Товарное производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Жизнь человеческого общества сложна, многообразна и противоречива. Почти везде в мире, чтобы выжить, человек должен работать, ибо окружающие его вещи в своем естественном состоянии, форме и местонахождении не могут удовлетворить его потребности. Человек преодолевает опасности и неудобства своего и естественного обитания, изменяя форму, состояние и местонахождение объектов природы, занимаясь производством материальных благ. Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для развития общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………….. 2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА И УСЛОВИЯ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ ………………………………………………………2
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА,
ИХ ЧЕРТЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ………………………………………5
ГЛАВА 3. ТОВАРНЫЙ ХАРАКТЕР ПРОИЗВОДСТВА КАК ОСНОВА
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ……………………………………………8
Глава 4. Особенности товарного рынка и производства
в Кыргызстане ……………………………………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа на тему Товарное производство 1.docx

— 109.74 Кб (Скачать файл)

 

Кратко охарактеризуем некоторые  элементы инфраструктуры рынка.

 

Товарная биржа Товарные биржи, как правило, формируются по признакам однородности и родственности товарных групп (например, биржи зерна, нефти, хлопка). Они содействуют не только реализации уже имеющихся товаров, но и организации сделок под будущие поставки продукции. Например, хозяйствам, занимающимся выращиванием хлопка или зерна, не хватает средств для нормального осуществления всего комплекса работ по выращиванию урожая. В этом случае они могут обратиться на товарную биржу и получить кредит под будущий урожай. Одновременно между заемщиками и кредиторами достигается согласие относительно цены одной тонны зерна или хлопка.

 

Фондовая биржа. Другим важнейшим элементом рыночной инфраструктуры являются фондовые биржи — организации, где совершаются акты купли-продажи ценных бумаг: акций и облигаций и устанавливаются их курсы, т.е. рыночные цены. Фондовая биржа в свою очередь обладает собственной инфраструктурой, состоящей из сети брокерских компаний, которые от имени и по поручению клиентов выполняют биржевые операции.

Фондовые биржи тесно  связаны с денежным рынком, на котором осуществляют свои операции банки. Денежный рынок устанавливает связи между фондовыми биржами и банками через систему сбережений и взаимосвязей курса акций (на фондовой бирже) и процентной ставки (в банковской системе). Процентная ставка — это тот процент, который банки устанавливают на депозиты (вклады). Взаимосвязь между курсом акций и процентной ставкой будет рассмотрена в гл. 16 «Рынок капитала».

 

Банковская  система. Банковская система — это часть кредитной системы, которая включает в себя банки, страховые компании, пенсионные фонды, фонды профсоюзных и других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. Это — совокупность учреждений и организаций, которая способна мобилизовать, аккумулировать временно свободные денежные средства и найти соответствующие формы их размещения в виде кредитов или капиталовложений.

Банки — ядро кредитной системы. Банковская система, как правило, имеет двухъярусное строение. Первый ярус представлен центральным (государственным) банком, который несет всю полноту ответственности за состояние и совершенствование денежного хозяйства. Он призван, с одной стороны, обеспечить условия для благоприятного инвестиционного климата и стимулирования кредитных отношений, с другой — не допускать развертывания инфляционных процессов. Как мы узнаем в дальнейшем, банки обладают целым набором инструментов (ставка межбанковского кредита, резервы, операции на открытом рынке), чтобы воздействовать на поведение агентов денежного рынка, и, прежде всего на коммерческие банки. Второй ярус представляют коммерческие, инвестиционные, ипотечные (дают кредит под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку и освоение технических новинок) банки. Необходимо отметить, что в современных условиях коммерческие банки существенно расширили сферу своей деятельности, осуществляя самые разнообразные операции (7).

Существенное значение для развития рынка и формирования рыночной экономики  имеют свободные экономические зоны (СЭЗ). Первая свободная экономическая зона появилась в 1959 г. в Ирландии. В 70-е годы наблюдался наибольший расцвет СЭЗ. Темпы занятости в этих зонах за последние 20 лет превышали ежегодно 20%. В настоящее время используется несколько терминов, определяющих понятие "свободные экономические зоны":

- зоны свободного предпринимательства  (ЗСП);

- зоны свободной торговли;

- экспортно-производственные зоны (ЭПЗ);

- производственные зоны в регионах;

- свободные порты;

- свободные банковские зоны.

