Теория предельной полезности и поведение потребителя .Правило максимизации полезности и равновесия хозяйства в потреблении.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Впервые теории предельной полезности благ как меры ценности благ и основания цен появились в 1870-х гг. практически одновременно в Австрии (К. Менгер), Англии (У. Джевонс) и Швейцарии (Л. Вальрас). В противовес теории стоимости, теория полезности (в том виде, как она разрабатывалась в тот период) основывалась на субъективных оценках стоимости благ. Ключевое значение в ценообразовании отводилось полезности (а не затратам труда). Центром исследования, главным объектом, на который было направлено внимание ученых, стал рынок, спрос и предложение, определяющие их силы. В течение последующих десятилетий теория предельной полезности претерпела значительные изменения, многие ее важнейшие положения были усовершенствованы и развиты далее, особенно в части приложения математического аппарата, который помогал совершенствовать и содержательные определения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теория предельной полезности………….…………………………………… 4
2.Революция в теории стоимости………………………………………………. 5
3.Предельная полезность как революционная идея в теории стоимости...….. 9
4.Парадокс Смита……………………………………………………...……..… 11
5.Ценность и предельная полезность…………………………………………..13
6.Стоимость – общественное явление…………………………………………14
7.Закон убывающей предельной полезности……..……………………..…….15
8.Измерение величины полезности ……….…………………………………...17
9.Максимизация общей полезности…..………………………………..……..19
10.Принцип равенства предельной нормы замещения………….………….... 21
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы…………….…………………………………………..……27

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 43.12 Кб (Скачать файл)

Если потребление  остальных товаров не меняется, то по мере насыщения потребности в  товаре А удовлетворение от потребления последующей единицы этого товара падает, т.е. предельная полезность каждой последующей единицы товара А снижается. Данная устойчивая и постоянно повторяющаяся взаимосвязь и взаимозависимость экономических явлений получила название закона убывающей предельной полезности. Первоначально данный закон был сформулирован как закон насыщения потребностей Г.Госсеном (1854). В экономической литературе он получил название Первого закона Госсена.

 Для большинства  товаров этот закон действует  со второй или третьей единицы  товара, т.е. по мере приобретения  очередных единиц данных товаров  их предельные полезности начинают  снижаться. В отдельных случаях  на начальных этапах потребления  какого-то товара предельная полезность  может возрастать. Например, в жаркий  день удовлетворение, получаемое  от второго стакана воды, как  исключение, может превосходить  удовлетворение от первого. Но  возникает вопрос: как же так,  человек каждый день ест хлеб, но не чувствует, чтобы по  мере его потребления степень  удовлетворения хлебом падала? Ошибочность  такого взгляда состоит в том,  что здесь неверно определен  объект оценки: нас интересует  полезность хлеба, потребленного  за день, т.е. его общая дневная  полезность, а не полезность хлеба  вообще. О предельной полезности  можно будет вести речь только  в том случае, если изменится  дневное потребление хлеба, т.е.  общая дневная полезность изменится.  Например, если Вы потребляете  200 г хлеба в день, то можно  утверждать, что увеличение дневной  нормы на 100 г (с 200 до 300 г) принесет  меньшее удовлетворение, чем предыдущее  повышение (со 100 г до 200 г). 
 
 
 
 
 
 
 

8. Измерение величины полезности

Все точки  зрения по поводу измерения полезности можно объединить в две группы. Одни экономисты используют так называемый кардиналистский подход. Они пытаются ввести различные количественные единицы измерения полезности – денежные, специальные, например, ютиль (от англ. «utility» — полезность). Другие экономисты используют ординалистский подход (от нем. Diе Ordnung – порядок). Они полагают, что поскольку категория предельной полезности носит сугубо субъективный характер, т.е. для каждого отдельного потребителя полезность любого товара теоретически всегда индивидуальна, то ее невозможно измерить. С их точки зрения, целесообразно ввести «ординальную, т.е. порядковую» величину полезности, с помощью которой можно выяснить, уменьшилась или увеличилась степень удовлетворения потребности. Полезность обладает свойством порядковой измеримости, когда альтернативные товары могут быть ранжированы. Выбирая, потребитель присваивает первый ранг товару с большей для него полезностью. Затем идет второй, третий и другие ранги. Рассмотрим пример количественного измерения полезности в единицах, которые называются «ютили». Для количественного измерения полезности предполагается, что каждый потребитель имеет в своей голове некий измеритель полезности – «пользометр», который позволяет измерить, насколько потребитель удовлетворен. В табл.1 представлена предельная полезность яблок для потребителя X. Совокупная полезность определяется сложением совокупной полезности первой единицы (далее второй и т.д.) и предельной полезности следующей единицы.

