Товарное производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Жизнь человеческого общества сложна, многообразна и противоречива. Почти везде в мире, чтобы выжить, человек должен работать, ибо окружающие его вещи в своем естественном состоянии, форме и местонахождении не могут удовлетворить его потребности. Человек преодолевает опасности и неудобства своего и естественного обитания, изменяя форму, состояние и местонахождение объектов природы, занимаясь производством материальных благ. Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для развития общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………….. 2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА И УСЛОВИЯ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ ………………………………………………………2
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА,
ИХ ЧЕРТЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ………………………………………5
ГЛАВА 3. ТОВАРНЫЙ ХАРАКТЕР ПРОИЗВОДСТВА КАК ОСНОВА
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ……………………………………………8
Глава 4. Особенности товарного рынка и производства
в Кыргызстане ……………………………………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа на тему Товарное производство 1.docx

— 109.74 Кб (Скачать файл)
  1. 1994 г. был первым полновесным годом после введения республикой собственной валюты;
  2. 1999 г. был первым годом после известных финансовых потрясений по республикам СНГ, в 1998 г.;
  3. 2003 г., с которого начинается период стабилизации экономики Кыргызстана;
  4. 2006 г. - последний год, по которому есть официальные статистические данные по республике.

За период с 1994 по 2006 годы прирост  оборота розничной торговли республики составил 6) 123,4 млн. сом. Среднегодовой  прирост реализации составил 5093,6 млн. сом. Однако показатели среднегодового прироста розничной реализации по отдельным  периодам были различны. Между 1999 и 1994 г г. среднегодовой прирост розничной  продажи товаров по республике составил 3192,2 млрд. сом., 1999-2003 годы - 4209,1 млрд. сом. и в 2003-2006 годы - 9775,2 млн. сом. Таким  образом, в республике наблюдается  позитивная тенденция нарастающего прироста розничной реализации товаров, что, безусловно, характеризует улучшение  экономического состояния товарного  рынка республики. Еще одно подтверждение  такого вывода исходит из

показателей индексов розничных цен. Так, за период 1994-1999 г г. индексы  по отношению к предыдущему году составили в пределах; максимальный показатель - 135,9% в 1999 .г и минимальный - 110,5% в 1998 г.; за период 2000-2003 годы индексы  составили, максимальный — 118,7% в 2000 г. и минимальный — 101,9% в 2002 году, в 2004 - 2006 г г. максимальный показатель составил в 2006 г - 105,1% и минимальный  в 2004 г. - 102,8%. Следовательно, прирост  реализации товаров в республике за рассматриваемый период происходил путем увеличения физического количества продажи товаров, хотя в девяностые годы розничные цены росли довольно интенсивно. Однако то, что индексы  розничных цен в республике изменяются непоследовательно и рывками - ог 135,9% до 110,5%, в следующем периоде  от 118,7% до 102%, затем ог 102,8% до 105,1% характеризует  отсутствие стабильности в области  розничного ценообразовании, что чрезвычайно  негативно отражается на удовлетворении покупательского спроса и, соответственно, на состоянии розничной реализации товаров.

Рассмотрим товарную структуру  розничного товарооборота республики. Поскольку только с 1997 г Нацстатком КР публикует развернутую товарную структуру розничной реализации товаров, то. соответственно, мы анализируем  данные двух статсборников (Потребительский  рынок КР 1997-2001 и 2002 - 2006 г г.)( см. таблицу 1).

 

Таблица 1. Товарная структура розничного оборота Кыргызстана в 1997-2006 гг (млн. сом )

 

Товар

1997 г

2001 г

2001 г к

1997 г, в %

2006

2006 г к

1997 г, в %

2006 г к

2001 I в %

Продовольственные

6852,6

17118,5

251,2

37067,2

540,9

215,2

Мясо и мясопродукты

1123,4

3034 6

270 1

6150,2

547 4

202,6

Масло животное

249,1

1409,5

164,3

958,4

^84 7

234 2

Масло растительное

140,8

334,5

237,4

1373,4

975 4

410,5

Молоко и мол продукты

199,2

448,2

225,0

13613

683,3

303,7

Сахар

368,6

818,4

222,0

1662,1

450,9

203,0

Мука хлеб

1362,3

3902,4

286,4

8288 0

608,3

212,3

Картофель

847

246,3

290,8

925,0

1092,0

375,5

Алкогольные напитки

1043,9

3174,9

304,1

5130,5

491,4

161,5

Непродовольственные

6723,4

15208,1

226,2

33808,4

502,8

122273

Швейные изделия

ь78 3

1368 5

201,7

3263,2

481,0

238,4

Трикотажные шд

340 7

855,7

251,1

2264,2

664,5

264,6

Мыло и моющие

1806

388,5

215,1

968 9

536,4

249,3

Парф - космет изд

74,1

146,1

197,1

233,6

315,2

159.8

Табачные изделия

464,0

1556 5

335,4

2641,8

569,3

169,7

Автомобили

1316,5

2482,6

Г 188,5

t~4337,7

329 4

174,7

Строительные матер

66,7

254,2

381,1

1462,6

2192,8

575,3

Обувь

724 7

1662 9

229,4

3253,2

448,9

195.6

Все товары

13376,0

32426.6

242,4

70875,6

529,8

218,5


 

 

 

По данным таблицы 1 можно сделать  следующие выводы:

