Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение фискальной политики государства как метода государственного регулирования экономики. Во-первых, будет раскрыто само понятие фискальной политики, выделены ее основные составляющие, обозначены принципы, механизмы и инструменты воздействия на хозяйственную систему общества. Во-вторых, понять в краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты. В- третьих, рассмотреть фискальную политику государства.

Задачей данной курсовой работы является раскрытие смысла и изложения основных составляющих бюджетно–налоговой политики: роли фискальной политики в государственном регулировании, сущности, цели, инструменты и модели фискальной политики, типы фискальной политики (Дискреционную фискальную политику и недискреционную фискальную политику), мультипликаторы государственных расходов, налогов и сбалансированного баланса, государственный бюджет.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в мире реализуются сотни программ так называемых налоговых расходов бюджета, обычно расширяющихся в условиях экономического спада и с трудом сокращающихся при наступлении подъема. При этом важнейшими инструментами стимулирования депрессивной национальной экономики в рамках экспансионистского варианта осуществления дискреционной фискальной политики являются следующие налоговые льготы:

                       налоговые изъятия и скидки;

                       налоговые кредиты;

                       ускоренная амортизация.

Налоговые изъятия и скидки предполагают полное или частичное освобождение от налогообложения (как прямого, так и косвенного) тех предприятий, которые участвуют в приоритетных наукоемких сферах деятельности. Например, в виде беспошлинного импорта они на безвозвратной основе предоставляются компаниям, которые завозят в страну высокопроизводительное оборудование и способствуют тем самым обновлению основного капитала как условию выхода страны из экономического кризиса. Если же правительство желает стимулировать экспорт, что крайне важно, в частности, в условиях кризисного перепроизводства, то оно учитывая опыт Германии и Японии, предоставляет налоговые скидки на доход предприятий. Выходящих со своей продукцией на мировой рынок. В современной Франции акционерные общества в течение первых двух лет своей деятельности полностью освобождаются о уплаты налога на прибыль, на третий год налогом облагается только четверть их чистого дохода, и лишь с шестого года вся прибыль компании включается в сферу подоходного налогообложения. Стремление к форсированному развитию малого бизнеса (и преодолению тем самым вынужденной безработицы) может выразиться в объявлении для его начинающих представителей «налоговых каникул» на определенный срок, скажем, до момента смены фазы оживления фазой подъема. «Налоговые каникулы» могут стать фактически и бессрочными, если речь идет о принципиальном отказе властей от обложения капиталов, вложенных в производство и остающихся в нем.

Налоговые кредиты означают предоставление на возвратной основе отсрочки налоговых платежей под определенные цели. Используемый в США с 1962 г. инвестиционный налоговый кредит фактически означал участие государства в финансировании инвестиций частного сектора. Он имел следующие основные формы: регулярный налоговый кредит, вычет из налоговых обязательств корпораций, осуществляющих инвестиции в новое оборудование, в процентном отношении к сумме данных вложений. Наиболее существенное влияние такой кредит оказал на производство компьютеров, в котором благодаря этой льготе наблюдался резкий взлет инвестиционной активности. В мировой практике получили распространение также налоговый кредит на реставрацию старых зданий, имеющих историческую ценность; энергетический налоговый кредит, который поощряет сокращение потребления электроэнергии или изменение типа используемой энергии (от солнечных, земных, океанских и других нетрадиционных источников); налоговый кредит предпринимателям, принимающим на работу молодежь, ветеранов войны, инвалидов, лиц после заключения и т. п.

