Фискальная политика российского государства в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 06:28, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики государство стремится определенным образом воздействовать на экономическую сферу. Вмешательство государства в экономику не только желательно, но и необходимо. Это обусловлено тем, что российская экономика претерпевает множество изменений, как положительных, так и негативных. Периодические экономические кризисы, вступление страны в ВТО, появление новых видов экономки и несовершенство законодательства требуют от государства определенных инструментов. В числе наиболее значимых и действенных видов регулирования экономики государством и является – фискальное регулирование экономики.
Актуальность темы обусловлена тем, что фискальная политика является одной из распространенных политик, применяемая государством в отношении экономической сферы, в том числе и налогообложение определенным образом воздействуют на экономику России и субъекты экономической деятельности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………..……3
Глава 1. Теоретические основы фискальной политики экономики.......................................5
1.1 Сущность и задачи фискальной политики экономики……………………………..…...5
1.2 Виды фискальной политики 9
1.3 Достоинства недостатки фискального регулирования экономики 17
Глава 2. Анализ фискального регулирования экономики в России 20
2.1 Анализ современной бюджетно-налоговой политики в России 20
2.2 Проблемы и ошибки бюджетно-налоговой политики России 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 106.06 Кб (Скачать файл)

Однако введение налога на недвижимость превратит его в источник формирования регионального бюджета, что позволит ликвидировать непопулярный налог с продаж. Введению налога на недвижимость препятствует отсутствие Закона о частной собственности на землю, не разработанность методик оценки недвижимости, недостаточный профессионализм агентов по недвижимости, не говоря уже о слабости теоретических разработок по оценке недвижимости.

Налог на добавленную стоимость для российского бюджета является главным источником его доходов на протяжении всего периода проведения налоговой реформы в стране. В 1999 г. доля НДС в доходах федерального бюджета была самой высокой и составляла 44,6%. При сохранении существующей ставки (20%) бремя НДС для товаропроизводителей сопровождается отменой налогов с оборота, что фактически означает снижение ставки НДС по причине единой базы исчисления налога.

Это приближает российскую систему косвенного налогообложения к принятой в мировой практике, которая исключает одновременное наличие дублирующих косвенных налогов. В России сделан выбор в пользу НДС. Это еще одно принципиальное изменение на пути построения оптимальной налоговой системы.

Революционными можно назвать изменения в подоходном налогообложении физических лиц. В мировой практике, за некоторым исключением, отсутствует «плоская шкала» подоходного налогообложения (единый налог на зарплату). Вся мировая история подоходного налога связана с использованием прогрессивной шкалы налогообложения. Прогрессивное обложение доходов изначально было направлено на решение проблемы обеспечения социальной справедливости.

Обложение доходов всех физических лиц по ставке 13%, прописанное в главе 23 второй части Налогового кодекса — это способ защиты фискальных интересов государства, попытка вытащить на «свет» денежные доходы богатых налогоплательщик. Только ежегодный недобор подоходного налога оценивается примерно 80 млрд. руб. поставлена задача «вытащить из тени» зарплату, которую на предприятиях выдают в конвертах, т.е. без обложения подоходным налогом. По различным оценкам, 98% плательщиков этого налога уплачивают его по минимальной ставке.

Но с точки зрения социальной справедливости единая ставка обложения доходов для физических лиц нарушает справедливость налогообложения в «вертикальном разрезе» — налог должен взиматься в точном соответствии с материальными возможностями конкретного лица, т.е. с повышением дохода ставка налога увеличивается. Еще более усилится неравномерное распределение российского населения по уровню доходов. В настоящее время 20% наиболее богатых устойчиво получают примерно половину всех доходов.

