Фискальная политика российского государства в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 06:28, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики государство стремится определенным образом воздействовать на экономическую сферу. Вмешательство государства в экономику не только желательно, но и необходимо. Это обусловлено тем, что российская экономика претерпевает множество изменений, как положительных, так и негативных. Периодические экономические кризисы, вступление страны в ВТО, появление новых видов экономки и несовершенство законодательства требуют от государства определенных инструментов. В числе наиболее значимых и действенных видов регулирования экономики государством и является – фискальное регулирование экономики.
Актуальность темы обусловлена тем, что фискальная политика является одной из распространенных политик, применяемая государством в отношении экономической сферы, в том числе и налогообложение определенным образом воздействуют на экономику России и субъекты экономической деятельности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………..……3
Глава 1. Теоретические основы фискальной политики экономики.......................................5
1.1 Сущность и задачи фискальной политики экономики……………………………..…...5
1.2 Виды фискальной политики 9
1.3 Достоинства недостатки фискального регулирования экономики 17
Глава 2. Анализ фискального регулирования экономики в России 20
2.1 Анализ современной бюджетно-налоговой политики в России 20
2.2 Проблемы и ошибки бюджетно-налоговой политики России 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 106.06 Кб (Скачать файл)

Равновесный бюджет - редкое явление в мировой практике, поскольку его дефицит, как и профицит, зависят не только от государственной политики в области расходов и налогообложения, но и уровня хозяйственной активности. Достижение бюджетного равновесия возможно только в отдельные краткие моменты. Точка пересечения бюджетных доходов и расходов представляет собой некий центр, вокруг которого в определенном диапазоне осуществляется колебание их разницы. В общем случае профицит бюджета является функцией доходов, однако на его величину непосредственное воздействие наряду с подоходными налогами оказывают и государственные расходы. Их увеличение сокращает соответствующим образом профицит, но это сокращение частично компенсируется за счет увеличения налогов, поскольку рост государственных закупок приводит к повышению доходов в результате действия положительного процесса мультипликации.

Анализируя уровень бюджетного дефицита (профицита) с целью выработки рациональной бюджетно-налоговой стратегии, необходимо учитывать степень активности хозяйствующих субъектов, а также этап цикла, который проходит экономика. Например, бюджетный дефицит может быть вызван и экспансионистской политикой государства, и спадом экономической активности, и сокращением налоговых поступлений. В первом случае методом борьбы с ним могла бы стать программа сокращения государственных расходов, во втором и третьем - фискальная политика, способствующая росту.

Сегодня бюджетный дефицит не редкость и для рыночных экономик стран Запада. Однако если в послевоенный период он использовался как активный инструмент фискальной политики, как способ увеличения совокупного спроса, то в настоящее время главная его причина - непропорциональное повышение социальных расходов.

При мягких формах осуществления денежно-кредитной политики рост бюджетного дефицита является стимулом развития инфляции, поэтому его высокий уровень ассоциируется, как правило, с высокими темпами инфляции. Современный этап развития рыночных экономик характеризуется появлением новой тенденции. В ряде стран Запада (Италии, Бельгии и др.) периодически фиксируется сочетание низких темпов инфляции с высоким уровнем бюджетного дефицита. Причина этого - чрезмерное разбухание социальных расходов.

Отказ от эмиссионного финансирования бюджета, которое, по сути, является двигателем инфляции, ставит перед государством проблему поиска иных источников, среди которых основное место занимают заимствования - внутренние либо внешние. Выбор источника дефицитного финансирования зависит от конкретных целей государственного регулирования на данном этапе, однако всем им присущи существенные отрицательные черты, и использование любого из них в течение длительного времени чревато опасностями для национального хозяйства.[16. С.53]

Так, эмиссионное финансирование приводит к росту инфляции, заимствование на внутреннем и внешнем финансовых рынках - к накапливанию государственного долга и увеличению доли бюджетных средств, направляемых на его погашение и обслуживание.

Покрытие бюджетного дефицита за счет внутренних неинфляционных источников (займов у населения и финансовых структур) может какое-то время давать положительный стабилизирующий эффект для экономики, но имеет скрытые недостатки (например, спад внутреннего спроса), приводящие в перспективе к разрушительным последствиям. Длительное применение этого механизма вызывает переориентацию денежных потоков на финансовые рынки краткосрочных государственных обязательств, а, следовательно, обескровливание реального сектора, снижение привлекательности кредитов для экономики и рост процента по кредитам.