Ускоренная амортизация. Политика ускоренной амортизации впервые была введена в 1942 г. в США. Ее антикризисный эффект состоит  следующем: в фазе экономического спада государство в законодательном порядке увеличивает нормы списания основного капитала в размерах, значительно превышающих его действительный износ. Как следствие, возрастает спрос на современное оборудование, расширяется емкость рынка продукции машиностроения, происходит развитие всех связанных с ним отраслей экономики. Политика ускоренной амортизации относится сегодня к числу мощных инструментов стимулирования инвестиционной активности и наращивания занятости населения в приоритетных отраслях национальной экономики в условиях нисходящей и низкой экономической конъюнктуры. Используя ускоренное амортизационное  списание основного капитала в качестве средства антикризисного регулирования воспроизводства, правительство фактически законодательно разрешает компаниям укрывать в не облагаемых налогами амортизационных фондах значительную долю получаемой ими прибыли, отказываясь в ходе такого искусственного перераспределения средств от столь нужных ему в данный период налоговых поступлений в государственный бюджет. На такие масштабные бюджетные потери сознательно шло, например, правительство ФРГ в начале 70-хгг., позволяя предприятиям целого ряда отраслей промышленности списывать в год до 20-30 % стоимости основного капитал. А в США государство с начала 2003 г. разрешило сразу же после приобретения компьютеров и другого электронного оборудования перечислять в амортизационные фонды 30 % его стоимости.

Осуществление политики ускоренной амортизации сопряжено с немалыми социально-экономическими издержками. Повышая нормы списания основного капитала и требуя их неукоснительного соблюдения всеми фирмами, государство тем самым взвинчивает издержки производства соответствующих товаров и услуг, а значит, и их цены. Определенные инфляционные последствия имеет и сокращение налогооблагаемой базы в связи  с исключением из нее той части прибыли предприятий, которая искусственно перемещается в амортизационные фонды. Возрастающий вследствие этого циклический бюджетный дефицит выступает дополнительным фактором роста общего уровня цен. Таким образом, амортизационная политика государства изменяет структуру совокупного спроса и структуру ВВП: при повышении инвестиционного спроса домохозяйств на подорожавшую продукцию. И еще неизвестно, каким окажется суммарное влияние ускоренной амортизации на совокупный спрос. Однако следует учитывать, что речь  в данном случае идет об экономике, находящейся в ситуации экономического спада, а значит, достигающей равновесия на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения, на котором угрозой инфляционного всплеска цен можно в значительной мере пренебречь. Эта угроза может внезапно стать реальной в случае, если политика ускоренной амортизации перестанет быть временным явлением и будет пролонгирована в условиях восходящей экономической конъюнктуры. Чтобы не допустить столь негативных последствий, государство по истечении некоторого (установленного законом и связанного с продолжительностью делового цикла) периода посредством уменьшения норм амортизационного списания переводит накопленные предприятием средства из категории «издержки производства» в категорию «доход» с уплатой налогов в  полном объеме. Следует отметить, что переход в последние десятилетия к преимущественно нейтралистской концепции налогообложения сопровождался гораздо  сдержанным использованием ускоренной амортизации как разновидности налоговой льготы. Основной акцент при применении этого регулятора воспроизводство сделан  на обеспечение с его помощью экологически безопасного экономического роста: задействование энергосберегающих, безотходных технологий, защиту населения от чрезмерного шума и т. п. Например, в современной Норвегии нормы амортизации автотранспорта составляют 25%, судов – 20%, самолетов – 12%. В России амортизация с 2001 г. стала начисляться не с реальной стоимости основных фондов,  с их явно заниженной остаточной стоимости, что повлекло за собой серьезное сокращение совокупной величины амортизационных отчислений и их доли в издержках предприятий.

Как видим, разнообразные льготы государство предоставляет лишь тем налогоплательщикам, которые обеспечивают реализацию определенных общенациональных целей. При этом применение налоговых льгот  во избежание фактов коррупции не должно носить субъективно-избирательного характера, обычно оно опирается на действие федеральных законов, которые жестко ограничивают возможности местных органов власти произвольно манипулировать теми или иными налоговыми инструментами.

