Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение фискальной политики государства как метода государственного регулирования экономики. Во-первых, будет раскрыто само понятие фискальной политики, выделены ее основные составляющие, обозначены принципы, механизмы и инструменты воздействия на хозяйственную систему общества. Во-вторых, понять в краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты. В- третьих, рассмотреть фискальную политику государства.

Задачей данной курсовой работы является раскрытие смысла и изложения основных составляющих бюджетно–налоговой политики: роли фискальной политики в государственном регулировании, сущности, цели, инструменты и модели фискальной политики, типы фискальной политики (Дискреционную фискальную политику и недискреционную фискальную политику), мультипликаторы государственных расходов, налогов и сбалансированного баланса, государственный бюджет.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)

Общий  принцип   заключается   в   том,  что   сумма   государственного долга   равна   сумме   будущих    налогов,    и    если    потребитель    в достаточной  мере  учитывает  будущие  события,  то   будущие   налоги   для него      эквивалентны      текущим.      Следовательно,      финансирование государственных  расходов  за  счёт  долга  равносильно  их   финансированию за  счёт  налогов.  Эта   точка   зрения,   известная   как   рикардианское равенство,  названа  так   в   честь   выдающегося   экономиста   XIX   века Давида   Риккардо,   поскольку   он   первым   обратил   внимание   на   этот теоретический  аргумент.[21]

Вывод  из  равенства  Риккардо  заключается  в  том,  что  финансируемое за  счёт  долга  снижение  налогов  не   изменяет   потребления.   Домашние хозяйства   сберегают   прирост    располагаемого    дохода    для    оплаты предстоящего     в     будущем     повышения     налоговых     обязательств, обусловленного   снижением   текущих   налогов.    Этот    прирост    личных сбережений  равен   по   величине   снижению   государственных   сбережений.

Национальные  сбережения  -  сумма  личных  и   государственных   сбережений -  остаются  неизменными.  Поэтому  снижение  налогов  не  приводит  к   тем последствиям,  на  которые  указывает  традиционный  анализ.

Однако  из  логики  анализа   равенства   иккардо   не   следует,   что любые  изменения  в  бюджетно-налоговой  политике  бесполезны.   Они   могут существенно   повлиять   на   расходы   потребителя,   если    приводят    к изменению   текущего   или   будущего   объёма   государственных   расходов.

Предположим,   например,   что   правительство   снижает   налоги    сегодня потому,   что   оно   планирует   уменьшить   государственные   закупки    в будущем.  Если  потребитель   считает,   что   это   снижение   налогов   не вызовет  роста  налогов   в   будущем,   он   будет   считать   себя   более обеспеченным   и   увеличит   расходы   на   потребление.   Однако    именно снижение    государственных    расходов,    а    не    уменьшение    налогов стимулирует     потребление:     объявление     о      будущем      снижении государственных  расходов  привело   бы   к   росту   текущего   потребления даже   при   неизменном   уровне   существующих   налогов,   поскольку   это предполагает,  что  через  некоторое  время  налоги  уменьшатся.

Бюджетно-налоговая политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.

Как следует из кейнсианской модели «доходы- расходы», макроэкономическое равновесие не всегда соответствует состоянию полной занятости ресурсов экономической системы, что заставляет государство вмешиваться в экономику, корректируя совокупные расходы через государственные закупки, налоги и трансфертные платежи.

 

 



 

3 глава Фискальная политика РФ

3.1. Бюджетная система государства

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов и т.д. Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.[22]

Структура бюджетной системы включает в себя:

· федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

· бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

бюджеты городских и сельских поселений.

При этом бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные.

Под федеральным бюджетом понимается основной финансовый план страны в целом, ежегодно принимаемый высшим законодательным органом государственной власти - Федеральным Собранием. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории РФ по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах всего народа, населяющего страну. Основная часть доходного потенциала федерального бюджета формируется за счет налоговых поступлений, неналоговые доходы составляют незначительную долю - около 1%.

Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъектов РФ.

Как экономическая категория бюджет субъекта РФ - это система экономических отношений, посредством которой осуществляется распределение и перераспределение национального дохода для выполнения органами власти субъекта Федерации своих функций, связанных с экономическим и социальным развитием региона.[23]

Одним из важнейших направлений экономической политики государства является его финансовая политика, так как достичь успеха в построении сильного общества можно лишь при успехах в финансовой политике. Главной составной частью финансовой политики является бюджетная. Именно бюджетная политика, в которой отражаются интересы государства, его функции, требующие для решения поставленных задач бюджетных средств, во многом определяет экономический курс развития государства.