В настоящее время большинство стран пытаются, так или иначе, сбалансировать свои бюджеты при одновременном росте доли государственных расходов в ВВП. При этом незначительный бюджетный дефицит по-прежнему рассматривается в качестве фактора экономического роста.

Вопросы выработки системы мер по бюджетно-налоговому регулированию традиционно являются предметом острых дискуссий практически для любой страны. Наиболее эффективной и перспективной мерой считаются снижение общего уровня налогообложения и стимулирование расширения налоговой базы. Однако с целью пополнения госбюджета правительству приходится искать разные способы, в том числе и увеличивать налоговые ставки. Но политики не с большим удовольствием идут на увеличение налогов, так как это может повредить их рейтингу.

Другой путь - увеличение государственных расходов за счет контролируемой денежной эмиссии, которую необходимо направлять на финансирование высокотехнологичных инвестиционных проектов, способных дать экономике новые импульсы к росту.

Наконец, теоретически еще одним способом может стать рост налогового бремени при неизменном уровне государственных расходов, но в этом случае жизнеспособной остается только та часть экономики, которая уходит из-под пресса. Бюджет же получает в виде налогов меньшую величину, чем та, которая собиралась бы при более низком и щадящем уровне налогообложения.

Сокращение бюджетного дефицита ведет к последующему снижению процентных ставок, создает лучшие условия для привлечения капитала в экономику, а установление налогового бремени на более низком уровне стимулирует рост, как потребления, так и инвестиций.

Однако сам по себе бюджетный дефицит не всегда выступает как безусловное зло, с которым надо бороться любыми средствами, поскольку его формальное устранение путем денежной эмиссии или чрезмерного сокращения государственных расходов без учета реальных потребностей экономики чревато отрицательными последствиями. В то же время сбалансированный бюджет или бюджет, сформированный и выполняемый с профицитом, не всегда являются признаком здоровой, динамично развивающейся на основе внутренних резервов экономики, а могут быть результатом действия внешних факторов.[7, с.43]

Для сильной экономики, успешно реализующей потенции к росту, допустимо в определенных пределах наличие бюджетного дефицита (до 3% ВВП). При таком его размере часто отмечаются устойчивая положительная динамика темпов экономического роста, снижение ставки ссудного процента, увеличение положительного сальдо внешнеторгового баланса, сокращение темпов инфляции.

Фундаментом успешной бюджетной политики должно быть не просто формальное устранение бюджетного дефицита, а разрешение порождающих его проблем посредством формирования благоприятной инвестиционной и конкурентной среды, снятия препятствий для повышения экономической активности хозяйствующих субъектов. Необходимо осуществлять комплекс мероприятий, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных ресурсов в госбюджет, а с другой, создавали бы предпосылки для постепенного сокращения государственных расходов путем передачи рынку тех секторов национального хозяйства, которые могут функционировать более эффективно без государственного вмешательства.

Реформирование бюджетной и налоговой систем в России проводится в сложных условиях трансформации собственности и становления национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией отраслевой структуры производства, переводом оборонного производства на изготовление конкурентоспособной продукции, проведением крупных мер по социальной защите населения и т. д.

Переход к рыночной экономике изменил и структуру доходной части государственного бюджета, которая в значительной мере формируется за счет налоговых поступлений. Поэтому главное значение в осуществлении фискальной политики сводится к реформированию налоговой системы и налогообложения.

Трудности в ее осуществлении состоят в том, что эволюция налоговой системы России развивалась долгое время не в соответствии с теми тенденциями, которые характерны экономике развитых рыночных стран.

В современных условиях наметились основные вехи реформирования российской налоговой системы. Для переходного периода становится важной разработка концепции повышения стимулирующей функции налогообложения в развитии предпринимательства и формировании инвестиций.

Стратегия усиления стимулирующей функции налогообложения и количественного увеличения инвестиций предполагает их программное обеспечение. В состав этой программы должны входить определенные меры органов государственного и территориального управления, реализуемые в логической последовательности.