Попытки кардиналистов решить вопрос об измерении предельных полезностей имели мало успеха. В теории предельной полезности XX в., сделавшей своим основным содержанием проблему выбора потребителя, преобладающим стал ординалистский подход. Одним из его основоположников является итальянский экономист В.Парето.

В.Парето (1848—1923) исследовал проблему предельной полезности с иных позиций, чем представители  австрийской школы и ранние экономисты-математики. Он рассматривал предельную полезность не как единственное основание цен, а как лишь один из факторов, который  через свое влияние на спрос воздействует и на изменение цен. В учение о  предельной полезности Парето ввел ряд  новых моментов. Если А. Маршалл считал еще возможным измерение предельных полезностей, то Парето выдвинул тезис  о невозможности абсолютных измерений  предельной полезности и предложил  перейти к оценке предпочтений одних  товаров по сравнению с другими (или одних комбинаций товаров  по сравнению с другими комбинациями товаров), выводимых из эмпирических фактов товарного обмена. В качестве орудия такого анализа им были предложены кривые безразличия.

Широкое распространение  идеи ординализма получили после появления работ английского экономиста Дж.Хикса – «Стоимость и капитал» (1939) и «Ревизия теории спроса» (1956). Дж.Хикс, подобно В.Парето, считал необходимым отказаться от абсолютного измерения предельных полезностей и сконцентрировать внимание на предпочтении одних товаров другим. В.Парето и Дж.Хикс исходили из наличия у потребителя определенной субъективной шкалы предпочтений. В случае с двумя товарами эти предпочтения принимают форму кривых безразличия. 
 
 

9.Максимизация общей полезности

 Правило  максимизации полезности

Денежный  доход индивида ограничен. Поэтому  потребитель будет соизмерять полезность покупаемой продукции и свой бюджет. Задача потребителя – найти такую  комбинацию продуктов, которая в  рамках бюджета обеспечивала бы для  него максимальную полезность. На выбор  потребителя влияет не только величина предельной (добавочной) полезности, содержащейся в следующих единицах, например, продукта А, но и от скольких долларов (следовательно, от скольких единиц альтернативного товара В) ему придется отказаться ради приобретения этих дополнительных единиц товара А. Например, вы предпочитаете посещение кафе с предельной полезностью в 36 ютилей просмотру кинофильма, предельная полезность которого для вас составляет 24 ютили. Но если посещение кафе стоит 12 долл., а билет в кино – 6 долл., то выбор будет сделан в пользу кино. Почему? Потому что предельная полезность в расчете на затраченный доллар составит 4 ютили в случае просмотра кино (4=24:6) и лишь 3 ютили в случае посещения кафе (3=36:12). Вывод: чтобы добавочные (предельные) полезности товаров, продаваемых по разным ценам, были сравнимы между собой, необходимо рассматривать предельные полезности в расчете на один затраченный доллар. Отношение МU/P показывает величину предельной полезности в расчете на 1 долл. В какой последовательности и в какой комбинации должен купить потребитель товары А и В, чтобы максимально полезно использовать свои 10 долл.? Сначала следует потратить 2 долл. на покупку товара В, так как первая его единица имеет предельную полезность в расчете на 1 долл. 12 ютилей. Затем первую единицу А и вторую В. Итак, 5 долл. мы уже потратили. Смотрим дальше. Покупаем третью единицу товара В (предельная полезность на 1 долл. = 9). На оставшиеся 3 долл. покупаем вторую единицу товара А (предельная полезность на 1 долл. = 8) и четвертую товара В (предельная полезность на 1 долл. = тоже 8). Комбинация товаров, максимизирующая полезность для данного потребителя, достигается при покупке 2 единиц товара А и четырех единиц товара В.

