Фискальная политика российского государства в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 06:28, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики государство стремится определенным образом воздействовать на экономическую сферу. Вмешательство государства в экономику не только желательно, но и необходимо. Это обусловлено тем, что российская экономика претерпевает множество изменений, как положительных, так и негативных. Периодические экономические кризисы, вступление страны в ВТО, появление новых видов экономки и несовершенство законодательства требуют от государства определенных инструментов. В числе наиболее значимых и действенных видов регулирования экономики государством и является – фискальное регулирование экономики.
Актуальность темы обусловлена тем, что фискальная политика является одной из распространенных политик, применяемая государством в отношении экономической сферы, в том числе и налогообложение определенным образом воздействуют на экономику России и субъекты экономической деятельности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………..……3
Глава 1. Теоретические основы фискальной политики экономики.......................................5
1.1 Сущность и задачи фискальной политики экономики……………………………..…...5
1.2 Виды фискальной политики 9
1.3 Достоинства недостатки фискального регулирования экономики 17
Глава 2. Анализ фискального регулирования экономики в России 20
2.1 Анализ современной бюджетно-налоговой политики в России 20
2.2 Проблемы и ошибки бюджетно-налоговой политики России 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 106.06 Кб (Скачать файл)

т  Связь и информационные услуги  Банки, страховые компании, в РГАНИ безопасности, юридические услуги  Консалтинговые, в т.ч. логистические, наука и научное обслуживание Перевозки нас елення, поставка грузов, сервисное обслуживание транспорт - них средств  Абонентское в бслуговування телефонов, услуги мобильной связи, почтовые услуги, радио, телевидения, медиауслуг, почта, телеграф, е-mail, Internet  Профессиональные по слуги в сфере банковского обслуживания, страхования бизнеса, экономической безопасности и юридическая поддержка  Консалтинговые услуги по менеджменту, маркет ингу, расчеты материальных и информационных потоков, медицинское обслуживание, юридические услуги, научные разработки, создание технологий Ранг III. Обеспечение духовных потребностей Культура  Образование, воспитание  Развлечения  Культовые потребности Театр, кино, музеи, спорт, м зыка, танцы, живопись  Детские сады, школы, техник умы, училища, ВУЗы  Игры, а трак-Циона, конкурсы, лотереи, цирк, Зоопарки  Церковь, костел, мечеть, синагога Рис. 2. Трехуровневый ранжирования сферы услуг Развитие сферы услуг I ранга невозможно без одновременного развития транспорта и связи, банковских услуг, страхования, обеспечения экономической безопасности, юридических, консалтинговых, информационных, научных услуг, то есть развития услуг II ранга. Доказана необходимость маркетингового обеспечения индустрии услуг, что позволяет исключить стихийность в создании новых предприятий сферы услуг и минимизировать риск их банкротства. Зачисление услуг по удовлетворению духовных потребностей населения к III ранга не означает их недостаточной ценности хотя бы потому, что эффективную деятельность в индустрии услуг могут проводить только культурные и достаточно образованные специалисты. Часть этих услуг могут быть в той или иной степени коммерциализированные (образование, шоу-бизнес), а потому обеспечиваться посредством традиционного маркетингового инструментария. Часть услуг III ранга требуют для своего функционирования финансовой поддержки государства, спонсоров, меценатов. Маркетинговые усилия в этом случае направлены на выявление сегментов дарителей на основе изучения их доходов, опыта предыдущих пожертвований, вкусов, чести. Новая парадигма сферы услуг учитывает развитие логистической концепции и глобализации, определяющий возникновение в сфере услуг доминантных и перспективных услуг в области логистики и информационных технологий на национальном и транснациональном уровнях. Концепция развития и реализации региональной экономической политики в сфере услуг ориентирована на маркетинговый подход, который должен пронизывать все стадии жизненного цикла, как услуги, так и ее продуцента (рис. 3). Уже на первом этапе создания предприятия (фирмы) услуг следует провести маркетинговое исследование рынка услуг, позволяет принять решение о выборе целевого сегмента услуг, на котором планируется продажа услуг предприятия. Спецификой продуцентов услуг является способность быстро реагировать на динамическое изменение параметров внешней среды, поэтому миссия и цели предприятия сферы услуг не являются константами, а наоборот, изменяются в процессе адаптации предприятия к внешней среде. Основой для оптимальной адаптации являются полученные вовремя результаты маркетингового мониторинга рынка и состояния конкурентной среды. При этом изменения внешней среды следует рассматривать на мега-, макро-и микроуровнях. Факторы мегауровня предлагается представить в виде функции: М =  (1) где m n - интегрированный показатель сферы бизнеса в n-й стране, зависит от экономических, социальных и политических факторов, которые влияют на развитие рассматриваемого бизнеса в n-й стране. Рис. 3. Стадии жизни субъекта производства услуг в контексте маркетинга Факторы макроуровня представлены функцией:                                                       С =  (2) где с k - интегрированный показатель, зависит от экономических, социальных и политических факторов, которые влияют на развитие рассматриваемого бизнеса в (k = 1, 2, 3 ..., к). Факторы микроуровня представлены функцией: Р =  (3) где р i - показатели внешней среды, влияющие на бизнес рассматриваемой фирмы. Фирму можно представить системой, на вход которой поступают факторы М, С,


