Цены в системе государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 02:18, реферат

Краткое описание

Если бы рынки обладали только одними достоинствами, и у них не было бы серьезных недостатков, то не было бы и необходимости их регулирования со стороны государства. Между тем, рынок не обязательно гарантирует оптимальную и высокую эффективность, а потому нуждается в постоянном контроле и регулировании. Вмешательство в экстремальные экономические ситуации, угрожающие обществу; устранение нарушений, вносимых несовершенством рынка; поддержка отдельных субъектов экономики; наконец, сбор налогов, необходимых для нормального функционирования современного общества, - вот далеко не полный перечень основных мотивов вмешательства государства в установление рыночного равновесия.

Вложенные файлы: 1 файл

Цены в системе государственного регулирования экономики.docx

— 32.56 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Если  бы рынки обладали только одними достоинствами, и у них не было бы серьезных  недостатков, то не было бы и необходимости  их регулирования со стороны государства. Между тем, рынок не обязательно  гарантирует оптимальную и высокую эффективность, а потому нуждается в постоянном контроле и регулировании. Вмешательство в экстремальные экономические ситуации, угрожающие обществу; устранение нарушений, вносимых несовершенством рынка; поддержка отдельных субъектов экономики; наконец, сбор налогов, необходимых для нормального функционирования современного общества, - вот далеко не полный перечень основных мотивов вмешательства государства в установление рыночного равновесия.

В Республике Беларусь государственное регулирование  цен используется для продукции  и услуг, жизненно важных для населения, а также организаций-монополистов, продукции критического импорта. Цель регулирования – обеспечить паритет цен во всех звеньях экономики. Степень государственного регулирования должна дифференцироваться в зависимости от социальной значимости товаров и услуг, состояния конкурентной среды, вида продукции.

Государственная ценовая политика является частью общей  экономической политики государства, и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствуя развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цены в системе  государственного регулирования экономики

 

Одно  из главных мест в системе государственного регулирования экономики занимают цены. Именно цены в условиях рыночных отношений становятся важнейшим регулятором общественного производства на всех уровнях управления, инструментом распределения ресурсов, влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Уровень и динамика цен характеризуют состояние экономики в целом, а через влияние на цены государство воздействует на развитие экономической ситуации.

Государство при помощи цен решает многие проблемы экономического и социального характера. Например, путем регулирования и  контроля цен на социально значимые товары государство делает их доступными всем слоям населения. Через цены ограничивается и пресекается монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке, стимулируется и поддерживается конкуренция.

Цена, являясь  объективной экономической категорией, выражает стоимость товара в денежных единицах определенной валюты за количественную единицу товара.

На цены непосредственно влияют масштабы их государственного регулирования, зависящие от общего состояния экономики. Опыт многих стран с рыночной экономикой показывает, что все государства вмешиваются в рыночное равновесие и процессы ценообразования. Степень вмешательства зависит от уровня развития экономики. При жестком регулировании другие факторы оказывают второстепенное воздействие на цены. Регулирование цен на ряд товаров и услуг в Беларуси исключает их свободное установление предприятиями, сдерживает влияние и ограничивает действие рыночных факторов. По мере продвижения экономических реформ ценовые ограничения будут отменяться и государственное регулирование ослабеет.

На уровень  и динамику цен влияют денежная, налоговая и внешнеэкономическая политика, определяемые величиной обращающейся денежной массы, количеством и ставками действующих налогов, таможенных пошлин, нетарифными барьерами. По мнению специалистов, высокие ставки налогов, тарифные и нетарифные ограничения в Республике Беларусь являются в последние годы одной из причин роста цен на внутреннем рынке. [1]

Действующая в республике система цен включает различные их виды и разновидности. По способу установления и степени регулирования органами государственной власти выделяют регулируемые и свободные (договорные) цены.

