Этапы развития товарного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 12:11, реферат

Краткое описание

Товарное производство представляет собой определенную организацию общественного производства, при которой экономические отношения между людьми проявляются через рынок, через куплю-продажу продуктов их труда.
Товарное производство прошло два этапа развития: простое и капиталистическое товарное производство.

Содержание

1.Введение
2.Условия возникновения и этапы развития товарного производства
3.Заключение
4.Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 21.21 Кб (Скачать файл)

КЫРГЫЗСКО-РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

 

 

Эссе

По дисциплине: Микроэкономика

На тему: «Этапы развития товарного производства»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                               Выполнил: Атаев Г.А.

                                                                                     гр. НИН-1-13

                                                              Проверила:

 

 

                                                      Бишкек 2013г

Содержание  
1.Введение   
2.Условия возникновения и этапы развития товарного производства    
3.Заключение  
4.Список использованной литературы 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение  
Денежная система в России – важная сфера национальной экономики, где в последние годы происходят радикальные изменения. Деньги являются важнейшим атрибутом рыночной экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны.  
На фоне активно развивающихся товарного и финансового рынков роль денег резко возрастает. Ситуация переходной экономики, формирование рынка требуют поиска новых форм денежных отношений.  
Сложные изменения, обусловленные переходом от монополизированного ссудного фонда и всей банковской системы, ранее управляемой административно командными методами, к новой рыночной организации экономики могут быть правильно поняты и учтены лишь на основе ряда теоретических положений о природе денег, а также исторического опыта.  
Объектом данной работы является: товар и деньги.  
Путь, пройденный человечеством, показывает, что на протяжении длительных отрезков истории, охватывающих ряд качественно отличных друг от друга способов производства, сохраняются некоторые общие формы экономической жизни. Через них выявляется структура общественных потребностей, распределяются имеющиеся в обществе ресурсы, учитываются и включаются в совокупный общественный труд отдельные его звенья. Такие формы экономической жизни или формы хозяйствования отражают состояние производительных сил и производственных отношений лишь в самом общем виде, а именно с точки зрения общественного разделения и кооперации труда, степени разобщения или соединения людей, обусловленного отношениями собственности. Эти общие экономические процессы со временем изменяются, что и вызывает эволюцию форм хозяйствования, смену ее исторических разновидностей.  