Что касается использования единой ставки подоходного налога для борьбы с «черной» оплатой труда, то только практика сможет доказать эффективность предложенного эксперимента. (Очень трудно надеяться, что единая ставка налогообложения доходов физических лиц действительно создаст стимул для честного декларирования гражданами реального уровня своих доходов)

В 1999 г. в структуре налоговых доходов доля косвенных налогов составляла 76,7%. Введение единого налогообложения доходов для всех физических лиц, кратное повышение акцизов на бензин и табачные изделия, рост акцизов на водку еще более усилит регрессивный характер российской налоговой системы, чему нельзя давать однозначную оценку.

В России в 90-х годах фискальная направленность налога на прибыль не вызывает сомнений. В 1999 г. Правительство РФ предприняло первые шаги по снижению фискальной нагрузки на прибыль: с 1 апреля 1999 г. ставка налога на прибыль сократилась с 35% до 30%, по высокорентабельным видам деятельности (банковская, биржевая, брокерская, страховая, посредническая деятельность) предельная ставка налога также снижена с 43% до 38%.

По расчетам Минфина России, в 2002 г., объем налога на прибыль превысил НДС и стал самым собираемым налогом.

Принципиально новый подход нужно реализовать в порядке определения амортизационных отчислений, включаемых в состав затрат. Вместо дифференцированной системы амортизационных норм должна быть введена система нормативов амортизационных отчислений по укрупненным амортизационным группам, которая близка к международным стандартам. Это позволит заметно уменьшить налогооблагаемую прибыль в первые годы эксплуатации основных средств. Таким образом, российские предприятия получат возможность использовать ускоренную амортизацию как важнейший источник самофинансирования, увеличения инвестиционных средств.

Много вопросов вызывает у налогоплательщиков процедура уплаты единого социального налога. Уже возникли серьезные проблемы. В главе 24 Кодекса прописаны регрессивная ставка налогообложения по единому социальному налогу, с выделением четырех категорий (от 100 до 600 тыс. руб.). Но если 98-99% наших налогоплательщиков попадают в первую категорию (фонд оплаты труда не превышает 100 тыс. руб.), то тогда никакой регрессивной ставки налогообложения не получается.

Продолжаются споры о жизнеспособности плоской шкалы налога на доходы с физических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, фискальное регулирование экономики государством – это актуальный вид государственного регулирования экономики. Налоги, трансферты, государственные расходы являются эффективными инструментами фискального регулирования. Для этого многие развитые  государства разрабатывают   фискальную политику государства.   

          Фискальная политика государства  – это постоянное  вмешательство  государства в экономические процессы  и явления с целью  регулирования их  протекания. Это совокупность мероприятий  в сфере  налогообложения, направленных  на формирование доходной части государственного  бюджета, повышение эффективности  функционирования всей национальной  экономики,  обеспечение экономического  роста, занятости населения и стабильности  денежного  обращения.                                            

Фискальное регулирование, основанное на встроенных  (автоматических) стабилизаторах  (регуляторах),  использует такой механизм, который  без участия государства  устраняет  неблагоприятное положение на разных  фазах экономического цикла (в него  входят налоговые поступления и социальные  выплаты).

Инструментами фискального регулирования выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

1) государственные закупки;

2) налоги;

3) трансферты.

Подводя итог, можно выделить достоинства и недостатки фискальной политики, как основного способа фискального регулирования экономики. К достоинствам следует отнести:

1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска;

2. Отсутствие внешнего лага. Внешний лаг - это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения;

3. Наличие автоматических  стабилизаторов.

