Функционирование инвестиционного рынка в классической и кейнсианской модели. Мультипликатор, акселератор и концепция сверхмультипликат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение влияния инвестиций на национальную экономику, опираясь на опыт проведения инвестиционной политики в Республике Беларусь.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
- рассмотреть сущность моделей макроэкономического равновесия;
- проанализировать теорию мультипликатора и принцип акселерации применительно к инвестициям;
- изучить основные направления инвестиционной политики в Республике Беларусь на современном этапе.
Предметом исследования курсовой работы выступают причинно-следственные связи между валовым внутренним продуктом и инвестициями.

Содержание

Введение …………………………………………………………….………
3
ГЛАВА 1 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА………………...

5
1.1 Классическая и кейнсианская модели равновесия инвестиций и сбережения………………………………………………………………………

5
1.2 Концепция мультипликатора инвестиций………………………………...
9
1.3 Сущность инвестиционного акселератора………………………………...
10
1.4 Концепция взаимодействия мультипликатора-акселератора……………
12
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………….

14
2.1 Анализ инвестиций в основной капитал ………………………………….
19
2.2 Инвестиционные возможности Республики Беларусь…………………...
22
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………

22
3.1 Основные направления улучшения инвестиционного климата…………
22
3.2 Государственная политика в области инвестиций………………………..
24
Заключение …. …………………………………………………….………
27
Список использованных источников ………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

МАКРОЭКОНОМИКА .doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

В целях реформирования отношений собственности планируются:

- предоставление гражданам Республики Беларусь и негосударственным юридическим лицам при выкупе земельных участков в частную собственность права на зачет платы за право заключения договора аренды земельного участка, ранее уплаченной за будущий срок аренды, в стоимость его приобретения, определение порядка передачи эксплуатирующим организациям завершенных строительством объектов инженерной и транспортной инфраструктуры на территории свободных экономических зон, предоставление Правительству Республики Беларусь полномочий самостоятельно проводить реструктуризацию задолженности хозяйственных обществ по платежам в республиканский бюджет, связанным с получением долей (акций), приобретенных в процессе приватизации у государства;

- обеспечение развития правового регулирования путем совершенствования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и организация подготовки и переподготовки специалистов в области ведения этого учета, а также проведения дополнительной правовой оценки норм законодательства Республики Беларусь, гарантирующих инвесторам возможность использования судебных и досудебных процедур для защиты своих прав;

- развитие финансового рынка (принятие мер по совершенствованию секторов финансового рынка — банковского и страхового, рынка ценных бумаг). В этих целях необходимы внедрение современных стандартов надзора за осуществлением страховой деятельности, соответствующих международным принципам, повышение капитализации страховых организаций, в том числе за счет привлечения иностранного капитала, а также обеспечение дальнейшего развития национальной системы страхования и перестрахования, создание благоприятных условий для привлечения в нее иностранных инвестиций, включая снятие ограничений на участие страховых организаций, в том числе с иностранными инвестициями, в проведении отдельных видов обязательного страхования;

- оптимизация процедур при осуществлении внешней торговли. В целях создания более благоприятного внешнеторгового режима предусматривается завершение работы по согласованию технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих единые технические требования к продукции и связанным с ней процессам, направленных на снятие технических барьеров во взаимной торговле, а также упрощение статистического декларирования;

- создание положительного инвестиционного имиджа Беларуси. Для стимулирования деятельности иностранных инвесторов необходимо:

- создание и обеспечение системы предоставления полной, актуальной и постоянно обновляемой информации для инвесторов о возможностях и условиях инвестирования и об изменении инвестиционного климата (в том числе создание базы данных инвестиционных проектов и популяризация реальных успешных примеров инвестирования, пропагандирование привлекательности высокотехнологичных секторов белорусской экономики);

- оказание содействия организациям Республики Беларусь в установлении контактов с потенциальными партнерами и иностранными инвесторами;

- проведение мероприятий международного уровня по привлечению прямых иностранных инвестиций, в том числе экономических и инвестиционных форумов, конференций, семинаров и другого.

 

3.2 Государственная политика в области инвестиций

 

Несмотря на ряд существующим проблем, требующих скорейшего разрешения, нельзя не отметить тот факт, что  Республика Беларусь уже сделала  большой шаг к улучшению инвестиционной привлекательности, став одним из наиболее перспективных рынков в Европе.