Условия возникновения и этапы развития товарного производства 
Производство продуктов для обмена возникло еще при разложении первобытнообщинного строя и существует не менее пяти – семи тысяч лет. Оно имело место и при рабовладельческом строе, и при феодализме. Но тогда ему принадлежала лишь второстепенная роль. Господствующей формой было натуральное хозяйство. В процессе развития общества натуральное хозяйство постепенно отмирало и на смену ему пришло товарное производство. Товарное производство стало основой современной экономики.  
В ходе эволюции в обществе сложились условия, приведшие к возникновению товарного производства. Первое условие – общественное разделение труда. Общественное разделение труда привело к тому, что работники разных специальностей оказались в зависимости друг от друга. Вторым условием стало обособленность производителей, возникшее на базе собственности на средства производства. Товарное производство обязательно предполагает общественное разделение труда, но общественное разделение труда вовсе не обязательно предполагает наличие товарного производства. Эти два условия породили товарное производство. Кроме того, важной чертой товарного производства является, то что обмен товарами есть форма экономической связи между производителями. Товаропроизводители обмениваются товарами и получают необходимые им предметы потребления и средства производства.  
Товарное производство представляет собой определенную организацию общественного производства, при которой экономические отношения между людьми проявляются через рынок, через куплю-продажу продуктов их труда.  
Товарное производство прошло два этапа развития: простое и капиталистическое товарное производство. Под простым товарным производством понимается производство мелких частных производителей. Собственник средств производства одновременно был непосредственным производителем - работал он сам или члены его семьи. Цель его производства - удовлетворение потребностей семьи. В этот период производство осуществляется разрозненными, мелкими товаропроизводителями, его характеризуют анархичный характер и конкуренция. Под капиталистическим понимают производство, при котором собственник средств производства привлекает труд наемных рабочих. Поэтому труд при капитализме эксплуатируется, а целью производства становится получение прибыли. Производство при капитализме становится крупным, взаимообусловленным процессом, усиливается его общественный характер.  
Простое товарное производство однотипно с капиталистическим: экономической основой обоих является частная собственность на средства производства. Как простое, так и капиталистическое производство характеризуется стихийным развитием производства и конкуренцией.  
Сходные черты и различия рассмотренных типов товарного производства определяют двойственную природу мелкого товаропроизводителя: с одной стороны, он – труженик, а с другой – собственник. В мотивации его поведения в зависимости от условий может преобладать та или иная сторона. Развитое товарное производство - опирается на новую технику, наемный труд и крупный заемный капитал.  
Основным элементом товарного производства является товар. Товар - специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. Для того, чтобы стать товаром, продукт труда должен обладать двумя свойствами: стоимостью и потребительской стоимостью. Способность удовлетворять общественную потребность, быть полезным людям - это потребительная стоимость. Потребительская стоимость – способность продукта или услуги удовлетворить потребности субъекта или нации в целом благодаря своим свойством. В условиях товарного производства потребительская стоимость выступает носителем меновой стоимости. Меновая стоимость – это способность товара обмениваться на другой товар в определенных меновых пропорциях, под которыми подразумевается сумма затрат на труд производителей по производству товара. Это количественное соотношение, в котором потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Таким образом, меновая стоимость выражает равенство качественно несравнимых и количественно несоизмеримых потребительных стоимостей.  
В рамках теории «трудовой стоимости» потребительные стоимости товаров не однородны и не соизмеримы. При этом общим между различными товарами по мнению сторонников теории «трудовой стоимости» является человеческий труд как затрата физической и умственной энергии работника. В нем выражается общественная природа любого конкретного труда, заключенного в товаре. Воплощенный в товаре общественный труд и образует стоимость товара. Стоимость – это количество общественно-необходимого труда затраченного на производство товара.  
По мнению сторонников трудовой теории стоимости в основе функционирования товарного производства лежит «закон стоимости». Суть закона заключается в том, что все товары производятся и обмениваются в соответствии с количеством общественно-необходимого труда, то есть в соответствие с их стоимостью.  
В простом товарном производстве и в условиях развитого рыночного хозяйства закон стоимости выполняет следующие функции:  
1. Регулирует пропорции производства. Поскольку цены на рынке зависят не только от стоимости, но и от спроса и предложения, то, если предложение не удовлетворяет спрос, цены на данный товар растут. Это значит, что его производители, продавая товар по повышенным ценам, получают значительно большие доходы. В погоне за высокими доходами другие производители направляют свои капиталы в данное производство, что ведет к изменению пропорций между отдельными отраслями и производствами. Когда рынок будет насыщен товарами и цены начнут падать, произойдет отток капиталов в другую отрасль, более доходную в данный период. И такой процесс идет постоянно.  
2. Дифференцирует товаропроизводителей. Ввиду того что товары продаются по стоимости, производители, у кого индивидуальная стоимость выше общественной, не выдерживают конкуренции и разоряются. Те, кто производит товары с затратами ниже общественных - обогащаются.  
3. Стимулирует развитие производительных сил. Производитель, внедривший в производство какое-то новшество, позволяющее повысить производительность труда, производит товары с индивидуальной стоимостью, меньшей, чем общественная, а продают их по общественной стоимости. Следовательно, он получает дополнительную прибыль. Это стимулирует его к дальнейшей работе по совершенствованию своего производства и способствует развитию производительных сил общества.  
Таким образом, закон стоимости через стимулирование развития производительных сил и дифференциацию товаропроизводителей создает необходимые условия для перерастания простого товарного производства в капиталистическое, для дальнейшего развития товарно-денежных отношений и рыночного хозяйства.  
Сторонники «теории предельной полезности» утверждают, сто если товар продается на рынке, то это происходит не потому, что кто-то расценил затраты труда на производство труда, а потому, что данный товар обладает для покупателя полезным эффектом. Соответственно стоимость (ценность) не может быть свойством объективно присущим вещи. Ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя. Именно его субъективные оценки и придают произведенному благу свойства стоимости. Сторонники этой теории противопоставляют стоимости категории полезности и ценности, выражающие отношение человека к вещи. При этом ценность товара они связывают с редкостью блага или величиной его запаса. Отсюда был сделан вывод, что, ценность блага определяется полезностью «предельного» экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность индивида. Полезность последнего количества используемой потребительной стоимости называется предельной полезностью. Сумма полезностей всего количества данной потребительной стоимости называется общей полезностью. Она равна предельной полезности, умноженной на количество данного товара. В итоге сформулирован «Закон убывающей предельной полезности». «Закон предельной полезности» - по мере увеличения количества потребляемого блага, его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение  
Деньги - это товар, на который можно обменять любой другой товар. Следовательно, деньги обладают способностью обмениваться на все другие товары и удовлетворять любые потребности их владельцев. Появление денег разделило, раздвоило весь товарный мир на товары и деньги: теперь товары олицетворяют потребительную стоимость, а деньги – меновую стоимость. Деньги приобретают самостоятельность, а стоимость всех товаров получает единственную форму выражения – через деньги. Особенностью денег в современных условиях является то, что сегодня в мире нет чеканки золотых монет, цены на золото не влияют на цены товаров, золото не образует масштабы цен денежных единиц. Товары «идеально» приравниваются не к золоту, а к бумажным деньгам, связь которых с золотом прервана. Золото перестало быть деньгами, в то же время место золота не занял какой-либо товар, имеющий собственную стоимость.  
Бумажные деньги вводятся государственной властью, которая придает им принудительный курс. Поэтому выпуск денег сверх потребностей товарооборота означает их обесценение, инфляцию. Следовательно, большое значение имеет проблема определения необходимого для обращения количества денег.  
Центральный банк должен ограничивать предложение денег и делать их доступность ограниченной. Если деньги перестанут обладать свойством относительной редкости, то ценность их будет падать, пока не исчезнет совсем.  
Какую бы форму ни носили используемые обществом деньги, их функции остаются все теми же, а главная задача – управление денежным хозяйством страны – сводится к поддержанию доверия граждан к национальной денежной единице ( в России – рублю).  

 

Список использованной литературы  
1. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. И.П. Николаевой. Гл.2.- М.: Финстатинформ, 1997.  
2. Курс экономической теории: учебник – 4-е дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2000г. – 752 с.  
3. Носова С.С/Экономическая теория: учеб. для студ. высш. заведений. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 520 с.  
4. Липсиц И.В./ Введение в экономику и бизнес ( Экономика для неэкономистов): Учебн. для средн. спец. учебн. заведений. – 4-е изд., испр. – М.: Вита-Пресс, 2002. – 208 с.


Информация о работе Этапы развития товарного производства