Все эти зоны рассматриваются как  фактор экономического развития с привлечением иностранного капитала, предоставлением  различных льгот (освобождение от налогов  сроком, как правило, на 10 лет; прямые государственные субсидии; беспошлинный ввоз и вывоз товаров; сдача земель в аренду за низкую плату и др.).

В настоящее время в мире насчитывается  более 400 свободных экономических  зон (преимущественно в развитых странах). Господствующее положение  в СЭЗ занимают японские ТНК, США  и Западная Европа.

В советской экономической литературе к инфраструктуре относили основную торговую сеть, постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара, коммерческие банки для обслуживания коммерческих кредитов, складское хозяйство (элеваторы, холодильники), тарное и транспортное хозяйство, всякого рода биржи и информационные службы. В этом случае имеет место расширительное толкование инфраструктуры рынка.

 

Инфраструктуру рынка можно представить  в виде схемы 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыночная инфраструктура облегчает  осуществление товарообменных операций, юридический и экономический  контроль над ними, повышает их оперативность  и эффективность. Предоставляет  информационное обеспечение.

В недалеком прошлом в России инфраструктура товарных рынков была фактически заменена централизованным натуральным распределением материальных ресурсов, тем самым были блокированы  каналы передачи коммерческой информации, подорваны стимулы к эффективному использованию ресурсов, хронической  болезнью стал товарный дефицит. Ведь именно рыночная инфраструктура  увеличивает  сигналы, идущие от потребителей и спроса, обеспечивает восприятие этих импульсов  производителями и адекватную реакцию  на них. Связывает производителей и  потребителей в единый хозяйственный  процесс.

 

3.2. Формирование товарной  политики

Товарная политика занимает одно из ключевых мест в стратегии предприятия (фирмы) и изучает меры по повышению  конкурентоспособности выпускаемой  продукции, прежде всего ее качественных характеристик, соответствующих запросам конечных потребителей, созданию новых  товаров, оптимизации их ассортимента, удлинению жизненного цикла.

Потребительские оценки имеют стратегическое значение на всех этапах от составления  концепции нового товара и проверки этого замысла до его позиционирования, конструирования, производства, установления уровня цены, рекламирования, сбыта, финансирования и технического обслуживания. Поэтому товарная политика включает проведение систематических исследований на всех перечисленных этапах, причем их объектом является не сам товар как таковой, в отрыве от конкретных рынков и конкретных потребителей, а потребитель с его запросами по отношению к данному товару, его ответная реакция на разнообразные мероприятия на каждом этапе продвижения товара от производителя к потребителю.

Предприятие или фирма, осуществляя  товарную политику, преследует цель производить  такие товары, которые в наибольшей степени могут удовлетворить  потребителя, т.е. товары, которые окажутся приоритетными при выборе потребителем продукции на рынке и будут  обладать высокой конкурентоспособностью и высоким качеством.

Прежде чем разработать или  определить товарную стратегию фирмы, необходимо остановиться на принципиальных положениях рассматриваемой проблемы. Любая фирма является элементом  производственной системы.

Возникновение производственной системы  обусловлено формированием на рынке  спроса на продукцию, способную удовлетворить  требования покупателей. Следовательно, производственная система должна быть приспособлена к длительному  удовлетворению покупательского спроса. А это достижимо при рациональном выборе стратегических позиций производственной системы посредством определения  зон хозяйствования (функционирования), представляющих собой отдельный сегмент рынка, в котором фирма может наиболее эффективно обеспечить себе конкурентное преимущество.

Выбор зоны хозяйствования связан с  назначением производственной системы. Если производственная система обслуживает  рынок средств производства, то в  качестве зоны хозяйствования выступают  различные отрасли народного  хозяйства или группы предприятий  отдельных отраслей производства. В  случае обслуживания рынка потребительских  товаров и услуг в качестве "зоны" выступают либо отдельные  сегменты рынка товаров народного  потребления, либо различные сочетания  этих сегментов.

После определения зон хозяйствования необходимо конкретизировать товарную политику в рамках каждой зоны. Этот процесс осуществляется в два  этапа. Первый из них предполагает выбор  альтернативы товарной политики. Второй - реализацию выбранной альтернативы в форме перспективного товарного  ассортимента.

Можно выделить четыре основных альтернативы товарной стратегии:

- недифференцированный маркетинг;

- концентрированный маркетинг;

- сегментация (позиционирование) товара;

- дифференциация товара.

Недифференцированный маркетинг предполагает выпуск стандартизованной однородной номенклатуры товаров, реализуемых однотипно на всех рынках.

