Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение фискальной политики государства как метода государственного регулирования экономики. Во-первых, будет раскрыто само понятие фискальной политики, выделены ее основные составляющие, обозначены принципы, механизмы и инструменты воздействия на хозяйственную систему общества. Во-вторых, понять в краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты. В- третьих, рассмотреть фискальную политику государства.

Задачей данной курсовой работы является раскрытие смысла и изложения основных составляющих бюджетно–налоговой политики: роли фискальной политики в государственном регулировании, сущности, цели, инструменты и модели фискальной политики, типы фискальной политики (Дискреционную фискальную политику и недискреционную фискальную политику), мультипликаторы государственных расходов, налогов и сбалансированного баланса, государственный бюджет.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)

Ключевая проблема данной концепции бюджета состоит в том, что подъемы и спады в экономическом цикле могут быть неодинаковы по глубине и длительности и, следовательно, задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла. Например, длительный и глубокий спад, за которым последует короткий и скромный период процветания, будет означать появление большого дефицита в период спада, маленького и никакого положительного сальдо в период процветания и, следовательно, циклического дефицита бюджета. (300)[12]

     Определение бюджетного дефицита  может быть также следующим: бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений по поводу привлечения дополнительных доходов сверх имеющихся у государства, и их использование на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.[13]

     Дефицит = (Заимствование – Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.[14]

Циклический бюджет (излишек) – дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.

В фазе циклического подъема Y 2  >Y 0 , и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается.

              Рис. 6. Циклические бюджетные дефициты и излишки

В фазе циклического спада Y 1  < Y 0 , и поэтому налоги автоматически падают, а трансферты растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада.

Величины циклических дефицитов и излишков определяется степенью «крутизны» графиков налоговой и бюджетной функций. Угол наклона налоговой функции T определяется величиной предельной налоговой ставки t, а угол наклона функции государственных расходов G – величиной γ, которая характеризует соотношение между изменением суммы получаемого трансферта и изменением величины дохода. Соответственно, чем выше уровень дохода, чем выше вносимый налог и ниже трансферт, получаемый от государства.

Даже в том случае, когда все государственные расходы G упрощено представлены как неизменная величина, независящая от динамики текущего дохода, степень встроенной стабильности экономики оказывается тем выше, чем выше уровень налоговых ставок t и чем, соответственно, круче линия  T. В положении T’ величины циклических бюджетов и излишков больше, чем в положении T, и поэтому встроенные стабилизаторы оказывают более сильное воздействие на рост или снижение совокупного спроса.

В то же время увеличение степени встроенной стабильности экономики противоречит другой, более долгосрочной цели бюджетно-налоговой политики – укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, предпринимательскому риску и труду оказываются относительно сильнее при сравнительно более пологой кривой налоговой функции, что может быть достигнуто путем снижения предельных ставок налогообложения. Однако это снижение сопровождается сокращением величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, а следовательно, и снижением степени встроенной стабильности экономики. Выбор между краткосрочными и долгосрочными эффектами фискальной политики является сложной макроэкономической проблемой как для индустриальных, так и для переходных экономик.

Встроенные стабилизаторы  не устраняют причин циклических колебаний  равновесного  ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически нестабильного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может быть место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов. В результате возникает структурный дефицит (излишек) государственного бюджета – разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

                Структурный дефицит государственного бюджета

Структурный дефицит  (излишек)  государственного  бюджета  -  разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.  Циклический дефицит  нередко  оценивается  как  разность  между  фактической   величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки   структурного   дефицита   используются,   в    основном,    в индустриальных странах,  где  размеры  бюджетных  дефицитов  определяются  в большей  степени  циклическими  колебаниями,  а  не  дискреционными   мерами правительства.  Сложности  определения  уровня  полной  занятости  ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска  затрудняют расчеты структурных излишков  и  дефицитов  государственного  бюджета,  хотя именно на основе динамики этих  макроэкономических  индикаторов  оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочном плане.

      В переходных экономиках проблема дефицита государственного бюджета еще более усложняется в связи с  тем,  что,  как  правило,  широко  практикуется манипулирование  его  размерами  -  искусственное  увеличение   или,   чаще, уменьшение величины бюджетного дефицита в текущем году. Это  манипулирование может, например, осуществляться с помощью следующих инструментов:

         >  «налоговая  амнистия»,  которая  позволяет  налогоплательщикам,

           ранее уклонявшимся от уплаты налогов, внести  за  один  раз  всю

           сумму, равную определенной части общего налогового сбора;

         > мероприятия по сбору просроченных налоговых платежей;

         > введение временных или добавочных налогов;

         > отсрочка расчетов с поставщиками;

         > отсрочка выплаты заработной  платы  работникам  государственного

           сектора;

         > отсрочка обязательной индексации заработной платы в соответствии

           с динамикой уровня инфляции;

         > расширенная практика приватизации государственной собственности,

           включая распродажу прав на  исследовательские  и  изыскательские

           работы.

