Финансовая система РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Тема моей курсовой работы - финансовая система Республики Казахстан. Это очень актуальная и важная тема для любого государства, предприятия и физического лица.
Цель моего исследования – это изучить структуру финансовой системы, а также доказать, что любое развитое государство не может существовать без правильно организованной финансовой системы.
Существуют общие принципы построения финансовой системы. Но в каждом государстве данная система претерпевает изменения в силу особенностей каждого государства (исторических, географических, национальных и.т.д.)

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Тен Ю. Финансовая система РК.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

В Казахстане за пятнадцать лет независимости полностью изменилась система экономических и социальных отношений. Со времени начала в 1994 году глобальных экономических реформ в значительной мере достигнута финансовая стабилизация, близится к завершению приватизация всей государственной собственности, наметился подъем производства. Если в 1993 году инфляция составляла свыше двух тысяч процентов, то в 2001 году она снизилась до 23,7%,
а сегодня составляет около 7-9 %.  Произошли практически полная либерализация цен и отмена большинства ограничений в сфере внешней торговли.

В 1996 году впервые  за последние годы был обеспечен рост валового внутреннего продукта по сравнению с предыдущим годом на 0,5 %. Ставка рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан, достигавшая в середине 1994 года 450-480%, снизилась более чем в 20 раз. 

Проведение рациональной политики государственных расходов обеспечило снижение уровня дефицита бюджета.

В свою очередь, это позволило заложить прочный фундамент обеспечения финансовой стабилизации экономики: созданы реальные предпосылки привлечения инвестиций, способствующие умеренному экономическому росту, подъему и структурной перестройке национальной экономики и улучшения на этой основе качества жизни населения.

Одним из основных разделов правительственной программы по углублению реформ на 1996-1998 годы являлось реформирование системы управления финансовыми ресурсами страны и ее адаптация к рыночным условиям. В этой связи, в последние годы усилия правительства были направлены прежде всего на рационализацию бюджетных расходов, укрепление финансовой дисциплины, создание реального собственника и стимулирование привлечения инвестиций в развитие экономики республики, совершенствование межбюджетных отношений и формирование эффективного механизма управления государственным внешним и внутренним долгом, укрепление и развитие рынка государственных ценных бумаг и других инструментов рыночной инфраструктуры.

Несмотря на сложность экономической ситуации, в последние годы из республиканского бюджета выделялись значительные средства на поддержку отечественных товаропроизводителей, санацию и реабилитацию государственных предприятий, финансирование инвестиционных и социальных проектов, объектов малого и среднего бизнеса. В частности, только в 199б году на эти цели направлено свыше 15% бюджетных средств, или 26,9 млрд. тенге, в том числе на развитие агропромышленного комплекса - 9,8 млрд. тенге, или 91,4% к прогнозу. Кредиты Эксимбанку для финансирования инвестиционных проектов составили 3,6 млрд. тенге, или 99,5% к плану, а Реабилитационному банку на проведение процедур по неплатежеспособным предприятиям – 5,8 млрд. тенге, или 97,1% к плану.

С целью привлечения иностранного капитала для расширения производства и приобретения навыков по маркетингу и управлению в 1995- 1996 годы осуществлялась передача ряда крупных предприятий черной и цветной металлургии, химической отрасли иностранным инвесторам. Можно, конечно, как угодно критиковать правительство за эти меры, тем более, что никто не застрахован от ошибок в таком чрезвычайно сложном и абсолютно новом для нас деле, но факт остается фактом. Этими предприятиями только за 1996 год произведено продукции более чем на 190 млрд. тенге, что составляет почти 28% от общего объема промышленной продукции.

По сравнению с соответствующим периодом 1995 года возросло производство стали (на 6%), проката готового (на 7%), меди рафинированной (в 1,4 раза), магния и магниевых сплавов (в 1,5 раза), свинца в концентрате (на 5,8%), глинозема (на 5,8%). Возросло также производство железной руды и чугуна. Но самое главное – здесь удалось сохранить занятость, избежать крупных социальных конфликтов и сейчас предпринимаются меры по усилению контроля за налоговыми поступлениями от этих предприятий. Ключевой задачей правительства остается создание реального собственника, что позволит расширить доходную базу бюджета. В 1996 году значительно ускорились темпы проведения приватизации в соответствии с отдельными индивидуальными проектами. В настоящее время почти все крупные предприятия находится в частных руках. На данном этапе проводится большая работа по завершению приватизации объектов по индивидуальным проектам.

