Товарное производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Жизнь человеческого общества сложна, многообразна и противоречива. Почти везде в мире, чтобы выжить, человек должен работать, ибо окружающие его вещи в своем естественном состоянии, форме и местонахождении не могут удовлетворить его потребности. Человек преодолевает опасности и неудобства своего и естественного обитания, изменяя форму, состояние и местонахождение объектов природы, занимаясь производством материальных благ. Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для развития общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………….. 2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА И УСЛОВИЯ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ ………………………………………………………2
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА,
ИХ ЧЕРТЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ………………………………………5
ГЛАВА 3. ТОВАРНЫЙ ХАРАКТЕР ПРОИЗВОДСТВА КАК ОСНОВА
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ……………………………………………8
Глава 4. Особенности товарного рынка и производства
в Кыргызстане ……………………………………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа на тему Товарное производство 1.docx

— 109.74 Кб (Скачать файл)

Товарный рынок страны или отдельной  территории представляет собой совокупность различных по содержанию рынков: труда, услуг, валюты, ценных бумаг, сырья, средств  производства, потребительских товаров (розничный товарный рынок) и др. Рынок потребительских товаров  в составе товарного рынка  является наиболее масштабным, разнообразным, многочисленным и проблемным, к тому же наименее исследованным. Между тем  розничный рынок, по существу, служит индикатором уровня благополучной  жизни населения страны, является приводным механизмом между сферами  товарного производства и потребителями  товаров, а также позволяет оценить  состояние экономики государства.

Многие теоретические и прагматические вопросы переходного периода  и формирования рыночной экономики  были исследованы рядом зарубежных ученых- экономистов западной школы  экономики: К. Вега, Р, Дернбушом. А. Гелбом, Я. Корнай, М. Мало, Д. Саксом, С. Фишером, Р. Шмалензи и др., учеными российской школы экономики- Л. Абалкиным, Е Гайдаром, С. Глазьевым, А. Илларионовым, Я. Костиным, П. Литвяковым, В. Маевским и др.

Различные аспекты переходного  периода преобразования экономики  рассмотрены в трудах кыргызстанских ученых- экономистов: Т. Койчуевым, Т. Камчыбековым, Ш. Мусакожоевым, Н. Кумсковой, В Кумсковым, К Алиевым, К. Атышовым, А. Орузбаевым, К. Идиновым. Ж. Джумабаевым, М. Балбаковым, К. Джумабаевым, ГГ. Купуевым, Ж. Джаиловым, Д. Мусаевой, Ж. Чубуровой, Б. Токсобаевой, Г. Кумсковым, В. Савиным, Ш. Алманбетовым и др. Отечественные ученые-экономисты преимущественное внимание уделяли  вопросам экономического содержания переходного  периода и формирования рыночной экономики в целом. В меньшей  степени в республике исследованы  теоретические вопросы частной  собственности на средства производства и свободного предпринимательства  переходного периода от централизованной планово-распределительной экономики  к рыночной. И наименее исследованными остаются научные основы формирования товарного рынка переходного  периода, в особенности научные  и методологические вопросы формирования рынка потребительских товаров, как наиболее существенной составляющей товарного рынка. В связи с  этим актуальной является необходимость  научных и методологических исследований и разработок теоретических и  прагматических основ формирования рынка потребительских товаров  в условиях перехода к рыночной экономике, а также необходимость исследования научных основ факторов и методологических подходов формирования такого рынка.

Наблюдения за ходом формирования рынка потребительских товаров  в соседних с Кыргызстаном центральноазиатских  республиках, также находящихся  на переходном этапе, показывают, что  каждое государство использует собственный  путь формирования такого рынка. При  этом практические действия, неизбежно  приводят к чрезмерным совокупным издержкам  и потерям времени. Научный подход к формированию рынка потребительских  товаров позволил бы осмыслить процессы формирования, избежать возможные негативные последствия, оптимизировать совокупные издержки и время.

Экономическая теория рассматривает  товарный рынок как совокупность товарного предложения и спроса. В действительности, содержание товарного  рынка характеризуют две группы факторов: «рынкообразующие» и «рынкоактивизирующие». Рынкообразующие факторы или  исторически фундаментальные основы товарного рынка - товарное предложение, спрос и территория.