 Потребитель  максимизирует полезность путем  выбора такого потребительского  набора, удовлетворяющего бюджетному  ограничению, при котором отношения  предельной полезности к цене  одинаковы для всех благ. Это  и есть оптимальный набор продуктов.

Максимальная  полезность при покупке продуктов  достигается в том случае, если бюджет будет распределен таким  образом, что каждый последний доллар, затраченный на приобретение каждого  вида продуктов, принесет одинаковую предельную (добавочную) полезность.

Правило максимизации полезности может быть представлено в виде формулы:

Введем обозначения: цены товаров – Рx, Рy, Pz; предельные полезности товаров – MUx, МUy, МUz.

Тогда правило  максимизации примет вид:

 Максимизация  полезности и благосостояние

Весомый вклад  в решение проблемы измерения  и максимизации полезности внес А.Маршалл. Теория благосостояния Маршалла, предполагая  постоянную предельную полезность денег, позволила измерить полезность благ с точностью до общего множителя, что воплощено в известном  правиле максимизации полезности. В  «Математическом приложении П» к своим «Принципам экономической науки» Маршалл характеризует условия равновесия при потреблении товара х как МUx = Рx * МUn. В применении ко всем товарам это дает закон равенства отношений предельных полезностей к ценам: МUn – Маршалл называет предельной полезностью денег, придавая деньгам роль общего множителя, делающего предельные полезности сравнимыми.

Принцип максимизации, используемый для анализа поведения  потребителя при распределении  определенного дохода во время покупок, применялся и в других экономических  концепциях, поскольку имеются общий  принцип и методы анализа. Общий  принцип – это упорядоченный  перебор ряда допустимых состояний, выражаемый соответствующими значениями максимизируемого показателя. Этот показатель может быть полезностью, прибылью или продуктом в натуральном выражении. Оптимальное состояние достигается при максимально возможном значении данного показателя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10. Принцип равенства предельной нормы замещения

Общим является и основной метод анализа –  это метод уравнивания предельных значений: если определенное количество чего-либо распределяется между несколькими  конкурирующими способами применения, то среди возможных распределений  существует некоторое «эффективное», когда каждая единица делимого распределена так, что выгода перемещения ее к  одному из способов будет в точности равна потерям из-за отвлечения ее от другого способа. Относим ли мы это к распределению фиксированного дохода между некоторым числом потребительских благ или фиксированных выплат между некоторым числом производственных факторов, или данного количества времени между трудом и досугом, - метод везде остается одним и тем же. Кроме того, одним из условий достижения максимизации при решении проблемы распределения является действие закона убывающей отдачи (в том числе и полезности) единиц делимой величины при передаче их одному-единственному способу потребления.

В теории поведения  потребителя оптимальное состояние  достигается, когда потребитель  распределил свой доход при покупке  таким образом, чтобы уравнялись предельные полезности каждого доллара; закон убывающей предельной полезности обеспечивает существование такого оптимума. На уровне фирмы оптимальный  результат достигается, когда уравнены предельные физические продукты на каждый доллар стоимостной оценки фактора  производства. И закон убывающего предельного продукта играет ту же роль. Оба примера представляют собой  практическое применение общего принципа, который можно назвать «принципом равенства предельной нормы замещения».

Людьми ценятся  самые различные материальные и  духовные блага и услуги не в результате того, что на их производство затрачен общественно-необходимый труд, а потому, что эти блага имеют полезность. Да и сами затраты труда на производство тех или иных товаров осуществляются лишь потому, что люди испытывают потребность в определенных полезностях. Да и кем или чем определяется сама общественная необходимость в тех или иных затратах труда? Сказать просто – рынком – это, безусловно, верно, но неполно, слишком обще. По мнению сторонников теории предельной полезности, только полезность товара может придать затратам труда общественно-необходимый характер.

