Финансовая система РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Тема моей курсовой работы - финансовая система Республики Казахстан. Это очень актуальная и важная тема для любого государства, предприятия и физического лица.
Цель моего исследования – это изучить структуру финансовой системы, а также доказать, что любое развитое государство не может существовать без правильно организованной финансовой системы.
Существуют общие принципы построения финансовой системы. Но в каждом государстве данная система претерпевает изменения в силу особенностей каждого государства (исторических, географических, национальных и.т.д.)

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Тен Ю. Финансовая система РК.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Kроме того, в целях недопущения резкого сокращения кредитования экономики государством в рамках указанных средств также были размещены условные депозиты в двух банках – АО "Народный банк Казахстана" и АО "Казкоммерцбанк" – для кредитования крупных проектов реального сектора. Помимо указанных мер, через филиальную сеть банков были реализованы антикризисные меры государства по кредитованию малого и среднего бизнеса, рефинансированию ипотечных займов. Меры по поддержке банков, принятые в Казахстане, по своей сути ничем не отличались от зарубежного опыта по стабилизации банковского сектора. Те же американские или британские власти были вынуждены спасать свои крупные банки, прибегнув к их принудительной капитализации, чтобы не допустить краха всей финансовой системы.

По истечении двух последних лет сегодня очевидно, что принятые государством меры по поддержке системообразующих банков Казахстана позволили продолжить их нормальное функционирование, сохранив тем самым стабильность всей финансовой системы страны. В свою очередь успешное завершение реструктуризации внешних обязательств банков – БТА, Альянса и Темирбанка – свидетельствует о начале восстановления доверия со стороны зарубежных финансовых институтов к казахстанскому финансовому сектору.

B общей сложности в рамках процесса реструктуризации было списано внешних долгов на сумму около 11 млрд долларов. Оставшаяся часть долгов реструктуризирована частично в облигации, частично конвертирована в акции этих банков. На сегодняшний день внешние обязательства банков снизились до 15 млрд долларов с пиковых 45 млрд долларов по состоянию на середину 2007 года. Таким образом, можно констатировать, что в целом проблема внешнего долга казахстанского банковского сектора на сегодняшний день урегулирована.

В то же время не стоит забывать про поговорку "у финансовых рынков – короткая память". С открытием международных рынков капитала не исключено, что внешние инвесторы и кредиторы обратно откроют свои лимиты заимствования на казахстанские финансовые институты. И тут критическим фактором является установление и сохранение неусыпного контроля и бдения со стороны финансовых регуляторов, которые должны осуществлять тщательный надзор за безопасным уровнем роста активов и пассивов банковского сектора.

Mировой кризис преподал важный урок и выявил необходимость определения приоритетных направлений дальнейшего развития, нацеленных на решение структурных проблем финансовой системы Казахстана. Как раз подобные задачи по перенастройке финансовой системы для выработки ее иммунитета перед потенциальными будущими кризисами были заложены в Концепции развития финансового сектора в посткризисный период, утвержденной указом президента Республики Казахстан в феврале текущего года.

В рамках данной концепции предусмотрен переход на принципы контр-цикличности во всех аспектах регулирования и надзора финансовых рынков, о чем уже много раз писалось. Смысл данной политики как раз сводится к известной поговорке "готовь телегу зимой, а сани летом". То есть если в тучные годы регулятор будет требовать от финансовых институтов максимальной подготовки к вероятным будущим кризисам путем повышения различных регуляторных нормативов и других "подушек безопасности", то в периоды экономического спада финансовые институты будут "пожинать плоды", используя накопленный потенциал и резервы.

Кроме того, согласно концепции основной чертой посткризисного развития финансовой системы должно стать развитие внутренних источников инвестиций. Основные усилия будут направлены на укрепление возможностей привлечения капитала внутри страны и развитие институциональных инвесторов, способных обеспечить долгосрочное финансирование экономики страны, привлечение сбережений населения и предприятий, в том числе путем развития альтернативных источников. К примеру, в настоящее время общая сумма пенсионных взносов уже превышает 2 трлн тенге. Кроме того, существенный потенциал развития имеют такие институциональные инвесторы, как страховые компании и инвестиционные фонды. Таким образом, на сегодня в Казахстане имеется ряд внутренних инвесторов, которые в перспективе могут выступать важным источником капиталовложений для дальнейшего развития экономики.