Бюджетная политика тесно связана с такими понятиями, как межбюджетные отношения, бюджетный потенциал, налоговое бремя. Как организационно-финансовая категория бюджетная политика представляет собой систему мер и действий органов власти в области управления бюджетным процессом на основе концепции развития бюджетных отношений в составе общей экономической политики, направленную на реализацию всех функций бюджета в целях достижения определенного на данном этапе экономического и социального эффекта.[24]

Принципы построения бюджетной системы РФ

Бюджетная система страны основана на ряде принципов:

· единство бюджетной системы;

· разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

· самостоятельность бюджетов;

· равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

· полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

· сбалансированность бюджета;

· результативность и эффективность использования бюджетных средств;

· общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

· прозрачность (открытость);

· достоверность бюджета;

· адресность и целевой характер бюджетных средств;

· подведомственность расходов бюджета;

· единство кассы.[25]

Таблица 1. Перечень федеральных

целевых программ в 2005-2007 гг., млн. руб.[26]

Наименование целевой программы

Период, гг

2006 г.

 

2007 г.

 

2008 г.

 

Модернизация транспортной системы России

2002-2010

161 609

181 621

249 420

Культура России

2006-2010

12 270

12 394

14 694

Жилище

2002-2010

28 558

46 617

49 670

Дети России

2007-2010

2 036

3 000

3 205

Программа развития образования

2006-2010

8 039

11 077

11 533

Космическая программа России

2006-2015

23 000

24 400

28 614

Развитие гражданской авиационной техники

2002-2010

7 453

11 411

12 537

Электронная Россия

2002-2010

1 806

2 800

3 985

 


3.2. Налоговая система государства. 

В России налоговая система складывалась в начале 90-х гг. XX века, в период кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. На ее становлении и развитии сказались отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, краткие сроки, отпущенные на разработку законодательства, а также экономический и социальный кризис в стране.

Налоговая система характеризует налоговый правопорядок в целом, а система налогообложения является ее элементом.

Система налогообложения – главный инструмент перераспределения финансовых средств. Для ее эффективного формирования необходимы определенные условия, прежде всего стабильность общей экономической политики. Налоговая система как часть финансовой системы может действовать целенаправленно только при наличии государственных программ, четко определяющих приоритеты промышленной и научно-технической политики, в соответствии с которыми предоставляются налоговые льготы и бюджетные субсидии.[27]

Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социально обнищания низкооплачиваемых слоев населения».

  «Элементами налогообложения» являются:

- Объект налогообложения;

- Налоговая база;

- Налоговый период;

- Налоговая ставка;

- Порядок исчисления налога;

- Порядок и сроки уплаты налога.

Объектами налогообложения служат: имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг либо другое экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Налоговая база – это стоимостная, физическая или другие характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и других документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Остальные налогоплательщики – физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.

Налоговый период – это календарный год или другой период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня воздания до конца календарного года, следующего за годом создания. При ликвидации или реорганизации организации до конца календарного года последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации или реорганизации.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты плательщик уплачивает пени.

 


3. 3. Недостатки, проблемы и пути совершенствования российской налоговой системы.

На сегодняшний день российская налоговая система находится в плачевном состоянии. За последние два года она не только не стала совершенствоваться дальше, но и переходить в стадию деградации. Это видно потому, как изменяется налоговое законодательство, какие «заплатки» ставятся в отдельные нормы. Они абсолютно не систематизированы и уж точно не имеют серьезного экономического обоснования. И, что самое печальное, что у правительства нет программы по её реформе. По крайней мере, программы как набора последовательных действий, направленных на достижение конкретной цели. То, что сегодня представлено как «основные направления налоговой политики», - это просто набор разрозненных методов, неоднократно отвергавшихся ещё три – пять лет назад.[28]

Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию российской налоговой системы был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.

Подобная оценка позволяет объективнее судить о реальности, но отнюдь не перечеркивает задачу улучшения налоговой системы, приведения ее постоянно в соответствие с текущими проблемами экономической политики.

Информация о работе Фискальная политика