Другим ведущим инструментом стимулирующей дискреционной фискальной политики являются правительственные расходы, увеличение которых способно вызвать мультипликативное приращение объема производства и занятости, аналогичное тому, которое происходит при увеличении  автономных инвестиций. Причем если государство расширяет свои расходы  строгом соответствии с масштабами увеличения налоговой нагрузки на экономику страны, то ее ВВП, по мнению кейнсианцев, заметно возрастет, поскольку прирост правительственных расходов прямо влияет на размер нарастающего  национального продукта. Прирост же налоговых поступлений сокращает совокупные расходы, а значит,  и объем ВВП, но лишь на величину его потребляемой (но не сберегаемой) части.

При обосновании конкретных вариантов бюджетной политики существует  также проблема сопоставления эффективности наращивания трансфертных расходов правительства и его расходов на государственные закупки (трансформационных расходов бюджета). С одной стороны, закупая, скажем, некие товары конечного потребления, государство тем самым расширяет в стране спрос на продукцию целой группы сопряженных промежуточных производств. С другой стороны, получатели трансфертов имеют несравненно большую склонность к потреблению в сравнении с производителями закупаемых правительством товаров. Какой их этих позитивных эффектов окажется более значимым и какая пропорция в расходовании бюджетных средств будет наилучшей в данный момент – все это в решающей степени зависит от фазы экономического цикла, от того, является ли приоритетной целью правительства накачивание потребительского спроса домохозяйств, либо же акцент смещается в сторону создания благ общественного характера. При этом в рамках каждого периода существуют некие оптимальные размеры государства, отклонение от которых в любую сторону не позволяет властям обеспечивать разумный компромисс между выгодами предоставления общественных благ и сопряженным с решением данной задачи бременем налогообложения. Такой выход за пределы оптимальных размеров бюджета ставит непреодолимые преграды экономическому росту страны.

Как показывает исторический опыт, дискреционная бюджетно-налоговая политика таит в себе серьезные опасности. Помимо временного лага признания,  связанного с несовершенством подсистемы социально-экономического прогнозирования, ей  внутренне присуща длительная административная задержка, обусловленная немалой продолжительностью бюджетно-налоговых процедур. Не секрет, что дискреционная фискальная политика требует  множества решений, согласований. При ее формировании недостаточно найти оптимальный уровень налоговых изъятий, трансфертных и трансформационных расходов. Требуется определение их  наилучшей и максимально детализированной структуры, согласование действий федерального правительства с фискальными мерами местных властей и т. п. к тому же неизбежна длительная многошаговая процедура нахождения компромисса между ветвями  исполнительной и законодательной власти. Поэтому в фискальной политике временные лаги являются весьма продолжительными: внутренний – от 6 месяцев до 3 лет, внешний (с учетом мультипликатора государственных расходов) от 6 месяцев до 2 лет. Таким образом, минимальный совокупный лаг воздействия бюджетно-налоговых регуляторов на реальный ВВП оказывается никак не менее года, а воздействие средствами фискальной политики на уровень цен растягивается еще на более длительный срок.

Поэтому можно сказать, что дискреционная фискальная политика – это «сказка о потерянном времени». Кроме того, в механизм ее реализации органично вмонтированы сложные политические проблемы. Дело в том, что меры, связанные с изменением уровня налогов, объема государственных затрат и величины дефицита бюджета, затрагивают интересы множества субъектов экономической системы: исполнительной и законодательной ветви власти, правительство штатов (республик), органов местного самоуправления, всех домохозяйств, компаний и др. поэтому мероприятия, проводимые в рамках дискреционной бюджетно-налоговой политики, определяются в демократическом обществе лотереей голосования. Анализ хода политических сражений показывает, что обычно у снижения налогов и роста правительственных расходов в период рецессии противников немного (особенно среди представителей законодательной власти). Однако когда при улучшении экономической конъюнктуры приходит черед обратных действий – принятия непопулярных мер, то для правящей партии сокращение расходов на социальные нужды или усиление налогового гнета может означать политическое самоубийство, например, если депутаты, избранные от сельских регионов, проголосуют за отмену аграрных субсидий.   Как видим, опасность дискреционного фискального регулирования состоит в том, что временно введенные налоговые послабления, трансфертные программы в дальнейшем превращаются в постоянные, усиливая структурный дефицит бюджета.  Немаловажными являются и проблемы коррумпированности, некомпетентности многих политиков, включенности в конкретные механизмы реализации дискреционной политики действий отраслевых и региональных лобби. При несовершенстве законодательства и существовании огромного числа подзаконных актов всевластные чиновники по своему усмотрению могут принимать те или иные решения  по выделению кров на вылов рыбы, крабов, вырубки леса, установление арендной платы за используемые земельные массивы и месторождения полезных ископаемых и т. п., что закономерно выводит масштабы коррупции за некие пределы и тем самым подрывает доверие население к государству.

