Теория потребительского выбора и рыночный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:00, контрольная работа

Краткое описание

Для более четкого изложения проблемы потребительского выбора и способы максимизации полезности необходимо выделить некоторые ключевые моменты, входящие в понятие и оказывающие огромное влияние на предпочтения потребителя: модель поведения потребителя, особенности потребительского спроса, условия равновесия потребителя, бюджетное ограничение потребителя, правило максимизации полезности; полезность как основа выбора потребителя.

Содержание

Введение 3
Полезность продукта и проблемы ее измерения 5
Количественный подход (кардиналистский) к измерению полезности 5
Порядковый (ординалистский) подход 9
Излишек потребителя и производителя 11
Кривые безразличия и бюджетное ограничение 13
Бюджетное ограничение потребителя 15
Оптимум потребителя 17
Кривая Энгеля 18
Эффект замены и эффект дохода. Уравнение Слуцкого и Хикса 20
Заключение 28
Литература 29

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по теме_ «теория потребительского выбора и ры.docx

— 1.68 Мб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

государственное образовательное учреждение высшего профессионально образования Южно-Уральского государственного университета

Кафедра экономической теории и мировой экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по теме:

«ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА И РЫНОЧНЫЙ СПРОС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы ЭиУ 102 Замятин С.Н.

Проверил: Строгонов И.Д.

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск - 2010

 

План

  
Введение

 

Современная экономическая теория исходит из того, что потребитель - “высшая и последняя инстанция” рыночной экономики, поскольку только он, в конечном итоге, оценивает результаты труда производителя, голосуя “за” или “против” выпущенных товаров.

Чем же руководствуется потребитель, распределяя свой денежный доход между различными товарами и услугами, которые он может купить? В данной работе будет дано более глубокое объяснение закона спроса. Также попытаемся разобраться, каким образом потребители распределяют свои денежные доходы на покупку различных товаров и услуг. Почему потребитель приобретает какой-то определенный набор товаров, а не любой другой, который можно было бы составить из имеющихся на рынке товаров?

В данной контрольной работе анализируются проблемы, с которыми сталкивается потребитель, выбирая тот или иной товар.

Ведь перед каждым потребителем стоят три вопроса:

1.Что купить?

2.Сколько стоит?

3.Хватит ли денег, что бы осуществить  покупку?

Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи, что бы ответить на второй - исследовать цену, что бы решить третий вопрос - определить доход потребителя. Эти три нюанса и составляют проблему потребительского поведения, чьей целью является максимизация того или иного блага.

Для более четкого изложения проблемы потребительского выбора и способы максимизации полезности необходимо выделить некоторые ключевые моменты, входящие в понятие и оказывающие огромное влияние на предпочтения потребителя: модель поведения потребителя, особенности потребительского спроса, условия равновесия потребителя, бюджетное ограничение потребителя, правило максимизации полезности; полезность как основа выбора потребителя.

Изучение основных моментов беспрекословно связанных с потребительским выбором и распределением его желаний и потребностей помогает глубже раскрыть данную тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полезность продукта и проблемы ее измерения

 

Термин «полезность» был введен английским философом И.Бентамом. «Под принципом пользы, - писал он, - понимается тот принцип, который одобряет или не одобряет какое бы то ни было действие, смотря по тому, имеет ли оно (как нам кажется) стремление увеличить или уменьшить счастье той стороны, об интересе которой идет дело, или, говоря то же самое другими словами, содействовать или препятствовать этому счастью». 

Полезность – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Полезность товара или услуги – это удовлетворение или удовольствие, которое получает от них тот, кто их потребляет. Необходимо выделить три особенности.

  1. «Полезность» или «польза» не являются синонимами. Возможно, картина Казимира Малевича с практической точки зрения совершенно бесполезна, однако для знатоков и ценителей искусства она обладает огромной полезностью.
  2. Полезность – понятие субъективное. Полезность одного и того же конкретного продукта для разных людей совершенно различна.
  3. Именно из-за субъективного характера полезности ее чрезвычайно трудно оценить количественно.

 

Количественный подход (кардиналистский)  к измерению полезности

 

Кардиналистскую теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834-1910) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ.

Полезность в теории потребления выступает, прежде всего, не как объективное свойство вещи, а как субъективное отношение людей к товарам. При этом полезность от потребления зависит лишь от количества потребляемых единиц данного товара.

Основами кардиналистской концепции являются два постулата:

1.      Спрос определяется полезностью

2.      Полезность имеет абсолютное измерение.

Количественная теория стремится измерить полезность в условных единицах полезности “ютилы” (от англ. utility – полезность). Сторонники этой теории стремились измерить полезность подобно весу, расстоянию и т.д. Они выделяли общую и предельную полезность:

Общая полезность (TU) – это совокупная полезность всех потребляемых благ.

Предельная полезность (MU) – это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на 1 единицу:

MU =


Общая полезность увеличивается при увеличении количества потребительских благ. Графически это выглядит так:

TU


 

 

 

 

 

 

 

 


      0                             Q1   Q2   Q3                                                                               Qn

                                 Рис. 1 Увеличение общей полезности

 

Увеличение количества потребляемого товара увеличивает меру насыщения, поэтому каждая дополнительная единица блага приносит всё меньше полезности по сравнению с предыдущей. Предельная полезность обратно пропорциональная объему потребляемых благ. (рис. 2)

              MU


 

 

 

 

 

 

           0                          Q

Рис. 2 Убывающая предельная полезность

 

Принцип (закон) убывающей полезности нередко называют первым законом Госсена, по имени немецкого экономиста Г. Госсена (1810-1859), сформулировавшего его в 1854 г. Данный закон заключает в себе два положения.