Необходимость обеспечения стабильности и устойчивой работы финансовой системы как одного из условий дальнейшего развития страны также было отмечено президентом в послании народу "Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана". Приоритетное внимание было уделено вопросу развития фондового рынка, который должен стать в среднесрочной перспективе одним из основных источников финансирования инвестиций в развитие экономики. При этом развитие фондового рынка должно быть нацелено на создание условий для вхождения Казахстана в десятку ведущих финансовых центров Азии и становлению Алматы в качестве регионального центра исламского банкинга в СНГ и Центральной Азии.

Особо была отмечена необходимость сокращения банковских внешних обязательств, привлечение которых должно быть нацелено на создание эффективных и конкурентоспособных производств. В то же время в целях исключения повторения недобросовестной практики в банковской деятельности будут приняты меры по повышению прозрачности деятельности банков и отсечению их от явно или скрыто аффилированных структур. В посткризисный период банки должны способствовать восстановлению и дальнейшему развитию экономики страны.

Кроме того, в соответствии с поручением главы государства в настоящее время проводятся мероприятия по развитию в стране государственно-частного партнерства, в том числе путем совершенствования законодательной базы в данной сфере.

В частности, активно прорабатывается возможность внедрения так называемой новой финансовой инициативы, которая является наиболее эффективным решением в вопросе определения негосударственных источников финансирования для реализации коммерчески неокупаемых инфраструктурных и иных капиталоемких проектов. Этот инструмент уже давно находится в арсенале у многих развитых стран, предоставляющих населению высокоэффективные инфраструктурные услуги в образовании, здравоохранении, жилищно-коммунальном хозяйстве и других сферах.

В качестве пилотного проекта в рамках реализации механизма новой финансовой инициативы выбран проект строительства Большой алматинской кольцевой автомобильной дороги.

В условиях растущего бюджетного дефицита новая финансовая инициатива поможет обеспечить финансирование для программы новой индустриализации, стимулировать спрос и занятость путем привлечения частных инвестиций в инфраструктуру и повысить качество и доступность социальных услуг без негативного влияния на государственные финансы и кредитные рейтинги.

В целом указанные меры позволят обеспечить сбалансированное развитие всех элементов финансовой системы и привлечение финансовых ресурсов для реализации задач по дальнейшему повышению диверсификации экономики, ведь финансовая система – это кровеносная система экономики страны.[5,3]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансовая система является системой интеграционного типа, характе­ризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с од­ной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому вы­ступают элементом системы этих отношений, с другой — представляют сис­тему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функцио­нальные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, финансовых планов (прогно­зов), сметного финансирования, финансовых показателей и др.

Помимо функционального критерия классификации финансовой систе­мы применяется классификация по признаку субъектов финансов (участ­вующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему по звеньям.

Звенья как соподчиненный ряд классификации содержат элементы выс­шего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает финансовой системе инте­грационный характер.

В рыночных отношениях функционирование экономики товарно-денежные отношения регулируются государством в гораздо меньшей степе­ни. Основные регуляторы — спрос и предложение товаров, работ, услуг. Вне товарных отношений финансы существовать не могут. Только при обмене произведенных товаров, услуг, их реализации за определенный денежный эквивалент у товаропроизводителей образуется денежная выручка. Из выручки от реализации продукции, работ, услуг должны быть выделены соответствующие фонды денежных средств, которые направляются на возмещение из­расходованных средств производства, оплату труда. А стоимость прибавоч­ного продукта должна быть распределена на части, удовлетворяющие экономическим интересам всех участников общественного производства, воспро­изводственной сферы, нетрудоспособных членов общества, для создания страховых фондов и ресурсов.

