллектуального капитала обратен процессу обесценения физического капитала.

Таким образом, накопление человеческого капитала — процесс непрерывный. По свидетельству аналитиков после двадцатилетнего стажа трудовой деятельности начинается моральный и физический износ квалификации и знаний персонала предприятий, то есть начинается процесс обесценивания человеческого капитала, а окончание трудовой деятельности означает полную амортизацию накопленных знаний и опыта. Однако некоторые исследователи считают, что этот запас не подвержен полному износу5.

Активы человеческого  капитала являются рычагами, которые  обеспечивают экономическое положение предприятия и самого человека в обществе; на национальном и индивидуальном уровнях они определяют функционирование и экономический рост предприятий. 
Человеческий капитал включает следующие сочетания индивидуальной и производственной деятельности:

- во-первых, сочетание природных и приобретенных в результате обучения и жизнедеятельности способностей и физической энергии с востребованностью их на производстве с последующими оптимальными затратами;

- во-вторых, сочетание знаний и опыта, использующегося человеком в сфере общественного воспроизводства, с ростом производительности труда и повышением эффективности производства;

- в третьих, запас знаний, способностей и навыков накапливается в процессе целесообразного сочетания производственной деятельности и соответствующего мотивирования работника;

- в-четвертых, увеличение индивидуальных доходов сочетается с воспроизводством человеческого капитала в широком понимании (дополнительное образование, профессиональная переподготовка реинвестируются в производственную деятельность).

Мотивация является исходным основанием и условием для  инвестирования в человеческий капитал. Как видно, процесс развития человеческого капитала носит развивающий характер; обновление человеческого капитала сопровождается развитием возможностей и способностей индивида с последующей их реализацией.

Таким образом, одно из важных положений теории человеческого капитала заключается в том, что его увеличение находится среди главных причин экономического развития, поскольку человеческий капитал составляет большую часть благосостояния общества. Исследователи указывают, что большие социальные и экономические достижения являются результатом вложений капитала в образование, обучение, здравоохранение и питание, а также другие виды деятельности, обеспечивающие создание человеческого капитала. Поэтому инвестирование в человеческий капитал является абсолютно необходимым для любой национальной экономики, особенно в развивающихся странах.

 

Глава 2. Человеческий капитал и его роль в современной экономике

2.1. Влияние человеческого капитала на экономическое развитие

Необходимость формирования национальной экономической системы в России предъявляет особые требования к качеству и уровню человеческого капитала. Вместе с тем имеет место занижение стоимости рабочей силы высокой квалификации и недооценка человеческого капитала как ключевого элемента национального богатства. Качество человеческого капитала во многом зависит от тенденций развития производства и экономики в целом. В России происходит существенное истощение человеческого капитала. Человеческий капитал лежит в основе многих явлений стимулирующих экономический рост (Рисунок 2). Типичные оценки говорят о том, что увеличение человеческого капитала на один процент приводит к ускорению темпов роста душевого ВВП на 1-3%.

 

Рис. 2. Каналы влияния человеческого капитала на экономический рост.


Подобно любому рынку  капиталовложений, рынок человеческого  капитала не свободен от недостатков. Среди них можно указать следующие: 

1) относительная свобода передвижения рабочей силы снижает готовность работодателей вкладывать средства в ее развитие;

2) недостаток информации о ценности  образования, особенно среди молодежи, приводит к недостаточному или  неправильному вложению в человеческий  капитал; 

3) значительной части  населения не хватает средств  для серьезных капиталовложений6.

2.2. Показатели влияния человеческого  капитала на экономику

По оценкам  экономистов, российская рабочая сила является одной из самых высокообразованных в мире: среднее число накопленных лет обучения в 2008 г. достигло 13 лет, около двух третей работников обладают третичным образованием (высшим или средним специальным). В мире, кроме России, нет ни одной другой страны с сопоставимым подушевым доходом и настолько же высоким уровнем образования – и эта диспропорция заставляет задуматься над тем, почему у нас при таком высоком уровне образования производительность труда все еще находится на столь низком уровне. Менее благоприятно по сравнению с другими странами в России обстоит ситуация и со средней продолжительностью специального стажа: с 1994 г. по 2008 г. она снизилась с 8 до 7 лет (в развитых странах она составляет 10-12 лет), около трети всех работников на текущий момент имеет стаж работы на одном предприятии менее 1 года и эта доля возросла с 1994 г., тогда как доля работников со средним специальным стажем 10 лет и более сократилась в 1,5 раза7.

Также вряд ли соответствуют  модели экономики, построенной на знаниях, невысокий процент работников, обучавшихся  на каких-либо курсах дополнительного образования в течение года, предшествующего опросу (лишь около 5%), и средняя продолжительность этого обучения (чуть более 1 месяца). Далеким от идеала инновационной экономики, вписывающейся в разделение труда в рамках глобализующейся экономики следует признать и низкую долю работников, свободно владеющих каким-либо иностранным языком (около 1,5%, по самооценке респондентов). Вместе с тем, доля пользователей компьютера и интернет за 2001-2008 гг. существенным образом возросла, и сейчас можно говорить практически о всеобщей компьютерной грамотности молодежи. Образование и «инновационные» навыки существенным образом влияют на положение работников на рынке труда: чем выше уровень образования, тем выше уровень экономической активности и занятости, ниже уровень безработицы, выше средняя заработная плата. Навыки пользования компьютером, интернетом, знание иностранного языка и профессиональное мастерство также дают существенную прибавку к зарплате. Отдача на эти элементы человеческого капитала значительна.