Первое утверждает убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе обеспечивается полное насыщение данным благом.

Второе положение утверждает убывание полезности первых единиц блага при повторных актах потребления.

Т.к. предельная полезность сокращается, то увеличение покупок приносит всё меньшее и меньшее удовлетворения. Следовательно, покупатель будет наращивать потребление только при условии снижающейся цены за дополнительные единицы товара. Поэтому кривая предельной полезности, подобно кривой спроса, имеет отрицательный наклон и ту же конфигурацию.

Каждый потребитель исключительно рационален (наибольший эффект при наименьших затратах) и приобретая товары стремится повысить общую полезность потребляемых благ. Это достижимо лишь при соблюдении правила максимизации общей (интегральной) полезности: потребитель достигает максимального удовлетворения, если предельные полезности приобретаемых благ в расчете на одну денежную единицу оказываются одинаковыми. Рассмотрим конкретный пример. Пусть бюджет составляет 350 рублей. Цена товара A – 50 руб., цена товара В – 100 руб. Составим таблицу предельной полезности:

Таблица 1. Изменение предельной полезности двух товаров

Количество товара, шт.

Товар А (цена – 50 руб.)

Товар В (цена – 100 руб.)

MU, ютиль

MU на 1 руб.

MU, ютиль

MU на 1 рубль

1

5

5/50=0,1

9

9/100=0,09

2

4

4/50=0,08

6

6/100=0,06

3

3

3/50=0,06

5

5/100=0,05

4

2

2/50=0,04

3

3/100=0,03

5

1

1/50=0,02

1

1/100=0,01


 

Равная полезности на рубль цены для товаров А и В – 0,06, значит оптимальное сочетание – 3 ед. товара А и 2 единицы товара В.

Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий предельную полезность на единицу цены в условиях ограниченности данного дохода.

Второй закон Госсена гласит: максимум полезности обеспечивает такая структура покупок, при которой отношение предельной полезности блага к его цене одинаково для всех благ:

=
=…=

Однако возникают вопросы: как это может сделать отдельный потребитель, и в чём значение или даже смысл таких измерений, если они не совпадают, так как у каждого потребителя своя шкала предпочтений. И чему равна условная единица? Основоположники этой теории понимали, что категория полезности субъективна и не годиться даже приблизительному количественному  измерению.  Но они надеялись, что развитие теории и накопление фактов со временем поможет преодолеть эту принципиальную трудность. Однако произошло нечто прямо противоположное. Итальянский экономист Вильфредо Парето (1848—1923) доказал, что количественно измерить полезность невозможно, даже при наличии большого числа фактов.

 

     Порядковый (ординалистский) подход

 

Существенный вклад в разработку этого подхода внесли английский экономист и статистик Ф. Эджуорт (1845-1926), итало-швейцарский социолог и экономист В. Парето (1848-1923), американский экономист и статистик  И. Фишер (1867-1947). В 30-х гг. XX в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму и по настоящее время остается наиболее распространенной. Эти ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной, а относительной шкалы, показывающей предпочтения потребителя. При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ.

Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й набор — меньшее удовлетворение и т. д. Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. Иными словами, с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого.

Ординалистская (порядковая) полезность - субъективная полезность (удовлетворение), которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.

Ординалистская теория полезности основана на нескольких аксиомах. Заметим, что среди экономистов нет единства относительно количества и названия аксиом. Одни авторы называют четыре аксиомы, другие — три аксиомы. Выделим следующие аксиомы.

1.  Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой  из двух наборов благ лучше  другого, или признать их равноценными.

2. Аксиома транзитивности предпочтений потребителя означает,  что для принятия определенного решения и его осуществления  потребитель должен последовательно переносить предпочтения  с одних благ и их наборов на другие.

3. Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя.

Основным рабочим понятием ординалистской (порядковой) теории полезности считается предельная норма замещения (МRS).

Предельная норма замещения (МRS) показывает, от скольких единиц одного блага потребитель должен отказаться, чтобы приобрести дополнительную единицу другого блага. Иными словами, это соотношение предельной полезности двух благ.

Предельная норма замещения измеряет желание обменять одно благо на каждую единицу другого, при этом не приобретая и не теряя полезность. Предельная норма замещения представляет собой норму, в соответствии с которой одно благо может быть замещено другим без выигрыша или потери для удовлетворения потребителя.

Если на оси абсцисс мы отложим количество единиц блага Х, а на оси ординат – количество единиц блага Y, то отношение – ∆Y/∆Х характеризует предельную норму замещения Y на Х. (рис):

 MRSxy=

,

Рис. 3 Предельная норма замещения Y на X

 

Значения предельной нормы замещения всегда отрицательны, так как увеличение количества приобретенных единиц одного блага предполагает уменьшение потребления другого, т. е. имеются разные знаки. Поскольку выпуклость кривой безразличия направлена вниз, к началу координат, то предельная норма замещения чаще всего уменьшается по мере увеличения потребления одного блага вместо другого. Это явление называют уменьшающейся предельной нормой замещения.

                               Излишек потребителя и производителя

            Излишек потребителя - дополнительная выгода или дополнительная полезность, получаемая потребителем благодаря тому, что цена покупаемого им товара или услуги оказалась ниже того максимума, который он готов был заплатить. Рассмотрим это теоретическое положение на примере. Кривая спроса D показывает максимальную цену, которую потребитель готов заплатить за конкретное количество товара. Если рыночная цена составляет Р1, то потребитель готов купить Q1 единиц товара. Излишек потребителя представлен треугольником а, являющимся разностью между рыночной ценой, по которой он приобрел товар, и максимальной ценой, по которой он был бы готов приобрести товар, ограниченной кривой спроса D.

Информация о работе Теория потребительского выбора и рыночный спрос