Можно сказать, что правительство  принимает меры по решению данных проблем.

Совет министров и Национальный банк Беларуси 18 января 2012 года утвердили  стратегию привлечения прямых иностранных  инвестиций до 2015 года. В качестве основы для привлечения иностранных инвестиций в страну предусматривается сокращение доли госсектора и активная приватизация госимущества (за счет приватизации должно быть привлечено в бюджет не менее 2,5 млрд. долларов). Координировать работу и  мониторинг реализации стратегии будет министерство экономики.

Согласно планам властей  ежегодно в Беларусь на чистой основе должно привлекаться 7–7,5 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций. К 2015 году удельный вес иностранных источников в инвестициях в основной капитал должен превысить 21 %, а на каждого занятого в экономике человека должно приходиться по 1,6 тыс. долларов прямых иностранных инвестиций. Доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта товаров должна вырасти до 14 %. 

Если утвержденная стратегия  будет выполнена в полном объеме, Беларусь должна войти в тридцатку  стран рейтинга Всемирного банка «Ведение бизнеса», а также повысить свои позиции в рейтингах международных агентств Moody's Investors Service, Fitch Ratings, The Heritage Foundation и прочих, рассчитывают белорусские власти.  
 Утвержденная стратегия в числе прочего предусматривает проведение мероприятий по снижению рисков и повышению доверия к инвестированию, в частности, реформирование госсектора, отношений собственности, а также изменения в вопросах приобретения недвижимости и земли.  
 Другим важным механизмом привлечения инвестиций, который планируется задействовать в полную силу, является развитие частно-государственного партнерства в транспортной сфере, системе коммунального хозяйства, энергоснабжения, образования, культуры и социального обслуживания, туризма и прочих. Как отметили в правительстве, это позволит избежать таких противоречивых ситуаций, когда стратегически важные объекты не могут передаваться в частную собственность, а за счет госсредств невозможно обеспечить их финансирование в полном объеме. Стратегией также предусматривается реформа отношений собственности. Так, гражданам Беларуси и негосударственным юридическим лицам при выкупе земельных участков в частную собственность планируется предоставлять право на зачет платы за право заключения договора аренды земельного участка, ранее уплаченной за будущий срок аренды, в стоимость его приобретения.  
 Кроме того, власти обещают усовершенствовать налоговую систему и бухгалтерский учет в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, а также оптимизировать процедуры внешней торговли, в том числе завершить согласование техрегламентов Таможенного союза.  
 В качестве приоритетных направлений в работе с иностранными инвесторами в Совмине называют проекты категории green field, которые будут способствовать производству товаров, которых сегодня еще нет на внутреннем рынке, более быстрому выходу на новые рынки с конкурентоспособной продукцией и сокращению нерационального импорта.  

Не менее значимой формой привлечения иностранного капитала является реализация инвестиционных проектов brown field – продажа зарубежным инвесторам части акций, принадлежащих государству, за исключением стратегически значимых из них, связанных с безопасностью страны. 

Главными сферами, в  которые необходимо госорганам необходимо привлекать иностранных инвесторов, являются высокотехнологичные секторы  экономики, а также автомобилестроение, химическая отрасль, производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспорт и связь, строительство и производство строительных материалов, а также сельское хозяйство и переработка, инженерная и транспортная инфраструктура, легкая промышленность [15].

На заседании рабочей  группы Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и  приватизации 18.04.2012 был рассмотрен законопроект «Об инвестициях». По результатам обсуждения принято решение доработать проект закона «Об инвестициях» с учетом достигнутых на заседании договоренностей и компромиссов. Если после этого не будет принципиальных возражений, то есть шанс, что первое чтение состоится еще на весенней сессии.

В Беларуси уже есть Инвестиционный кодекс, но он отстает от реальности и потребностей.