Для осуществления переориентации экономики необходимы крупные финансовые вложения, поэтому важными проблемами являются изыскание источников структурных преобразований, определение соотношения между средствами государства в виде бюджетных ассигнований и собственными средствами предприятий.

Государственный бюджет в качестве инструмента управления экономи­кой оказывает интегрированное воздействие на общественное производство как фин.документ, как экономический рычаг; и как стимул.

Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы. В нем находят взаимосвязь различные виды доходов, расходов и государственные займы. Доходная часть содержит перечень поступающих средств, а расходная - объединяет все виды производимых займов. Т.е. гос­бюджет - это экономическая категория, которая выражает производственные отношения в денежной форме, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и пере­распределения стоимости общественного продукта.

Государственный бюджет является инструментом осуществления госу­дарственной политики и основным источником денежных средств для реали­зации намеченных программ. Формирование доходной части имеет в на­стоящее время немало проблем, поэтому частые корректировки налогового законодательства, усугубляющие положение предприятий, негативным обра­зом влияют на процесс производства, а значит, на состояние госбюджета. Важным вопросом при составлении госбюджета являются направления расходования бюджетных средств, связанные с проведением финансово-бюджетной политики.

В заключение хотелось бы сделать личные выводы по данной работе:

-                  Главная проблема в финансовой сфере, по моему мнению, заключается в том, что количественный рост доходной части бюджета Казахстана и всех других важных финансовых показателей достигается за счет падения курса тенге по отношению к доллару и за счет доходов от нефтедобывающей промышленности, что может привести к глубокому экономическому спаду, так как вся финансово-экономическая система зависит от котировки данного сырья на мировом рынке;

-                  В Казахстане развивается система кредитования малого и среднего бизнеса. Данная сфера экономики очень важна в рыночной экономике, так как на примере развитых стран видно, что она составляет большую часть ВВП. Сельское хозяйство после развала СССР оказалась в тяжелом положении, поэтому приоритетной задачей государства на данный момент заключается в кредитовании через банки второго  уровня данной отрасли.

-                  В Казахстане продолжают развиться такие важные финансовые инструменты как кредит, депозит и лизинг. В условиях рыночной экономики их роль заключается в ускорении формирования начального капитала, что очень важно в Казахстане, где ощущается нехватка в инвестициях.

-                  Кроме того, несмотря на многократные повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, в нашей республике по-прежнему сильна дифференциация денежных доходов населения. Урегулирование этого вопроса в будущем может привести к увеличению налоговых поступлений в бюджет РК.

Приоритетной задачей Республики Казахстан на сегодняшний день является, на мой взгляд, урегулирование вышеназванных проблем.

 


Список использованной литературы

 

1.                  Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана 2010

2.                  Стратегический план развития РК до 2020 года

3.                  Закон  РК «О налогах и других платежах в бюджет » от 10.12.2008

4.                  Закон РК «О республиканском бюджете на 2010-2012 годы»

5.                  Нугербеков С. «Фактор устойчивого развития. Роль финансовой системы в экономике Казахстана», Астана

6.                  Айдарханов М.Х. «Основы экономической теории», Астана, 2008г, 432с.

7.                  Баймуратов Ураз, «Деньги и финансы», Алматы, 2005г, 320с.

8.                  Баймуратов Ураз «Финансы Казахстана, 2005г., Алматы, 320с.

9.                  Бурмистровой Л.М. «Финансы организаций», Москва, 2009г., 240с.

10.             Вечканов Г.С, Вечканова Г.Р. «Макроэкономика», 2007г., Питер, 240с.

11.             Гукасьян Г.М. «Экономическая теория», 2004г., Питер, 480с.

12.             Добрынин.А. И.  , Журавлева «Общая экономическая теория», 2004, Питер, 282с.

13.             Камаев В.Д. «Экономическая теория», Москва, 640с.

14.             Лобачева Е.Н. «Экономическая теория», Москва, 2008г, 515с.

15.             Мельников В.Д. «Основы финансов», Алматы,  2005г, 560с.

Информация о работе Финансовая система РК