Из трех рынкообразующих факторов два - товарное предложение и спрос- являются активными факторами, а  территория - пассивным фактором. Действительно, территория остается неизменной, однако товарный рынок такой территории непрерывно и динамично преобразуется  в пределах от прироста до снижения. В то же время пассивность территории при формировании рынка сохраняется  лишь при неизменности площади территории, поскольку даже незначительное изменение  площади непременно приводит к изменениям параметров товарного рынка. Следовательно, состояние товарного рынка характеризуется  и оценивается соотношением спроса и предложения товаров на неизменной площади территории. Рынкоактивизирующие  факторы товарного рынка или  факторы, связующие и активизирующие рынкообразующие: в процессе формирования рынка - коммерция, а затем, в процессе развития рынка - коммерция и конкуренция. При этом коммерция является не только связующим фактором, но одновременно и участником формирования товарного  предложения, организуя поступление  на рынок импортных товаров, и  формирования спроса, организуя рекламную  деятельность.

Что значит товарный рынок для Кыргызской Республики? На товарном рынке республики в коммерции занято около 300 тыс. жителей, уступая по численности  лишь сфере сельхозпроизводства. Если в советский период соотношение  между занятыми коммерцией на товарном рынке и занятыми в сфере товарного  производства было 1:5, то в настоящее  время оно составляет 1:1,3. Рынок, в результате наполнения отечественными и импортными товарами, обеспечивает удовлетворение спроса всех социальных категорий населения. В настоящее  время, по нашим расчетам, рынок республики обеспечивает 100% удовлетворения спроса населения непродовольственными товарами, в том числе примерно 80% импортными, и 70% продовольственными товарами, в  том числе примерно 55% импортными. Товарный рынок республики является весьма существенным источником поступления  средств в государственный и  местные бюджеты: таможенные платежи, налог с прибыли, НДС, подоходный налог, стоимость коммерческих патентов, местные налоги. По существу, в условиях отсутствия развитого отечественного товарного производства в Кыргызстане  участники розничного товарного рынка (коммерция) стали важнейшим источником пополнения бюджета страны. Рынок страны обеспечивает преобладающую массу денежного оборота. Товарный рынок переходной экономики, при успешном формировании, становится новым фактором привлечения на рынок зарубежных предпринимателей и покупателей товаров. На рынке Кыргызстана приобретают товары жители России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Китая и других стран, а зарубежные предприниматели организуют коммерческую деятельность товарами, произведенными в своих странах. Тем самым страна получает дополнительный приток товаров и денежных средств.

Рынок активизирует деятельность товаропроизводителей, ускоряя реализацию продукции и  формируя покупательский спрос на эти  товары. Начиная с переходного  этапа товарный рынок служит чувствительным индикатором экономики страны: по источникам товарного предложения  на рынке можно определить состояние  отечественного товарного производства; по соотношению на рынке импортных  и отечественных товаров можно  определить уровень отечественного производства: по соотношению на рынке  товаров промышленного или сельского  производства можно определить уровень  индустриализации экономики страны; по потребительским свойствам отечественных  товаров - состояние производственной технологии; по темпам изменения розничных  и оптовых цен на рынке - показатель инфляции: по разнообразию цен продажи  товаров - состояние конкуренции  на рынке; по соотношению объемов  спроса и товарного предложения - определить объем и емкость рынка  и тем самым оценить коммерческое состояние товарного рынка.

Когда методические основы формирования рынка хорошо разработаны и правильно  претворяются в практической деятельности, то организация работы товарного  рынка происходит с оптимальными затратами времени, средств и ресурсов и, наоборот, без методических основ сформировать устойчиво действующий товарный рынок невозможно, к тому же в этом случае неизбежны значительные потери и чрезмерные затраты. Между тем независимо от особенностей организации и функционирования товарног о рынка, - это одновременное или параллельное формирование товарного предложения и покупательского спроса, а также связующего звена между ними, состоящего из торговли и конкуренции.

В действительности, в особенности  в условиях свободного предпринимательства, действуют многочисленные факторы, оказывающие в большей или  меньшей степени влияние на формирование и состояние товарного рынка: правовое регулирование, налогообложение, система кредитования, управление рыночными  процессами, профессиональная подготовленность населения и т.д. Однако рассмотрению, изучению и решению, подлежат прежде всего основополагающие факторы, от правильного методологического  формирования которых зависит успешное функционирование товарного рынка:

  1. предложение товаров;
  2. спрос;
  3. коммерция (коммерческая деятельность);
  4. конкуренция.

Какие факторы и каким образом  они действуют на формирование товарного  рынка определяется тем, какая существует зависимость между признаками, составляющими  товарный рынок, и факторами их формирующими. Такая зависимость, как нам представляется, может быть двух вариантов:

  1. в зависимости от состояния регулирования товарного рынка;
  2. в зависимости от пропорции на рынке соотношения товарного предложения и спроса.