Вначале планировалось  его несколько усовершенствовать, однако было принято решение разработать  проект закона. После чего некоторые  положения Кодекса, которые войдут в закон, прекратят действие. «Новизна» законопроекта «Об инвестициях» будет  заключаться в положениях, которые  объясняют инвестору, какие у  него есть гарантии, каковы условия  осуществления инвестпроектов. Главное, по словам Алексея Кузьмича, это право инвестора на защиту его интересов не только в судах Беларуси, но и в международных судебных инстанциях: «то есть он не останется один на один со своими проблемами, если они у него появятся, с Республикой Беларусь. Неправомочность действий государства он сможет оспорить в любом международном суде». Кроме того, законодательно закрепляется право инвестора на независимую оценку международными компаниями, инвестору гарантируется возмещение ущерба, а также использование по своему усмотрению законно полученной прибыли, право на владение и пользование имуществом. Будет прописана и гарантия от национализации, экспроприации и конфискации [13].

Республика Беларусь должна диверсифицировать привлечение инвестиций и делать ставку на стратегический капитал.

В основном прямые иностранные инвестиции в Беларусь поступают из России и Великобритании, и эти страны занимают 85 % в географической структуре привлечения ПИИ в Беларусь. Это риск низкой диверсификации привлечения инвестиций. При этом качество инвестиций из этих стран указывает на то, что наша экономика привлекает не стратегический капитал, а средства, которые ищут себе применения для целей диверсификации рисков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании проведенных исследований по курсовой работе можно сделать  следующее выводы и предложения:

Инвестиции — важный фактор экономического развития. При этом они подвержены действию особого мультипликационного механизма, умножающего их воздействие на рост валового национального продукта (ВНП).

Мультипликатор инвестиций — это числовой коэффициент, показывающий увеличение ВНП на 1 + n при росте инвестиций на единицу.

Концепция мультипликатора инвестиций имеет большое значение для экономики, находящейся в состоянии кризиса, с высоким уровнем безработицы  и недоиспользованием производственных мощностей. Именно в таких условиях проявляется эффект мультипликатора, поскольку он описывает не увеличение факторов производства, а более полное и эффективное использование имеющихся, но не задействованных факторов. В условиях полной занятости эффект мультипликатора проявится в росте цен и инфляции.

 Числовой множитель,  на который каждый доллар приращенного дохода увеличивает инвестиции, называется коэффициентом акселерации, или просто акселератором.

Рост инвестиций на определенную величину может увеличить национальный доход  на многократно большую величину вследствие эффекта мультипликатора. Возросший доход, в свою очередь, вызовет в будущем (с определенным лагом) опережающий рост инвестиций вследствие действия акселератора. Эффект мультипликатора может действовать «в обратную сторону», так и эффект акселератора-мультипликатора может вызывать многократно большее снижение инвестиций, нежели изменение дохода (реального ВВП).

В 2012 году в Республике Беларусь использовано 151,9 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 86,2 % к уровню 2011 года. Снижение темпов роста инвестиций в основной капитал по сравнению с прошлогодними темпами в определенной мере обусловлено осуществлением политики сжатия внутреннего спроса, оптимизацией финансирования государственных программ и сокращением расходов бюджета на эти цели.

Удельный вес инвестиций в основной капитал в 2012 году составил 28,8 процента от ВВП, т.е. практически каждый третий рубль является инвестиционным.

В экономике Республики Беларусь сложились основные предпосылки возникновения цикла роста деловой и инвестиционной активности.

Устойчивого мультипликативного эффекта в Республике Беларусь не наблюдается. Для возникновения позитивного эффекта мультипликатора необходимо, чтобы темпы роста производительности труда, фондоотдачи и материалоотдачи в инвестируемых производствах и отраслях превышали темпы роста инвестиций. Для достижения этого следует выбрать приоритетные, наиболее значимые и выгодные объекты инвестирования.

Некоторые преимущества Республики Беларусь для вложения капитала:

- прямой доступ к рынку Таможенного союза и Единого экономического пространства;

- формирование Единого экономического пространства и унификация с 1 января 2012 года национальных законодательств в экономической сфере;

- выгодное экономико-географическое положение на перекрестке главных путей между ЕС и СНГ, Балтийским и Черным морями;

- развитая инфраструктура;

- политическая, социальная и экономическая стабильность, отсутствие межнациональных, религиозных конфликтов;

- благоприятные экологические условия;

- квалификационные трудовые ресурсы.

