Функционирование инвестиционного рынка в классической и кейнсианской модели. Мультипликатор, акселератор и концепция сверхмультипликат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение влияния инвестиций на национальную экономику, опираясь на опыт проведения инвестиционной политики в Республике Беларусь.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
- рассмотреть сущность моделей макроэкономического равновесия;
- проанализировать теорию мультипликатора и принцип акселерации применительно к инвестициям;
- изучить основные направления инвестиционной политики в Республике Беларусь на современном этапе.
Предметом исследования курсовой работы выступают причинно-следственные связи между валовым внутренним продуктом и инвестициями.

Содержание

Введение …………………………………………………………….………
3
ГЛАВА 1 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА………………...

5
1.1 Классическая и кейнсианская модели равновесия инвестиций и сбережения………………………………………………………………………

5
1.2 Концепция мультипликатора инвестиций………………………………...
9
1.3 Сущность инвестиционного акселератора………………………………...
10
1.4 Концепция взаимодействия мультипликатора-акселератора……………
12
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………….

14
2.1 Анализ инвестиций в основной капитал ………………………………….
19
2.2 Инвестиционные возможности Республики Беларусь…………………...
22
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………

22
3.1 Основные направления улучшения инвестиционного климата…………
22
3.2 Государственная политика в области инвестиций………………………..
24
Заключение …. …………………………………………………….………
27
Список использованных источников ………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

МАКРОЭКОНОМИКА .doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Рисунок 2.2 – Зависимость темпов роста ВВП от доли инвестиций в ВВП

 

Годовые темпы роста реального ВВП находятся в явной линейной зависимости от доли реальных инвестиций в номинальном ВВП.

Это дает основание утверждать, что  повышение доли инвестиций в ВВП  способствует ускорению темпов роста  реального ВВП, и наоборот, по мере снижения удельного веса инвестиций в ВВП, темпы роста реального  ВВП замедляются.

В Республике Беларусь в 2012 году наблюдается  тенденция сокращения относительного уровня инвестиций в ВВП. Доля инвестиций в ВВП составила 28,8 % по сравнению  с 36,0 % по итогам предыдущего 2011 года.

Исследование статистических показателей  инвестиционной деятельности в Республики Беларусь позволило рассчитать значения акселератора за 2009–2012 гг. (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 – Расчет акселератора инвестиций Республики Беларусь за 2009–2012 гг.

 

Год

ВВП, млрд. рублей

Прирост ВВП, млрд. рублей

Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей

Акселератор

2009

137442,2

 

43377,6

 

2010

164476,1

27033,9

55380,8

2,0

2011

274282,1

109806,0

98664,9

0,89

2012

527400,0

253117,9

151949,8

0,60


 

Расчеты показали, что на 1 рубль роста стоимости основного капитала происходил рост ВВП на 1,16 рублей. При этом если за 2010 год средний рост стоимости основного капитала на 1 рубль приводило к среднему увеличению ВВП на 2,0 рублей, то в 2012 году этот рост стоимости основного капитала приводил к среднему росту ВВП на 0,6 рублей. Важно отметить, что в последующие годы после кризиса 2012 году акселератор резко снизился (рисунок 2.3).

 

 

 

Рисунок 2.3 – Акселератор инвестиций Республики Беларусь за 2010–2012 гг.

Если рассмотреть темпы прироста ВВП и темпы прироста инвестиций за период с 2009 г. по 2012 г. (таблица 2.3), то можно видеть, что в 2010–2011 гг. темпы прироста инвестиций превышали темпы прироста ВВП. В 2012 г. темпы прироста ВВП составили 0,9 при приросте инвестиций 0,5.

 

Таблица 2.3 – Темпы прироста ВВП и темпы прироста инвестиций Республики Беларусь за 2009–2012 гг.

 

Годы

ВВП, млрд. руб.

Темпы прироста ВВП

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

Темпы прироста инвестиций

2009

137442,2

 

43377,6

 

2010

164476,1

0,2

55380,8

0,3

2011

274282,1

0,7

98664,9

0,8

2012

527400,0

0,9

151949,8

0,5


 

В соответствии с выявленными взаимосвязями  можно говорить, что в период кризисов темпы прироста резко снижаются. Акселератор, приобретая отрицательное  значение, теряет свой теоретический смысл. В период стабильного роста экономики темпы прироста инвестиций в среднем превышают темпы прироста ВВП [3].

Согласно действию механизмов мультипликатора  и акселератора на основе данных официальной  статистики можно говорить, что в  экономике Республики Беларусь сложились основные предпосылки возникновения цикла роста деловой и инвестиционной активности.