К регулируемым относятся цены, устанавливаемые и контролируемые центральными органами управления и местными исполнительными и распорядительными органами. Например, Министерством экономики Республики Беларусь устанавливаются цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ, нефтепродукты, электроэнергию, продукцию республиканских предприятий-монополистов, импортную продукцию, закупаемую за счет централизованных валютных средств и кредитных ресурсов, продукцию, поставляемую государствам – участникам СНГ по клирингу, залоговые цены на стеклянную тару и некоторые другие. Министерство транспорта и коммуникаций утверждает цены на грузовые и пассажирские перевозки железнодорожным и авиационным транспортом, перевозки пассажиров автомобильным транспортом междугородного и межгосударственного сообщения. Министерство связи и информатики – на все виды услуг связи. Министерство культуры и печати – на услуги музеев, билеты в театры, на концерты и театрально-зрелищные представления. Министерство сельского хозяйства и продовольствия – предельные закупочные цены на сельхозпродукцию. Местные органы власти (облисполком, горисполком) определяют уровень тарифов на тепловую энергию, перевозку пассажиров городским транспортом (кроме такси), цены на важнейшие виды коммунальных услуг (водопровод, канализация, отопление, горячее водоснабжение) и другие. С учетом конъюнктуры рынка они имеют право регулировать наценки для предприятий общественного питания, торговые надбавки для торговых организаций. Значительная часть продукции и услуг с регулируемыми ценами убыточна для предприятий, им выделяются дотации за счет бюджетных средств.

Регулирование цен может осуществляться в различных  формах: установления строго фиксированных цен или предельных уровней цен, предельных надбавок или коэффициентов к ранее действующим ценам, регламентации отдельных элементов цены (прибыль, надбавки, наценки).

По всем видам, не включенным в перечень реализуемой  по регулируемым ценам продукции, действуют  свободные (договорные) цены. По свободным ценам продаются населению промышленные и продовольственные товары. Свободные цены на продукцию производственного потребления формируются на договорной основе производителями и потребителями с учетом экономически обоснованных затрат, конъюнктуры рынка и получения прибыли. Таким же образом устанавливаются биржевые цены, или биржевые котировки – цены по сделкам, заключаемым на различных биржах (товарных, недвижимости, ценных бумаг и др.).

Однако  деление цен на регулируемые и  свободные подвижно и зависит  от экономического положения государства. По мере укрепления и развития рыночных отношений в республике доля регулируемых цен будет постепенно уменьшаться, а свободных – увеличиваться.

С учетом принадлежности продукции, услуг к  той или иной отрасли, сфере народного хозяйства различают оптовые, закупочные, цены на продукцию строительства, тарифы на услуги. По оптовым ценам предприятия-производители, оптовые торговые организации продают продукцию крупными партиями другим предприятиям. Оптовые цены традиционно применялись на промышленную продукцию. Оптовая единица продукции зависит от объема партии поставляемого товара: чем больше объем, тем меньше цена единицы продукции.

По закупочным ценам специализированные, заготовительные, перерабатывающие и другие предприятия, занимающиеся закупкой сельскохозяйственной продукции, приобретают ее у колхозов, совхозов, других предприятий и организаций, арендаторов, крестьянских хозяйств и населения.

Цены  на продукцию строительства устанавливаются в виде сметной стоимости строительно-монтажных работ и прейскурантных цен. Сметная стоимость строительно-монтажных работ определяется по конкретному объекту из себестоимости этих работ и плановых накоплений и служит основой для установления договорной цены.

Прейскурантные  цены в непроизводственном строительстве устанавливаются на потребительскую единицу (на 1 кв. метр жилой площади, на одну койку в больницах, на одно место в кинотеатрах и т. д.). Цены в строительстве используются для расчетов заказчиков с подрядными строительными организациями за построенные объекты или произведенные работы, для определения объемов капитальных вложений и других расчетов.

Тарифами  называются цены, устанавливаемые на различного рода производственные и непроизводственные услуги (транспортные, связи, коммунальные, бытовые и др.). [1]

С развитием  рыночных отношений и формированием  различных рынков (недвижимости, ценных бумаг, инжениринговых, интеллектуальных и других услуг) система цен будет  расширяться, включая цены на жилье, магазины, землю, акции, разнообразные услуги и прочее.

Виды  цен зависят от обслуживаемого оборота. Между предприятиями используются отпускные цены (или оптово-отпускные для промышленных предприятий), включающие косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акциз, отчисления в фонд содержания ведомственного жилья) и оптовые надбавки. Оборот между предприятиями и населением обслуживают розничные цены. Это цены, по которым население приобретает товары в торговых и других предприятиях различных форм собственности, а также на рынках.