Вместе с тем, как и в других странах с переходной экономикой, развитие бюджетной сферы за последние годы у нас сдерживалось снижением уровня государственных доходов, как следствие жесточайшего кризиса и высокой инфляции в предыдущие годы, ухудшения финансового состояния и финансовой дисциплины, прежде всего, на государственных предприятиях, слабого налогового администрирования и сложностей с налогообложением растущего частного сектора. К примеру, доходы государственного бюджета к уровню ВВП снизились с 22,3% а 1993 году до 16,9% в 1996 году, в том числе налоговых поступлений с 15,6% до 11% к ВВП.

Основная доля налоговых поступлений в 1996 году была обеспечена за счет налогов с потребителей – 40,7% к общей сумме налогов.

В 1997 году доходы бюджета составят 15,3% к ВВП, в том числе налоговые - 11,7%, в 1998 год соответственно - 16,4% и 12,2% к уровню ВВП.

Для решения крупных проблем, относящихся к общей политике в области государственных расходов, в 1996 году были начаты крупномасштабные реформы: по оптимизации сети и структуры социальной сферы, реорганизации системы центральных и местных исполнительных органов, реформированию жилищно-коммунального хозяйства, социальной защиты и пенсионного обеспечения населения.

На реализацию пенсионной реформы в 1997 году было перечислено Государственному выплатному центру по пенсиям из государственного бюджета 36 млрд. тенге. На 1999 год закладывался дефицит бюджета в размере 5,5% к ВВП в результате предоставления трансфертов из бюджета Пенсионному фонду на 52 млрд. тенге и выплату социальных пособий на 23 млрд. тенге. Таким образом, бюджетная политика приобретает еще более социальную ориентацию.

Приоритетными направлениями расходования государственных средств будут образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение. В целом, доля расходов на социальные программы по проекту бюджета на 1998 год составила 61,5% всех расходов государства.

Для решения социальных задач республики уже в 1997 году правительством Республики Казахстан были предприняты серьезные шаги по укреплению доходной части государственного бюджета. Основными направлениями в данной области явились усиление контроля за поступлениями налогов и работа с отдельными налогоплательщиками, совершенствование методов администрирования за сбором налогов, модернизация и компьютеризация налоговых служб республики. Однако эти меры не дали быстрого эффекта и в 2000 году финансовые возможности государственного бюджета были ограничены. В этой связи, основной акцент в бюджетной политике этого года был направлен на более эффективное управление государственной собственностью, рациональное использование государственных финансов, усиление контроля за целевым расходованием средств налогоплательщиков. Работа в этом направлении будет проводиться постоянно и систематически.

Несмотря на дополнительную нагрузку на государственный бюджет в связи с реформированием системы пенсионного обеспечения и появлением весомых расходов по обслуживанию госдолга, правительство выделило в бюджете 2000 года значительно большую сумму для инвестиционных программ, чем в предыдущих годах. Если в 1997 году бюджетные инвестиции предусматривались в размере 19,9 млрд. тенге, то в следующем из бюджета в приоритетные инвестиционные проекты за счет внешних источников было направлено 34 млрд. тенге, или около 400 млн. долл., что, в свою очередь, стимулировало значительный рост платежеспособного спроса и подъем экономики республики.

Основными приоритетами государственной инвестиционной программы являются развитие социальной и производственной инфраструктуры, а также активизация жилищного строительства. В. перечень инвестиционных проектов входят проекты по реабилитации системы образования, развитию дорожной сети, реконструкции ирригационных систем и систем водоснабжения. Финансирование проектов предусматривается за счет средств государственного бюджета, а также за счет средств, предоставляемых иностранными донорами.

Начиная с 1998 года, Министерство финансов отказывается от прямых кредитов Национального Банка. Для финансирования дефицита бюджета в 1998 году были использованы только неинфляционные источники и рыночные методы заимствования на внутренних и внешних финансовых рынках.

В 1997 году не было допущено ни одного дефолта по государственным финансовым обязательствам, что серьезно укрепило имидж нашей страны как надежного партнера в международных делах. Впервые в истории Казахстана в ноябре 1996 года ему присвоен международный кредитный рейтинг, позволивший уже через месяц осуществить уверенную дебютную эмиссию евробондов в сумме 200 млн. долл. США на мировых финансовых рынках.