В зависимости от состояния государственного регулирования формирование товарного  предложения и спроса, исходя из мирового опыта, происходило и происходит тремя способами:

  1. стихийное формирование;
  2. стихийно - регулируемое формирование;
  3. регулируемое формирование.

При стихийном формировании рынкообразующих  факторов товарного предложения  и спроса, а по этому пути прошли все экономически развитые государства  Западной Европы и США, эволюционный процесс охватил период в 250-300 лет. По второму направлению, то есть по пути стихийнорегулируемого формирования рынкообразующих факторов, были предприняты усилия в послевоенной ФРГ и Японии (20--25лет). По третьему направлению, то есть путем регулирования формирования рынкообразующих факторов, были предприняты решительные действия в Китайской Народной Республике, что позволило стране в течение 15 лет добиться впечатляющих результатов по развитию товарного производства и росту покупательной способности населения.

Необходимость такой предварительной  классификации участия (неучастия) государства в формировании товарного  предложения и спроса, с позиций  формирования и развития товарного  рынка, объясняется следующим образом:

при стихийном процессе формирования рынкообразующих параметров товарного  рынка нет необходимости выделять какие-либо факторы, поскольку они  не подвергаются государственному регулированию;

при стихийно-регулируемом процессе формирования рынкообразующих параметров товарного рынка государство  из всей совокупности факторов, регулирует лишь отдельные из них, которые определяюще  действуют на формирование;

при регулируемом процессе формирования рынкообразующих факторов государство  регулирует все или преобладающую  часть формирующих факторов.

В условиях сформировавшегося товарного  рынка пропорции рынкообразующих  параметров могут быть в пределах от превышения спроса над товарным предложением, относительного равенства  между ними и до превышения товарного  предложения над спросом. Соответственно, состоянию пропорции товарного  предложения и спроса, прежде всего, подлежат рассмотрению и развитию факторы, формирующие категорию рынка, уступающей в пропорции. Если товарный рынок  характеризуется как рынок продавца, то первоочередному регулированию  подлежат факторы, формирующие товарное предложение. При рынке покупателя регулированию подлежат факторы, формирующие  спрос.

В условиях трансформации экономики, в частности в Кыргызстане, когда  розничный товарный рынок оценивается  как слоборазвитый рынок продавца, то первоочередному регулированию  подлежат факторы, формирующие товарное предложение рынку (факторы товарного  производства). Товарное производство обеспечивает товарами внутренний рынок  и экспортирование за рубеж, поступление  в страну валюты, пополнение государственного бюджета, приличные доходы персонала, решение социальных вопросов трудового  коллектива производственных предприятий.

Процесс достижения преобладания на рынке товарного предложения, как  было обнаружено, может быть двух вариантов: последовательным; радикальным.

При последовательном (в пределах 15-20 и более лет) достижении преобладания на рынке товарного предложения  над спросом сам процесс такого формирования осуществляется на планомерном, постепенном и предсказуемом  продвижении вперед, разрешая очередные  задачи развития товарного предложения, разумно распределяя и используя  ресурсы и потенциал страны. Именно таким путем развивается товарное предложение в Китае, безусловные  успехи которого очевидны. Этот вариант  развития товарною предложения для  Кыргызстана, пожалуй, предпочтительнее остальных.

При радикальном (в пределах 5—10 лет) достижении преобладания товарного  предложения на рынке потребуются  колоссальные совокупные издержки государства, понимание этого и напряжение всего населения. Мало найдется в  мире стран, способных реализовать  такой вариант формирования товарного предложения внутреннему рынку.

Товарный рынок Кыргызстана, как  и рынок любого территориального образования, характеризуется совокупностью  товарных групп, реализация которых  на рынке чрезвычайно динамична. Следовательно, при изучении состояния  товарного рынка исходим из необходимости  получить ответы на следующие вопросы:

  1. Какова динамика товарного рынка и происходящих на нем изменений?;
  2. Какие факторы воздействуют на динамику товарного рынка?

Динамика объема товарного рынка  определена в соответствии с

официальными данными Нацстаткома  Кыргызской Республики. При этом под  показателем товарного рынка  или, точнее, рынка потребительских  товаров республики, в сумме рассматриваются  статистические данные по розничной  реализации товаров. Мы осознаем, что  фактическая реализация товаров  в розничной торговой сети превышает  официальные отчетные данные, но эта  разница между фактическим и  статистическим объемами нигде не регистрируется и потому оперировать ими невозможно. Нами приведены данные, характеризующие  состояние товарного рынка Кыргызстана  за постсоветский период, с ввода  в 1993 г. собственной валюты (сома). Период 1994-2006 г г. был разделен на четыре оценочных года:

Информация о работе Товарное производство