Теория предельной полезности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 09:58, реферат

Краткое описание

В работе рассмотрен процесс зарождения данной концепции, этапы развития и совершенствования, основные принципы и суть теории, возможности применения. Также приведены некоторые экономические принципы, теории и понятия, возникновение которых обусловлено появлением и развитием теории предельной полезности, а также связанные с ней. Подробнее рассмотрено и само маржиналистское учение, история его возникновения, роль в развитии экономической науки, вопросы и противоречия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…….2
1. Теория предельной полезности ………………………………………...3
1.1. Теория предельной полезности: исторический аспект………...3
1.2. Предельная полезность…………………………………………..5
1.3. Функция полезности……………………………………………...7
2. Теория предельной полезности в современный период………………9
Заключение ……………………………………………………………..12 Список литературы……………………………………………………..13

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная эт.docx

— 38.27 Кб (Скачать файл)

Содержание

          Введение…………………………………………………………………..…….2                                                                                              

  1. Теория предельной полезности ………………………………………...3
    1. Теория предельной полезности: исторический аспект………...3
    2. Предельная полезность…………………………………………..5
    3. Функция полезности……………………………………………...7
  2. Теория предельной полезности в современный период………………9                                   Заключение ……………………………………………………………..12                                                                                                         Список литературы……………………………………………………..13                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Теория предельной полезности является частью учения, получившего  название «маржинализм» (marginal – англ. – предельный). Ключевая идея маржиналистского подхода состояла в следующем: стоимость (ценность) товара определяется не затратами  труда на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю. Такой подход противоречил традиционным представлениям классической школы, так как признавал приоритет  конечных результатов функционирования экономики. Учение основывалось на следующих  основных принципах:

  1. использование нового принципа оценки благ – на основе их субъективной полезности для конкретного потребителя;
  2. использование нового принципа предельности, т.е. переход от анализа совокупных средних величин к анализу предельных (дополнительных);
  3. применение в экономической теории математических методов.

Далее рассмотрен процесс зарождения данной концепции, этапы развития и совершенствования, основные принципы и суть теории, возможности  применения. Также приведены некоторые  экономические принципы, теории и  понятия, возникновение которых  обусловлено появлением и развитием  теории предельной полезности, а также  связанные с ней. Подробнее рассмотрено  и само маржиналистское учение, история  его возникновения, роль в развитии экономической науки, вопросы и  противоречия.

 

 

 

 

 

  1. Теория предельной полезности
    1. Теория предельной полезности: исторический аспект

Теория предельной полезности была разработана представителями  так называемой «Австрийской школы», возникшей в 70-х годах XIX века. Это  время характеризовалось ростом капитализма и обострением его  противоречий. На основе растущей концентрации производства в 70-х годах начали возникать первые капиталистические  монополии. Австрийская школа оспаривала учение Маркса, а ее цель состояла в  том, чтобы в борьбе против марксизма  противопоставить ему теории, изображавшие капитализм вечным способом производства и отрицавшие противоречия между  пролетариатом и буржуазией.

До 70-х годов в Австрии  большое распространение имели  взгляды немецкой исторической школы, возникшей в 40-х годах XIX века. Однако «немцы» оказались не в состоянии  бороться с марксизмом, и фактически эта школа была разгромлена. Задачу теоретически победить марксизм взяли  на себя экономисты новой школы, которая  получила название австрийской (или  венской). Её основоположником был Карл Менгер (1840-1921), профессор Венского университета, опубликовавший в 1871 г. «Основания политической экономии», а в 1887 г. – «Исследования о методе социальных наук и политической экономии в особенности». Другой представитель австрийской школы - Фридрих Визер (1851-1926) развивал идеи Менгера в своих работах «Происхождение и основные законы хозяйственной ценности» (1884), «Естественная ценность» (1889), «Закон власти» (1926), но наиболее видным представителем этой школы стал Евгений Бем-Баверк (1851 - 1919) - профессор Венского университета, президент Австрийской академии наук и министр финансов Австрии. Основные труды Бем-Баверка – «Права и отношения, рассматриваемые с точки зрения народнохозяйственного учения о благах» (1881), «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886), «Естественная стоимость» (1889), «Капитал и прибыль» (1889) и др. В названных изданиях обстоятельно излагалась теория предельной полезности, характерная для австрийской школы. Если Менгер формулировал основные положения этой теории, описывая индивидуальные акты обмена, то Визер уже использовал принцип предельной полезности для оценки стоимости издержек производства, а Бем-Баверк, развивая идеи Менгера и Визера, дал наиболее развернутый вариант новой теории, дополнив её субъективистской концепцией процента.