Концентрированный маркетинг - это выпуск стандартизованной продукции, но только для одного сегмента рынка.

Сегментация товара предполагает выпуск различной номенклатуры товаров, имеющей разнонаправленный характер, т.е. каждый товар направлен на удовлетворение отдельных потребностей соответствующего сегмента рынка со своими условиями конъюнктуры.

Дифференциация товара предполагает изготовление в основном одного товара для всех рынков, но с небольшими изменениями, в том числе в организации сбыта.

Выбор предпочтительной альтернативы осуществляется на основе анализа взаимодействия возможностей рынка, задач фирмы  и ее ресурсов.

Тем не менее главным ориентиром при формировании товарной стратегии  является (при всей значимости остальных  категорий) достижение конкурентного  преимущества фирмы в долговременной перспективе.

Выбрав ту или иную альтернативу товарной стратегии, фирма должна "наполнить" ее конкретным содержанием - соответствующим  товаром или товарным ассортиментом, т.е. группой товаров, тесно связанных между собой хотя бы по одному из признаков: совместное применение, общий сегмент рынка, общий канал распределения, сходный диапазон цен.

Товарный ассортимент представляет собой динамичный набор номенклатурных позиций (моделей, марок) продукции, пользующихся потенциальным спросом на рынке  и обеспечивающих выживаемость предприятия  в длительной перспективе.

С точки зрения предпочтений товара важен тот, который в течение  длительного периода обеспечивает превышение прибыли над финансовыми  потребностями с целью поддержания  конкурентоспособности фирмы. Немаловажную роль в оценке товарной стратегии фирмы отводится рейтингу товара.

Под рейтингом продукции понимают место, занимаемое той или иной номенклатурной позицией в ранжированном ряду всех позиций товарного ассортимента.

Для выработки и проведения эффективной  товарной политики предварительно проводится анализ всех характеристик товара: надежность, удобство пользования, функциональные возможности, долговечность, удобство обслуживания, эстетика, гарантии, инструкции, упаковка и т.д.

Другой важный момент - ориентация на сегментированную группу потребителей. Без четкой ориентации на узкую, заранее  выявленную целевую группу потенциальных  потребителей не может быть успеха в рыночной экономике. Это будет  актуально для наших предприятий, как только рынок получит достаточно четкий импульс к самоорганизации  и стабильности.

 

Глава 4. Особенности товарного рынка

и производства в Кыргызстане.

 

Суверенный Кыргызстан, как и  все бывшие союзные республики, исходя из сложившихся условий и возможностей, осуществляет переход от централизованной плановораспределительной к рыночной экономике. При этом республика, оценивая результаты предшествующего экономического развития, вынуждена оптимизировать экономику в течение переходного периода, ускоряя вхождение в рыночное состояние.

Многие страны, каждая в свое время, решали проблемы переходного этапа  и вполне успешно построили рыночную экономику. Все государства, в том  числе экономически развитые, ставили  перед собой одну общую цель - построение рыночной экономики. Однако каждое государство осуществляло этот переход отличными методами, действиями и продолжительностью, поскольку  нет единых для всех стран путей  и способов его прохождения. Дело в том, что каждая страна характеризуется  огромным разнообразием особенностей и отличий, даже от расположенных  по соседству стран. Следовательно, простое копирование успешных действий по формированию рыночной экономики  соседних стран и тем более  опыта развитых стран, без учета  собственных экономических, политических, социальных, ментальных и других особенностей и различий, не освободит от необходимости  выбора собственного пути. Суверенный Кыргызстан, должен творчески изучить  опыт конкурентных стран, сформировавших развитую рыночную экономику, опыт успешно  развивающегося соседнего Казахстана, но механически копировать опыт было бы серьезной ошибкой.

Рыночная экономика состоит  из трех составляющих - частной собственности  на средства производства, товарного  рынка и свободного предпринимательства. Отсутствие хотя бы одной из трех обозначенных составляющих, делает невозможным успешное формирование рыночной экономики.

В Кыргызстане, в последние годы, были опубликованы многочисленные работы отечественных экономистов, посвященных  проблемам формирования рыночной экономики, в том числе по отдельным ее составляющим. Однако большая часть  публикаций содержит выводы, предложения, рекомендации, методы и формы формирования рыночной экономики вообще. Есть работы по частной собственности, по свободному предпринимательству. И практически  нет научных публикаций по проблемам  формирования товарного рынка.

Информация о работе Товарное производство