Р, трансформируются фирмой в выходные факторы, которые определяют стратегию S, тактику Т и эффективность деятельности Е.  (4)  (5)  (6) где s r - r-я составляющая стратегии; t i - i-я составляющая тактики; e j - j-я составляющая эффективности. Внутреннее состояние системы F определяется как функция от внешних воздействий, что определяет стратегию и тактику поведения, которые, в свою очередь, также функциями от внешних воздействий.  (7)  (8)  (9)  . (10) Если тактика соответствует стратегии, то есть Т  S (тактика является подмножеством стратегии), то взаимозависимыми также функции ц и и, т.е. и  ц. При и ? ц, нарушается стабильность, и чтобы система приобрела равновесия, следует изменить и или с. Если обратная связь функции эффективности является отрицательным, корректируется Т, если положительным - корректируется S, если равен 0, то нет смысла корректировать S, а лучше вернуться к предыдущему Т  S, поскольку состояние не меняется, а только возникнут расходы на смену стратегии. Практическая реализация рассматриваемой модели сводится к экспертной оценке силы проявления V = г (m n, c k, p i) каждого фактора m n, c k, p i в момент времени t в краткосрочной и долгосрочной перспективе по шкале 0 - 4, где 0 - очень низкая сила проявления, 1 - низкая, 2 - умеренная, 3 - высокая, 4 - очень высокая. Телекоммуникационные услуги является подсистемой социально-бытовой инфраструктуры и имеют важное значение для обеспечения жизнедеятельности и комфорта населения и нормального функционирования субъектов хозяйственной деятельности. Анализ статистических данных позволил, во-первых, выявить тенденцию роста объемов телекоммуникационных услуг в целевых сегментах "Мобильная связь", "Спутниковая связь", "Интернет". Соответственно, росли и доходы предприятий, которые предоставляют услуги в этих сегментах: подсчитано, что темпы роста доходов этих предприятий, начиная с 1999 года, составили в среднем 28,9%. Объемы телекоммуникационных услуг является следствием спроса на них, а последний определяется количеством клиентов. Поэтому в разделе приведены результаты ав-торских исследований феномена лояльности клиента. Показано, что стимулирование спроса на телекоммуникационные услуги охватывает две составляющие: увеличение полезности услуги и усиление контактов с клиентом. Первая стимулирует намерен купить, вторая - осуществление повторной покупке. Это обстоятельство вызывает необходимость использования продуцентами телекоммуникационных услуг инструментария маркетинг-микса, прежде продвижения предоставляемых услуг с помощью акций. Акция, например, на рынке сотовой связи, представляет собой маркетинговую деятельность представителей предприятия оператора или ведущих компаний дилеров, характеризуется предоставлением рынке особых условий приобретения услуг в течение определенного периода времени. Проанализированы типы акций для продвижения телекоммуникационных услуг, доказано, что определяющим является территориальный критерий сегментации рынка услуг связи, так как эффективность их продвижения во многом зависит от характеристик территории. Показано, что для непрерывного анализа рынка телекоммуникационных услуг целесообразно создать корпоративную информационную систему, что дает возможность принимать эффективные управленческие решения в сложной конкурентной среде. Для количественного определения уровня монополизации целесообразно использовать индекс Херфиндаля-Хиршмана (INN):  (11) где x i - доля i-ой фирмы на рынке, в%; n - количество действующих фирм на рынке. Установлено, что на потребительские предпочтения при выборе оператора эффективно влияют: цена, качество предоставления услуги, величины площади покрытия и роуминга, предоставления льгот и скидок, реклама на телевидении и наружная реклама. Концептуальные подходы к разработке маркетингового механизма управления рынком телекоммуникационных услуг необходимо учитывать демографические факторы. Молодежную группу абонентов следует дифференцировать на подростков, молодых людей в возрасте от 19 до 25 лет и от 26 до 35 лет. Эти группы отличаются предпочтениями и поведением на рынке, которые должны учитывать маркетинговые стратегии развития рынка телекоммуникационных услуг. Показано, что на рынке телекоммуникационных услуг, кро

1. прогрессивная налоговая  система, которая сдерживает рост совокупного спроса в периоды экономического роста, так как по мере роста дохода население подвергается более высокой ставке налогов, и, наоборот, при уменьшении дохода, вызванного экономическим спадом, происходит стимуляция совокупного спроса, так как происходит увеличение располагаемого дохода  вследствие снижения налоговой ставки.


2. пособия по безработице и прочие социальные выплаты, которые в ситуации экономического спада увеличиваются вследствие увеличения числа безработных, и, наоборот, при наличии экономического роста, в результате которого происходит снижение безработицы, данные выплаты  автоматически снижаются.[21]

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального размера, а только ограничивают размах этих колебаний.