Теория предельной полезности непосредственно противопоставлялась  марксистской трудовой стоимости, на которой  базируется теория прибавочной стоимости. Е. Бем-Баверк, указывая на железную логику «Капитала» К. Маркса, заявил, что для  опровержения марксизма в целом  достаточно показать несостоятельность  его учения о стоимости.

В целом учение Австрийской  школы характеризовалось субъективно-психологическим  подходом к объяснению экономических  явлений. Основным определяющим признаком  экономических явлений и процессов  считались психология хозяйствующих  субъектов, мотивы, которыми они руководствуются  в своей деятельности, а также  их субъективные оценки. Одним из методологических принципов теоретиков этой школы  являлся маржинализм. Он предполагает главенство потребления над производством. При этом само потребление рассматривается  вне всякой связи со всей совокупностью  производственных отношений. Все явления  и категории считаются измеримыми и исследуются в основном с  количественной стороны. Экономисты австрийской  школы главной задачей политэкономии  объявили изучение отношения человека к вещи или, иными словами, изучение отношения между потребностями  человека и средствами для их удовлетворения.

Законы общественной жизни  представители австрийской школы  выводили из исследования отношения  изолированного субъекта к окружающей его природе. Причем, "хозяйственного субъекта" рассматривали не исторически, а абстрагируясь от общественных отношений, независимо от характера  общественного строя.

    1. Предельная полезность

 

 Потребительские предпочтения можно  описать, используя концепции полезности и предельной полезности. В экономическом  анализе термин «полезность» используется для обозначения того удовольствия или удовлетворения, которое получают люди от потребления товаров или  услуг. Можно предложить еще одно определение. Полезность выражает степень  удовлетворения, получаемого субъектом  от потребления товара или выполнения какого-либо действия. Эта категория  включает и психологический компонент, потому что люди ощущают полезность, получая вещи, приносящие им удовлетворение, и, отказываясь от вещей, не доставляющих такого же удовольствия. Если от покупки  книги человек более счастлив, чем от приобретения буханки хлеба, то мы говорим, что книга имеет  для него большую полезность, чем  буханка хлеба. В экономическом  анализе полезность все же используется чаще всего для описания предпочтений при ранжировании наборов потребительских  благ и услуг[4].

Каждому набору потребительских товаров  можно установить некоторое число (количество) таким образом, что если набор А предпочтительнее набора В, то и число, соответствующее набору А, будет больше, чем для В. В  этом состоит функция полезности — упорядочивать выбираемые потребителем наборы (товары, услуги) по уровням удовлетворения потребностей. Функцию полезности удобнее  применять к анализу выбора при  трех и большем числе товаров. В этом случае выбор потребителя  может быть объяснен порядковым ранжированием уровней полезности. Информацию о выборе используется для того, чтобы сделать вывод об их предпочтениях и вкусах, но не о том, чтобы сказать, насколько один набор предпочтительнее другого.

Теперь нужно сделать следующий  шаг — найти способ описания ограничений, влияющих на множество тех возможностей, которыми располагают потребители. К их числу относятся все обстоятельства, которые не дают людям возможности  потреблять все, что они хотели бы потреблять. Такие ограничения, пределы  ставятся в первую очередь ценами, а также размерами потребительского бюджета. Хотя не исключены и пределы  нерыночного характера.

Числовые свойства функции полезности оказалось удобным использовать при принятии потребителями решений, имеющих приростной характер. Примером такого рода может послужить решение  получать ежемесячно дополнительно  по 1 единице товаров или услуг. В подобных случаях принято характеризовать  результаты того, что сделано в  большем или меньшем объеме понятием "предельный" (маржинальный). Таким  образом, предельная полезность представляет собой дополнительное, добавочное удовлетворение получаемое потребителем от дополнительной единицы блага. Например, предельная полезность, связанная с ростом потребления  от 0 до 15 единиц предметов потребления  может равняться 14, от 0 до 10 — 9.

По мере роста потребления товара или услуг процесс потребления  дает все меньше и меньше приращения полезности. Хотя достаточно очевидно, что с увеличением (до некоторого предела) количества вещей данного  вида, обладающих полезностью для  потребителя, возрастает их общая, суммарная  полезность, т.е. по мере роста объема потребляемых благ наблюдается приращение полезности. В то же время, отметим  еще раз, увеличение суммарной полезности с ростом количества благ подчинено определенной закономерности, проявляющейся в уменьшении, затухании общего эффекта по мере насыщения потребления благами и определяемой как убывающая предельная полезность (или снижающая предельная полезность). Данный принцип был сформулирован как экономический закон.