      В переходных экономиках дефицит государственного бюджета  определяется в  большей  мере  текущими  мерами   государственного   регулирования,   чем циклическими колебаниями  экономики.  Только  после  корректировки  текущего бюджетного  дефицита  с  учетом  воздействия  этих  мер  и   влияния   общих экономических  колебаний  может  быть  получен  характерный  для  переходных экономик аналог  структурного  дефицита,  который  иногда  определяется  как коренной дефицит бюджета.

      Измерение его  нередко  оказывается  еще  более  сложным,  чем  оценки

структурного дефицита.  Поэтому  при  разработке  стратегий  стабилизации  и структурных реформ в переходных экономиках приходится опираться  на  обычные оценки  бюджетного  дефицита,  хотя  оптимальная   долгосрочная   фискальная политика должна быть в  большей  мере  сориентирована  скорее на  коренной, нежели на фактический дефицит.[15]

В финансовой системе любого государства главным звеном является государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, используемый правительством для финансирования своей деятельности. Через него государство концентрирует и перераспределяет значительную долю национального дохода для финансирования социально-культурных мероприятий, содержания милиции, армии, органов государственной власти, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.[16]

     Государственный долг – общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (за минусом бюджетных излишков).[17] [16, с.155] Государственный долг является показателем запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2012 года) в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, который рассчитывается за определенный период времени (за год).

По источникам финансирования государственный долг может быть внутренним и внешним.[18]

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:

                        Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

                        Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

                        Усиливается неравенство в доходах;

                        Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

                        Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов

                        Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде

                        Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния

                        Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж

                        Может появиться угроза долгового и валютного кризиса [19]

В   соответствии   с   традиционной   точкой   зрения   государственные займы  -   фактор   уменьшения   национальных   сбережений   и   сдерживания накопления  капитала.   Этой   точки   зрения   придерживается   большинство экономистов.   Однако   существует   другая   точка    зрения,    называемая равенством   Риккардо,   которой   придерживается   небольшая,    но    очень влиятельная   группа   экономистов.   В   соответствии    с рикардианской точкой  зрения,   государственный   долг   не   влияет   на   сбережения   и накопление  капитала.[20]

Как  снижение  налогов  и  бюджетный  дефицит  повлияют  на   состояние экономики  с  традиционной  точки  зрения?

Снижение  налогов,  финансируемое  правительством   за   счёт   займов, будет  оказывать  воздействие   на   экономику   по   многим   направлениям. Снижение  налогов  сразу   же   вызовет   рост   потребительских   расходов.

Рост  потребительских  расходов  влияет  на  состояние  экономики,   как   в краткосрочном,    так    и    долгосрочном     периоде.    На     протяжении краткосрочного  периода  увеличение  потребительских  расходов  приводит   к росту     спроса     на     товары      и      услуги      и,      таким образом,  к   росту   объёма   производства   и занятости.   Однако   ставка    процента    будет    также    расти    из-за обострения   конкуренции   между   инвесторами   в   связи   со    снижением объёма   сбережений.   Повышение   ставки    процента    будет    сдерживать инвестиции   и   стимулировать   приток    иностранного    капитала.    Курс национальной  валюты  по  отношению  к  иностранным  валютам  будет   расти, что  приведёт  к  снижению  конкурентоспособности  национальных   фирм   на мировом  рынке.

В    долгосрочном    плане    сокращение    национальных    сбережений, вызванное   снижением    налогов,    приведёт    к    уменьшению    размеров накопленного  капитала  и  росту  внешней   задолженности.   Поэтому   объём национального   продукта   снизится,   а   доля   в   нём   внешнего   долга возрастёт.

Трудно  оценить  конечные  результаты  воздействия   снижения   налогов на  экономическое  благосостояние  страны.  Жизнь   современного   поколения улучшится  благодаря  росту  дохода  и  занятости,  хотя  весьма   вероятно.

Что   одновременно   повысится   и   темп    инфляции.    Тяжёлое    бремя последствий  такого  бюджетного  дефицита  ляжет   в   основном   на   плечи будущих  поколений:  они  будут  рождены  в  стране  с  меньшими   размерами накопленного  капитала  и  большим  внешним  долгом.

Рикардианский     анализ     влияния     бюджетной     политики      на государственный  долг  основывается   на   логике   поведения   потребителя, учитывающего  интересы  будущего.

Какую  же  реакцию  может  вызвать  снижение  налогов  у   думающих   о будущем  потребителей?

Заботящийся   о   будущем   потребитель   понимает,   что   наличие   в настоящее  время  государственного  долга  означает  повышение   налогов   в будущем.   При   снижении   налогов,    финансируемом    за    счёт    роста государственного   долга,   сами   налоги   не   уменьшаются:   они   просто перераспределяются  во  времени.  Не  увеличивается   и   постоянный   доход потребителя,  а,  следовательно,  и  потребление.

Информация о работе Фискальная политика