Данные, характеризующие  состояние человеческого капитала России можно охарактеризовать по следующим параметрам:

- Уровень экономической активности по полу и образованию (Таблица 1);

- Уровень занятости по полу и образованию (Таблица 2);

- Уровень безработицы по полу и образованию (Таблица 3);

- Среднемесячная заработная плата по образованию (Таблица 4);

 

 

 

 

 

Таблица 1.

 Уровни экономической активности по полу и образованию, 2007 г, %

 

Все

Муж.

Жен.

Высшее

85,2

88,7

82,5

Неполное высшее

41,7

43,8

39,8

Начальное профессиональное с аттестатом о полном среднем

79,7

86,2

75,7

Начальное профессиональное

81,4

85,6

75,3

Полное среднее  общее

58,0

65,3

50,8

Основное общее

33,0

48,2

25,7

Начальное и  ниже

15,3

21,1

11,1

Все

67,1

72,4

62,4


 

На основе данных об уровне активности населения по полу и образованию можно сделать вывод о том, что среди людей, имеющих высшее образование, экономически активное население составляет 85,2 %. Разрыв между мужчинами и женщинами в этой сфере незначителен. Он составляет 6,2 %. Среди людей, имеющих начальное профессиональное образование, экономически активное население составляет 81,4 %. Тут разрыв между мужчинами и женщинами более значительный (10 %). Среди людей, имеющих начальное профессиональное образование с аттестатом о полном среднем образовании, доля экономически активного населения составляет 79,7 %. Разрыв между мужчинами и женщинами составляет 10,4 %. Среди людей имеющих полное среднее общее образование доля экономически активного населения составляет 58 %. Разрыв между мужчинами и женщинами также не значителен и составляет 4,5 %. Среди людей с неполным высшим образованием доля экономически активного населения составляет 41,7 %. Разрыв между мужчинами и женщинами составляет 4 %. Среди людей с основным общим образованием доля экономически активного населения составляет 33,0 %. Среди людей с начальным образованием и ниже доля экономически активного населения составляет 15,3 %. Так же можно сделать вывод о том, что наибольший разрыв по уровню экономической активности между мужчинами и женщинами наблюдается в группах «Основное общее» и «Начальное и ниже». В обеих группах количество экономически активных мужчин превышает кол-во экономически активных женщин в 1,8 и 1,9 раза соответственно.

Наиболее экономически активным населением являются мужчины. Их уровень экономической активности равен 72,4 %. По уровню экономической активности женщины отстают от них на 10 %.

Таблица 2.

 Уровни занятости по полу и образованию,  2007 г, %

 

Все

Муж.

Жен.

Высшее

82,9

86,4

80,2

Неполное высшее

37,1

39,2

35,3

Начальное профессиональное с аттестатом о полном среднем

76,2

82,5

72,5

Начальное профессиональное

76,4

80,3

70,9

Полное среднее  общее

52,5

59,2

45,9

Основное общее

28,7

34,9

22,5

Начальное и  ниже

13,0

17,4

9,9

Все

63,0

67,7

58,8


 

На основе данных об уровне занятости по полу и образованию  можно сделать вывод о том, что среди людей, имеющих высшее образование, доля занятых составляет 82,9 %. Среди людей, имеющих неполное высшее образование. Доля занятых составляет 37,1. Среди людей, имеющих начальное профессиональное образование с аттестатом о полном среднем, доля занятых составляет 76,2 %. Среди людей, имеющих начальное профессиональное образование, доля занятых составляет 76,4 %. Среди людей, имеющих полное среднее общее образование, доля занятых составляет 52,5 %. Среди людей, имеющих основное общее образование, доля занятых составляет 28,7 %. Среди людей, имеющих начальное образование и ниже, доля занятых составляет 13,0 %.

Так же можно  сделать вывод о том, что доля занятых мужчин с высшим образованием превышает долю занятых женщин с таким же образованием на 6,2 %. Доля занятых мужчин с неполным высшем образованием превышает долю занятых женщин с таким же образованием на 3,9 %. Доля занятых мужчин с начальным профессиональным образованием с аттестатом о полном среднем превышает долю женщин с таким же образованием на 10 %. Доля занятых мужчин с полным средним общим образованием превышает долю занятых женщин с таким же образованием на 13,4 %. Доля занятых мужчин с основным общим образованием превышает долю занятых женщин с таким же уровнем образования на 12,4 %. Доля занятых мужчин с начальным образование и ниже превышает долю занятых женщин с таким же образованием на 7,5%.

Информация о работе Человеческий капитал в современной экономике