Финансовая система РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Тема моей курсовой работы - финансовая система Республики Казахстан. Это очень актуальная и важная тема для любого государства, предприятия и физического лица.
Цель моего исследования – это изучить структуру финансовой системы, а также доказать, что любое развитое государство не может существовать без правильно организованной финансовой системы.
Существуют общие принципы построения финансовой системы. Но в каждом государстве данная система претерпевает изменения в силу особенностей каждого государства (исторических, географических, национальных и.т.д.)

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Тен Ю. Финансовая система РК.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Налоговая система – это совокупность пошлин, сборов, налогов и других платежей, а также общих принципов налогообложения и сборов.

Пошлина (англ. Tariff) – денежные сборы, взимаемые соответствующими государственными органами при выполнении ими определенных функций, предусмотренных законодательством данной страны. Наиболее распространены регистрационные, гербовые, почтовые, судебные и наследственные пошлины. С провозимых через границу товаров взыскиваются таможенные пошлины.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий предоставления им определенных прав или выдачи разрешений (лицензий).

Однако основным источником доходов государства являются налоги.

Налог – это изъятие в пользу государства заранее определенной и установленной в законодательном порядке части дохода хозяйствующего субъекта.

Налогообложение – это способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.

Исторически налоги возникают с появлением государства. Сколько веков существуют налоги, столько экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения, первые из которых сформулировал А.Смит. На основе его взглядов к настоящему времени сложились две крупные концепции налогообложения.

Первая основана на идее, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую получает налогоплательщик от услуги, оказанной им государством (пример А.Смита: ремонт дорог должен оплачивать тот, кто ими пользуется). Вторая концепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода.

Современные налоговые системы используют целый ряд принципов:

1)     Всеобщность, т.е. охват всех экономических субъектов, получающих доходы;

2)     Стабильность, т.е. устойчивость всех видов налогов и налоговых ставок во времени;

3)     Равнонапряженность, т.е. взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам;

4)     Обязательность, т.е. принудительность налога, неизбежность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;

5)     Социальная справедливость, т.е. установление налоговых ставок и налоговых льгот. Оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

Налоговая система базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога. К ним относятся:

- субъект налога, или налогоплательщик, т.е. лицо, на которое возложена обязанность уплачивать налог; им может быть юридическое или физическое лицо;

- объект налога, т.е. доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т.д.);

- источник налога – это независимо от объекта налогообложения – чистый доход общества;

- ставка налога – это важный элемент налога, определяющий величину налога на единицу обложения ( скажем, с одной сотки земли, с 1000 руб. и т.д.). Различают предельную налоговую ставку, среднюю, нулевую и льготную.

Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода.

Средняя налоговая ставка – это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.

Налоговые льготы – это уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов отдельных физических или юридических лиц в зависимости от профиля, производства, характера производимой продукции и других характеристик.

Льготы в силу их разнообразного характера и большого охвата налогоплательщиков могут приводить к ощутимому снижению реальной ставки налогообложения по сравнению с номинальной.

Поэтому по признаку соотношения между ставкой налога и доходом налоги делятся на:

- прогрессивный, при котором средняя ставка повышается по мере возрастания дохода;

- регрессивный, при котором средняя ставка понижается по мере возрастания дохода;

- пропорциональный, при котором средняя ставка остается неизменной независимо от размера дохода.

По механизму формирования налоги делятся на две основные группы: прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов.

Косвенные налоги взимаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, т.е. в конечном итоге перекладывается на потребителей продукции.

К прямым налогам относятся:

      подоходный с населения;

      на прибыль корпораций;

      на прирост капитала;

      с наследства и дарений;

      поимущественный налог.

К косвенным налогам относятся:

      налог с оборота;

      на добавленную стоимость (НДС);

      на отдельные виды товаров (акцизы); к таким товарам относятся: табак, драгоценности, нефтепродукты и т.д.;

      таможенные пошлины.

Таковы общемировые стандарты. Налоговые реформы Республики Казахстан приблизили ее систему налогообложения к международным нормам.

Вопрос о том, каким быть налогу (высоким или низким) – предмет постоянных дискуссий экономистов. Государственное вмешательство в экономику всегда связано с повышением налогов, ослабление вмешательства – с их снижением. Главный вопрос в том, как то и другое влияет на экономику.[11,376-379]

Актуальными задачами бюджетной политики являются:

      совершенствование бюджетной системы и бюджетного процесса;

      обеспечение сбалансированности бюджета при полном использовании всех расходных обязательств;

      уменьшение зависимости государственного бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры;

      совершенствование бюджетного законодательства;

      разработка среднесрочных (2-3 летних) бюджетных планов;

      сохранение и наращивание финансового резерва;

      централизация всех доходов и средств государственного бюджета на счетах органов государственного казначейства.