В условиях реформирования национальной экономики  цены регулируются по различным направлениям. Одно из основных- - регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов. В республике ведется декларирование цен на продукцию, производители которой независимо от формы собственности занимают доминирующее положение на рынке этой продукции. Такие предприятия включены в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих монопольное положение на республиканском и местных рынках. Предприятия подают декларации о ценах в республиканский или местные органы ценообразования, контролирующие порядок установления цен на продукцию и обоснованность получения прибыли от ее реализации. Государственные органы управления имеют право устанавливать предельные цены на продукцию (товары, услуги) предприятий-монополистов, фиксированный уровень ее рентабельности, применять другие методы регулирования цен, а за нарушение дисциплины цен – меры административного воздействия, экономические санкции (включая штрафы на должностных лиц).

Цены  не ограничиваются, если обновляется  номенклатура выпускаемой продукции  или продукция поставляется за пределы  республики. Предельные уровни рентабельности не устанавливаются на новую высокоэффективную  продукцию в течение двух лет  с момента постановки ее на производство и в течение трех лет – на продукцию, изготовленную с использованием запатентованного изобретения.

Другое  важное направление регулирования  цен – паритет закупочных цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, потребляемую в сельском хозяйстве. Для обеспечения эквивалентного обмена между этими отраслями народного хозяйства используется специальный механизм, основанный на расчете индексов паритета цен.

 При  определении индекса цен на  промышленную продукцию за основу  принимается «ресурсная корзинка»,  в состав которой входит минимальное  количество сельскохозяйственных машин, оборудования, запасных частей, минеральных удобрений и других ресурсов, потребляемых в среднем одним хозяйством. Индекс закупочных цен определяется по «корзинке сельскохозяйственной продукции», характеризующей реализацию продукции по видам в расчете на одно хозяйство. Индекс паритета цен рассчитывается ежеквартально и служит основанием для корректировки закупочных цен и компенсации сельскому хозяйству дополнительных затрат, вызванных ростом цен на промышленную продукцию.

Последовательная  либерализация цен и сопутствующая  ей инфляция на этапе перехода к  рынку снижают покупательную  способность населения и предприятий, создают трудности для их жизнедеятельности. В этих условиях масштабы государственного регулирования экономики и развития социальной сферы должны быть широкими и жесткими. Для создания у предприятия необходимых инвестиционных ресурсов и формирования средств на обновление основных и пополнение оборотных фондов в республике разработаны и применяются положения по переоценке основных фондов, дооценки стоимости сырья и материалов в себестоимости продукции, индексации амортизационных отчислений.

В арсенале государственных мер, направленных на социальную защиту населения - частичные компенсации удорожания стоимости жизни, установление минимальной заработной платы, повышение социальных выплат, пособий, пенсий, стипендий. Доходы населения в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги индексируются в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об индексации доходов населения с учетом инфляции». Граждане имеют право на индексацию доходов, если индекс потребительских цен превысит 5 %. Индексируются основные доходы граждан в виде заработной платы, пенсий, пособий, стипендий. Установлены следующие нормативы индексации доходов населения на каждый процент роста индекса потребительских цен для различных частей дохода: в пределах двукратного размера минимальной заработной платы – 1,0; от двукратного до четырехкратного размера – 0,5. Часть дохода, превышающая четырехкратный размер минимальной заработной платы, индексации не подлежит. Таким образом, индексация защищает, прежде всего, интересы малообеспеченных слоев населения с низким уровнем доходов.

Введение  механизма индексации, как показывает опыт зарубежных стран, может означать втягивание экономики в длительную инфляционную спираль. Поэтому важно  осваивать и другие формы государственного регулирования цен и доходов. Это могут быть ежегодные заключения с торговлей и между предприятиями договоров на определенные объемы поставок продукции по согласованным ценам, заключение тарифных соглашений между государственными органами, представителями собственников (предпринимателями) и профсоюзами и т. д.

Информация о работе Цены в системе государственного регулирования экономики