К этим мерам относятся:

- обеспечение стабильного  налогового законодательства, недопустимость  любых изменений в налоговой  схеме в течение всего хозяйственного  года. Более того, предполагается  продолжительный по горизонту  мораторий на внесение поправок, усиливающих налоговое бремя;

- отказ от неоправданной  множественности налогов, число  которых только в России с  учетом местных налогов приблизилось  к 100;

- устранение имеющейся  дискриминации в дифференциации  налогоплательщиков в зависимости  от форм собственности;

- установление низких  налогов на производителей и  «удешевление» кредита;

- усиление целенаправленности  налоговой системы. В условиях  спада производства важно поставить  в привилегированное положение  предприятия (фирмы), реально увеличивающие  объемы производства и осуществляющие  инвестирование средств в его  рост. Сделать это можно разными  способами, например, освободив от  налогов часть прибыли, полученной  от увеличения объема реализации  в сопоставимых ценах. Желательно  также полностью освободить от  налогообложения вклады инвесторов  и прибыль предприятий, направляемую  на развитие производства, НИОКР, содержание объектов социальной  сферы;

- придание действенного  и конкретного характера налоговым  льготам, которые теперь в большинстве  носят декларативный и показной  характер, в результате чего теряют  стимулирующее значение. Вновь создаваемым  или реконструированным предприятиям  необходимо предоставлять льготы  с момента не их регистрации, а получения первой прибыли.

Как показывает мировой опыт развитых стран, современная налоговая система должна стимулировать научно-технический прогресс, структурную передислокацию ресурсов и рабочей силы, выпуск дефицитной продукции, развитие предпринимательства. В тоже время она должна подавлять такие негативные тенденции, как монополизм, рост издержек, спекулятивная активность, инфляция.

Такова общая концепция перестройки налоговой системы переходной экономики в направлении безусловного экономического роста при одновременной максимизации индивидуального богатства налогоплательщиков и налоговых поступлений в бюджет.

В итоге экономическая динамика общества будет обеспечиваться через концентрацию налоговых поступлений в бюджет и направлений бюджетных ассигнований на инвестирование средств в различные структуры и программы, а также социально-культурную сферу. Именно через бюджет реализуются прямые и обратные связи по регулированию и поддержанию макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения.

Функции налогообложения в обеспечении инвестирования не абстрактны. Они выполняют задачи ресурсно-денежного обеспечения этого процесса по разработанным программам. Это связи прямого характера.

В свою очередь, экономический рост и расширение масштабов производства увеличивают налоговое поле и обратное увеличенное поступление ресурсов. Это обратные связи в общей экономической динамике [12, c. 123].

Изменение налоговых ставок незамедлительно сказывается на мотивации экономических собственников. Претензии государства на чрезмерную долю конечного продукта могут не только ослабить, но и подорвать мотивацию экономических агентов к хозяйственной деятельности вообще. Налоги представляют собой субъективное «вторжение» в реальные процессы трансформации собственности, ускоряя либо замедляя «способ работы над продуктом». Так высокие налоговые ставки с началом либеральных реформ в России объективно не позволили должным образом развиться малому бизнесу, да и крупные предприятия испытывали экономический «дискомфорт» от проводимой государством воинствующей фискальной рестрикции.

Названная фискальная рестрикция стала одной из веских причин возникновения и бурного развития внелегальных хозяйственных структур. Именно это можно наблюдать в современной российской экономике, где сниженные налоговые ставки не дали ожидаемого результата и не вывели из «тени» большинство хозяйственных структур.

Скрытые формы присвоения благ оказывают обратное влияние на фискальную политику государства, замедляя либо ускоряя принятие соответствующих решений. Например, современная преимущественно экспансионистская, фискальная политика российского государства в немалой степени явилась закономерным следствием массового ухода от налогов, вызванного в свое время фискальной рестрикцией. И хотя ожидаемых результатов сниженные налоговые ставки не дали, тем не менее именно в них можно видеть один из факторов стратегической социально-экономической стабилизации в современной России.

 

2.2 Проблемы и ошибки бюджетно-налоговой политики России

 

Природа фискальных проблем заключается в том, что их не удается решить раз и навсегда. Они могут возрождаться не только в случае чрезвычайных ситуаций (например, война или стихийное бедствие), отрицательного внешнего шока или просто ухудшения экономической конъюнктуры, но они могут быть связаны также с замедлением темпов необходимых институциональных и структурных реформ, а также ослаблением финансовой дисциплины, которые очень быстро приводят к серьезным фискальным трудностям.

Основные фискальные проблемы пришли в нашу страну из советской системы. В те времена существовала плановая (административно-командная) экономика, которая носила в себе достаточно много отрицательных моментов:

В бюджетно-налоговой политике господствовал принцип максимальной возможности, т.е. все финансовые ресурсы, перекачиваемые в государственный бюджет, должны были подвергаться налоговому изъятию. Доля ВВП, перераспределяемая через бюджетную систему, доходила на 60-70%. Эта черта явно характеризовала нерыночную экономику. Но плюсами этого принципа было обеспечение населения социальными гарантиями и уверенность в будущем.

Информация о работе Фискальная политика российского государства в современных условиях