В целях реформирования отношений собственности планируются:

- предоставление гражданам Республики Беларусь и негосударственным юридическим лицам при выкупе земельных участков в частную собственность права на зачет платы за право заключения договора аренды земельного участка, ранее уплаченной за будущий срок аренды;

- обеспечение развития правового регулирования путем совершенствования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;

- развитие финансового рынка (принятие мер по совершенствованию секторов финансового рынка — банковского и страхового, рынка ценных бумаг);

- оптимизация процедур при осуществлении внешней торговли;

- создание положительного инвестиционного имиджа Беларуси. Для стимулирования деятельности иностранных инвесторов необходимо:

- создание и обеспечение системы предоставления полной, актуальной и постоянно обновляемой информации для инвесторов о возможностях и условиях инвестирования и об изменении инвестиционного климата;

- оказание содействия организациям Республики Беларусь в установлении контактов с потенциальными партнерами и иностранными инвесторами;

- проведение мероприятий международного уровня по привлечению прямых иностранных инвестиций, в том числе экономических и инвестиционных форумов, конференций, семинаров и другого.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1 Алехнович, А.В. Управление ВЭД Республики Беларусь: практ. пособие / А.В. Алехнович. — Минск: Амафея, 2005. — 256 с.

2 Балашевич, М.И. Прямые иностранные инвестиции как индикатор инвестиционной привлекательности Республики Беларусь / М.И. Балашевич, В.А. Мироненко // Экономический бюллетень. —  2010. — № 3 (25). — С. 4–13.

3 Беларусь в цифрах пресс-релизы [Электронный ресурс] / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. — Минск, 2013. — Режим доступа: http://belstat.gov.by. — Дата доступа: 05.02.2013.

4 Влияние Единого экономического пространства (ЕЭП) на развитие Республики Беларусь: проблемы и пути их решения  [Электронный ресурс] / ред.  М.В. Лученок. — М., 2011. — Режим доступа: http://luchenok.com. — Дата даступа: 10.02.2013.

5 Инвестиции в основной капитал и строительство объектов в Республике Беларусь за 2012 год [Электронный ресурс] / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. — Мн., 2011. — Режим доступа:  http://belstat.gov.by. — Дата даступа: 10.02.2013.

6 Киселёва, Н.В.  Инвестиционная деятельность: учеб. пособие / Н.В. Киселёва, Г.П. Подшиваленко. — Москва, 2006. — С. 30–37.

7 Лутохина, Э.А. Макроэкономика: социально-ориентированный подход / Э.А. Лутохина. — Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2005. — С. 30–31.

8 Национальный банк Республики Беларусь (Платежный баланс) [Электронный ресурс]. — официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. — Режим доступа: http://www.nbrb.by. — Дата доступа: 21.01.2013.

9 Плотницкий, М.И. Микро- и макроэкономика: учеб. Пособие /М.И. Плотницкий. — Минск: «Книжный дом «Мисанта», 2004. — 347 с.

10 Полоник, С.С. Инвестиции в основной капитал / С.С. Полоник // Экономический бюллетень. — 2009. — № 2 (45). — С. 37–42.

11 Полоник, С.С. Инвестиции в основной капитал / С.С. Полоник // Экономический бюллетень. — 2010. — № 5. — С. 35–38.

12 Полоник, С.С. Инвестиции в основной капитал / С.С. Полоник // Экономический бюллетень. — 2010. — № 8. — С. 27–30.

13 Привлечение иностранных инвестиций [Электронный ресурс] / ред. Н. Радивон. — М., 2012. – Режим доступа: www.belta.by. — Дата доступа: 09.02.2013.

14 Савчук, Т.К. Организация и финансирование инвестиций: учеб. Пособие / Т.К. Савчук. — Минск: БГЭУ, 2002. — С. 18–21.

15 Сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. / Справочная информация. — Режим доступа: http://www.minfin.gov.by. — Дата доступа 09.01.2013.

16 Семиренко, Е.П. Организация и финансирование инвестиций: Краткий курс лекций / Е.П. Семиренко. — Минск: БГЭУ, 2004. — 441 с.

17 Суша, Г.З. Экономика предприятия: учеб. пособие / Г.З. Суша. — Москва: ООО «Новое знание», 2003. — 325 с.

18 Шимова, В.Н. Национальная экономика Беларуси: учебн.-метод. Пособие / В.Н. Шимова. — Минск: БГЭУ, 2006. — С. 120–126.

Информация о работе Функционирование инвестиционного рынка в классической и кейнсианской модели. Мультипликатор, акселератор и концепция сверхмультипликат