Учитывая перечисленные обстоятельства, современные неоклассики не предусматривают широкого использования дискреционной бюджетно-налоговой политики в качестве инструмента сглаживания циклических колебаний экономики. Их цель более скромна: минимизировать дестабилизирующий эффект данного вида фискальной политики. Для этого используется, например, одно из монетаристских правил – установление жестких пределов несоответствия между государственными расходами и налогами, т. е. регулирование величины дефицита государственного бюджета. Придавая особое значение проблеме фиаско государства и стараясь максимально ослабить  формы его проявления в хозяйственной сфере, неоклассики вводят в законодательство такие нормы, которые позволяют изменить величину госрасходов и налогов как бы автоматически при смене фаз экономического цикла. [6]


3.2. Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы.

Реализуя дискреционную фискальную политику, правительство в целях расширения (сжатия) совокупного спроса регулярно принимает специальные решения в области налогов и государственных расходов. При этом сознательное регулирование объема ВВП, занятости населения и общего уровня цен обеспечивается путем целенаправленного создания либо бюджетного дефицита (в фазе кризиса), либо бюджетного профицита (в фазе подъема). Если же фискальные власти делают выбор в пользу недискреционной политики, то эти два противоположных типа бюджетного неравновесия (дефицит государственного бюджета или бюджетный излишек) с определенной регулярностью возникают в национальной экономике как бы автоматически – посредством заблаговременного включения парламентом в экономическую систему страны некой совокупности стабилизаторов, своего рода «автопилотов», неизменно возвращающих данную систему в устойчивое состояние при любом изменении внешних условий. Встроенный (автоматический) стабилизатор – финансовый механизм, позволяющий сглаживать амплитуду циклических колебаний уровня занятости и выпуска без частых корректив экономической политики, без регулярного вмешательства законодательной власти в хозяйственную жизнь страны. В роли таких стабилизаторов выступают действующие в обществе правила, нормы, которые предусмотрены властью заранее и введены в  законодательные акты, регламентирующие хозяйственную деятельность.

Ведущим встроенным стабилизатором экономики является налоговая система. При ее грамотном построении в условиях циклического подъема экономики и роста облагаемых доходов населения в бюджетную систему (без всяких изменений ставок прямых и косвенных налогов, заранее установленных законодательной властью на длительный срок) начинают более мощным потоком поступать подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыль корпораций, налоги на потребление т. п. Вследствие снижения располагаемых доходов населения и автоматического появления бюджетного излишка серьезно  тормозится рост потребительских расходов домохозяйств, инвестиций компаний, что неминуемо оказывает сдерживающее влияние на экономическую конъюнктуру и предотвращает наступление инфляционного бума. Во время циклического спада налоговые поступления в бюджет, наоборот, резко сокращаются:  доходы значительной части населения опускаются ниже прожиточного минимума, а экономические субъекты, оставшиеся на плаву, перечисляют государству в виде прямых и косвенных налогов меньший процент своих доходов. Обратной стороной автоматически возрастающего в этих условиях циклического дефицита государственного бюджета является то, что налоговый пресс в стране временно смягчается и большая часть национального дохода остается у домохозяйств и компаний. Помимо поддержания социальной стабильности в обществе это открывает дополнительные возможности наращивания их потребительского и инвестиционного спроса, обновления основного капитала и тем самым выхода из кризиса.

Информация о работе Фискальная политика