Цены в системе государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 02:18, реферат

Краткое описание

Если бы рынки обладали только одними достоинствами, и у них не было бы серьезных недостатков, то не было бы и необходимости их регулирования со стороны государства. Между тем, рынок не обязательно гарантирует оптимальную и высокую эффективность, а потому нуждается в постоянном контроле и регулировании. Вмешательство в экстремальные экономические ситуации, угрожающие обществу; устранение нарушений, вносимых несовершенством рынка; поддержка отдельных субъектов экономики; наконец, сбор налогов, необходимых для нормального функционирования современного общества, - вот далеко не полный перечень основных мотивов вмешательства государства в установление рыночного равновесия.

Вложенные файлы: 1 файл

Цены в системе государственного регулирования экономики.docx

— 32.56 Кб (Скачать файл)

Ценовая политика Республики Беларусь направлена на сдерживание темпов инфляции путем регулирования в кредитно-денежной и валютной сферах, снижения уровня затрат на производство продукции и услуг. Формирование и регулирование цен основано на использовании традиционных, преимущественно экономических инструментов кредитно-денежной, валютной, налогово-бюджетной и таможенной политики. Учитывая неразвитость в стране рыночных отношений, отставание институциональных и структурных преобразований, недостаточно сформированную конкурентную среду, монетарные методы ценового регулирования дополняются активным воздействием государства на инфляцию издержек, связанных с производственными затратами.

Для устранения основных ценовых диспропорций, перекрестного  субсидирования, ограничения воздействия на инфляцию производственных факторов в республике необходимо обеспечить:

  • снижение энерго- и материалоемкости продукции;
  • регулирование налоговых ставок;
  • регулирование уровня рентабельности или предельной величины прибы-

ли, подлежащей включению в цену;

  • проведение эффективной валютной политики, направленной на стабили-

зацию обменного  курса и формирование стабильных цен в национальной денежной единице  на импортируемое сырье, материалы, комплектующие.

Учитывая  ресурсную и энергетическую зависимость  белорусской экономики от одного импортера, Беларуси необходимо расширять интеграционные связи по поставке энергоресурсов, сырья, материалов и комплектующих для базовых отраслей экономики. Это направление ценовой политики перспективно: во-первых, цены поставки на основные энергоносители из России уже приблизились, а по некоторым вышли на уровень мировых; во-вторых, выбор альтернативных партнеров создаст конкурентную среду, что будет сдерживать рост цен на промышленную продукцию, а также даст возможность импортировать ресурсы и технологии на более выгодных условиях.

Правовой основой государственного регулирования цен в республике является Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» (1999), определивший границы ценового государственного регулирования, сферы применения свободных и регулируемых цен, права и обязанности как государства, так и юридических лиц в области ценообразования.

Ценовая политика государства направлена на формирование механизма, стимулирующего структурную перестройку экономики, создание условий для повышения качества и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей, стабильного роста жизненного уровня населения страны. Для достижения этих целей ценовая политика будет базироваться на рациональном сочетании свободных и регулируемых цен.

Основными задачами, которые требуется решить в области ценовой политики, являются:

  • закрепление позитивных тенденций по дальнейшей стабилизации

ценовой ситуации в республике, недопущению  опережающего роста цен по сравнению  с ростом доходов населения;

  • формирование ценовых пропорций, способствующих осуществлению

нормальных  воспроизводственных процессов;

  • совершенствование механизмов ценового регулирования, переход на ре-

гулирование цен и тарифов преимущественно  экономическими методами, создание барьеров для неоправданного роста издержек и установления завышенных цен прежде всего в отраслях естественных монополий и базовых отраслях экономики;

  • поэтапное сокращение бюджетных субсидий в сфере жилищно-

коммунального хозяйства, на оказание транспортных услуг  населению в увязке с ростом доходов  населения;

  • сужение сферы прямого государственного ценового регулирования;
  • создание механизма, ориентированного на расширение рыночных

 механизмов  ценообразования;

  • регулирование внутреннего уровня цен с учетом цен в сопредельных

странах для защиты экономических интересов  республики;

  • предупреждение и пресечение нарушений ценового и антимонопольного

законодательства.

Работа  в области регулируемого ценообразования  будет направлена на поэтапное сокращение перекрестного и бюджетного субсидирования в отдельных отраслях экономики, где на протяжении ряда лет сложились определенные перекосы и диспропорции.

Сокращение  перекрестного и бюджетного субсидирования в жилищно-коммунальном хозяйстве, на пассажирском транспорте предполагается осуществлять за счет проведения комплекса мер по снижению себестоимости предоставления данных видов услуг, уменьшению числа льготных категорий граждан, повышения уровня возмещения населением затрат в увязке с решением вопросов роста доходов и адресной поддержки малообеспеченных слоев населения.

На сельскохозяйственную продукцию регулирование ценообразования  будет направлено на сокращение диспаритетного обмена между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, улучшение финансового состояния сельскохозяйственных и перерабатывающих отраслей, недопущение ценовых перекосов на различные группы продуктов.

Кроме того, в области ценообразования в  республике в соответствии с Программой действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства будет проводиться поэтапная работа по сближению подходов к ценовому регулированию, унификации нормативно-правовых актов Республики Беларусь и Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении ваше внимание будет акцентировано  на ключевых моментах государственного регулирования цен.

Выше  рассмотрены основные методы и инструменты  государственного регулирования экономики  и цен. Видно, что государство  обладает обширным набором средств  и методов регулирования цен: от регулирования законодательства, устанавливая «правила игры» на рынке, вплоть до установления цен на некоторые виды товаров и услуг. В современной смешанной экономике трудно сделать вывод чего же больше: грубого государственного вмешательства, которое несет отрицательное воздействие на рыночный механизм, или же неучастия государства в регулировании цен вообще, что, конечно, приведет к процветанию нерегулируемых монополий и к ухудшению жизни общества. Но ясно лишь то, что государство должно заниматься регулированием цен, а каким образом оно должно это делать – вот та задача, которую не могут решить наши политики и окружающие их экономисты.

Республика  Беларусь находится в переходе к  рыночной экономике, и государственное регулирование здесь необходимо, поэтому проблема государственного вмешательства очень актуальна для нас сегодня, так как от выбора той или иной политики зависит наше будущее.

Возможно, государство должно ужесточить антимонопольное  законодательство, увеличить в несколько раз налоги на ресурсы. А также всесторонне поддерживать и развивать малый бизнес: снижать налоги и процентные ставки для новых мелких предприятий, обеспечивать их конкурентоспособностью, а также ограждению от влияния монополий (повышая налоги на продукцию монополиста), проводить политику экономического образования среди начинающих предпринимателей и т. д.

Впрочем,  тяжело судить о том, как было бы правильно поступить. В экономике всякое действие есть выбор и всегда есть одна и вторая сторона. Но то, что государственное регулирование цен необходимо для нашей страны, – это бесспорно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

 

1. Электронный  ресурс: http://coolreferat.com/394806 (Дата доступа 13.01.13)

 

2. Экономика  предприятия: учебное пособие  / А.И. Ильин, В.И. Станкевич, Л.А. Лобан и др.; под общей редакцией А.И. Ильина.  – 4-е издание, стереотипное. – М.: Новое знание, 2006. – 698 с. – (Экономическое образование).

 


Информация о работе Цены в системе государственного регулирования экономики