  1. На товарном рынке Кыргызстана сохраняется тенденция опережающего роста реализации продовольственных товаров. Так за период с 1997 по 2006 годы рост продажи продовольственных товаров составил 540,9%, тогда как по реализации непродовольственных товаров - 502,8%, что не лучшим образом характеризует состояние товарного рынка.
  2. В составе продовольственных товаров наименее полезны для питания мука, хлеб, картофель и алкогольные напитки. В условиях здорового питания реализация перечисленных товаров не должна расти высокими темпами. Мы же наблюдаем в республике опережающий рост продажи на рынке этих товаров. Так, за период 1997-2006 гг. рост их реализации составил 575,8%, при общем росте реализации продовольственных товаров 540,9%. что также не лучшим образом характеризует состояние товарного рынка республики.
  3. В 1997 г. удельный вес реализации муки, хлеба, картофеля и алкогольных напитков к общей сумме реализации продовольственных товаров составил 36,3%, в 2006 г - 38,7% , что дополнительно негативно характеризует состояние товарного рынка республики.
  4. По данным табл. 1 за рассматриваемый период происходят и очевидные позитивные изменения товарного рынка. Так, по отношению к 1997 г. в 2001 г. разница между приростами реализации продовольственных (151,2%) и непродовольственных (126.2%) товаров составила 25%, то в 2006 г. по отношению к 2001 г. наблюдается превышение прироста реализации непродовольственных товаров в 7,1% (122,3% - 115,2%). Следовательно, при сохранении такой тенденции в перспективе объемы реализации непродовольственных товаров должны превысить объемы продажи продовольственных товаров.

Далее, рассмотрим состояние товарного  рынка республики по признаку реализации отдельных товаров в единицах измерения. Ограниченность таких показателей (отдельных товаров) объясняется  тем, что оперировать можно лишь официальными данными, а такие данные Национальный статистический комитет  Кыргызской Республики сообщает по ограниченному  перечню товаров в годовой  публикации («Потребительский рынок  Кыргызской Республики» 1997 - 2001 и 2002 - 2006 годы). Вместе с тем и по перечню  товаров по данным Нацстаткома КР можно сделать обоснованные выводы по оценке состояния товарного рынка  республики, установить тенденцию реализации отдельных товаров в физических единицах, если она прослеживается (табл. 2).

Если учесть, что за рассматриваемый  период рост суммарного розничного товарооборота  в 2001 г. по отношению к 1997 г составил 238,9% и в 2006 г. по отношению к 2001 г. составил 218,5%, то данные табл. 2 характеризуют  существенно уступающие темпы развития товарного рынка республики по продаже  товаров в натуральных единицах измерения.

 

Таблица 2. Продажа товаров в единицах измерения

Товар

1997 г.

2001 г.

2001 г. в % к 1997 г.

2006 г.

2006 г. в % к 2001 г.

Мясо и птица, тыс т

26.5

29,0

109,4

30,3

104,4

Масло живот иое.тыс т

4,6

4,9

106,5

5,1

104,0

Масло растительное.тыс т

9,6

11,6

120,8

16,4

141,3

Яйца, млн шт

36,9

39,1

105,9

36,5

93,3

Сахар, тыс т

35,7

39 1

109,5

43,0

109,9

Кондитер изделия, тыс т

16,5

18,4

111,5

22,8

123,9

Хлебные продукты ( в пересчете на муку),тыс т

358,1

569,0

158 8

647,4

113.7

Картофель, тыс т

20,0

21,0

105,0

19,9

94,7

Овощи, тыс т

60,0

66,5

1108

57,3

86 1

Фрукты, тыс т

12,0

14,2

118,3

22,8

160,5

Телевизоры, тыс шт

5,6

6,5

116 0

8,8

135,3

Холодильники тыс шт

3,5

5,8

165,7

8,8

151,7

Стир машины,тыс шт

~7Л

7,5

104,1

8,3

1106

Электропылесосы, тыс шт

2,2

2,4

109 1

2,7

112,5

Автомобили тыс шт

45,2

43,1

95,3

56,4

130,8


 

Второй вывод по данным таблицы 2 — поскольку темпы роста продажи  товаров в сумме намного превышают  темпы роста продажи товаров  в натуральном измерении, то это происходит по причине приличной инфляции и повышения розничных цен. Несколько подтверждающих примеров. В 2001 г. по отношению к 1997 г. рост реализации составил: мяса в сумме - 251,7% (табл. 1), в весе - 104,4%; масло животного в сумме - 164,3%, в весе - 106,5%; сахара в сумме - 222,0% и в весе - 109,5%.

В 2006 г. по отношению к 2001 г. рост продажи  составил: мяса в сумме - 202,6%, в весе - 104,4%; масла животного в сумме - 234,2%, в весе - 104,0%; сахара в сумме - 203,0%, в весе - 109,9%.

При анализе состояния товарного  рынка Кыргызстана особый интерес  представляет соотношение в розничной  реализации товаров отечественного производства и поступающих по импорту. Было специально отобрано несколько  товарных групп, которые производятся сельскохозяйственными и промышленными  предприятиями республики. Отобранные товарные группы являются весьма важными  в потреблении населением республики. Производсгво этих товаров достаточно обеспечено сырьевыми ресурсами  страны. В таблице 3 приведены данные, характеризующие удельный вес товаров  отечественного производства в объеме продажи этих товаров в натуральных  единицах измерения, за исключением  швейных товаров, которые указаны  в сумме. Показатели по продаже и  поставкам товаров приводятся по официально опубликованным данным Нацстаткома  КР («Потребительский рынок КР», 1997 -2001гг., 2002 - 2006гг.).

 

Таблица 3. Удельный вес отечественных товаров в реализации отдельных товаров на потребительском рынке Кыргызстана.

Товар

1997 г.

2001 .г

2001 г. в %

к 1997 г.

2006 г.

2006 г. в %

к 2001 г.

Мясопро<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_0020_002b_00207_0020pt__Char" st



Информация о работе Товарное производство