 

1.2 Основные инструменты  фискальной политики

 

Инструментами фискального регулирования выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

1) государственные закупки;

2) налоги;

3) трансферты.

Воздействие инструментов фискального регулирования на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса (AD = C + I + G + Xn) следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.[13, с.108]

Поэтому инструменты фискального регулирования могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.


Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.


Согласно классической концепции, инструменты фискальной политики приводят лишь к перераспределению средств от частного сектора к государственному и не влияют на значения НД и занятости в экономике. Прирост совокупного спроса, вызванный приростом автономного спроса на рынке благ, в значительной степени погашается взаимодействием с денежным рынком. Этот механизм получил название эффекта вытеснения. Рост госзакупок приведет к росту процентной ставки, что вызовет снижение запланированных предпринимателями инвестиций в размере, равном первоначальному приросту госзакупок. Произойдет повышение цен.



 Основными инструментами фискального регулирования является государственные (или правительственные) расходы и налоги. Государственные (или правительственные) расходы – это затраты на содержание института государства, а также правительственные закупки товаров и услуг. К последним могут быть отнесены весьма разнообразные виды закупок, например, закупка государством атомных подводных лодок, космических ракет, солдатских шинелей, строительство за счет бюджета электростанций, дорог, каналов, школ, медицинских учреждений, объектов культуры и просвещения, закупки сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки и т.д. Таким образом, потребителем всего вышеназванного является государство. 


Как правило, государственные закупки подразделяют на закупки для собственного потребления государства, которые наиболее стабильны, и закупки для регулирования рынка. Эти расходы отражаются в расходной части государственного бюджета. В современном обществе смешанной экономики роль государственных расходов чрезвычайна важна. Поэтому в перспективных экономических программах развития общества большое внимание уделяется регулирующей роли государственных расходов в обеспечении социально-экономического развития, в формировании нового качества экономического роста.[18, с.67]

В странах с развитой рыночной экономикой государство как покупатель обеспечивает реализацию до 20% ВНП. Для этого существует система государственного заказа, привлекающая фирмы гарантированным рынком сбыта, налоговыми и кредитными льготами, отсутствием риска неплатежей и т.д. Поэтому государственные расходы и налоги – это важнейшие инструменты государственного регулирования экономики, определяющие уровень совокупных расходов, объемы национального производства, занятость населения. Значительное место в государственных расходах занимают трансфертные платежи. Трансфертные платежи есть система экономических, политических мер и программ, которые через перераспределение доходов через государственный бюджет выплачивают средства населению в основном в денежной форме. Таким образом, происходит реинвестирование в людей, относящихся к категории остро нуждающихся, т.е. живущих за чертой бедности. Кроме того, трансфертные платежи представлены как выплаты по страхованию (или социальное обеспечение), по старости, выплаты работникам в связи с несчастными случаями и профзаболеваниями кормильцев и инвалидам, выплаты процентов по государственному долгу. Трансфертные платежи формируются за счет налогообложения, в том числе подоходного налога, отчислений трудящихся в фонды социального страхования, частной благотворительности и т.д. Таким образом, с помощью трансфертных платежей осуществляется перераспределение доходов в пользу более бедных.

Налоги представляют собой второй важнейший инструмент фискального регулирования. Налоги есть нормативная форма обложения доходов физических и юридических лиц, характеризующаяся обязательностью и срочностью платежа. Они представляют собой доход государства, необходимый для его нормального функционирования. Использование налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю. Первый денежный поголовный налог на граждан был введен еще в Римской империи во II в. н. э. По мере развития обмена и экономической цивилизации денежные налоги вытесняют другие виды платежей, в том числе и натуральный, и становятся господствующими. 

Практика экономической жизни располагает широким спектром видов налогов. По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги – это обязательные платежи, включаемые в цену товара или услуги. Значительную их часть образуют акцизы. По использованию налоги подразделяют на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на определенные цели. Эти налоги, например, на продажу бензина, топлива, смазочных масел и др. В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на государственные и местные. Государственные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль с корпораций, таможенные пошлины и т.п. Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог. Соотношение различных видов налогов на различных ступенях развития общества менялось. В XIX — начале ХХ веков главную роль играли косвенные налоги, после Второй мировой войны ведущую роль стали играть прямые налоги. Для современной налоговой системы характерен рост взносов в фонд социального страхования, который по темпам роста опережает как прямые, так и косвенные налоги. 

Можно выделить три ступени развития взглядов на роль налогов в реализации государственных интересов:

- на начальных этапах рыночной экономики налоги рассматривались исключительно в фискальных интересах как средство пополнения государственной казны;

- затем пришли к выводу о необходимости ввести ограничения в фискальную функцию налогообложения. Таким ограничением стало требование не подрывать воспроизводственный процесс в микроэкономике, для настоящего времени стало характерным стремление все в большей степени использовать налоги для корректировки хозяйственных пропорций в обществе.[10, с.104]

Информация о работе Фискальная политика российского государства в современных условиях