Финансовая система РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Тема моей курсовой работы - финансовая система Республики Казахстан. Это очень актуальная и важная тема для любого государства, предприятия и физического лица.
Цель моего исследования – это изучить структуру финансовой системы, а также доказать, что любое развитое государство не может существовать без правильно организованной финансовой системы.
Существуют общие принципы построения финансовой системы. Но в каждом государстве данная система претерпевает изменения в силу особенностей каждого государства (исторических, географических, национальных и.т.д.)

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Тен Ю. Финансовая система РК.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Как правило, финансовые отношения складываются по поводу формирования и использования денежных средств для нужд национальной экономики. [16, 517]

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социально-экономических отношений, она складывается из централизованных, децентрализованных финансов домохозяйств.

Централизованные финансы – это государственная бюджетная система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонда, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом, решения целого ряда важных экономических и социальных задач;

Децентрализованные финансы – финансы фирм и предприятий различных форм собственности. Это финансовые отношения между юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. В своей стимулирующей функции они используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйственных субъектов. Финансы фирм, предприятий, и отраслей народного хозяйства составляют основу финансов. Здесь формируется подавляющая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий различных форм собственности во многом зависит общее финансовое положение страны.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на основе коммерческого расчета, при котором доходы должны соответствовать расходам, а главным источником производственного и социального развития коллективов является прибыль. За счет прибыли формируются производственные и социальные фонды, средства для инвестирования. Используются в том числе, и ресурсы финансового рынка.

  Финансы домохозяйств – это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство.

Финансы фирм обслуживают производство. При их участии создается ВНП, распределяемый внутри фирм и отраслей народного хозяйства.

Финансы домохозяйства является материальной основой их жизни, так как предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.

Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

С точки зрения макроэкономического анализа и роли государства в развитии национальной экономики, особое значение имеют государственные финансы. Принципом их построения, характерным для финансовых систем современных развитых стран, является фискальный федерализм, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными  уровнями системы. В соответствии с данным принципом в унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах – местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет.[13,369-372]  

              Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.

Распределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий, фирм, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат.

Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта количественно отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции, что отражает другую функцию финансов – контрольную.

Стимулирующая функция финансов проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот, санкций государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства.

Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая вообще не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития.[13,369]

 

1.2 Государственный бюджет и государственный долг

 

Все сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны между собой и постоянно взаимодействуют.

Центральным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Слово «бюджет» (англ.budget) переводится как «сумка и ее содержимое». Бюджетом называли денежный портфель министра казначейства, так что с экономической точки зрения бюджет можно трактовать как состояние «денежной сумки» государства. Отличительной чертой государственных бюджетов является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода. Объемы этого перераспределения составляют 40-50% ВВП.

Принципы составления государственного бюджета. В процессе развития выработались четыре принципа, которым должен соответствовать бюджет:

-полнота;

-единство;

-реальность (правдивость);

-гласность.

Под полнотой бюджета понимается включение в бюджет полностью всех расходов и расходов правительственных органов. С точки зрения полноты различают бюджет брутто и бюджет нетто. В бюджет брутто включаются все валовые доходы государства и валовые расходы, в бюджет нетто – только чистые расходы и доходы. Например, расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджет нетто отражается только разница между доходами и расходами.

Единство бюджета заключается как в единообразном порядке составления бюджета, в котором отражаются все доходы и расходы государства. Кроме того, единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировки доходов и расходов бюджета по однородным признакам. В настоящее время применяются четыре основных вида бюджетной классификации доходов и расходов бюджета:

1) ведомственная (административная, министерская);

2) предметная (отраслевая, реальная, функциональная);

3) экономическая;

4) смешанная (комбинированная).

Ведомственная классификация группирует доходы и расходы по министерствам и ведомствам; предметная – по отраслям государственного управления: военные расходы, здравоохранение, просвещение и т.п. Экономическая классификация группирует расходы по хозяйственным признакам: капиталовложения, зарплаты, пенсии, ссуды и т.д. Смешанная классификация сводится к группировке расходов в шахматном порядке: по двум видам бюджетной классификации в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, по горизонтали – по экономическим признакам, а по вертикали – по предприятиям).