Недостатки фискального регулирования экономики:

1. Эффект вытеснения. Экономический  смысл этого эффекта состоит  в следующем: рост расходов бюджета  в период спада (увеличение государственных  закупок и/или трансфертов) и/или  сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту  совокупного дохода, что увеличивает  спрос на деньги и повышает  ставку процента на денежном  рынке (цену кредита);

2. Наличие внутреннего  лага. Внутренний лаг - это период  времени между возникновением  необходимости изменения политики  и принятием решения о ее  изменении. Решения об изменении  инструментов фискальной политики  принимает правительство, однако  введение их в действие невозможно  без обсуждения и утверждения  этих решений законодательным  органом власти (Парламентом, Государственной  думой, политическими партиям и  т.п.), т.е. придания им силы закона;

3. Неопределенность. Этот  недостаток характерен не только  для фискальной, но и для монетарной  политики;

4. Дефицит бюджета. Противники  кейнсианских методов регулирования  экономики - монетаристы, сторонники  теории экономики и теории  рациональных ожиданий , т.е. представители  неоклассического направления в  экономической теории считают  дефицит государственного бюджета  одним из важнейших недостатков  фискальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Абель, Э. Макроэкономика / Э. Абель, Б. Бернанке. - СПб.: Питер, 2010. - 768 с.
  2. Аганбегян А.Т. О месте экономики России в мире//Вопросы экономики.-2014.-№2,с.43-54
  1. Агапова Т.А. Макроэкономика/Т.А. Агапова Т.А., С.Ф. Серёгина - М.: Дело и Сервис, 2010. - 448с.

  1. Базылев Н.И. Макроэкономика: Учебное пособие/ Н.И. Базылева, С.П. Гурко, М.Н. Базылева - Мн.: БГЭУ, 2011. - 190с.

  1. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебник / Е.Ф. Борисов. - М.: Юрайт, 2012. - 399 с

  1. Бункина, М.К. Макроэкономика / М.К. Бункина, А.М. Семенов, В.А. Семенов. - М.: Дело и Сервис, 2011. - 512 с.

  1. Воробьев В.А. Макроэкономика: учебное пособие/ В.А. Воробьев, А.В. Бондарь - Мн: БГЭУ, 2013. - 270с.

  1. Глазьев С. Перспективы социально-экономического развития России//Экономист.2010.№1 с.3-18
  2. Головнин, М. Теоретические подходы к проведению бюджетно-налоговой политики в условиях финансовой глобализации / М. Головнин // Вопросы экономики. - 2012. - №4.
  3. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учеб. - М.: Юристъ, 2013. - 861 с.
  4. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. - М.: «ВЛАДОС», 2010. – 306 с.
  5. Капканщиков С.Г. Бюджетно-налоговое регулирование национальной экономики: мировой опыт и российская специфика: монография/ С.Г.Капканщиков, А.С. Капканщиков; под науч.ред. С.Г.Капканщикова.-Ульяновск: УлГУ, 2012.-356с.
  6. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2014.-416 с.
  7. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику. Курс лекций для экономистов.// Изд.дом ГУ ВШЭ.-2011. - 511с.
  8. Мау. Экономика и политика в 2011 году: глобальный кризис и поиск новой модели роста.//Вопросы экономики.-2012.-№2, с. 4-5,18-19
  9. С.Цирель. Влияние государственного вмешательства в экономику и социального неравенства на экономический рост. //Вопросы экономики. 2012., №5. 100-116.
  10. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.: Высшее образование, 2012. - 654 с.
  11. Трунин, С.Н. Макроэкономика / С.Н. Трунин, Г.Г. Вукович. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 312 с.
  12. Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Макроэкономика: Конспект лекций// изд-во Высшее образование.-2010 <http://uchebnik-ekonomika.com/makroekonomika_uchebnik/makroekonomika-konspekt lektsiy.html>, 169с.
  1. Юрьева Т.В. Макроэкономика/ Т.В. Юрьева, Е.А. Марыганова - М.: МЭСИ, 2012. - 286с.

  1. http://www.prtime.ru/2010/12/13/fiskalnaja_politika.html.-Акопян Т. Фискальная политика США/Т. Акопян. - 16.03.2012.

  1. http://www.gks.ru/ - сайт Государственного комитета статистики

  1. http://zakupki.gov.ru/ - сайт о размещении Государственных закупок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Фискальная политика российского государства в современных условиях