По уровню привлечения прямых иностранных инвестиций на душу населения республика уверенно входит в первую пятерку центрально- и восточноевропейских стран, а также СНГ. Совокупный приток прямых иностранных инвестиций, по данным Европейского банка реконструкции и развития, в экономику Казахстана за период 1989-1996 гг. составил 2761 млн. долл. США. К сожалению, в ближайшем будущем на внутренние ресурсы полагаться не приходится. Нужны передовой опыт, новые технологии и ноу-хау, управленческий и маркетинговые навыки. Вот почему мы прилагаем много усилий для создания благоприятного инвестиционного климата в стране.

Можно подчеркнуть, что Казахстан имеет в настоящее время достаточно совершенную законодательную и институциональную базу для эффективного привлечения и использования иностранных инвестиций. Мы имеем сегодня наиболее либеральный налоговый режим по сравнению с другими государствами СНГ, ограниченное число налогов – их всего 11 против 45, существующих в старом налоговом законодательстве. [1]Немаловажное значение имеет и то, что реформы в республике движутся вперед. По оценкам Всемирного Банка, Казахстан является инициатором и лидером среди стран СНГ в проведении реформ.

Привлекая инвестиции в экономику страны, мы решаем и еще одну важную социальную проблему – сохранение занятости населения. Это весьма актуально для Казахстана, поскольку в 1996 году статистическими органами республики признано официально безработными – 391,7 тыс. чел. или 4,1% от экономически активного населения.

Еще один фактор – это структурные реформы. Согласно планам правительства, все радикальные реформы должны быть завершены в ближайшие два года. Транзитный статус казахстанской экономики, движущейся от административной системы к рыночной, перейдет в разряд более устоявшихся. Для этого есть все условия. Это и законодательная база рынка, и инвестиционные пакеты, и способ организации бюджетной, налоговой, валютной и антиинфляционной политики, и, наконец, способ организации самих отношений не только в экономике, но и в обществе. В республике создан достаточно прочный задел для устойчивого роста экономики в будущем.

2.3 Роль финансовой системы в экономике Республики Казахстан

Финансовая система выполняет важную роль перераспределения ресурсов в экономике от агентов, имеющих избыток капитала, к тем, кто испытывает в нем дефицит. За счет такого перераспределения происходит финансирование капиталовложений в развитие новых производств и инноваций.

Таким образом, финансовая система выполняет ряд основных функций в экономике: мобилизация накоплений, направление финансовых ресурсов в продуктивные инвестиции, минимизация проблемы ассиметричной информации за счет способствования раскрытию информации заемщиками, трансформация риска за счет его хеджирования и диверсификации, способствование движению товаров и услуг. Важно отметить, что значительная часть авторов экономических исследований на сегодня делают вывод о том, что общий уровень финансового развития положительно связан с темпами экономического роста. Ряд экономистов в своих исследованиях пришли к заключению о том, что финансовое посредничество не только следует за экономическим ростом, но и является важной его детерминантой.

Исторически финансовая система Казахстана пошла по пути доминирующего развития банковского сектора. В целом экономисты-исследователи разделяют два типа финансовых систем – рыночно-ориентированные и банковско-ориентированные. При этом отдельные экономисты на основании проведенных расчетов отмечают, что для стран с высоким уровнем дохода характерен рыночно-ориентированный тип финансовой системы. В то же время наличие того или иного типа финансовой системы зависит от индивидуальных характеристик страны, однако не является принципиальным с точки зрения обеспечения экономического роста.

Как известно, в условиях финансового кризиса банки столкнулись с дефицитом ликвидности в связи с закрытием основного канала банковского капитала – внешних рынков. В частности, "кредитный бум", наблюдавшийся в Казахстане в течение 2006–2007 годов в значительной степени был обеспечен за счет привлечения банками внешних займов. Закрытие традиционного источника банковского фондирования, слабая депозитная база, ухудшение качества кредитного портфеля банков и необходимость формирования дополнительных провизий выразились в снижении рентабельности банковского бизнеса и ужесточении им кредитной политики. В результате темпы кредитования экономики снизились. В то же время в ряде системообразующих банков Казахстана были выявлены грубые нарушения банковского законодательства и необходимость дополнительной капитализации, которую акционеры данных банков обеспечить не могли.

В целях поддержания банков и продолжения ими кредитования экономики государство приняло решительные действия. Так, в рамках антикризисных мер было предусмотрено отдельное направление по стабилизации ситуации в финансовом секторе. На данное направление было выделено 480 млрд тенге. Государственная поддержка была оказана путем вхождения в уставный капитал системообразующих банков и приобретения акций АО "БТА Банк", АО "Народный банк Казахстана", АО "Альянс Банк" и АО "Казкоммерцбанк".

Информация о работе Финансовая система РК