Правдивость (реальность) бюджета предполагает. Что все суммы доходов и расходов бюджета должны быть обоснованны и правильны.

Гласность бюджета предполагает открытое обсуждение бюджета и утверждение его законодательным органом страны.

Функции государственного бюджета. Государственный бюджет выполняет следующие функции:

а) распределительную. Эта функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП.

б) стимулирующую. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы роста производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления. В этом и проявляется стимулирующая функция бюджета.

в) социальную. Эта функция состоит в аккумуляции средств в бюджете и использовании их на осуществление социальных программ, направленных на развитие здравоохранения, культуры, образования, поддержку малоимущих.

г) контрольную. Эта функция бюджета предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств [14,289].

Доходы и расходы бюджета. Доходные статьи бюджета: налог на прибыль предприятий, налог с продаж, местные налоги, доходы от внешней экономической деятельности, рентные платежи, неналоговые доходы, подоходный налог, средства ссудного фонда и др.

Расходные статьи бюджета: финансирование экономики, социально-культурные программы, оборона, управление, целевые программы, кредиты и помощь другим государствам.

Различают три состояния госбюджета:

1) нормальное, если расходная часть госбюджета равна доходной;

2) дефицитное, когда расходы превышают доходы;

3) профицитное, если доходы превышают затраты.

Причины дефицита госбюджета:

1)     Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшение прироста национального дохода.

2)     Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.

3)     Увеличение бюджетных расходов.

4)                 Непоследовательная финансово-экономическая политика.[11,372] Для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться такие способы, как государственные займы; ужесточение налогообложения; эмиссия денег. В программу конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой – способствовали сокращению государственных расходов.

Государственный долг. Сумма накопленных за определенный период бюджетных дефицитов минус бюджетные излишки за этот же период образуют государственный долг. Различают внутренний и внешний государственный долг: государственным внутренним долгом являются обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами, а государственным внешним долгом – обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами. Государственный долг бывает капитальным, основным и текущим.

В управлении государственным долгом используются такие меры, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов. Под конверсией понимается изменение подоходности займов как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения доходности государственных ценных бумаг. Под консолидацией займов понимается изменение их сроков, обычно в сторону увеличения. Обмен облигаций по регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Аннулирование государственного долга – крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам; это обычно происходит в результате прихода к власти новых политических сил. [14,299]

 

1.3 Финансовая политика

 

Совокупность мероприятий государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны составляет государственную финансовую политику. Финансовая политика является органической частью экономической политики государства, состоящей из мер в области формирования и использования денежных фондов. В Республике Казахстан эти меры определены в Конституции РК, в Налоговом кодексе и других законах, указах Президента и постановлениях правительства  РК. Содержание финансовой политики включает:

а) выработку научной концепции развития финансов;

б) определение главных направлений их использования в стратегическом и тактическом планах;

в) практические действия по реализации целей и задач финансовой политики.

Основными задачами финансовой политики на современном этапе развития государства являются:

      учет действия объективных экономических законов;

      необходимость финансовой поддержки мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и поддержание макроэкономической стабилизации;

      определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения (при этом намечается величина финансовых ресурсов, оптимальная и сбалансированное соотношение их между доходами государства и хозяйствующими субъектами; определяется доля участия физических лиц в формировании государственных доходов);

      обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов (определяются основные пропорции распределения средств между отраслями и сферами народного хозяйства. Развитие приоритетных отраслей и направлений, степень социальной защиты населения);

      концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;

      сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;

      либерализация внешнеэкономической деятельности;

   выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства.[14,308]

Финансовая политика включает следующие основные направления: 1) налоговую политику; 2) бюджетную политику; 3) страховую политику; 4) инвестиционную политику; 5) политику доходов (заработной платы, пенсий, стипендий и т.д.).[14,313]

Основным источником доходов государства являются налоги. Налоговую политику называют фискальной. Слово «фискальный» латинского происхождения и в переводе означает «казенный». В России в эпоху Петра I фискалами называли должностных лиц, которые надзирали за сбором налогов и финансовыми делами. В современной экономической литературе фискальная политика ассоциируется с государственным регулированием налоговой системы.

Информация о работе Финансовая система РК