В развитой рыночной экономике прирост  инвестиций, как правило, вызывает более значительный прирост валового продукта, в чем и проявляется эффект мультипликатора.

Эффект мультипликатора инвестиций образуется в результате взаимосвязанного воздействия прироста объемов производства в какой-либо отрасли, вызванного увеличением инвестиций в нее, на положение и развитие в других смежных отраслях региональной экономики. Приведенные данные (таблица 2.3) свидетельствуют, что устойчивого мультипликативного эффекта в Республике Беларусь не наблюдается. Для возникновения позитивного эффекта мультипликатора необходимо, чтобы темпы роста производительности труда, фондоотдачи и материалоотдачи в инвестируемых производствах и отраслях превышали темпы роста инвестиций. Для достижения этого следует выбрать приоритетные, наиболее значимые и выгодные объекты инвестирования.

 

 

 

 

 

2.2 Инвестиционные возможности Республики Беларусь

 

В настоящее время  Беларусь предлагает инвесторам благоприятные  правовые условия для ведения  бизнеса на территории республики, как на международном уровне, так  и на национальном. Действуют более 60 двусторонних соглашений об избежании  двойного налогообложения, порядка 60 двусторонних соглашений о содействии в осуществлении (поощрении) и взаимной защите инвестиций, Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций и другое, с 2001 года работает Инвестиционный кодекс Республики Беларусь.

Основным направлением проводимой инвестиционной политики является курс на дальнейшую либерализацию условий  хозяйствования, совершенствование  правовых механизмов защиты инвестиций, способствующий активизации инвестиционной деятельности, который закреплен в Директиве Президента Республики Беларусь № 4.

В целях либерализации  условий деятельности разработан и  рассматривается в Парламенте проект Закона Республики Беларусь «Об инвестициях», подготовленный с учетом международного опыта. В основу законопроекта легли принципы: верховенства права, равенства инвесторов, добросовестности и разумности осуществления инвестиций, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, неприкосновенности собственности, беспрепятственного осуществления инвесторами своих прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и законных интересов, их судебной защиты, прозрачности законодательства.

В ежегодном отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса–2012» Беларусь заняла 69 место из 183 стран. По сравнению с 2011 годом с учетом методологических нововведений Беларусь улучшила свои позиции на 22 пункта.

Некоторые преимущества Республики Беларусь для вложения капитала:

- прямой доступ к рынку Таможенного союза и Единого экономического пространства;

- формирование Единого экономического пространства и унификация с 1 января 2012 года национальных законодательств в экономической сфере;

- выгодное экономико-географическое положение на перекрестке главных путей между ЕС и СНГ, Балтийским и Черным морями;

- развитая инфраструктура;

- политическая, социальная и экономическая стабильность, отсутствие межнациональных, религиозных конфликтов;

- благоприятные экологические условия;

- квалификационные трудовые ресурсы.

При формировании выгодных условий для осуществления инвестиционной деятельности государство делает ставку на такой механизм, как государственно-частное партнерство (ГЧП). Данная форма взаимодействия между государственными органами и бизнесом позволяет преодолеть экономическое противоречие, когда стратегически важные объекты не могут быть переданы в частную собственность, но и государственный бюджет не в состоянии обеспечить их финансирование в должном объеме. Объектами применения ГЧП могут стать транспорт и транспортная инфраструктура, системы коммунального хозяйства, культуры и социального обслуживания, объекты туризма, месторождения полезных ископаемых и другое [11].

В настоящее время  вырабатывается механизм взаимодействия в рамках ГЧП. В стране реализуется  программа приватизации госсобственности. Национальное законодательство предусматривает различные формы участия инвестора в приватизации: участие в процедуре преобразования предприятия в открытое акционерное общество, приобретение акций уже созданного акционерного общества на аукционе или по конкурсу, покупка предприятия (возможность приобретения по льготным ценам, в размере одной базовой величины).

В отношении крупных  стратегических предприятий Беларусь отказалась от быстрой продажи государственных  активов, выбрав тактику точечной приватизации. Однако некоторые сделки последних лет имели достаточно существенные объемы и вошли в число крупнейших по слияниям и поглощениям в Европе (например, продажа государственных долей акций в ОАО «Белтрансгаз» и СП «Мобильная цифровая сеть»).

В целях выполнения задач прошлых лет, а также достижения целей новой пятилетки, созданы преференциальные режимы хозяйствования при реализации инвестпроектов в свободных экономических зонах, Парке высоких технологий, специальном туристско-рекреационном парке «Августовский канал», Китайско-Белорусском индустриальном парке, средних, малых городских поселениях, сельской местности, при заключении инвестдоговора с Республикой Беларусь.

Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями — транснациональными корпорациями и крупнейшими банками. Так, в Беларуси созданы и действуют совместные и иностранные предприятия с зарубежным капиталом «МАН» и «Адидас» (Германия), «Майерск Медикал» (Дания), «Данон» (Франция), «Олви» (Финляндия) и другие.

Акционерами белорусских  банков являются: российские Сбербанк, Внешэкономбанк и Банк ВТБ, австрийский Райффайзен Банк и другие.

В целях совершенствования  работы по привлечению иностранных  инвестиций, повышения эффективности  приватизационных процессов в Республике Беларусь и обеспечения взаимодействия инвесторов с органами государственного управления создано ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации». Агентство участвует в создании положительного инвестиционного имиджа страны, мониторинге и сопровождении реализации инвестпроектов и приватизации госимущества [13].

Кроме этого, в нашей  стране создан Консультативный совет  по иностранным инвестициям при  Совете Министров Республики Беларусь, состоящий из представителей иностранных  компаний, госорганов, представителей науки. Действующие при Совете постоянные рабочие группы занимаются вопросами совершенствования инвестиционного законодательства, налоговых и таможенных условий работы на белорусском рынке.

С целью повышения  инвестиционной привлекательности  и продвижения позитивного имиджа Республики Беларусь за рубежом разработана и одобрена Нацбанком и Советом Министров Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года (Постановление Совета Министров и Национального банка от 18.01.2012 № 51/2).

В документе определены приоритетные сектора привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), среди которых фармацевтика, биотехнологии, нанотехнологии, новые материалы, информационные и коммуникационные технологии. Также предусмотрено привлечение ПИИ в традиционные виды экономической деятельности. Должны получить развитие кластеры: фармацевтический и по производству льнопродукции.

В соответствии со Стратегией разработан План мероприятий по совершенствованию  делового и инвестиционного климата, который основан на обеспечении открытости деятельности органов государственной власти, соблюдения принципа конкурентности, равнозначных условий хозяйствования, с соблюдением прав и законных интересов инвесторов и других лиц, обеспечения их надлежащей защитой [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Основные  направления улучшения инвестиционного  климата

 

Улучшение инвестиционного  климата осуществляется на основе обеспечения  открытости деятельности государственных  органов, правового регулирования условий хозяйственной деятельности, соблюдения принципа конкурентности, законных прав и интересов инвесторов и обеспечения защиты инвестиций.

В целях привлечения  инвестиций и создания благоприятных  экономических условий, снижения рисков и повышения доверия к инвестированию предусматривается реализация комплекса мер по следующим направлениям: реформирование государственного сектора, отношений собственности, приобретения недвижимости и земли.

Ключевой предпосылкой для прихода в Беларусь иностранных компаний является сокращение доли государственного сектора и приватизация государственного имущества. При этом обеспечивается рациональное использование ресурсов и производственного потенциала, улучшение финансового положения организаций, повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования.

Изменение структуры  экономики повысит эффективность  ее функционирования, конкурентоспособность  продукции на внешних рынках, расширит возможности привлечения прямых иностранных инвестиций.

Проведение приватизации направлено на привлечение в бюджет дополнительных ресурсов ежегодно на сумму не менее 2,5 млрд. долларов США.

Незадействованным механизмом привлечения инвестиций, в том  числе и прямых иностранных, является частно-государственное партнерство. Данная форма взаимодействия между государственными органами и бизнесом позволит преодолеть экономическое противоречие, когда стратегически важные объекты не могут быть переданы в частную собственность, а за счет средств республиканского и местных бюджетов не может быть обеспечено их финансирование в должном объеме.

Сферами применения государственно-частного партнерства станут транспорт и  транспортная инфраструктура, система  коммунального хозяйства, энергоснабжение, объекты здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания, туризма, рекреации и спорта, месторождения полезных ископаемых и другое. Государственно-частное партнерство может реализовываться в таких формах, как реконструкция – эксплуатация – передача, строительство – владение – управление, проектирование – строительство – владение – управление – передача, концессия, и иных. При этом до принятия специальных актов законодательства по данному вопросу реализация проектов государственно-частного партнерства может осуществляться путем заключения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь (в случаях концессии – концессионных договоров) [15].

Информация о работе Функционирование инвестиционного рынка в классической и кейнсианской модели. Мультипликатор, акселератор и концепция сверхмультипликат