Теория предельной полезности расходится с другими  теориями (в частности, с трудовой теорией стоимости) на почве проблемы соизмерения разнородных потребительных стоимостей, или полезностей. Сама постановка этого вопроса в традиционной марксистской экономической науке  считается абсурдной. Что полезнее – яблоко или скрипка? Считается, что невозможность в рамках здравого смысла ответить на этот вопрос – самое  убедительное доказательство «вульгарности» теории предельной полезности. Конечно, в такой абстрактной постановке ответить на этот вопрос нельзя. Но в  каждом конкретном случае, при выработке  хозяйственных решений бизнесменом  или в процессе индивидуального  потребления сопоставление полезного  эффекта это постоянно происходит. Например, если человек страдает от недостатка витамина С, тяжело заболел, ответ на вопрос – что полезнее – яблоко или скрипка – вполне очевиден. Или, если в результате землетрясения разрушены многочисленные жилые кварталы, местные власти при обсуждении расходов своего бюджета не будут мучиться поиском ответа на вопрос: что полезнее – восстановление жилых домов или строительство оперного театра? Вообще, без сопоставления потребностей, без оценки полезного эффекта тех или иных материальных и духовных благ каждый раз, когда требуется принятие хозяйственного решения, никакая экономическая деятельность вообще была бы невозможна.

При этом сама проблема поиска единицы измерения  полезности вызывала оживленную полемику в среде сторонников теории предельной полезности. В каких единицах измерить полезный эффект? В зависимости от ответа на этот вопрос маржиналисты разделились на два «лагеря» – ординалистов и кардиналистов. Обратимся к краткой характеристике проблемы стоимости в концепции теории предельной полезности. Ученые, разработавшие эту теорию — У. Джевонс, А. Маршалл (Великобритания), Е. Бем-Баверк, К. Менгер, Ф. Визер (Австрия), Л. Вальрас (Швейцария), В. Парето (Италия) и другие, в основном создавали свои труды в конце XIX – начале XX вв.

Сторонники  теорий предельной полезности «стоимости», как объективному воплощению труда  в товарах, противопоставляют категории  полезности и субъективной ценности, выражающие отношение человека и  вещи, независимо от социально-экономических  отношений. При этом субъективную ценность связывают с редкостью блага, т.е. с величиной его запаса. «Ценность  предполагает, - писал Е. Бем-Баверк, - именно ограниченность количества вещей, отсутствие ценности предполагает избыток их» (Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ). Представители теории предельной полезности, выводя ценность из полезности, считают, необходимым выделить два вида полезности: а) абстрактную, или родовую полезность, т.е. способность блага удовлетворять какую-либо потребность людей; б) конкретную полезность, которая означает субъективную оценку полезности данного экземпляра этого блага. Эта субъективная оценка зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем.

Очевидно, что  покупатель приобретает товар ради его потребительной стоимости, потому что этот товар обладает полезностью  и необходим ему для удовлетворения его потребностей. Это общее и  совершенно бесспорное положение не дает нам почти ничего для понимания  поведения покупателя на рынке, если не рассмотрим некоторые закономерности самого процесса потребления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

В ходе написания  данной работы были сделаны следующие  выводы. Возникновение теории потребительского поведения было связано с работами маржиналистов, так как одним из главных положений маржинализма является принцип экономического человека. Теория потребительского поведения исследует совокупность принципов и закономерностей, руководствуясь которыми каждый человек формирует и реализует свой набор потребления различных благ, руководствуясь наиболее полным удовлетворением своих потребностей. Данная теория связана с понятиями общей полезности (то есть суммарной пользы от определенного количества блага) и предельной полезности (степени удовлетворения потребности при возрастании количества блага).

Информация о работе Теория предельной полезности и поведение потребителя .Правило максимизации полезности и равновесия хозяйства в потреблении.