Согласно закону убывающей предельной полезности каждая последующая единица  потребляемого блага имеет предельную полезность ниже, чем предыдущая, т.е. дополнительный потребительский эффект, получаемый от увеличения благ на одну единицу ниже, чем эффект, полученный от предыдущей единицы.

Практическое значение закона убывающей  предельной полезности состоит прежде всего в том, что он позволяет  предсказать поведение покупателей  при выборе ими количества и набора приобретаемых и потребляемых благ. Принцип убывания предельной полезности можно применить в более сложной  ситуации, когда перед покупателем  стоит проблема выбора и потребления  нескольких благ. В этом случае, когда  предельная полезность, получаемая в  расчете на каждую единицу стоимости  одного блага, становится равна предельной полезности, получаемой в расчете  на каждую единицу стоимости другого  блага, достигается потребительское  равновесие. Это можно сформулировать иначе: отношение предельных полезностей  отдельных товаров к их ценам  равны. Таким образом:

Понятие потребительской полезности товара является основой при конструировании  так называемой функции полезности потребления. Данная функция описывает  зависимость совокупной потребительской  полезности набора товаров от количества товаров, приобретаемых в течение  некоторого периода времени. Это  функция многих переменных.

    1. Фу́нкция поле́зности

Функция полезности — экономическая модель для определения предпочтений экономических субъектов. Основополагающим условием концепта функции полезности является рациональное поведение потребителя, выражающееся в выборе из многочисленных альтернатив именно тех, которые выводят его на более высокий уровень полезности. В микроэкономике концепт функции полезности служит для объяснения поведения потребителей и производителей, в то время как в макроэкономике им пользуются для изображения предпочтений государственных интересов. Первая производная функции полезности по количеству определённого блага

называется предельной полезностью этого блага. Предельная полезность выражает, сколько дополнительной полезности приносит дополнительная единица блага . Предельная полезность, равная 0, означает достижение насыщенности.

Большинство функций полезности, рассматриваемых в экономике, имеют  отрицательную вторую производную  — закон убывающей предельной полезности.

Функция полезности может  быть использована для определения  спроса потребителя через решение задачи о максимизации полезности. Полученное решение носит название маршалловского спроса.

 

 

 

  1. Теория предельной полезности в современный период

В современной экономике  несопоставимость факторов спроса и  предложения существенно усилилась. На стороне предложения стоят  мощные транснациональные компании и торговые сете, фактически формирующие  стиль жизни большинства населения, а на стороне спроса – отдельные  индивидуумы в лучшем случае объединенные в союзы потребителей, влияние  которых на сторону предложения  едва ощутимо.

Таким образом, цену равновесия (естественную цену) лежащую на пересечении  кривых спроса и предложения надо рассматривать как чистую абстракцию, имеющую весьма отдаленное отношение  к реальному механизму рыночного  ценообразования.

В XX веке теория предельной полезности сосредоточила большое  внимание на разработке теории выбора отдельного потребителя. В этот период были разработаны экономико-математические модели, позволяющие практически  изучать динамику и структуру  потребительского спроса, как по отдельным  товарам, так и в агрегированном виде. В качестве важных элементов  этих моделей используются коэффициенты эластичности спроса по ценам (включая  и коэффициенты перекрестной эластичности) и коэффициенты эластичности спроса по доходам. Указанные модели, сосредотачиваясь в основном на анализе поведения  субъектов рынка, отражают процесс  их приспособления к рынку; анализируют, как формируются спрос, предложение  и рыночные цены на отдельные товары при тех или иных предпосылках, фиксируют взаимосвязи цен на разные товары. Развитые теорией предельной полезности подходы в качестве общей  идеологии могут как-то использоваться в товароведении и маркетинге. При этом центральным вопросом здесь  по-прежнему остается адекватность моделей, используемых теорией предельной полезности, поведению реального потребителя на рынке. Не следует забывать также, что теория предельной полезности  в ее современных трактовках не дает ответа на вопрос об объективной основе стоимости, не выводит на выяснение сущности денег, цен, доходов. Большинство ее выводов невозможно подтвердить фактами, поскольку в основу цены заложена субъективная величина, не поддающаяся объективному измерению.

Информация о работе Теория предельной полезности