Особую важность в современных условиях имеет инвестиционная политика, которая включает в себя:

      наращивание финансового потенциала страны в целях повышения инвестиционной активности за счет стимулирования внутреннего спроса на отечественную продукцию, выпуска импортозамещающей продукции, оздоровления финансового сектора;

      повышение роли бюджета развития, являющегося составной частью государственного бюджета, формируемой в составе его капитальных вложений и используемой как источник финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;

      создание условий для организационного накопления и инвестирования сбережений населения;

      развитие ипотечного кредитования;

      привлечение прямых иностранных инвестиций.[14, 314-315]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

2.1 Организация управления финансами в Республике Казахстан

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социально-экономических отношений, она складывается из централизованных и децентрализованных финансов.

Централизованные финансы являются общегосударственными финансами.

Общегосударственные финансы включают финансовые отношения, выраженные в государственном бюджете как экономической форме образования централизованного фонда финансовых ресурсов и основном финансовом плане государства, во внебюджетных специальных фондах, как дополнительных формах целевого финансирования общественных нужд, в государственном кредите. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом, решения целого ряда важнейших экономических и социальных задач.

Децентрализованные финансы – финансы фирм и предприятий различных форм собственности. Это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. Децентрализованные финансы включают в себя:

      финансы сферы материального производства,

      финансы непроизводственной сферы,

      финансы домашних хозяйств. (Приложение А)

Общегосударственные финансы управляются государственными уполномоченными органами – Министерством финансов и министерством экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан.[13,370]

Аппарат финансовой системы проводит свою деятельность в соответствии с Конституцией РК, с действующим законодательством, распоряжениями Правительства Республики, Решениями местных администраций, приказами, инструкциями и указаниями Министерства финансов, Министерства экономики и бюджетного планирования.

Структура таможенных органов включает областные таможенные управления, таможни, таможенные посты.

Управление бюджетной системой. Министерство финансов РК является центральным исполнительным органом РК, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию в сфере исполнения и контроля за исполнением государственного бюджета, управление, учета и контроля за использованием государственной собственности, контроля за проведением процедур банкротства и внесудебной процедуры ликвидации несостоятельного должника, регулирование системы бухгалтерского учета и аудита финансовой отчетности.

Управление налоговой системой. Важнейшие функции по мобилизации доходов государства выполняет налоговая служба.

Налоговая служба состоит из налогового комитета РК и налоговых комитетов областей, городов, районов.

Налоговый комитет Министерства финансов РК является ведомством Министерства финансов РК, уполномоченным обеспечивать налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств перед государством в соответствии с Налоговым Кодексом РК, а также осуществляющим в соответствии с Законодательством РК руководства и межотраслевую координацию в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов. Комитет имеет территориальные органы, являющиеся юридическими лицами, к которым относятся: межрегиональные налоговые комитеты, налоговые комитеты по областям, городам Астане и Алматы, межрайонные налоговые комитеты, налоговые комитеты по районам, городам и районам в городах, а также налоговые комитеты на территории специальных экономических зон.

Управление финансами хозяйствующих субъектов. Управление финансами отраслей национального хозяйства осуществляется финансовыми управлениями и отделами министерств, ведомств, компаний, акционерных обществ, товариществ, финансовыми отделами и финансовыми службами фирм, хозяйствующих субъектов.

Финансами общественных организаций управляют финансовые отделы или группы этих организаций.

Финансовая работы в фирмах, компаниях осуществляется финансовым отделом, являющимся самостоятельным структурным подразделением. В небольших фирмах финансовые отделы могут быть совмещены с отделом сбыта и бухгалтерией.

Структура финансового отдела обычно включает следующие направления работы:

      прогнозо-аналитическую,

      расчетную,

      претензионную

      оперативно-финансовую.

Типовая структура финансового отдела включает

- планово-экономическое бюро в составе групп:

      финансово-кредитного планирования,

      оперативного контроля и планирования,

      экономического анализа;

- бюро банковских и кассовых операций;

- расчетное бюро в составе групп:

      расчетов с покупателями,

      расчетов с поставщиками,

      претензионный.

На предприятиях, осуществляющих валютные операции создается валютная группа. (Приложение В)

Важными задачами финансовых служб хозяйствующих субъектов являются:

      изыскания путей увеличения дохода и повышения рентабельности;

      обеспечение финансовыми ресурсами заданий по производству, инвестициям, внедрение новой техники и других плановых затрат;

      выполнение финансовых обязательств перед государственным бюджетом, банками, поставщиками, вышестоящими организациями;

      организации расчетов;

      содействие эффективному использованию производственных фондов и капитальных вложений;

      контроль за правильным использованием финансовых ресурсов, обеспечение сохранности и ускоренной оборачиваемости оборотных средств.[15,70]

 

2.2 Анализ финансовой системы Казахстан

 

По мнению многих экспертов, Казахстан уже преодолел наиболее болезненный после достижения финансовой стабилизации пик структурных экономических преобразований и добился заметных успехов, реализуя собственную стратегию и, тактику экономических реформ.

Информация о работе Финансовая система РК